Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь и труды Марии ВалтортыСтр 1 из 69Следующая ⇒
Введение Евангелие и Труд Марии Валторты «Произведение, которое передано людям через маленького Иоанна – так Иисус велел Марии Валторте записать 28 января 1947 – не есть каноническая книга. Но это все же вдохновенная книга, которую Я даровал, чтобы помочь вам понять то, что было эпохой Моего Наставничества, и узнать Меня». Мария Валторта названа «маленьким Иоанном» в сопоставлении с великим Иоанном, четвертым Евангелистом, которому она уподобляется по духу и призванию. Она написала не какое-то пятое Евангелие, но раскрыла и разъяснила – по вдохновению – четыре канонических Евангелия. Четверо Евангелистов творили, выбирая из множества переданных им фактов, кратко излагая их, а также объясняя в соответствии с обстановкой в христианских общинах. Задачу донести истину об Иисусе они осуществили, следуя собственному редакторскому замыслу, так что записанное ими Евангелие получило названия: «по Матфею», «по Марку», «по Луке» и «по Иоанну». Труд, написанный Марией Валтортой, раскрывая и разъясняя содержание четырех Евангелий, излагает события и изречения общественной жизни Иисуса в хронологическом порядке, взятом не от Евангелистов, но непосредственно из жизнеописаний. Таким образом, то, что Он переживал, и то, как поступал, становится единым целым с тем, что Он возвещал, и чему учил, приводя к отождествлению Евангелия с земной судьбой Иисуса. В этом едином Евангелии труд Валторты на первый план выдвигает историчность, которая показана достоверно и является научно обоснованной. В оглавлении, расположенном в начале каждого из десяти томов этого труда, издатель поместил отсылки к соответствующим отрывкам из четырех Евангелий. ТОМ ПЕРВЫЙ
ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО 7 частей Рождество и сокровенная Жизнь Марии и Иисуса Главы 1-43 Первый год общественного Служения Иисуса Главы 44-140 Второй год общественного Служения Иисуса Главы 141-312 Третий год общественного Служения Иисуса Главы 313-540 Приготовление к Страстям Иисуса Главы 541-600 Страсти и Смерть Иисуса Главы 601-615 Прославление Иисуса и Марии Главы 616-651 Прощание с Произведением, глава 652 10 томов Том Первый, главы 1-78 Том Второй, главы 79-159 Том Третий, главы 160-225
Том Четвертый, главы 226-295 Том Пятый, главы 296-363 Том Шестой, главы 364-432 Том Седьмой, главы 433-500 Том Восьмой, главы 501-554 Том Девятый, главы 555-600 Том Десятый, главы 601-652 ____________
Мария Валторта
ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОНО БЫЛО МНЕ ЯВЛЕНО
ТОМ ПЕРВЫЙ главы 1 - 78
CENTRO EDITORIALE VALTORTIANO
Мария Валторта Евангелие как оно было мне явлено Том 1 Перевод осуществлен по изданию: Maria Valtorta. L’Evangelo come mi è stato rivelato Centro Editoriale Valtortiano srl., Isola del Liri, la quarta edizione, 2001
Москва, 2019 Оглавление Первого Тома Введение ___________________________________________ I - VI Рождество и сокровенная Жизнь Марии и Иисуса_ 9 1. Вводное размышление. Богу понадобилось Непорочное лоно 9 2. Иоаким и Анна дают обет Богу_ 10 3. На празднике Кущей. Мудрость Иоакима и Анны_ 15 4. Песнь Анны, возвестившая о материнстве. Непорочная душа Марии во чреве у Анны 21 5. Рождество Марии. Ее девство в предвечном замысле Отца 28 6. Очищение Анны и Посвящение Марии_ 45 7. Маленькая Мария с Иоакимом и Анной. Премудрость Сына на устах Младенца 51 8. Марию принимают в Храме. Она в Своем смирении не знает, что исполнена Премудрости 59 9. Мирная кончина Иоакима и Анны после испытаний их жизни на верность Богу 67 10. Песнь Марии. Мария помнила все, что Ее душа видела у Бога 71 11. Мария рассказывает Первосвященнику о Своем обете 80 12. Иосиф выбран супругом Марии_ 85 13. Бракосочетание Девы Марии и Иосифа, которому Премудростью поручено быть хранителем Тайны 91 14. Супруги прибывают в Назарет_ 100 15. Заключение Протоевангелия_ 106 16. Благовещение Лк. 1:26-38 109 17. Непослушание Евы и послушание Марии_ 112 18. Мария извещает Иосифа о беременности Елизаветы и доверяет Богу задачу оправдать Свою беременность 123 19. Мария и Иосиф отбывают в Иерусалим Лк. 1:39 _ 129 20. Расставание с Иерусалимом. Благодатная внешность Марии. Важность молитвы для Марии и Иосифа 131 21. Прибытие Марии в Хеврон и Ее встреча с Елизаветой Лк. 1:40-55 _ 136 22. Дни пребывания в Хевроне. Плоды любви Марии к Елизавете Лк. 1:56 142
23. Рождение Иоанна Крестителя. Всякое страдание утихает на лоне Марии Лк. 1:57-58 _ 151 24. Обрезание Иоанна Крестителя. Мария – Источник Благодати для тех, кто принял Свет Лк. 1:59-79 159 25. Принесение Иоанна Крестителя во Храм и отъезд Марии. Страдания Иосифа 163 26. Иосиф просит у Марии прощения. Вера, любовь и смирение для обретения Бога Мф. 1:18-25 171 27. Указ о переписи населения. Поучения о любви к мужу и о доверии к Богу Лк. 2:1-3 _ 177 28. Прибытие в Вифлеем Лк. 2:4-5 _ 182 29. Рождение Иисуса. Спасительное воздействие божественного материнства Марии Лк. 2:6-7 188 30. Извещение пастухам, которые делаются первыми почитателями Слова, ставшего Человеком Лк. 2:8-20 197 31. Посещение Захарии. Святость Иосифа и его послушание священникам_ 208 32. Принесение Иисуса во Храм. Добродетель Симеона и пророчество Анны Лк. 2:22-38 _ 215 33. Колыбельная Девы Марии_ 223 34. Поклонение Волхвов. «Евангелие веры» Мф. 2:1-12 _ 226 35. Бегство в Египет. Поучения к последнему видению, связанному с Пришествием Иисуса Мф. 2:13 241 36. Святое Семейство в Египте. Урок семьям Мф. 2:14-15 _ 253 37. Первый урок ремесла для Иисуса, который не преступал возрастных ограничений 262 38. Мария – Наставница Иисуса, Иуды и Иакова 267 39. Приготовления к совершеннолетию Иисуса и отбытие из Назарета 275 40. Экзамен в Храме на совершеннолетие Иисуса 280 41. Диспут Иисуса с законоучителями в Храме. Тревога Марии и ответ Сына Лк. 2:41-50 286 42. Смерть Иосифа. Иисус – Успокоение страждущих и умирающих_ 298 43. Завершение сокровенного периода жизни_ 306 Первый год общественного служения Иисуса_ 310 44. Прощание с Матерью и отбытие из Назарета. Слезы и молитва Соискупительницы 310 45. Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение Иисуса. Богоявление Мф. 3:1-17; Мк. 1:2-11; Лк. 3:1-18,21-22; Ин. 1:19-34 320 46. Сатана искушает Иисуса в пустыне. Как преодолеваются искушения Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13 _ 326 47. Встреча с Иоанном и Иаковом. Иоанн Зеведеев – самый чистый из учеников Ин. 1:37-39 334 48. Иоанн и Иаков сообщают Петру о своей встрече с Мессией Ин. 1:40-41 _ 339 49. Встреча с Петром и Андреем после поучения в синагоге. Иоанн Зеведеев велик еще и смирением Ин. 1:42 344 50. В Вифсаиде, в доме Петра. Встреча с Филиппом и Нафанаилом Ин. 1:43-51 _ 355 51. Мария посылает Иуду Фаддея пригласить Иисуса на брак в Кану_ 364 52. Брак в Кане. Сын, уже не подвластный Матери, совершает ради Нее первое чудо Ин. 2:1-11 369 53. Изгнание торговцев из Храма Ин. 2:12-25 376 54. Встреча с Иудой Искариотом и Фомой. Симон Зелот исцелен от проказы_ 382 55. Поручение, доверенное Фоме 390 56. Общая участь Симона Зелота и Иуды Фаддея_ 396 57. В Назарете с Иудой Фаддеем и другими шестью учениками_ 403 58. Исцеление слепого в Капернауме 408 59. Исцеление одержимого в Капернаумской синагоге Мк. 1:21-28; Лк. 4:31-37 414 60. Исцеление тещи Симона Петра Мф. 8:14-15; Мк. 1:29-31; Лк. 4:38-39 421 61. Иисус оказывает благодеяния бедным, рассказав притчу о любимой царской лошади Мф. 8:16-17; Мк. 1:32-34; Лк. 4:40-41 428 62. Иисуса, молившегося ночью, разыскивают ученики Мк. 1:35-39; Лк. 4:42-44 _ 435 63. Прокаженный, исцеленный около Хоразина Мк. 1:40-45; Лк. 5:12-16 438 64. Парализованный, исцеленный в Капернауме Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26 443 65. Чудесный улов и избрание первых четырех апостолов Мф. 4:18-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1-11 450 66. Иуда Искариот в Гефсимании становится учеником_ 453
67. Чудо со сломанными клинками у Рыбных ворот_ 456 68. Иисус обучает в Храме, вместе с Искариотом_ 461 69. Иисус наставляет Иуду Искариота 468 70. В Гефсимании с Иоанном Зеведеевым. Сравнение Возлюбленного ученика с Иудой Искариотом 475 71. Иуда Искариот представлен Иоанну и Симону Зелоту_ 483 72. По пути в Вифлеем с Иоанном, Симоном Зелотом и Иудой Искариотом_ 487 73. В Вифлееме, в сельском доме и в пещере Рождества 491 74. У Вифлеемской гостиницы и на развалинах дома Анны_ 503 75. Иисус отыскивает пастухов Илию и Левия_ 513 76. В Ютте у пастуха Исаака. Сара и ее дети_ 520 77. В Хевроне, в доме Захарии. Встреча с Аглаей_ 530 78. В Кериоте. Смерть старого Саула 538
Иосиф выбран супругом Марии
1 Вижу какое-то богатое помещение с красивым полом, занавесками, коврами и инкрустированной мебелью. Оно также может быть частью Храма, поскольку там находятся священники, среди которых Захария, а также множество мужчин самого разного возраста, точнее сказать, приблизительно от двадцати до пятидесяти лет. Они тихо, но оживленно разговаривают между собой. Кажется, они с волнением чего-то ждут, чего – я не знаю. Все они празднично одеты в новые или, как минимум, хорошо вычищенные одежды, как будто приготовились к некоему торжеству. Многие сняли с себя покрывало, служащее головным убором, другие – главным образом, пожилые – не снимают его, тогда как молодые демонстрируют свои обнаженные шевелюры: темно-русые, темно-коричневые, смоляные и лишь одну медно-рыжую. Волосы у них, большей частью, короткие, но есть и такие, у кого они достают до плеч. Видимо, все они не знакомы между собой, поскольку оглядывают друг друга с любопытством. И, однако, между ними чувствуется некое родство, так как, очевидно, их тревожит одна и та же забота.
3 Входит группа молодых левитов и располагается между дверью и длинным узким столом, что стоит вблизи стены, посреди которой находится дверь, которая сейчас распахнута. Проем закрывает лишь натянутая завеса, свисающая до уровня сантиметров двадцати над полом. Любопытство нарастает. И оно совсем обостряется, когда чья-то рука отдергивает завесу, чтобы дать пройти левиту, несущему в руках пучок сухих веток, на который аккуратно положена цветущая ветвь: легкая дымка белых лепестков, чуть тронутая розовым оттенком в самой середине, плавно убывающим по краям вплоть до кончиков лепестков. Левит бережно кладет пучок на стол, чтобы не повредить этого чудесного побега, цветущего посреди множества сухих ветвей. По залу проносится гул. Шеи вытягиваются и глаза устремляются, чтобы рассмотреть. Даже Захария, находящийся вместе со священниками ближе к столу, пытается увидеть. Но ничего не видит.
4 За занавеской раздается звук трубы. Все замолкают и выстраиваются лицом к выходу, который теперь открыт, поскольку завеса на своих кольцах тоже сдвинута. В окружении других старейшин входит Первосвященник. Все низко кланяются. Понтифик подходит к столу и стоя начинает речь. «Мужчины из рода Давидова, собравшиеся по моему указу, слушайте. Господь высказался, хвала Ему! Луч снизошел от Его Славы и, словно весеннее солнце, вдохнул жизнь в сухую ветвь, и она чудесно зацвела, в то время как ни одна ветвь на земле больше не цветет сегодня, в последний день Освящения, когда еще не растаял снег, выпавший на высотах Иуды, и между Сионом и Вифанией простирается необычайная белизна. Бог высказался, сделавшись Отцом и Хранителем Девы из рода Давидова, не имевшей иных покровителей, кроме Него. Святая Отроковица, гордость Храма и рода, удостоилась Божьего слова, чтобы узнать имя супруга, угодного Богу. Поистине праведен должен быть он, избранный Господом в хранители Девы, столь дорогой Ему! Потому наша боль оттого, что мы расстаемся с Ней, утихает, и прекращается всякая тревога о Ее брачной судьбе. И тому, кто указан Богом, мы всецело доверяем Деву, на которой Божие и наше благословение. Имя этого супруга – Иосиф, сын Иакова Вифлеемского, из племени Давида, плотник из Назарета Галилейского. Иосиф, выйди вперед. Это распоряжение Первосвященника». Большой шум. Все поворачивают головы, обмениваются взглядами, на что-то указывают, выражают разочарование или облегчение. Кое-кто, особенно из пожилых, должно быть, обрадовался, что не ему выпал этот жребий. Иосиф, сильно покрасневший и смущенный, выступает вперед. Вот он перед столом, напротив Понтифика, которому почтительно кланяется. «Подходите все и посмотрите на имя, вырезанное на ветви. Пусть каждый возьмет собственный прут и убедится, что тут нет никакого обмана».
Мужчины повинуются. Они взирают на ветвь, которую бережно держит Первосвященник, берут каждый свою, и кто-то ломает ее, а кто-то сберегает. Все глядят на Иосифа. Некоторые глядят молча, а некоторые поздравляют. Тот старичок, с которым он прежде разговаривал, восклицает: «Говорил же я тебе, Иосиф? Кто менее уверен в себе – тот и выигрывает!». И
5 Первосвященник дает Иосифу цветущую ветвь, а потом кладет ему руку на плечо и говорит: «Она не богата – ты знаешь это, – Невеста, которую Бог дарует тебе. Но в Ней есть все добродетели. Будь же всегда достоин их. В Израиле нет подобного Ей цветка, такого прекрасного и чистого. Теперь – выйдите все. Останься, Иосиф. А ты, Захария, родственник, приведи Невесту». Все выходят, за исключением Первосвященника и Иосифа. Вход снова закрыт завесой. Иосиф кротко стоит рядом с величественным Священником. Помолчав, тот говорит ему: «Мария должна сообщить тебе о Своем обете. Ты прими во внимание Ее застенчивость. Будь добр с Той, которая добра». «Я поставлю свое мужество на службу Ей, и никакая жертва ради Нее не отяготит меня. Будь в этом уверен». Входят Мария с Захарией и Анной Фануиловой. «Подойди, Мария», – говорит Понтифик, – «Вот супруг, назначенный Тебе Богом. Это Иосиф из Назарета. Так что Ты вернешься в Свой город. Теперь я оставлю вас. Бог да дарует вам Свое благословение. Господь да сохранит и да благословит вас, призрит на вас Ликом Своим и да помилует вас. Да обратит Он к вам Лицо Свое и дарует вам мир[104]».
6 Обрученные остаются напротив друг друга. Мария, покрасневшая, стоит с опущенной головой. Иосиф, тоже с краской на лице, смотрит на Нее и подыскивает слова, чтобы заговорить. Наконец, находит, и его озаряет улыбка. Он говорит: «Здравствуй, Мария. Несколько лет назад я видел Тебя девочкой… Я был другом Твоего отца, а у моего брата есть племянник, который был настоящим другом Твоей матери. Ее маленьким другом, поскольку ему сейчас только восемнадцать лет, а когда Ты еще не родилась, он был совсем еще малышом и все-таки скрашивал печали Твоей матери, которая сильно любила его. Ты не знакома с нами, потому что пришла сюда во младенчестве. Но в Назарете все Тебя любят, и думают, и говорят о маленькой Марии, дочери Иоакима, рождение которой было чудом от Господа, позволившего бесплодной зачать… И я помню тот вечер, когда Ты родилась… Мы все его помним из-за необычайного великого ливня, который пощадил поля, и жестокой грозы, молнии которой не повредили даже стебелька дикого вереска, грозы, закончившейся такой огромной и красивой радугой, какой никогда не видывали. И потом… кто забудет радость Иоакима? Он качал Тебя на руках, показывая соседям… Он любовался Тобой, словно бы Ты была цветком, упавшим с Неба, и хотел, чтобы все тоже любовались, счастливый старый отец, который и умер, говоря о своей Марии, какая Она красивая и хорошая, и как Ее слова наполнены благодатью и мудростью… Он был прав, восхищаясь Тобой и говоря, что нет никого прекрасней Тебя! А Твоя мать? Своим пением она наполнила тот край, где стоял Твой дом, будто весенний жаворонок: и когда носила Тебя, и после, когда уже родила. Я смастерил Тебе колыбель. Колыбель, что вся была покрыта резьбою из роз, потому что так захотела Твоя мать. Может быть, она все еще там, в запертом жилище… Я немолод, Мария. Когда Ты родилась, я обучался ремеслу. Я уже работал… Если бы кто-нибудь сказал мне, что я получу Тебя в жены! Возможно, тогда Твои родители умерли бы более счастливыми, ведь они были мне друзьями. Я хоронил Твоего отца, искренне скорбя душой, потому что он был моим добрым наставником в жизни». Слушая эту речь Иосифа, Мария потихоньку поднимает лицо, все более и более ободряясь. И когда он упоминает о колыбели, Она слегка улыбается, а когда рассказывает об отце – протягивает к нему ладонь и говорит: «Спасибо, Иосиф». Очень деликатное и застенчивое «спасибо». Иосиф своими короткими и сильными ладонями плотника берет Ее жасминовую ладошку и с чувством гладит ее, желая еще больше успокоить. Может быть, ожидая новых слов. Но Мария опять молчит. Тогда он продолжает: «Дом, как Ты знаешь, уцелел, кроме той части, что была снесена по распоряжению консула, чтобы из тропинки сделать дорогу для римских повозок. Но участок, который Тебе достался, поскольку, знаешь… болезнь отца сильно истощила Твое имение, – он несколько запущен. Уже более трех лет, как деревья и виноградники не знают ножниц садовника, а земля не возделана и тверда. Однако те деревья, что Ты видела во младенчестве, все еще там и, если Ты мне позволишь, я сразу же займусь ими». «Спасибо, Иосиф. Но у тебя же есть работа…» «Я буду трудиться в Твоем саду рано утром и по вечерам. Сейчас светлое время суток все больше и больше. К весне, надеюсь, все будет в порядке Тебе на радость. Смотри, это ветвь миндального дерева, что напротив дома. Я захотел сорвать ее… – туда из-за разрушенной изгороди можно было попасть откуда угодно, но теперь я сделаю ее основательной и прочной – захотел сорвать ее, рассуждая, что, если вдруг выберут меня, – хотя я и не надеялся, ведь я назорей[105] и прибыл по распоряжению Священника, а не из желания брака – так вот, рассуждая, что тогда Тебе было бы приятно получить цветок из Своего сада. Вот он, Мария. Вместе с ним я отдаю Тебе свое сердце, которое, как эта ветвь, до сих пор расцветало лишь для Господа, а теперь бу
7 Мария берет ветвь. Она растрогана и смотрит на Иосифа все более уверенно и радостно. Она чувствует себя с ним в безопасности. Когда он произносит: «я – назорей», Ее лицо становится сияющим, и Она смелеет. «Я тоже целиком принадлежу Богу, Иосиф. Не знаю, говорил ли тебе об этом Первосвященник…» «Он сказал мне только то, что Ты добрая и чистая, и что Ты должна рассказать мне о Своем обете, и чтобы я был добр с Тобой. Рассказывай, Мария. Твой Иосиф рад исполнить любое Твое желание. Не по плоти люблю я Тебя. Я люблю Тебя своею душой, святая Отроковица, данная мне Богом! Ты можешь видеть во мне не только супруга, но и отца, и брата. И полагаться, как на отца, и доверять, как брату». «С детства Я посвятила Себя Господу. Знаю, что это не принято в Израиле. Но Я слышала Голос, который просил Меня превратить Мое девство в жертву любви ради прихода Мессии. Как долго Израиль ждет Его!.. Это не слишком много – отказаться ради такого от радости материнства!»
«В Моем доме… Там невдалеке была пещерка… Она еще есть?» «Есть, но она уже не Твоя… Однако я сооружу Тебе еще одну, где будет прохладно и спокойно в самые жаркие часы. Сделаю ее, сколько возможно, похожей на ту. И, скажи мне, кого с Тобой оставить?» «Никого. Я не боюсь. Мать Алфея, которая все время приходит навещать Меня, составит Мне компанию днем, а ночью Я предпочитаю быть одна. Со Мной не может случиться ничего худого». «И потом теперь есть я… Когда мне прийти и забрать Тебя?» «Когда тебе угодно, Иосиф». «Тогда я приду, как только приведу дом в порядок. Я не буду там ничего трогать. Мне хочется, чтобы Ты нашла его таким, каким его оставила Твоя мать. Но чтобы при этом он был наполнен солнцем и был как следует вычищенным, и встретил бы Тебя без всякого уныния. Идем, Мария. Пойдем, принесем Всевышнему свои хвалы». Больше я ничего не вижу. Но у меня в сердце остается то чувство уверенности, которое испытывает Мария…
Супруги прибывают в Назарет
1 Самое лазурное небо мягкого февраля простирается над холмами Галилеи. Над теми холмами, которых в этой истории детства Приснодевы я никогда не видела, и которые, однако, так привычны моему глазу, как будто я среди них родилась. На главной дороге, свежей благодаря недавнему дождю, прошедшему, наверное, минувшей ночью, нет ни пыли, ни даже грязи. Она твердая и чистая, словно городская улица, и вьется она между двух изгородей из цветущего боярышника: этаких снежных сугробов с горьковатым лесным запахом, в которые вторгаются громадные скопления кактусов с мясистыми лопатообразными листьями, усеянными колючками и украшенными огромными гранатами необычных плодов, что появляются без стебля на верхушке листьев, и из-за формы и цвета всегда воскрешают в моей памяти образы морских глубин, зарослей кораллов и медуз, или иных глубоководных обитателей. За изгородями, функция которых – огораживать личные владения, из-за чего они тянутся во всех направлениях, образуя причудливый геометрический рисунок из кривых и углов, ромбов, косоугольников, квадратов, полукругов, треугольников с невероятно острыми или тупыми углами, рисунок, весь разрисованный белым, словно бы на эти поля ради шутки набросили какую-то прихотливую ленту, над которой сотнями порхают, щебечут, поют пташки всех видов в веселье любви и в заботе о гнездах, что нужно перестраивать, – за этими изгородями равнина с зеленеющими нивами, что здесь уже повыше, чем на полях Иудеи, и цветущие луга, а на них – перекликаясь с легкими небесными облачками, которые закат раскрашивает розовым, слегка сиреневым, фиалковым, жемчужно‑голубоватым, оранжево-коралловым – сотнями и сотнями живые облака фруктовых деревьев: белые, розовые, красные, и всех оттенков белого, розового и красного. На легком вечернем ветру с этих цветущих деревьев облетают и падают первые лепестки, и они кажутся роями бабочек, ищущих пыльцы на полевых цветах. А от дерева к дереву – еще голые гирлянды виноградной лозы, у которых лишь на верхушках, где они больше освещаются солнцем, раскрываются невинно-изумленные первые дрожащие листочки.
2 Повозка движется по дороге. Повозка, везущая Иосифа с Марией и Ее родственников. Путешествие подходит к концу. Мария глядит с беспокойным ожиданием человека, который стремится узнать, более того, признать то, что он когда-то видел, но уже не помнит, и улыбается, когда какой-нибудь призрак воспоминания возвращается и, словно свет, ложится на ту или иную вещь, на то или иное место. Елизавета, а с ней Захария и Иосиф, помогают этому Ее припоминанию, указывая на ту или иную вершину, на тот или иной дом. Теперь уже домá, поскольку, наконец, показался Назарет, раскинувшийся на волнистой поверхности своего холма. Тронутый слева закатным солнцем, он выставил напоказ белизну своих домиков, широких и низких, завершающихся террасами и окрашенных в розовое. И некоторые из них, полностью освещенные, кажется, озарены пожаром, настолько их фасады делаются красными от солнца, что также зажигает воду в протоках и почти лишенных ограждения невысоких колодцах, из которых поднимают скрипучие ведра для дома или бурдюки для сада. Дети и женщины выдвигаются к дорожной обочине, заглядывая в повозку и приветствуя Иосифа, хорошо им знакомого. Но перед тремя остальными они робеют и смущаются. Однако, когда повозка окончательно въезжает в городок, никакой робости и смущения не остается. Все больше и больше людей всякого возраста собирается на краю селения под безыскусной аркой из ветвей и цветов, и как только повозка показывается из-за угла последнего из пригородных домов, стоящего наискось, вверх взмывают трели высоких голосов, а также ветви и цветы. Это назаретские женщины, девушки и дети приветствуют невесту. Мужчины, более серьезные, остаются позади этой неугомонной и голосящей вереницы и степенно здороваются. Теперь, когда повозку освободили от защитного навеса – он был снят перед самым селеньем, потому что солнце уже не беспокоило, и чтобы дать Марии получше разглядеть родной край, – Мария является во всей Своей цветущей красе. Белоснежная и белокурая, словно ангел, Она с любовью улыбается детям, бросающим Ей цветы и посылающим поцелуи, девушкам Ее возраста, зовущим Ее по имени, женам, матерям, старушкам, благословляющим Ее своими певучими голосами. Она кланяется мужчинам, и особенно одному из них, возможно, раввину или старейшине селения.
3 «Вот Твой дом, Мария», – говорит Иосиф, указывая хлыстом на какой-то домик, расположенный прямо под гребнем холма, с красивым и обширным цветущим садом позади него, который заканчивается крошечной оливковой рощей. За нею привычная изгородь из боярышника и кактусовых растений отмечает границу владения. Поля, некогда принадлежавшие Иоакиму, теперь за ее пределами… «Видишь, немногое Тебе осталось», – говорит Захария, – «Болезнь Твоего отца была долгой и затратной. И большими были расходы на покрытие ущерба, нанесенного Римом. Видишь? Дорога привела к сносу трех главных помещений, и дом уменьшился. И чтобы сделать его просторнее, без чрезмерных расходов, приспособили часть горы, образующую пещеру. Иоаким держал там запасы, Анна же – свои ткацкие станки. А Ты поступи, как сочтешь нужным». «О, это неважно, что осталось немного! Во всяком случае, Мне хватит. Я буду работать…» «Нет, Мария», – это вступает Иосиф, – «Работать буду я. Ты будешь только ткать и шить домашние вещи. Я молодой и крепкий, и я Твой муж. Не огорчай меня Своей работой». «Я сделаю, как ты пожелаешь».
4 Они прибыли. Повозка останавливается. У порога две женщины и двое мужчин, около сорока и пятидесяти лет соответственно, и с ними много детей и подростков. «Бог да дарует Тебе мир, Мария», – говорит старший из мужчин, а одна из женщин приближается к Марии, обнимает Ее и целует. «Это мой брат Алфей и его жена Мария, а это их сыновья. Они нарочно пришли, чтобы Тебя поприветствовать и сказать Тебе, что их дом – Твой дом, если Ты захочешь», – говорит Иосиф. «Да, Мария, приходи, если Тебе тяжело жить одной. Равнина весной прекрасна, а наш дом находится посреди цветущих полей. Ты там будешь самым красивым Цветком», – говорит Мария Алфеева. «Благодарю тебя, Мария. Я бы с удовольствием. И Я буду иногда приходить. Непременно приду во время свадьбы[114]. Но Мне так сильно хочется увидеть, узнать Мой собственный дом. Я оставила его младенцем и утратила его облик… Теперь Я снова его обретаю… и Мне кажется, что Я вновь обретаю Мою потерянную мать, любимого отца, нахожу отзвук их слов… и благоухание их последнего вздоха. Мне кажется, Я уже не сирота, потому как Я снова в объятиях этих стен… Пойми Меня, Мария», – в голосе и на ресницах Марии чувствуются слезы. Мария Алфеева отвечает: «Как Ты пожелаешь, дорогая. Хочу, чтобы Ты воспринимала меня как сестру и подругу, и даже немного как мать, я ведь настолько старше Тебя». Вторая женщина выступает вперед: «Приветствую Тебя, Мария. Я Сара, подруга Твоей матери. Я присутствовала при Твоем рождении. А это Алфей, племянник Алфея и большой друг Твоей матери. То, что я делала для нее, если захочешь, я готова делать и для Тебя. Видишь? Мой дом – ближе всего к Твоему, а Твои поля теперь у нас. Однако если Ты захочешь прийти туда, приходи в любое время. Сделаем в изгороди проход и будем вместе, хотя каждая и в своем доме. Это мой муж».
5 Тяжелые ящики выгружают и относят в дом. Заходят. И теперь я узнаю этот назаретский домик, каким он был после, при жизни Иисуса. Иосиф – привычным движением – берет Марию за руку, и так они входят. На пороге он говорит Ей: «А теперь, на этом пороге, мне нужно от Тебя одно обещание: что бы ни случилось, какая бы нужда с Тобой не приключилась, за помощью Ты обратишься ни к кому иному, как к Иосифу, и что ни по какому поводу Ты не должна мучиться в одиночку. Я весь в Твоем распоряжении, помни это, и для меня будет радостью сделать Твой путь счастливым и, поскольку счастье не всегда в нашей власти, по меньшей мере, спокойным и безопасным». «Обещаю тебе это, Иосиф». Двери и окна открыли. Заходящее любопытное солнце проникает в дом. Теперь Мария сняла плащ и покрывало, ведь, за исключением цветов мирта, на Ней все еще свадебные одежды. Она выходит в цветущий сад. И глядит, и улыбается, и – все также поддерживаемая Иосифом за руку – обходит сад кругом. Похоже, Она вновь вступает во владение этим потерянным местом. Иосиф же демонстрирует Ей свои труды: «Видишь? Здесь я устроил эту выемку, чтобы собирать дождевую воду, так как эта лоза постоянно испытывает жажду. А у этой оливы спилил самые старые ветви, чтобы она лучше росла, и пересадил эти яблони, потому что две из них погибли. А потом посадил там фиговые деревья. Когда они вырастут, они будут защищать дом от лишнего солнца и от любопытных взглядов. Беседка – та самая, старая. Я только заменил сгнившие столбы и поработал ножницами. Надеюсь, она даст много винограда. А тут, посмотри», – и он гордо подводит Ее к тому склону, что возвышается позади дома и ограждает участок с северной стороны, – «а тут я выкопал пещерку и укрепил ее, и когда эти саженцы укоренятся, она станет почти такой же, какая была у Тебя. В ней нет родника… однако надеюсь провести туда канавку. Буду работать долгими летними вечерами, когда буду Тебя наве
6 «Как?», – восклицает Алфей, – «Разве вы не сыграете свадьбу этим летом?» «Нет. Мария хочет прясть льняные простыни, единственное, чего не хватает в приданом. И я доволен этим. Она так юна, Мария, что ничего страшного не случится, если мы подождем год или больше. Она пока свыкнется с домом…» «Хм! Ты всегда немного отличался от остальных, и до сих пор такой же. Не знаю, кто бы не поспешил жениться на такой красоте[115], как Мария, а ты откладываешь это на месяцы!..» «Долгожданная радость ярче переживается», – отвечает Иосиф с тонкой улыбкой. Его брат пожимает плечами и спрашивает: «Ну и когда же ты намереваешься подумать о свадьбе?» «К шестнадцатой годовщине Марии. После праздника Кущей. Зимние вечера будут сладостны для молодоженов!..» – и снова улыбается, глядя на Марию, заговорщической и деликатной улыбкой. Улыбкой по-братски целомудренной и утешительной. Потом он возвращается к своему обходу: «Вот большое помещение в скале. Если Ты не против, я – приходя – буду пользоваться им как мастерской. Оно сообщается с домом, хотя и не в доме. Так я не доставлю беспокойства шумом и беспорядком. Однако, если Ты хочешь иначе…»
7 Они возвращаются в дом и зажигают светильники. «Мария утомлена», – говорит Иосиф, – «Оставим Ее в покое, с родственниками». Все, кто уходит, прощаются. Иосиф задерживается еще на несколько минут и вполголоса разговаривает с Захарией. «Твой кузен на некоторое время оставит с Тобою Елизавету. Ты довольна? Я да. Поскольку она будет помогать Тебе… сделаться хорошей домохозяйкой. С нею Ты сможешь разложить Свои вещи и расставить Свою утварь, как захочешь, а я буду приходить каждый вечер, чтобы Тебе помогать. С нею Ты сможешь приобрести шерсть и все, что Тебе потребуется. А я позабочусь о расходах. Помни, что Ты обещала обращаться ко мне по всякому вопросу. До свидания, Мария. Первый раз Ты уснешь как госпожа этого Своего дома, и пусть ангел Божий дарует Тебе безмятежный сон. Да пребудет Господь всегда с Тобою». «До свидания, Иосиф. Да пребудешь и ты под кровом крыл ангела Божия. Спасибо, Иосиф. За все. Насколько смогу, Я воздам за твою любовь Своею». Иосиф прощается с Ее родственниками и выходит. А с ним заканчивается это видение.
Заключение Протоевангелия
1 Иисус говорит:
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.097 с.) |