Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ п/п
| Вид ошибки
| Примеры
|
Г1
| Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).
| Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
|
Г2
| Нарушение норм согласования
| Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
|
Г3
| Нарушение норм управления
| Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
|
Г4
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
| Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
|
Г5
| Ошибки в построении предложения с однородными членами
| Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
|
Г6
| Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
| Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
|
Г7
| Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
| Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
|
Г8
| Ошибки в построении сложного предложения
| Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
|
Г9
| Смешение прямой и косвенной речи
| Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
|
Г10
| Нарушение границ предложения
| Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
|
Г11
| Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
|
Г12
| Пропуск члена предложения (эллипсис)
| На собрании было принято (?) провести субботник.
|
Г13
| Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
| Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
|
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ п/п
| Вид ошибки
| Примеры
|
Р1
| Употребление слова в несвойственном ему значении
| Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.
|
Р2
| Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов
| Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.
|
Р3
| Неудачное употребление местоимений
| Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
|
Р4
| Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов
| По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенкопалец в рот не клади,а дай только посмешить читателя.
|
Р5
| Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
| В таких случаяхя взглядываюв словарь.
|
Р6
| Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте
| Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но ине мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.
|
Р7
| Нарушение лексической сочетаемости
| Автор использует художественные особенности.
|
Р8
| Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
| Молодой юноша; очень прекрасный.
|
Р9
| Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
| В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
|
Р10
| Неоправданное повторение слова
| Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.
|
Р11
| Бедность и однообразие синтаксических конструкций
| Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
|
Р12
| Употребление лишних слов, лексическая избыточность
| Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.
|
Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.