ТЕМА 4. Синтаксические нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4. Синтаксические нормы



1. Согласуйте подлежащее со сказуемым, допишите окончания.

а) В одном из флигелей его дома жил.. шестнадцать горничных.

б) Сколько еще сказок и воспоминаний остал…сь в ее памяти.

в) Много детей был.. больн… гриппом.

г) На совещании был.. представлен… пятнадцать стран, причем большинство из них являл..сь депутатами парламента.

 

2. Укажите, в каких предложениях нарушены нормы согласования или управления.

а) Художник с обступившими его учениками ходили по мастерской.

б) Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно, кроме понедельника.

в) Ряд дефицитных материалов отправлено на новостройки.

г) Двое рабочих в белых фартуках копались около дома.

 

3. Укажите неправильно построенные предложения.

а) Живя и вращаясь в артистическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу привычки и взгляды.

б) Сквозь стекло окон, освещая ее неярким светом, в комнату пробивались скудные лучи.

в) Подходя к озеру, мне стало холодно.

г) За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу, окружая деревню полукольцом.

 

 

4. Согласуйте сказуемое, выбрав нужную форму.

а) Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.

б) Плащ-палатка (была, был) уже (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.

в) «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.

г) Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

а) Необходимо проверить, имеет ли институт лицензию на образовательную деятельность.

б) Последствия наводнения были ликвидированы в кратчайшие сроки.

в) Успех достигнут благодаря слаженной работы всего коллектива.

г) Во исполнение принятого решения был произведён капитальный ремонт здания.

 

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

а) Вопреки принятому решению ремонт дороги не производился.

б) Вспоминая школу, мы гордимся за своих учителей.

в) По возвращении из отпуска брат заболел.

г) Заведующий лабораторией подписал заключение о результатах проверки.

 

7. Косвенная речь неправильно оформлена в предложении:

а) Она спросила, не может ли доктор остаться у нас.

б) От подарка отказался, выразив протест криками: «В очередь, в очередь!»

в) Репин не раз говорил, что: «Вдохновение – это награда за каторжный труд».

г) На модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал.

д) Менделеев писал, что «в науке без великих трудов сделать ничего нельзя».

 

8. Укажите предложение с правильно оформленной цитатой:

а) По мнению Белинского, язык А. С. Пушкина «чист и благороден, слог точен и силён, стих исполнен блеска и парения».

б) Единственное средство умственного общения людей есть слово… - утверждал Л. Н. Толстой.

в) Известный лингвист Л. И. Скворцов подчёркивает, что «Чтение толковых словарей – полезное и увлекательное занятие».

г) Белинского поражало: «разнообразие картин, образов и чувств в поэме «Мцыри».

д) Горький рекомендовал начинающим писателям: Никогда не начинайте рассказов «диалогом»-разговором.

9.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прогуливаясь по вечернему городу,

а) мы получили настоящее удовольствие.

б) у нас завязался разговор.

в) подростками часто нарушаются правила поведения.

г) проспект произвёл неизгладимое впечатление.

 

10. Отметьте предложения с ошибками в построении причастного оборота.

а) Пес, лежавший в будке и который лениво оглядывал двор, внезапно насторожился.

б) Ехавшая карета по дороге внезапно остановилась.

в) Наброшенное пальто на плечи явно было дорогим.

г) Он радушно встретил друзей, приехавшим издалека.

д) Ярко сверкающая луна на небе освещает наш путь.

ТЕМА 5. Стилистические нормы

 

Вариант №1

 

1. Укажите предложения, в которых допущены стилистические недочеты.

а) Шикарные дамы, кавалеры, а на столах много всякой пищи.

б) На вверенной вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

в) Сим письмом извещаем вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.

г) Личность Беликова является замечательным художественным откровением Чехова.

 

2.Отметьте предложения с речевыми ошибками.

а) Врач спросил больного, как он себя чувствует.

б) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты. 

в) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. 

г) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

 

3. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

а) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

б) Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.

в) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 

г) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. 

 

 

4. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

а) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

б) Девушка-оператор прекрасно освоила новую профессию.

в) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.

г) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

 

5. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

а) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

в) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

г) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

а) Через закопченное окно избушки едва проникал солнечный свет.

б) Всю войну она проработала не покладая сил.

в) Один работал спустя рукава, другой трудился не покладая рук.

г) В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

а) Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

б) Сборная панель из кирпича не уступает железобетонной ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям.

в) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны.

г) После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

 

8. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

б) Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

в) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 

г) Расчет составлялся исходя из средних норм выработки.

 

9. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Врач спросил больного, как он себя чувствует.

б) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты. 

в) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. 

г) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

 

10. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

б) Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.

в) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 

г) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. 

 

Вариант № 2

 

1. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

б) Девушка-оператор прекрасно освоила новую профессию.

в) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

г) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

 

2. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

в) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

г) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 

3. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Через закопченное окно избушки едва проникал солнечный свет.

б) Всю войну она проработала не покладая сил.

в) Один работал спустя рукава, другой трудился не покладая рук.

г) В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 

4. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

б) Сборная панель из кирпича не уступает железобетонной ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям.

в) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны.

г) После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

 

5. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

б) Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

в) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 

г) Расчет составлялся исходя из средних норм выработки.

 

 

6. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Благодаря стараний родителей, сын получил прекрасное образование.

б) Вчера принимал больных опытный терапевт Петрова.

в) Местное чиновничество отличалось крайним консерватизмом.

г) Всю свою долгую жизнь его отец был глухим к страданиям близких.

 

7. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Ученики пристально слушали рассказ учителя. 

б) Свою автобиографию я уже рассказал вам. 

в) Владельцам вишневого сада грозит разорительство. 

г) В праздничные майские дни неплохо бы выехать за город.

 

8. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

а) Его неожиданный вопрос поставил меня в тупик.

б) Этот технологический процесс продолжается несколько часов. 

в) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

г) Ваше предложение выеденного гроша не стоит. 

 

9. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Оплатить за обучение можно в 3 кассе. 

б) Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени в образе Базарова.

в) Творчество Толстого завоевало мировую признательность.

г) В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема о счастье народа. 

 

10. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.

б) Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук.

в) Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.

г) О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.039 с.)