Н. Ю. Вельц, И. В. Ерошкина, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. Ю. Вельц, И. В. Ерошкина,



И. Г. Климова, В. А. Старков

РУКОВОДСТВО К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ

И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ»

 

Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ

в качестве учебно-методического пособия

 

 

 

 

 


Орск 2006

УДК 378 ББК 74.262.8 р     Р84

Научный редактор

Т. Е. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент

(Орский гуманитарно-технологический институт)

Рецензенты:

Г. В. Ни, доктор биологических наук, профессор,

И. В. Быстров, кандидат биологических наук, доцент

(ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»)

 

 

Р84  Вельц, Н. Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности       «Биология»: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Ю. Вельц,

И. В. Ерошкина, И. Г. Климова, В. А. Старков. – Орск: Издательство ОГТИ, 2006. – 95 с. – ISBN 5-8424-0282-3.

 

ISBN 5-8424-0282-3

©   Вельц Н. Ю., 2006

©   Ерошкина И. В., 2006

©   Климова И. Г, 2006

©   Старков В. А., 2006

©   Издательство ОГТИ, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка …………………………………………….. 5
Глава 1. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента …….   6
1.1 Типы и виды учебных исследований ……………………. 8
1.2 Выбор темы ………………………………………………… 10
Глава 2. Организация исследования ……………………………… 13
2.1 Стратегия исследования ………………………………….. 13
2.2 Исследования биологических объектов …………………. 20
2.2.1 Ботаника ……………………………………………... 20
2.2.2 Зоология беспозвоночных ………………………….. 23
2.2.3 Зоология позвоночных ……………………………… 28
2.2.4 Человек ………………………………………………. 30
2.3 Постановка методологических исследований …………… 32
2.4 Методы биологических и психолого-педагогических исследований ………………………………………………………..   37
2.4.1 Методы изучения видового состава биологических объектов ……………………………………………………………..   37
2.4.2Методы изучения пространственного размещения биологических объектов ……………………………………………   38
2.4.3Методы изучения экологии биологических объектов ……………………………………………………………..   39
2.4.4 Наблюдение …………………………………………. 39
2.4.5 Эксперимент ………………………………………… 40
2.4.6 Технология обобщения педагогического опыта ….. 42
2.5 Обработка данных и получение статистических оценок.. 43
2.6 Представление полученных результатов в виде графического материала ……………………………………………   55
Глава 3. Работа с научной литературой …………………………... 60
3.1 Информационное обеспечение исследования …………… 60
3.2 Конспектирование источников …………………………… 62
3.3 Методы обработки содержания научных текстов ………. 64
3.4 Понятийно-терминологическое обеспечение исследования ………………………………………………………..   69
Глава 4. Структура и оформление курсовой и выпускной квалификационной работ ………………………………………….   70
4.1 Структура курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………   70
4.2 Оформление курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………   74
Глава 5. Защита курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………   81
Список литературы ………………………………………………… 84
Приложение 1. Образец задания по курсовой работе …………… 86
Приложение 2. Образец оформления обложки ………………….. 87
Приложение 3. Образец оформления титульного листа ………… 88
Приложение 4. УДК, ББК по основным дисциплинам ………….. 8
Приложение 5. Образец оформления реферата ………………….. 90
Приложение 6. Образец оформления содержания ………………. 91
Приложение 7. Схема написания введения ……………………… 92
Приложение 8. Образец бланка отзыва о курсовой работе …….. 95

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ разработано для студентов очного отделения естественнонаучного факультета, обучающихся по специальности «Биология», а также педагогов, занятых в системе переподготовки и повышения квалификации.

Учебно-исследовательская деятельность студентов, обучающихся по данной специальности, организация исследования по различным разделам биологии, обработка полученных результатов имеют свои особенности и представляют трудности для самостоятельной работы.

Курсовая работа по специальности планируется у студентов   III курса, уже имеющих навык практической работы на полевых практиках, поэтому для проведения работы им необходимо грамотно спланировать и организовать исследование, обработать и проанализировать полученные данные.

Студенты IV курса впервые выходят на учебно-методическую практику в школе. Их исследовательская работа рассчитана на постановку педагогического и методического экспериментов, что также нашло отражение в данном пособии. На практике можно применить данные, полученные в ходе подготовки к курсовой работе по специальности, поэтому курсовая работа по методике преподавания биологии является следующим этапом учебно-исследовательской самостоятельной работы студентов.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой интегративную работу, в которой объединены теория и практика комплексного научного решения исследуемой проблемы. Данная проблема может быть связана как с изучением биологических объектов, так и с решением методических и педагогических задач. Для выполнения ВКР студенту потребуются навыки, полученные в процессе написания курсовых работ на предыдущих курсах.

Целью данного пособия является помощь студентам в планировании, постановке цели и задач исследования, выборе методов, а также в получении достоверных результатов и выводов.


ГЛАВА 1. КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Курсовая и выпускная квалификационная работы – это формы организации учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя учебного заведения системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Их назначение – развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Они представляют собой учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельной и личностно-ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося.

Кроме того, это еще и формы контроляуровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данные работы выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТ.

Курсовая работа – это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование. Она, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студент и слушатель учатся интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.

Выпускная квалификационная работа – это высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуются как подготовленные к работе специалисты. Она выполняется как интеграция знаний из разных учебных дисциплин, относящихся к изучаемой проблеме. Создавая ее, выпускник демонстрирует весь набор умений, полученных им за годы вузовского обучения, по работе с теоретическим и эмпирическим материалом, самостоятельному проектированию исследования, по подготовке и проведению эксперимента, по письменному изложению результатов своего исследования. Этим подтверждается соответствие требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования.

Выпускная квалификационная работа может быть развитием темы, которой посвящена курсовая, и включать в себя ранее осуществленное реферирование. Технологически она строится по полной программе проведения биологического, методического или психолого-педагогического исследования небольшой, доступной, конкретной проблемы.

В целом последовательное и качественное выполнение этих форм учебно-исследовательской деятельности обеспечит специалисту формирование методологической, психологической, педагогической, организационной и исследовательской культуры как основы профессиональной компетентности.

Курсовые работы и ВКР выполняются во внеучебное времяи в сроки, установленные учебными планами. На написание курсовой работы отводится не менее 3 месяцев, выпускной квалификационной работы – не менее 7 месяцев начиная со дня выбора и утверждения темы.

Объем выполняемой работы определяется числом страниц машинописного текста. Курсовые работы и ВКР считаются начиная с титульного листа. Нормативные объемы: курсовая работа – не менее 20, ВКР – не менее 50 страниц.

Курсовая работа и ВКР – самостоятельные формы аттестации студента и слушателя (соответственно текущей и итоговой). Обе проходят стадии защиты. В режиме курсовой работы выполняются так называемые выпускные работы слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Все формы учебно-исследовательских работ осуществляются под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедр. Курсовая работа остается в качестве документа на кафедре и хранится 3 года с момента защиты, ВКР хранится на кафедре в качестве документа 5 лет со дня защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.012 с.)