Тема. Предания как поэтическая автобиография народа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Предания как поэтическая автобиография народа



План-конспект урока литературы в 7 классе

Тема. Предания как поэтическая автобиография народа

Цели:

знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;

знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: урок освоения нового знания

Оборудование: учебник по литературе 7 класс.

 

УУД:

Познавательные: осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: Формирование мотивации учения

Ход урока

Организационный момент.

Формулировка темы и целей урока

Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

· Чему будет посвящён сегодняшний урок?

· Тема нашего урока – предания.

· Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?

· Как по-другому называется УНТ?

· Кто автор фольклора?

· Назовите жанры фольклора.

· Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?

· Узнать, что такое предание.

· Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.

· Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.

· Познакомиться со своеобразием языка преданий.

Работа по учебнику

— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.

Рефлексия

· Какие цели мы поставили в начале урока?

· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

· Какое новое знание вы открыли?

6.Домашнее задание

План-конспект урока литературы в 7 классе

Тема. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

Цели урока:

1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.

2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.

3. Дать понятие об эпическом герое.

4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).

Тип урока: урок освоения нового знания

Оборудование: учебник по литературе 7 класс, иллюстрации к былине.

Ход урока

Организационный момент

Постановка целей урока:

- Сегодня нам предстоит:

1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;

2) определить тему былины;

3) выяснить, кто является её подлинным героем;

4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;

5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.

2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).

1. Что такое былина?

2. Какие темы поднимались в былинах?

3. Кто является героем былин?

4. Кого называют богатырём?

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Характеристика Микулы Селяниновича.

-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.

Итоги урока.

-? Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

(Под запись: 1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности 3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к былине “Вольга и Микула Селянинович”.

Рефлексия

· Какие цели мы поставили в начале урока?

· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

· Какое новое знание вы открыли?

 

 

План-конспект урока литературы в 7 классе

Ход урока

Организационный момент

Постановка целей урока:

- Сегодня нам предстоит:

1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;

2) определить тему былины;

3) выяснить, кто является её подлинным героем;

4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;

5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.

2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).

2. Блиц-опрос

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

· Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)

· Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)

· Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)

· В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)

· Назовите былинных богатырей этих княжеств? (Новгородское: Вольга Святославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

· Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

· Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)

 

3. Сообщение «Онежские былины»

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

Сегодня на уроке мы совершим краткое путешествие по следам фольклорной экспедиции Гильфердинга в Олонецкую губернию. И поможет нам в этом… (ученик, заранее получивший задание, выступает с сообщение*)

 

Итоги урока.

 

«Былина – жанр (чего?)…, воплотивший в себе идеал (кого?)… и (кого?)… Главный герой былины – (кто?)… (витязь, воин, защитник), и народный герой ((какой именно?)…). Былина – это рупор народного самосознания, кладезь (чего?)… и (чего?)…, передаваемых (как?)…»

Ответы: УНТ, защитника и творца; богатырь; путешественник, искатель, предприимчивый купец и т.п.; мудрости и духовных ценностей; из поколения в поколение.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к былине «Садко»

Рефлексия

· Какие цели мы поставили в начале урока?

· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

· Какое новое знание вы открыли?

План-конспект урока литературы в 7 классе

№ урока: 5

Тема. Р.р. Классное сочинение 1. Написание своей былины.

Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; написать свою былину.

познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре;

эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.

Тип урока: комбинированный

УУД

Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Целеполагание

Блиц-опрос

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

  • Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
  • Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
  • Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
  • В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)
  • Назовите былинных богатырей этих княжеств? (Новгородское: Вольга Святославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
  • Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

  • Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)

Написание былины.

Составление плана сочинения.

Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается дополнить и записать вывод к уроку:

«Былина – жанр (чего?)…, воплотивший в себе идеал (кого?)… и (кого?)… Главный герой былины – (кто?)… (витязь, воин, защитник), и народный герой ((какой именно?)…). Былина – это рупор народного самосознания, кладезь (чего?)… и (чего?)…, передаваемых (как?)…»

Ответы: УНТ, защитника и творца; богатырь; путешественник, искатель, предприимчивый купец и т.п.; мудрости и духовных ценностей; из поколения в поколение.

Рефлексия

· Какие цели мы поставили в начале урока?

· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

· Какое новое знание вы открыли?

6. Домашнее задание

 

План-конспект урока литературы в 7 классе

№ урока: 7

«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

 

ема урока: «Повесть временных лет». Особенности древнерусской летописи, её связь с искусством».

(Интегрированный урок в 7 классе)

 

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусских летописей;

показать связь русской истории, литературы, живописи; на примере шедевров Древнерусского искусства показать высоту духовных устремлений русского народа, привить вкус к красоте художественного слова.

 

Оборудование: сборник «Рассказы русских летописей» (Москва, «Просвещение», 1992 год), электронная презентация «Древняя Русь», герб Москвы, иллюстрации учеников.

 

Эпиграф: «О светло светлая и украсно украшена земля русская!

И многими красотами удивлена еси». (Отрывок из летописи)

 

Ход урока:

1. Слово учителя.

Так писал летописец о нашей родной земле много веков назад. Итак, русская летопись. Мы с вами только чуть-чуть прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша замечательная русская литература. Вы, конечно, почувствовали, что летописные сказания похожи на легенды, устные народные предания.

Летописи – описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Писали летописи в монастырях – центрах культуры и просвещения. Создавали летописи монахи – люди просвещённые, глубоко верующие, беззаветно преданные своей родной земле.

При составлении летописи монахи использовали дневники походов, донесения сторожей (лазутчиков), письма разного рода, грамоты, духовные завещания. И мы с огромной благодарностью относимся к людям, которые сохранили для нас сведения о былом.

Замечательный художник и знаток русской древности В. М. Васнецов так и назвал свою картину «Нестор-летописец».

 

2. Слайд презентации. Картина В. М. Васнецов «Нестор-летописец».

Сочинение ученика по картине.

На картине В. М. Васнецова «Нестор-летописец» мы видим небольшую монашескую келью. В самом центре на высоком деревянном стуле перед кафедрой в простой рясе сидит убелённый сединами старец – монах. В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Лежат на столе древние книги – огромные в толстых кожаных переплётах с медными застёжками. Скрипит гусиное перо в руке летописца. Одной рукой он придерживает свиток тонко выделанной кожи. Бумаги ещё нет. Взгляд монаха сосредоточен. Он весь погружен в события, о которых пишет в летописи. Ни -что не может отвлечь от его труда. В келье царит мир, тишина, покой. Обстановка кельи очень проста. Мы видим аналой с Евангелием, на стенках иконы, на кафедре вазочка с гусиными перьями. За спиной монаха через арку окна открывается вид на древний город. Над золотыми куполами храма раскинулось безбрежное небо. Замечателен образ летописца Пимена в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

3. Чтение учеником наизусть отрывка из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

- Какие же черты летописца показал А.С. Пушкин в этом отрывке?

Свой труд летописец называет безымянным. И понимали его как исполнение воли Божией. Монахи - летописцы редко оставляли нам свои имена. Это ещё были и безымянные молитвенники за землю русскую. До нас дошли имена немногих из них. И одно из таких имён – имя монаха-летописца Нестора, создавшего «Повесть временных лет», самую древнюю русскую книгу, которая дойдёт до потомков, станет первой историей Руси.

Тихо-тихо в келье летописца. Оживают под неторопливым пером события и люди, прочитаем и мы отрывки из этой книги.

 

-Чтение отрывков из летописи.

«На сих горах будет город великий…»

«Начали братья Кирилл и Мефодий составлять славянскую азбуку…»

«Не посрамим земли Русской…»

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю…»

«Тогда выступил муж Владимира…»

«Завёл Владимир на дворе своём в гриднице пиры…»

«И пошёл Владимир на Ярополка брата своего…»

«Имейте любовь между собою…»

«Воздвиг дьявол распрю среди братьев Ярославичей…»

 

- А слышится ли за докуметальной точностью повествования голос летописца?

(Да, автор прославляет защитников родной земли, славит мудрых князей, распространителей просвещения, составителей азбуки, осуждает тех князей, которые воевали со своими братьями. За документальной точностью – тревога и боль за судьбу родной земли.)

 

4. Слайд презентации «Куликовское сражение».

Давайте послушаем ещё один отрывок из летописи.

Чтение отрывка «О побоище на Дону и о том, как Великий князь бился с ордою».

- О каком важном событии в жизни Русского государства рассказал летописец?

(Да, это Куликовское сражение. Велика победа под предводительством Дмитрия Донского.)

Слайд презентации «Памятник Дмитрию Донскому в Коломне».

Именно из нашей подмосковной Коломны русская дружина и ополчение под предводительством князя Дмитрия отправлялись на решающую битву.

 

-Вы услышали взволнованный голос автора? Почувствовали напряжение, тяжесть этого сражения?

(Да, победа на Куликовом поле была добыта дорогой ценой. Но без этой победы не было бы объединения всего русского народа для окончательной победы над врагом. Она показала, что наше спасение в силе и единстве.)

 

5.Мысль о единстве звучит в лучших произведениях древнерусского искусства.

Слайд пезентации. «Троица» Андрея Рублёва.

 

Рассказ ученика.

В одном из залов Третьяковской галереи находится одна из самых известных и прославленных в мире икон, а также одна из самых любимых и почитаемых на Руси – «Троица», написанная в начале 15 века великим древнерусским живописцем Андреем Рублёвым.

Под зелёным дубом перед жертвенной чашей за столом мы видим трёх ангелов, которые словно между собой ведут тихую, неспешную беседу.

Кажется поначалу, как далёк этот сюжет от реальной жизни с её бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Головы ангелов наклонены друг к другу, чуть заметные движения от одного к другому, краски одеяний перекликаются одна с другой в различных деталях одежды. Фигуры ангелов образуют круг, воспринимаются как одно целое, неделимое. Мир. согласие. любовь – вот к чему призывал своих современникоа Андрей Рублёв, и не было в ту эпоху призыва более важного.

 

Слайд презентации. Икона Божией Матери «Владимирская».

Рассказ ученика.

Говоря об эпохе Древней Руси, нельзя не сказать о том, какое место в духовной жизни наших предков занимали иконы. Особенно почитаемы на Руси иконы Божией Матери. Русь издревле называют уделом Пресвятой Богородицы. Перед образом Божией Матери молились наши предки в часы испытаний, перед лицом смертельной опасности, перед началом походов и сражений, перед принятием важных, ответственных решений, в дни душевной скорби и невзгод.

Одна из самых почитаемых и любимых на Руси икон – «Богоматерь Владимирская». По преданию эта икона была написана самим евангелистом Лукой и была привезена на Русь из Византии. Невозможно отвести глаз от лика Богородицы, которая словно смотрит в душу каждого смотрящего на неё. Глаза её выражают великую скорбь. Они вызывают глубочайшее сочувствие к страданию матери, которая предчувствует трагическую участь своего сына. Младенец нежно обнял шею матери. Этот стиль в иконописи получил название «Умиление».

 

4. Слово учителя.

Произведения древнерусского искусства в литературе, в живописи, в архитектуре остаются по сей день непревзойдёнными шедеврами. Они отражение высоты духовных устремлений наших предков, их стремления к идеалу, совершенству, святости. Из такого чистого и святого источника выросла наша русская литература. Уже у своих истоков она служила высоким нравственным идеалам: любви к Богу, к родной земле, к ближнему.

Слайд презентации «Герб Москвы».

-Чтение наизусть стихотворения Р. Рождественского «Всадник».

 

 

Темнолицый и огневолосый,

Весь в лучах уходящего дня,

Прорываясь сквозь сумрак белесый,

Над обрывом он вздыбил коня.

И глаза его в сумрачном блеске,

Разгораясь, как тёмный алмаз,

В полустёртой столетьями фреске

Неотступно летели на нас.

Пред художником встал как виденье,

Этот всадник на голой стене,

Уносящийся вихрем в сраженье

Со стрелою, застрявшей в броне.

Он схватил свои кисти в восторге,

Чтоб навеки тот миг удержать,

Словно некогда сам, как Георгий,

Вёл на недругов русскую рать.

 

В полумраке пустого собора,

Про еду забывая и сон,

Он писал то, что встало для взора

Из клубящейся дали времён.

Он писал не для тьмы и покоя,

Не для нимбов и ангельских крыл,

Он в отважное сердце героя

Неуёмную страсть перелил.

И летит его всадник крылатый

Всех архангелов краше стократ,

Принимая на светлые латы

Бурной жизни победный закат.

 

Литература: Словарь юного художника

(Москва «Просвещение 1999г.)

Рассказы русских летописей

(М., «Просвещение» 1992г.)

«Рассказы по родной истории»

(Москва, «Просвещение» 1999 г.)

Организационный этап

2. Реализация домашнего задания

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в русском народе сказки и былины, песни и потешки, загадки и частушки, пословицы и поговорки.

- А какие пословицы вы знаете?

Чтение обучающимися пословиц о книгах, знании, мудрости

Усвоение новых знаний

А) Беседа о возникновении письменности на Руси

Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой литературы.

- Кто подскажет, с какими событиями и именами связано появление древнерусской литературы? (988 год – крещение Руси князем Владимиром, братья Кирилл и Мефодий создают азбуку)

- Как выглядели первые книги? (написаны на пергаменте черной краской, начало строки помечали красной краской, помещали иконные миниатюры, украшали драгоценными камнями и золотом, писали на древнерусском или церковно-славянском языке)

Демонстрация страниц древних книг

- О чем рассказывали первые книги? (переводы для богослужения, летописи)

- Как называется первая русская летопись? («Повесть временных лет» составляли монахи Киево-Печерского монастыря, а завершил её летописец Нестор)

Б) Работа с фрагментом «Из похвалы князю Ярославу и книгам»

«Повесть временных лет» появилась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Летописцы ничего не выдумывали, а старались точно передать будущим поколениям все основные события нашей истории: кто и когда княжил, какие военные походы совершались, какие договоры заключались, а еще мы в этой летописи можем найти жития, предания, послания, притчи, поучения…

- Послушайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос: «Какова основная мысль прослушанного текста?»

Чтение учителем отрывка на древнерусском языке

- Почему трудно ответить на вопрос? (не все понятно)

- А теперь послушайте еще раз этот же отрывок, только теперь он прозвучит на современном русском языке.

Чтение заранее подготовленным учеником отрывка на русском языке

- Определите основную мысль текста (велика польза от учения книжного, так как книги поучают, наставляют на верный путь в жизни)

В) Аналитическая работа над «Поучением» Владимира Мономаха

- Любите ли вы, когда вас поучают?

- А если это будет человек, к мнению которого вы прислушиваетесь?

- Что такое, по вашему мнению, поучение? (Поучение – жанр древнерусской литературы, для которого характерны назидательные советы, указания, как поступить, как вести себя в определенных случаях)

- В «Повести временных лет» мы находим удивительное произведение – поучение Владимира Мономаха. Что вам известно об этом князе?

Сообщение ученика о Владимире Мономахе

- Что вы узнали о жизни русских людей той эпохи – эпохи 11-12 веков?

Рассказы обучающихся

- Вот теперь, когда мы погрузились в те далекие времена, предлагаю вам послушать отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха

Чтение отрывка заранее подготовленным обучающимся

Закрепление изученного

- Каким человеком предстал перед вами великий князь?

- Кому адресовано «Поучение»?

- Почему автор просит принять «грамотку» «в сердце своё»? (сердце – символ, ядро личности, вместилище Божией благодати и страха Божиего)

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

- Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и сегодня?

Рефлексия

- Чем интересно для вас «Поучение», написанное около 9 столетий назад?

- О чем вы задумались, что еще хотели бы обсудить?

7. Домашнее задание

Попробуйте сами составить нравственную памятку для себя, младших сестры или брата, для одноклассников, а может, для родителей. Используйте некоторые слова или выражения из «Поучения». Оформите памятку в древнерусском стиле

Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и определениями:

1.Поучение –  а)беседа о духовных ценностях.

2.Житие –    в)рассказ о духовных подвигах и добрых делах святых. Каждый святой имел свое житие.

3.Повесть –    б)рассказ о конкретных важных исторических событиях.

4.Хождение – г)рассказ о путешествиях в иные страны.

5.Слово –        д)образец торжественного красноречия по какому-либо поводу.

Урок на тему: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

Цели урока:

1. Образовательная: ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»; показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; раскрыть образы святых Петра и Февронии; помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая: формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;· развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;· совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная: · воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;· воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;· посредством музыки воспитывать эстетический вкус учащихся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Структура урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

II. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

- Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд

Беседа по вопросам

Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

-Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.

Работа с эпиграфом.

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

- Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово учащимся.

История создания повести.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи"  (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами.Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Б)- Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

-Ребята, в речи наших русичей встретились слова: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Беседа

-Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

- Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))

- Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и

- Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд

Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайды

-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

-Дайте определение повести.

Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

-Назовите виды житий. (Виды: -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

-житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

-Какую структуру имели жития?

-Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

-А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки и жития вы нашли в произведении?

-Перечислите сказочные элементы этой повести.

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)

 

-Какие черты повести присутствуют в произведении?

- исторически точны названия мест;

- рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

- Назовите черты жития в этом произведении.

План-конспект урока литературы в 7 классе

По ФГОС

Тема. М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека.

Цели урока:

Рассказать об основных вехах биографии, научной деятельности русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова, расширить знания учащихся о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова.

Рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка, стихосложения. Познакомить с жанром оды.

Помочь понять учащимся и осознать значение научной деятельности М. В. Ломоносова, его вклада в историю России, отечественную науку.

 Воспитывать гордость за гениального земляка.

 

Задачи:

- Познакомить учащихся с понятием «ода», с теорией «трёх штилей».

- Совершенствовать навыки выразительного чтения оды.

- Пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.

Тип урока: урок освоения нового знания

Оборудование: учебник по литературе 7 класс, портрет М. В. Ломоносова, карточки

 

УУД:

Познавательные: Осваивать слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения

Личностные: Формирование мотивации учения

Ход урока

Организационный момент.

Работа по учебнику стр.

    

Теория трех штилей

Запись в тетрадях.

 

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские слова и русские

русские слова с примесью церковно-славянских

русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

героические поэмы, оды, трагедии

драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

комедии, эпиграммы, песни, басни

Чтение отрывков из произведений Ломоносова.

А) «К статуе Петра»

Фигура Петра 1 всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благо России. Он ценит в царе то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки»(о том, как Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу), так же Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь «строил град», «художников собирал и обучал солдат». В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру 1, поэт наделяет императора такими эпитетами, как «премудрый герой», «Отечества отец». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746,когда была сооружена статуя царя.

Словарь.

Зрак- образ,облик; изображение,картина.

Задание:

-кратко перескажите содержание отрывка прозой.

-найдите и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю»

(воздвигла, россы, гласит, сей град) и цель их использования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.231 (0.225 с.)