Памятка для учащихся старших классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка для учащихся старших классов



Памятка для учащихся старших классов

по подготовке к СОЧИНЕНИЮ

В формате ЕРЭ

 

Составитель:

 

Тимофеева Инесса Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Харцызская средняя школа № 24»

 

 

Харцызск

2021 год


АННОТАЦИЯ

 

Материал, представленный в памятке, поможет учащимся старших классов при подготовке к сочинению на основе прочитанного текста (задание № 27) с целью успешного прохождению Государственной итоговой аттестации по русскому языку (Единого Республиканского экзамена).

 

Памятка по написанию сочинения включает в себя три блока:

 

Блок № 1. Общие сведения о сочинении

Блок № 2. Пошаговая работа над сочинением

Блок № 3. Тренировочные тексты

 

Первый блок ориентирован на общее представление о характере, критериях и особенностях написания задания 27 и состоит из следующих логических шагов:

 

1. Структура КИМ ЕРЭ и задание 27 (сочинение)

2. Формулировка задания

3. Объем сочинения

4. Критерии оценивания сочинения

5. Алгоритм написания сочинения

6. План (композиция) сочинения

7. Структура сочинения по абзацам

8. Требования к композиции и предупреждение ошибок

9. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании сочинения

10. Шаблон (речевые клише) сочинения

11. Образец сочинения по шаблону

Второй блок включает основные этапы работы над сочинением и типичные ошибки при выполнении задания 27. Он состоит из следующих шагов:

 

12. Работа над проблемой сочинения

13. Работа над комментарием сочинения

14. Работа над позицией автора и обоснованием собственной

15. Типичные ошибки в сочинении ЕРЭ

 

Третий блок состоит из текстов для практической отработки навыков написания сочинения на основе прочитанного текста.

 

Работа с памяткой по подготовке к сочинению ГИА предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся и сопровождается устными комментариями, пояснениями учителя, предусматривает выполнение практических заданий при освоении каждого блока.

 

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ ГИА

Блок № 1. Общие сведения о сочинении

1. Структура КИМ ЕРЭ и задание 27 (сочинение)

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение на основе исходного текста), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Задание 27 проверяет умения и навыки:

- информационной обработки текста;

- создания собственного высказывания на основе прочитанного текста;

- употребления языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за сочинение, – 25; вторичных – 42.

2. Формулировка задания

Объем сочинения

Вам следует написать сочинение объёмом в 150–300 слов. Подсчитайте количество слов в сочинении по прочитанному тексту. При подсчёте слов учитывайте как самостоятельные, так и служебные части речи. Помните, что подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова); инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово), любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова.

Критерии оценивания сочинения

Критерий 1 (К1)

¨ Это формулировка проблемы.

Проблема понята и верно сформулирована = 1 балл Не понята или неверно сформулирована = 0 баллов

Критерий 2 (К2)

¨ Комментарий к сформулированной проблеме текста

Можно получить 6 баллов, если

¨ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

¨ Есть 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, и при этом они важны для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

¨ Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

¨ Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

За что снижают балл:

5 баллов дают, если

- Дано пояснение только к 1 из примеров

Или

- Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами

При этом помним, что всё остальное должно быть соблюдено.

¨ 4 балла дают, если

- указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами

Или

- Смысловая связь между примерами не указана и не проанализирована

Или

- Нет пояснений к примерам – иллюстрациям

Или

- Дано пояснение к одному из примеров, проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами

¨ 3 балла дают, если

- Дано пояснение к одному из примеров, указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами

Или

- Дано пояснение к одному из примеров, смысловая связь между примерами не указана и не проанализирована

Или

- Пояснения к примерам не даны, проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами

¨ 2 балла дают, если

- Пояснения к примерам не даны. Указана, но не проанализирована смысловая связь между ними.

Или

- Пояснения к примерам не даны, смысловая связь между примерами не указана и не проанализирована

Или

- Приведен 1 пример – иллюстрация, дано пояснение к нему, смысловая связь между примерами не указана и не проанализирована

¨ 1 балл дают, если

- Приведен 1 пример, пояснения к нему нет, смысловая связь между примерами не указана и не проанализирована

- 0 баллов дают, если

- - Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

- ИЛИ

- - Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены.

- ИЛИ

- - В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста.

- ИЛИ

- - Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.

- ИЛИ

- - Вместо комментария дан простой пересказ текста.

- ИЛИ

- - Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

Критерий 3 (К3)

Отражение позиции автора

Позиция автора сформулирована верно = 1 балл Позиция автора сформулирована неверно или не сформулирована = 0 баллов

Критерий 4 (К4)

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано = 1 балл Отношение к позиции автора не сформулировано и не обосновано Или Согласие или несогласие не соотносятся с проблемой Или Мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (не раскрыто) = 0 баллов

Критерий 5 (К5)

Речевое оформление сочинения

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2 балла, если в работе все это есть

1 балл, если есть 1 логическая ошибка

Или есть 1 нарушение абзацного членения

Или есть и то и то (1 логическая, 1 абзац неверно)

0 баллов, если 2 и более логические ошибки

Или 2 и более случая нарушения абзацного членения

Или и то и то

Критерий 6 (К6)

Точность и выразительность речи

2 балла, если работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

1 балл, если р абота характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.

ИЛИ

- Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

ИЛИ

- Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

 

Критерий 7 - 10 (К7-К10)

Грамотность

 

Орфографические и пунктуационные ошибки:

- 0 или 1 негрубая – 3 балла

- 1-2 (орфография) и 1-3 (пунктуация)– 2 балла

- 3-4 (орфография) и 4-5 (пунктуация) – 1 балл

Языковые ошибки

0 – 2 балла

1-2 – 1 балл

Речевые ошибки

0-1 ошибка – 2 балла

2-3 – 1 балл

 

Критерий 11 и 12 (К11, К12)

 

¨ Соблюдение этических норм

1 балл – если этические ошибки отсутствуют

Соблюдение фактологической точности

1 балл – нет фактических ошибок в фоновом материале

 

 

Итак, что же оценивается?

1.

¨ Структура сочинения. Наличие всех необходимых компонентов (К1-К4)

¨ Речевое оформление (смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения). В том числе наличие логических ошибок, нарушение абзацного членение (К5)

Между абзацами должны быть логические переходы. Должны быть средства связи предложений в тексте.

Стандартные ошибки: 1. Нарушена последовательность изложения. 2. Нарушена смысловая цельность и связность изложения.3. Нет абзацев или нарушено абзацное членение. 4. Нарушен порядок предложений.

2.

¨ Точность и выразительность речи (точность выражения мысли, разнообразный грамматический строй, богатство лексики) – К6 (высший балл возможен только при высшем балле за К10 (речевые ошибки).

Желательны тропы и стилистические фигуры.

Недопустимо: сниженная или нелитературная лексика.

Типичные ошибки: 1. Однообразие или бедность словаря. 2. Однообразие грамматического строя речи. 3. Неумение использовать средства выразительности.

 

3.

¨ Грамотность:

- Орфография (К7) Более четырех ошибок – 0 баллов

- Пунктуация (К8) Более пяти – 0 баллов

- Языковые нормы (имеется в виду грамматика) (К9) (Три ошибки – 0 баллов)

- Речевые нормы (имеется в виду лексика) (К10) (Четыре ошибки – 0 баллов)

- Этические нормы (К11) *Не должно быть угроз, насмешек и оскорблений

- Фактологическая точность (К12)

* Развернутое оценивание по критериям есть во всех пособиях и на сайте ФИПИ

План (композиция) сочинения

Требования к композиции и предупреждение ошибок

↑ К1 (проблема):

1) НЕЛЬЗЯ придумывать проблему. Не путайте тему и проблему текста. Проблема - это вопрос, который автор ставит в своем тексте, и на который сам же и отвечает.

↑ К2 (комментарий)

1) В сочинении ЕГЭ комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Необходимо привести 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.

Комментарий – это своего рода попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д. и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям.

Необходимо указать смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализировать ее. Это значит указать на их причинно-следственную связь, возможно, на противительную. Все будет зависеть от приемов, которые будет использовать автор в конкретном тексте.

2) НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста, НЕЛЬЗЯ пересказывать текст или фрагмент.

3) Комментарий должен быть именно по заявленной проблеме.

↑ К3 (авторская позиция)

1) Должна быть ответом на вопрос (проблему)

2) НЕЛЬЗЯ придумывать авторскую позицию. которую вам захочется. Если художественный текст, то автор дает намеки на позицию. Надо уметь их разглядеть.

↑ К4 (отношение к авторской позиции и обоснование-аргумент)

1)Необходимо заявить о свое согласии/несогласии с автором

2) Важно уметь обосновать свою позицию любым методом, который вы посчитаете правильным. Теперь аргументация вашего мнения не ограничена примерами из литературы или из жизненного опыта. Можно привести всего одно доказательство.

↑ К5 (смысловая цельность, логика и абзацы)

1) НЕ ЗАБЫВАЙТЕ разделить ваше сочинение на абзацы. Можно выделять в абзац каждый пункт плана вашего сочинения. Можно еще разделить комментарий аргументацию на два абзаца.

2) Пишите СТРОГО по плану. Сначала проблема, потом комментарий, далее авторская позиция, ваше мнение аргументы, заключение. Не забывайте о микровыводах и связках между этими частями.

3) Не "скачите" с темы на тему, не пишите одну и ту же мысль дважды. Из каждой высказанной мысли должна вытекать следующая.

↑ К6 (точность и выразительность речи)

1) Используйте метафоры, эпитеты, сравнения.

2) Следите за тем, чтобы в предложении было все понятно.

3) Этот пункт связано с К9 и К10. Высший балл по этому критерию возможен только при получении высшего балла по К10.

↑ К7-К8 (орфография и пунктуация)

1) Орфографические ошибки и пунктуационные ошибки делятся на грубые, негрубые и однотипные, а также есть ошибки, которые вообще не учитываются.

↑ К9 (языковые нормы или грамматические ошибки)

↑ К10 (речевые ошибки)

Внимательно посмотрите, какие ошибки считаются грамматическими, а какие речевыми.

↑ К11 (этические ошибки)

Несоблюдение этики. Это значит, что вы кого-то оскорбили или проявили неуважение к кому-либо или чему-либо в своем сочинении. Сюда можно отнести также фамильярность по отношению к автору.

↑ К12 (фактические ошибки)

Лучше перепроверить факты, которые вы излагаете. Часто это ошибки в датах, именах и фамилиях героев, авторов. Также фактической ошибкой может считаться искажение сюжета или событий произведения, а также искажение деталей предложенного для анализа текста.

 

Исходный текст

 (1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.

(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.

(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15) Я выбрал стихи Лермонтова.

(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.

(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.

(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28) И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.

(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.

(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.

(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.

(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.

(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!

(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.

(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.

(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Позиция автора

Позиция автора ясна: шедевры «осветляют» человеческую жизнь, потому что именно они воодушевляют нас, помогают найти смысл жизни.

Отношение к позиции автора

а) Согласие/несогласие

Я согласен(-а) с мнением автора.

а) Обоснование собственной позиции

Человеку необходимы шедевры. Шедевры, завораживающие своим совершенством, помогают людям справляться с трудностями. Например, меня успокаивает и вдохновляет творчество художника Куинджи, изображавшего ночные и вечерние пейзажи. Гладя на его картины, я понимаю, что никакие проблемы не могут помешать мне ценить жизнь, наполненную прекрасными шедеврами.

Заключение

После прочтения этого текста становится понятно, почему мы во всем должны искать прекрасное. Шедевры, способные вдохновлять нас, могут оказаться совсем рядом.

Алгоритм выявления проблемы

Путь 1 (для художественного текста):

От позиции автора

- Найдите позицию автора (основную мысль в тексте; чаще всего она находится в последних двух абзацах)

- Выпишите ее.

- Задайте вопрос, на который ответом будет позиция автора.

- Этот вопрос и есть проблема текста

 

Путь 3:

Формулировка проблемы

• Словом проблема и существительным в родительном падеже.

Например: проблема негативного влияния человека на природный мир

Вопросом (без слова «проблема»). Например: как человек влияет на природный мир? Именно над этой проблемой размышляет автор текста.

*Есть миф, что если в первом абзаце не будет слова «проблема», то ее точно не зачтут. Это неправда.

 

Идеальное начало сочинения:

• Задаются 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы.

• Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить с помощью фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя…. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (Чего?)

Структура комментария

 

1 пример-иллюстрация + пояснение

2 пример-иллюстрация + пояснение

Связь между примерами

Анализ связи между примерами (с 2020 года)

 

Важное!

Комментарий не должен быть пересказом

- Комментарий должен подводить к позиции автора

- Пример-иллюстрация - это элемент текста (1 или 2 предложения, может быть и 1-2 слова, которые важны для понимания проблемы).

- Пояснение к примеру должно ответить на вопрос: почему выбранная цитата подводит к авторской позиции.

- Связь показывает, как связаны наши выбранные предложения (цитаты, кусочки текста).

- Анализ показывает, почему мы считаем, что эти два примера противопоставлены друг другу (уточняют друг друга и т.п.) или зачем автор их противопоставляет и т.п.

 

Типы информации

Алгоритм комментирования

1 шаг: разбить текст на два смысловых центра (понять, какие фрагменты текста являются наиболее важными для иллюстрации проблемы)

2 шаг: выбрать из 1 фрагмента цитату, которую нужно использовать. Дать ей пояснение (объяснить значение этой цитаты для раскрытия проблемы)

3 шаг: используя слово-связку (это могут быть союзы: но, однако, и, тем не менее, а именно, то есть и т.д., вводные слова: напротив, в частности, с одной стороны, с другой стороны, следовательно; любые другие части речи: наконец, поэтому и т.д.)) перейти ко второму примеру. Дать и ему пояснение.

4 шаг: указать связь между примерами

5 шаг: проанализировать ее. Например, Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают автору показать различие жизненных позиций героев, а именно…

 

Типичные ошибки при комментировании:

Комментарий отсутствует (редко такое бывает)

Публицистический текст

Примеры - иллюстрации Пояснение к примерам
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Автор разделяет мнение (кого)… Автор спорит (с кем)… Думаю, нужно обратить внимание на мысль автора о том. что… Писатель хочет сказать, что… Этим примером показывает, что… Эти слова убедительно доказывают, что… Приведенные слова содержат глубокий смысл…

 

Художественный текст

Примеры - иллюстрации Пояснение к примерам
Писатель изображает (кого, что)… Герой говорит: «…» Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… Симпатии автора на стороне героя, который… Автор не случайно обращает наше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слова (мысли) героя позволяют увидеть… Эти события автор описывает, чтобы…

 

Связь между примерами

Противопоставление: Автор противопоставляет приведенные примеры, чтобы показать

Сравнение: Сравнивая различные точки зрения на…, автор подчеркивает

Вывод: Все сказанное приводит автора к закономерному выводу о том, что…

Причина: Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее

 

Клише

Фраза – переход ко второму абзацу: 1) Интересно проследить, как автор раскрывает поставленную проблему и приводит нас к пониманию своей позиции  или 2) Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор повествует (рассказывает, пишет)…

Самый примитивный, но легкий и удобный: 3)Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям ….

Клише для пояснения: 1 Пример, пояснение: … этим примером автор показывает

2 пример, пояснение.

Клише для указания связи и анализа: Используя / приводя эти примеры, которые дополняют (уточняют, объясняют, противопоставлены друг другу), автор …. или Примеры дополняют друг друга. Они показывают….

*В качестве фразы, отражающей тип и анализ связи я обычно прошу использовать эту: Эти п римеры, противопоставленные между собой, помогают отразить изменения, которые произошли в душе рассказчика в течение военного времени, а также показывают, насколько сильно война меняет человека.

 

Пример комментария 2021 года

 

 

Позиция автора

* Это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения. Итог размышлений автора.

* Проблема и позиция автора тесно связаны (вопрос и ответ на вопрос).

* Авторская позиция может выражаться прямо (чаще в публицистических текстах) и косвенно (в художественных текстах)

Типичные ошибки

* В сочинении отсутствует формулировка позиции автора (просто фраза: я согласен с позицией автора и все)

* Позиция не совпадает с заявленной проблемой текста в начале сочинения

* Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика

* Выбирается неудачная цитата, которая не отражает позицию автора

 

Вывод

* Виды заключения:

- Обобщение основных мыслей автора

- Вопросительное предложение (часто риторический вопрос)

- Призыв / обращение к читателю

- Использование цитат

-

Клише:

* Таким образом, ….

* В заключение хочу подчеркнуть…

* Подводя итог, повторю…

 

Требования и баллы

* Грамотность:

- Орфография (К7) Более четырех ошибок – 0 баллов

- Пунктуация (К8) Более пяти – 0 баллов

- Языковые нормы (имеется в виду грамматика) (К9) (Три ошибки – 0 баллов)

- Речевые нормы (имеется в виду лексика) (К10) (Четыре ошибки – 0 баллов)

Баллы

* За соблюдение языковых, речевых норм и норм письменного языка можно получить в общей сумме 10 баллов:

По 3 балла за орфографию и пунктуацию и по 2 балла за грамматику и лексику.

 

Языковые нормы

* Подразумеваются нормы грамматики (морфологии и синтаксиса)

* Они отрабатываются в тестовой части в задании 7 и 8.

* Включают в себя: морфологические ошибки (бывают не так часто в сочинениях) и синтаксические (в основном в нормах согласования и управления)

Языковые нормы
Морфологические ошибки

Неправильное склонение фамилии (в тексте Лотман вместо в тексте Лотмана, с Дарвиным вместо Дарвином)

2. Неверное определение рода или склонение несклоняемых существительных (у коал вместо у коала, в солнечной Тбилиси вместо в солнечном Тбилиси)

3. Неправильное образование формы родительного падежа множественного числа (у солдатов вместо солдат)

4. Неправильное образование местоимений (сестра старше него вместо старше его, ихний вместо их)

5. Ошибки в употреблении личных форм глаголов (ветер колыхает листву вместо колышет, или двигает сострадание вместо движет)

6. Неверное образование видовых форм (институт организовывает курсы по подготовке вместо организует)

7. Неправильное образование форм причастий (ручейки, стекаемые вниз вместо стекающие, продукты, выпускающиеся в Европе вместо выпускаемые)

Синтаксические ошибки

Бывают значительно чаще морфологических.

- Составляют основную массу языковых ошибок в сочинении.

- Связаны с нарушением:

- норм согласования

- норм управления

- норм употребления деепричастных оборотов

- норм построения сложных предложений

 

Нормы согласования

* Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными (Молодежь собрались в парке, большинство голосовали)

* В сочинении ЕГЭ при подлежащих большинство, меньшинство, ряд, часть + Р.П. существительного лучше использовать грамматическое согласование, то есть выбирать форму ед. ч.)

* Неправильный выбор числа сказуемого при подлежащем, включающим в свой состав числительное (21 студент записались на тестирование вместо записался)

• Если в состав подлежащего входят числительные не на 1, то как правило:

а) при больших цифрах сказуемое ставится в форме единственного числа (170 студентов сдало экзамен)

б) при цифрах 2,3,4 - в форме множественного.

в) в остальных случаях верными будут оба варианта числа.

Ошибки в согласовании подлежащего, имеющего при себе приложение в форме другого рода, чем подлежащее (журнал «Наука» выпустила вместо выпустил)

*Но если в качестве приложения выступает имя собственное лица, то согласовываем так: Врач Петрова принимала

Ошибки в выборе числа сказуемого при наличии в составе подлежащего местоимений КТО, ЧТО, КАЖДЫЙ, ТЕ, ВСЕ (Те, кто пришли, должны пройти …. Вместо те, кто пришел, должен)

* Неправильный выбор формы падежа у однородных членов при обобщающем слове (На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Сочи вместо … из следующих городов: Красноярска, Москвы, Сочи)

* Нарушение согласования определяемого слова с последующим определением (Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты»)

Нормы управления

* Самая стандартная ошибка – употребление неверной формы падежа в конструкциях с предлогами:

- Благодаря, согласно, вопреки, наперерез, наперекор, подобно, которые требуют только дательного падежа (согласно словам)

- По, который в значении после требует предложного падежа (по окончании, по прилете)

Остальные предлоги тоже могут употребляться неверно, но значительно реже (например: пришел со школы вместо пришел из школы)

Нанизывание конструкций с родительным падежом (при решении вопроса выбора лучшего варианта…)

Деепричастный оборот

* Ошибки в употреблении деепричастных оборотов бывают очень часто в сочинениях.

(например, сравнивая примеры, мне показалось ….)

Ученик должен помнить, что:

- действие деепричастия и глагола-сказуемого должно выполняться одним и тем же лицом или предметом

Например, Проходя по парку, собака подбежала ко мне. (Проходил я, а подбежала собака – неправильно!)

- Если после деепричастного оборота стоит местоимение или существительное не в именительном падеже, то это тоже ошибка!!!

Например, Прогуливаясь по саду, меня охватило волнение.

- Деепричастный оборот не может присоединяться к пассивной конструкции.

Например, Сражаясь на войне, солдат был ранен.

 

Сложные предложения

* Употребление лишних союзов (Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал….)

* Одновременное употребление сочинительных и подчинительных союзов (Как только перестал дождь и мы отправились домой)

* Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом – нужно стал)

* Лишние указательные слова (Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное (нужно убрать то).

* Лишний предлог о и указательное слово (о том, что группа добилась успехов …. (о том лишнее)

 Это одна из самых частотных ошибок как в устной, так и в письменной речи.

 

Речевые ошибки

Собственно лексические:

* Повтор слова (всегда одна и та же часть речи с разными окончаниями (автор… у автора… с автором)

* Т автология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (возобновить вновь). Тавтология возникает при повторении однокоренных слов: Можно спросить вопрос?

* Плеоназм - (от греч. pleonasmos- излишество), т.е. употребление близких по смыслу и потому лишних слов (очень крошечный, заранее предвидел, необычный феномен, движущий лейтмотив, впервые дебютировал, юный вундеркинд, моя автобиография, первая премьера, главная суть, прейскурант цен, коренной абориген). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: мужественный и смелый, только лишь, долгие и продолжительные аплодисменты и т. д.

* нарушение лексической сочетаемости слов – способности слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

(Например, облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д. Автор увеличивает впечатление.)

* Употребление слова в несвойственном ему значении (Например, В концерте принял участие известный оперный магнат.)

* Лексические анахронизмы (использование слова с нарушением хронологических границ (недовольные властью плебеи в Древнем Риме устраивали митинги)

* Канцелярские штампы (было принято решение, данный вопрос, осуществили перевод)

* Двусмысленность фразы (учителю надо многое сказать)

* Неразличение паронимов (представить и предоставить, надеть и одеть и т.п., н-р, скрипка в этом произведении сольный инструмент вместо солирующий)

 

Этико –речевые ошибки

* Вульгаризация речи (использование сниженных слов в сочинении). Например, Да он просто придурок! Они были для него просто шестерками.

Логические ошибки

* Подмена понятий (Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время)

* Нарушение причинно-следственных отношений (Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились)

* Нарушение закона непротиворечия (Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживет себя. Но, пока книг издается все больше и больше, они еще долго будут радовать читателей)

* Отсутствие связи между высказываниями (Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору)

 

Фактические ошибки

* Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте (В тексте приводятся из биографии писателя Дюрера (Дюрер – живописец)

* Неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте (В тексте рассказывается о событиях Великой Отечественной войны, когда Германия напала на Россию (вместо на СССР)

* Неверное использование фактов фонового характера (факты биографии автора или героя, даты, фамилии, авторство упоминаемых произведений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.215 с.)