Русский язык и культура речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык и культура речи



Кафедра русского языка

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Учебно-методическое пособие для студентов

 

 

 

Курск-2018

Печатается по решению 

                   редакционно-издательского совета

                     Курского государственного университета

 

Ларина Л.И., Малыхина Т.М., Кузьмина А.В. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие для студентов. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2018. 41 с.

 

 

Учебно-методическое пособие по русскому языку и культуре речи состоит из нескольких разделов. В первом представлены сценарии практических занятий, во втором – обобщающие задания в тестовой форме, третий раздел содержит задания для самостоятельной работы, последний – библиографический список, включающий основные учебные пособия по дисциплине и дополнительную литературу.

Материалы пособия могут быть использованы студентами дневного и заочного отделений на практических занятиях, для организации самостоятельной работы, а также при подготовке к зачету.

 

Составители: Ларина Л.И., Малыхина Т.М., Кузьмина А.В.

Редактор: кандидат филологических наук, доцент Подосинникова Р.В.

 

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи», включенная в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной образовательной программы, призвана повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, в письменной и устной его формах; овладеть новыми навыками и знаниями в этой области; расширить общегуманитарный кругозор, опирающийся на богатый коммуникативный, познавательный и эстетический потенциал русского языка.

 

I. СЦЕНАРИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Орфографические и пунктуационные нормы

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Вспомните из школьного курса русского языка, что такое орфография, орфограмма?

2. Какие орфограммы вы знаете?

3. Что изучает пунктуация?

4. Какие правила русской пунктуации вам известны?

Задание 2. Напишите диктант и объясните все орфограммы и пунктуационные знаки.

Задание 3. Проанализируйте ошибки, допущенные в диктанте, заполнив таблицы

А. Орфографические ошибки

в приставке в корне в суффиксе в окончании
       

 

Б. Пунктуационные ошибки

в простом предложении в сложном предложении
   

Литература

Бучкина Б.З. Орфографический словарь русского языка: Слитно?Раздельно? Через дефис? М.:АСТ-ПРЕСС, 1990.

Введенская Л.А., Червинский П.П. Русское произношение и правописание. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Лопатин В.В., Чельцова Л.К., Нечаева И.В. Прописная или строчная?: Орфографический словарь русского языка. М:АСТ-ПРЕСС, 1999.

Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под ред. О.А. Соболевой. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Русский орфографический словарь / Рос.акад. наук. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова; Отв. ред. В.В. Лопатин. М.: Азбуковник, 1999.

 

Литература

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.

Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.

Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.

Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

Словарь ударений русского языка / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. 8-е изд., испр. и доп. М., 2000.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. М., 1980.

Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и у дарения: Краткий словарь-справочник. СПб.. 2002.

Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. Минск, 1986.

Литература

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1974.

Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2004. Словарь синонимов. Справочное пособие. Л: Наука, 1975.

Фразеологический словарь русского языка/ под ред. А.И. Молоткова. М: Русский язык, 1978.

ТЕМА 4. Словообразовательные нормы

Задание 1. Разберите нижеприведенные слова по составу.

Переквалифицировать, трудолюбие, прямоугольник, бесстрашно, уходящий, посмешище, открылись, пробежка, птичий, прекраснее.

Задание 2. Образуйте два новых слова от каждого из приведенных ниже примеров только с помощью приставок.

Кипеть, стучать, ставка, ход, бег, кладка, брошенный, мытый.

Задание 3. Найдите в данных словах корень, образуйте от него новые слова.

Изжога; наугад; сдержанный; соотнесенный; прозорливый; непогрешимый; предубеждение; излишество; незамедлительный; располагающий; пробуждение; провозглашать.

Задание 4. Перепишите примеры. Обозначьте суффиксы прилагательных и объясните их написание.

Дощатый, парчовый, багряный, мягонький, плохенький, веснушчатый, пензенский, бритвенный, воробьиный, странноватый, мысленный, каменный, деревянный, свинцовый, желанный, бешеный, задумчивый.

Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов и объясните их написание.

Баснями сыт не буд…шь. Без пословицы не прожив…шь. За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма…шь. Слезами горю не помож…шь. Песком моря не засып…шь. Чего себе не хоч…шь, того и другу не желай. С кем хлеб-соль вод…шь, на того и поход…шь. С кем повед…шься, от того и набер…шься. Без труда не вылов…шь и рыбку из пруда. Мягко стел…т, да жестко спать.

Литература

Словообразовательный словарь современного русского языка / под ред. М.В. Баклановой, О.С. Веховой. М.: АСТ: АСТ Москва: Восток-Запад, 2008.

Тихонов А.Н., Беркович Т.Л. Все трудности русского словообразования. Словарь-справочник: около 10 000 словарных ст. М.: Астрель, 2010.

 

Литература

Мизинина И. Трудности русского языка. Орфография. Пунктуация. Грамматика. М.: Олма Медиа Групп, 2011.

Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. М.: Изд-во «Русский язык», 1984.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2016.

Розенталь Д.Э. Синтаксис и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Оникс; Мир и образование, 2016.

II. ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

ТЕМА 2. Лексические нормы

1. Отметьте, в каких предложениях есть случаи неправильного словоупотребления.

а) Председатель собрания представил слово основному докладчику.

б) У него был землистый цвет лица

в) Татьяна охотно отдала бы эту праздничную жизнь в свете за жизнь в дорогой ей деревне.

г) Головная боль становилась все более нетерпимой.

 

2. Укажите случаи тавтологии или плеоназма. Отметьте предложения, в которых допущены эти ошибки.

а) Около полуночи бабушка ласково разбудила меня.

б) Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факультативные занятия по освоению второй специальности.

в) Сделал я несколько шагов там, где, казалось, шла тропинка, и вдруг увяз по пояс в снегу.

г) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

 

3. В каких предложениях допущено смешение паронимов?

а) Преступление было совершено со злым замыслом.

б) Нет спора, что среди множества личных историй попадаются и типовые.

в) Свыше ста фильмов просмотрела отборная комиссия, чтобы выбрать лучшее из них.

г) Всю дорогу говорили о житейских мелочах.

 

4. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

а) играть большое значение

б) вручить цветы

в) назрела сложная обстановка

г) разочароваться в нем

 

5. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

а) основать выводы  

б) разъяснять ошибки

в) беспокоиться за родителей 

г) оплатить за проезд  

 

6. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Аннулировать – составить краткое изложение содержания книги.

б) Елей – масло, употребляемое в церковном обиходе.

в) Послушник – ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.

г) Легитимный – непризнанный, не допускаемый законом.

 

7. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а) Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.

б) Адаптация – приспособление к условиям.

в) Хоспис – специальная клиника для безнадежно больных.

г) Апелляция – удаление волос.

 

8. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

а) Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.

б) В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей. 

в) Вся псарня мчалась впереди охотников. 

г) В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат.

 

9. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

а) Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с отцом.

б) От души поздравляем первого российского кутюрье.

в) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр».

г) Кворум собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам.

 

10. Укажите правильный вариант ответа: пример, где выделенное слово используется в переносном значении.

а) горячий кофе;

б) шелковая рубаха;

в) шелковые волосы;

г) золотые часы.

 

Вариант №1

 

1. Укажите предложения, в которых допущены стилистические недочеты.

а) Шикарные дамы, кавалеры, а на столах много всякой пищи.

б) На вверенной вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

в) Сим письмом извещаем вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.

г) Личность Беликова является замечательным художественным откровением Чехова.

 

2.Отметьте предложения с речевыми ошибками.

а) Врач спросил больного, как он себя чувствует.

б) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты. 

в) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. 

г) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

 

3. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

а) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

б) Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.

в) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 

г) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. 

 

 

4. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

а) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

б) Девушка-оператор прекрасно освоила новую профессию.

в) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.

г) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

 

5. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

а) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

в) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

г) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

а) Через закопченное окно избушки едва проникал солнечный свет.

б) Всю войну она проработала не покладая сил.

в) Один работал спустя рукава, другой трудился не покладая рук.

г) В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

а) Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

б) Сборная панель из кирпича не уступает железобетонной ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям.

в) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны.

г) После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

 

8. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

б) Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

в) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 

г) Расчет составлялся исходя из средних норм выработки.

 

9. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Врач спросил больного, как он себя чувствует.

б) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты. 

в) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. 

г) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

 

10. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

б) Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.

в) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 

г) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. 

 

Вариант № 2

 

1. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

б) Девушка-оператор прекрасно освоила новую профессию.

в) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

г) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

 

2. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

в) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

г) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 

3. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Через закопченное окно избушки едва проникал солнечный свет.

б) Всю войну она проработала не покладая сил.

в) Один работал спустя рукава, другой трудился не покладая рук.

г) В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 

4. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

б) Сборная панель из кирпича не уступает железобетонной ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям.

в) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны.

г) После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

 

5. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

б) Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

в) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 

г) Расчет составлялся исходя из средних норм выработки.

 

 

6. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Благодаря стараний родителей, сын получил прекрасное образование.

б) Вчера принимал больных опытный терапевт Петрова.

в) Местное чиновничество отличалось крайним консерватизмом.

г) Всю свою долгую жизнь его отец был глухим к страданиям близких.

 

7. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Ученики пристально слушали рассказ учителя. 

б) Свою автобиографию я уже рассказал вам. 

в) Владельцам вишневого сада грозит разорительство. 

г) В праздничные майские дни неплохо бы выехать за город.

 

8. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Его неожиданный вопрос поставил меня в тупик.

б) Этот технологический процесс продолжается несколько часов. 

в) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

г) Ваше предложение выеденного гроша не стоит. 

 

9. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Оплатить за обучение можно в 3 кассе. 

б) Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени в образе Базарова.

в) Творчество Толстого завоевало мировую признательность.

г) В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема о счастье народа. 

 

10. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.

б) Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук.

в) Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.

г) О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.

 

Образец заявления

Ректору МГУ
академику Садовничему В. А.
студента 3 курса
факультета вычислительной

математики и кибернетики
очной формы обучения
Соловьева Михаила Сергеевича
проживающего по адресу:
г. Москва, ул. Лиственная, 42, кв. 71
тел. 8(925) 2835478

 

заявление.

 

Прошу предоставить мне академический отпуск на 2013/2014 учебный год по состоянию здоровья. Медицинская справка прилагается.

 

Дата                                                                                   Подпись

 

Образец характеристики

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Настоящая характеристика дана студентке Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского Ковалевой Светлане Владимировне, проходившей преддипломную практику в ООО «Сегмент» с 10 мая 2012 г. по 29 мая 2012 г.

Во время прохождения практики Ковалева С.В. выполняла следующие обязанности: знакомилась с миссией и целями компании, структурой предприятия, принимала участие в работе по заполнению договоров поставки и составлению отчетов, изучала правила торгового визита, основы мерчендайзинга (концепцию выкладки товаров на полках).

За время прохождения практики в ООО «Сегмент» Ковалева С.В. показала хороший уровень теоретической подготовки. К выполнению всех заданий подходила добросовестно и с большой ответственностью.

В целом работа Ковалевой С.В. заслуживает оценки «отлично».

 

ООО «Сегмент» Лазарев         М.П. К.В. Лазарев 30 мая 2012 г.

Образец приказа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 «МОСКОВСКИЙ государственный университет»

ПРИКАЗ

 

22.02.2016               Москва                    № 225

 

Образец служебной записки


Начальнику отдела

информационных технологий
ООО «Премиум»
Сыроежкину М. В.

начальника отдела кадров

Бойко Н.И.

служебная записка.

 

Прошу Вас произвести ремонт персонального компьютера, закрепленного за менеджером по персоналу Мороз Татьяной Ивановной.

 

Начальник отдела кадров Подпись Н.И. Бойко Дата

Образец справки

Справка
02.12.2012 г.                                                                             Справка №10

Справка дана Иванцовой Вере Ивановне в том, что она действительно работает в ООО «Мириада» в должности менеджера по рекламе.

Справка дана для предоставления по месту требования.

 

Начальник отдела кадров Подпись                               А.В. Иванов    М.П.

Образец доверенности

 

Доверенность

г. Москва 12 декабря 2012 г.

ООО «Фрегат» (ОГРН – 1106101795336) в лице директора Якимова Виктора Васильевича, действующего на основании Устава, настоящим доверяет Степанову Андрею Викторовичу, паспорт серии 2873 № 456123, выдан ОВД «Якиманка» г. Москвы, проживающему по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, 25, кв. 12, получить выписку из ЕГРЮЛ на Общество с ограниченной ответственностью «Фрегат» в инспекции Федеральной налоговой службы.

Доверенность действительна до 18 декабря 2012 г.

Подпись Степанова Андрея Викторовича удостоверяю.

Директор Подпись           М. П. В.В. Якимов

III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Прочитайте словосочетания, соблюдая орфоэпические нормы. С пятью словосочетаниями составьте предложения.

Августовский педсовет, занятия по средам, внимание на доску, несколько досок, написать на классных досках, начатый вовремя урок, генезис растений, симметрия и асимметрия, совмещение плоскостей, опустите жалюзи, все принялись за дело, задала в прошлый раз, вы правы, она права, памятуя о прошлом, избалованный вниманием, посмотрите каталог, занятые люди, договорные отношения, не стоит слишком баловать детей, оптовые цены, экспертная комиссия, взята формула, взяты следующие параметры, воздать сторицей, в следующем квартале, уставный фонд, бередить рану, мастерское исполнение.

Задание 2. Почему не являются орфоэпическими вариантами следующие пары слов?

А тлас – атл а с, в и дение- вид е ние, в я занка- вяз а нка, к и рка-кирк а, х а ос-ха о с, л а вровый-лавр о вый, хар а ктерный-характ е рный, м о рщить-морщ и ть, тр у сить- трус и ть, кл у бы-клуб ы.

Задание 3. Выпишите иноязычные слова, употребленные неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.

Юноша во всем имитировал старшему брату. Па фабриках и заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства. В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге. В прошлом году имели место серьезные дефекты в ремонте школы.

Задание 4. От следующих существительных образуйте форму Р.п. ед. и мн. числа, а также И.п. мн.ч. (там, где это возможно) и расставьте ударения.

Бант, бинт, дверь, герб, гуляш, гусь, жезл, ксендз, клок, торт, унт, ясли.

Задание 5. Прочтите аббревиатуры, правильно называя буквы. Определите род данных слов.

КГУ, МЧС, ТЮЗ, ВДВ, ПВО, СТО, КРУ, БДТ, КПД, РОЭ, ВФМ, ВДНХ, МХАТ

Задание 6. Выберите и запишите нормативный вариант:

Столько много / так много, нет рельс / нет рельсов, броня / бронь, туфель / туфля, сколько время / сколько времени, извините / извиняюсь, согласно приказа / согласно приказу, убираю в комнате / убираюсь в комнате, через денька два / денька через два, к друг другу / друг к другу, закончить школу / окончить школу, одеть шляпу / надеть шляпу, с обеими сестрами /с обоими сестрами, трое учениц / три ученицы, шоферы / шофера, по приезде / по приезду, один тапок / одна тапка, езжайте / поезжайте, новая аэрозоль / новый аэрозоль.

Задание 7. Отметьте примеры с нарушением норм.

Вопреки скептического мнения некоторых современников о М. Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта. Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование. Благодаря комментариев Ю. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина. Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет. Он об этом думал сказать по приезду в Псков. По окончанию обучения в медицинском институте Иванов стал работать сельским врачом. По окончанию глагола определяем спряжение. Нам оплатили за сверхурочный труд. Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение. Кондуктор попросил оплачивать за проезд.

Запомнить:

              А. Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно требуют только дат. п.

Б. Производные предлоги вследствие, в течение, ввиду, в случае требуют только род. п.

В. Сочетания с предлогом по: по приезде (в город), по прибытии(на место), по истечении (срока), по окончании (школы)

Г. Сочетания оплатить что – уплатить за что, беспокоиться о ком – тревожиться за кого; надеть что на что – одеть кого во что;обращать внимание на что – уделять внимание чему;отзыв о чем – рецензия на что; предостеречь от чего – предупредить о чем;заметить что – догадаться о чем

Задание 8. Исправьте ошибки в предложениях.

За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. Не только способности, трудолюбие поможет достичь успеха в работе. Хотя и трудно было выполнить контрольную работу, а Сергей с ней справился быстро. Как мальчики, и девочки тоже участвовали в лыжных гонках. Путешественники восхищались не только красотой дальневосточной тайги, но также рек и озёр.

Запомнить:

Как, так и;   

Не только, но и;

Не столько, сколько;   

Не так, как;

Хотя и, но;

Не то что(бы), но(а);    

Если не, то

Задание 9. Найдите предложения с нарушением прямой и косвенной речи.

Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам.

Уезжая в командировку, отец обещал: «Я обязательно вернусь к праздникам».

Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.

Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Лермонтов пишет о своем поколении: «И ненавидим мы, и любим мы случайно».

Лермонтов пишет о своем поколении, что оно и ненавидит, и любит «случайно».

Задание 10. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

Изложенные факты в диссертации приведёнными цифрами подтверждаются. На сцену вышел актёр с микрофоном в чёрном фраке. Он выбирал достойного себе приемника. Вечерами рассказывала внучке бабушка сказки. Первокурсники посещают спецкурс по истории театра профессора Иванова. Благодаря зазеленевших весной растений сад удивительно преобразился. В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделен на триместры. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

Задание 11. Прочитайте тексты и выполните задания к ним.

В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Институт наследования2 явля...тся не только одним из ключ...вых институтов гражданского права, но и предст…вляет собой важнейший соц…альный м…ханизм, игра…ший и играющий существен…ую роль в жизни общества. В Российской Федерац…и наследствен…ое право явля…тся развитой, …балансир…ван…ой и стабильной подотраслью гражданского права. Однако так было (не)всегда. Свидетельством этому явля…тся история советского наследствен…ого права.

Первые (н…)сколько месяц...в после пр...хода б…льшевиков к власти в стране пр…должали действовать нормы дореволюц…он…ого наследствен…ого права. В этой с…туац…и нет н…чего уд…вительного, так как новое государство, стр…мясь к обн…влению2 н…рмативной базы, точнее, к с…зданию нового закон…дательства, (не)могло сразу отк…заться от законодательства дореволюц…он…ого, иначе(бы) в…зник правовой вакуум, ведущий к правовому хаосу.

К…рдинальным образом все изм…нилось с 27 апреля 1918 г., когда был принят Д…крет ВЦИК РСФСР «Об отмене наследования». Р…ализац…я этого документа являлась одним из зак…номерных мер…приятий п…литики воен…ого ком…унизма. Как извес…но, п…литика воен…ого ком…унизма – это внутрен…яя политика (С, с)оветской власти в период гражданской в…йны в 1918-1921 гг., н…сившая3 чр…звычайный х…рактер.4 Ее целью была к…нц…нтрац…я р…зличных р…сурсов в руках г…сударства для об…спечения3 победы в гражданской войне. Отсюда и меры по нац…онализац…и* финансов, пр…мышлен…ости, пр…родных р…сурсов. Кроме этих мер с…ставляющими2 п…литики воен…ого ком…унизма являлись3 в…едение пр…довольствен…ой д…ктатуры со всеми выт…кающими п…следствиями (пр…дразверстка, пр…дотряды, в…едение твердых цен на хлеб, к…нф…скац…я* «излишков» с…льск…хозяйствен…ой пр…дукц…и у крестьян, ж…сткая борьба со сп…куляц…ей); в…едение вс…общей трудовой п…вин…ости для лиц от 16 до 50 лет; м…л…таризац…я* труда; запр…щение2 оптовой и частной т…рговли (отсюда и замена т…варно-ден…жных отн…шений натуральным обменом, ф…ктическое упраз…нение денег); оплата труда рабочих пр…обрела натуральный характер (продуктами и товарами первой необх…димости), в…одилась карточная система ра…пред…ления; отм…нялась плата за жилье, транспорт, топл…во, фура… и т.д.

(По А.А. Демичеву)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль.

2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

3. Выпишите термины национализация, конфискация, милитаризация и объясните их значение (знак *).

4. Правильно ли выделено ударение в слове развитОй, выписать слово и поставить правильное ударение.

5. Произведите морфемный анализ следующих слов: наследования,обновлению, составляющими, запрещение (цифра 2).

6. Сделайте морфологический разбор слов куропатки, взят, суть (цифра 3).

7. Произведите синтаксический разбор сложного предложения «В этой ситуации нет ничего удивительного…».

8. Произведите синтаксический разбор простого предложения (цифра 4).

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ:

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль.

2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

3. Выпишите термины эволюция, преступление, самозащита и объясните их значение (знак *).

4. Правильно ли выделено ударение в слове договорАх, выписать слово и поставить правильное ударение.

5. Произведите морфемный анализ следующих слов: совершенствования,относящихся, неограниченного, совершения (цифра 2).

6. Сделайте морфологический разбор слов необходимой, может, первом (цифра 3).

7. Произведите синтаксический разбор сложного предложения «В данных договорах в нормах…».

8. Произведите синтаксический разбор простого предложения (цифра 4).

IV. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Язык – знаковая система.

2. Формы существования языка.

3. Характеристика функциональных стилей языка.

4. Основная характеристика форм речи.

5. Функционально-смысловые типы речи.

6. Русский язык как способ существования русской культуры.

7. Понятие языковой нормы. Типы норм.

8. Типы норм. Понятие речевой ошибки.

9. Становление вариантов норм.

10. Коммуникативные качества речи.

11. Становление русского национального языка.

12. Русский национальный язык XVIII – XIX веков.

13. Русский язык в современном мире.

14. Культура речи и публичное выступление.

15. Соотношение языка и речи. Речь и мышление.

16. Организация вербального взаимодействия.

17. Доказательность и убедительность речи. Виды аргументов.

18. Невербальные средства общения.

19. Языковые особенности научного функционального стиля.

20. Культурно-нормативные аспекты делового стиля.

21. Приемы унификации языка служебных документов.

22. Реклама в деловой речи. Особенности рекламных текстов.

23. Понятие об ораторском искусстве.

24. Оратор и его аудитория.

25. Основные приемы поиска материала.

26. Структура публичной речи.

27. Связь культуры речи и риторики.

28. Функции языка и их реализация в речи.

29. Типы официально-деловых документов и их особенности.

30. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей литературного языка.

31. Орфоэпические трудности русского языка.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. нефилолог. фак. вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. вузов М.: Логос, 2011.

 

Дополнительная

Антонова, Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник. М.: AcademA, 2005.

Голуб И. Б. Русская риторика и культура речи. М.: Логос, 2011.

Голуб И. Б. Стилистика русского языка и культура речи. М.: Логос, 2011.

Мизинина И. Трудности русского языка. Орфография. Пунктуация. Грамматика. М.: Олма Медиа Групп, 2011.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика: курс лекций. М.: СТУПЕНИ: ИНФРА, 2012.

Петрякова А. Г. Культура речи. 2-е изд., испр. М.:AcademA, 1997.

Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. М.: Изд-во «Русский язык», 1984.

Руденко А.М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах: Учебное пособие. М.: Феникс, 2015.

Суспицина И.Н. Русский язык. Культура речи. Риторика. М.: Юрайт, 2012. Режим доступа: http://bidlioclub.ru/index.php?pae=serch

Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. М.: ИКАР, 2014.

Химик В.И. Культура речи и деловое общение. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015.

Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь. М.: Юрайт, 2014.

Список словарей

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1974.

Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002.

Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.

Бучкина Б.З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? М.:АСТ-ПРЕСС, 1990.

Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.

Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

Словарь ударений русского языка / под ред. М. А. Штудинера. М., 2000.

Лопатин В.В., Чельцова Л.К., Нечаева И.В. Прописная или строчная?: Орфографический словарь русского языка. М: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2004.Словарь синонимов. Справочное пособие. Л: Наука, 1975.

Фразеологический словарь русского языка/ под ред. А.И. Молоткова. М: Русский язык, 1978.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.239 с.)