Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподобный Викентий Леринский
Преподобный Викентий Леринский также стал для Льюиса древним богословом, у которого он заимствовал один из тезисов, послуживших ему далее в апологетической деятельности. Речь идёт о знаменитом высказывании древнего отца Церкви: «В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, – то, что все вообще объемлет»[61]. Этого принципа Льюис придерживался в своих апологетических трудах – не затрагивать межконфессиональных различий, говорить и доказывать то, что принято всеми христианами, проявлять для читателей христианское ядро, христианскую керигму. Поэтому его главный всеобъемлющий трактат назван «Mere Christianity» (mere переводится не только как «простое», что отражено в русском переводе названия «Просто христианство», но и «чистое», «неразбавленное»). Свою задачу Клайв Льюис постулирует в предисловии: «…единственная услуга, какую я мог бы оказать моим неверующим ближним,— это объяснить и защитить веру, которая была общей и единой почти для всех христиан на протяжении всех времен»[62]. Этот принцип не является случайно выбранным или заимствованным. Его корни также лежат в собственном обращении Льюиса и его осмыслении. Писатель стал замечать какие-то сходные черты между писателями различных конфессий. Одно и то же чувство рождалось в нём при чтении религиозных авторов и полностью отсутствовало при чтении, к примеру, писателей эпохи Просвещения. Он явственно увидел то христианскую «норму», которая объединяет всех привлекавших его авторов, «то почти неизменное нечто, что встречалось мне, то в пуританине Беньяне, то в англиканине Хукере, то в томисте Данте»[63] (перевод – М. В.)[64]. Преподобный Викентий Леринский стал для него выразителем собственной мысли о кафоличности и единстве.
Блаженный Августин Блаженный Августин был одним из самых ценимых и почитаемых Клайвом Льюисом Отцов Церкви. Британский писатель «был хорошо знаком с творчеством блаженного Августина»[65]. Локализация влияния древнего учителя Церкви очевидна, прежде всего, в работах Льюиса, посвященным проблемам теодицеи, прежде всего «Страдание».
Клайв Стейплз Льюис, также как и блаженный Августин, придерживается привативной концепции зла, при которой зло не обладает собственной субстанциональностью, но заимствует у добра многие его атрибуты для своей самореализации. Британский мыслитель развивает эту концепцию, отмечая отсутствие самодостаточности зла и в сфере нравственности. В вопросе грехопадении оба автора полностью солидарны. Клайв Льюис прямо ссылается на блаженного Августина и соглашается с ним по поводу причины грехопадения – гордыни. «Августин учил нас, что грех этот — плод гордыни: создание (т.е. существо, по сути своей зависимое, берущее свое существование не от себя, а от другого) попыталось жить для самого себя… Как только создание увидит Бога как Бога, а себя — как отдельное существо, перед ним откроется страшная альтернатива: кого из них поставить в центре»[66]. Оба более фокусируют свое внимание на глубоком личностном разладе в человеческой сущности. В свете отношения Льюиса к патристическим текстам необходимо привести замечание Л.Н.Ефимовой: «Взгляды Льюиса не противоречат святоотеческой традиции и западной богословской традиции во взгляде на проблему грехопадения. Грех Адама рассматривается не с точки зрения плотского греха, а как нравственная ущербность»[67]. Их разногласия касаются причин допущения Богом зла и страданий в этом мире. Льюис категорически не согласен с концепцией необходимости зла как элемента для установления гармонии во Вселенной. Согласие мыслителей мы находим в идее зла как необходимого элемента для осуществления свободной воли человека. И наконец, британский мыслитель излагает концепции, которую мы не видим у Блаженного Августина: зло как средство Бога в воспитании и вразумлении человека и зло, пережитое людьми в земной жизни, как залог небесной награды. Причина же их общего внимания к данной теме кроется в схожести их духовного развития. Нерешенность этих вопросов, в том числе теодицеи, была для них обоих преградой обращению к Христу. В письме Маргарет Грей от 9 мая 1961 года Льюис пишет: «Исповедь святого Августина» - это свидетельство ранее обращенного зрелого человека, в котором перемешано множество очень великих молитвенных отрывков»[68] (перевод – М. В.)[69]. Свидетельство о своём обращении оставил и сам Клайв Стейплз Льюис, которое называется «Настигнут радостью», посвященная поиску Радости и переживании её в поисках Христа. И хотя автор сразу с первых строк, по большей части из-за присущей интеллектуальной скромности, отрицает связь с «Исповедью», тем не менее, некая аллюзия очевидна, в том числе для западных читателей. «Это почти мучительно личная книга: это обращение чистого романтика, и оно столь же полностью убедительно, как и истории обращения Августина и Ньюмена»[70] (перевод – М. В.)[71].
Таким образом, Блаженный Августин во многом являлся духовным учителем Клайва Льюиса. Часто в его произведениях мы встретим отсылки к Отцу Церкви. В дальнейших главах мы убедимся в наличии других богословских аспектов, взгляд на которые кореллирует у описываемых авторов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.004 с.) |