Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Поиск

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

 

Вопросы Микула Селянинович Садко
род занятий богатырь (пахарь и воин, защитник) «Богатый гость» (гусляр, купец)
символические предметы, которыми обладает персонаж «кобылка соловая» «сошка кленовая» «гусельки яровчатые» «казна золотая»
личные качества сильный храбрый мудрый справедливый степенный красивый умелый хитрый азартный богатый щедрый вольнолюбивый
испытания назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа
Вывод Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства

 

(Работая с таблицей, нужно задавать ученикам наводящие вопросы и просить подтверждать свои выводы цитатами из текста либо кратким пересказом)

 

Итоги урока.

 

«Былина – жанр (чего?)…, воплотивший в себе идеал (кого?)… и (кого?)… Главный герой былины – (кто?)… (витязь, воин, защитник), и народный герой ((какой именно?)…). Былина – это рупор народного самосознания, кладезь (чего?)… и (чего?)…, передаваемых (как?)…»

Ответы: УНТ, защитника и творца; богатырь; путешественник, искатель, предприимчивый купец и т.п.; мудрости и духовных ценностей; из поколения в поколение.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к былине «Садко»

Рефлексия

· Какие цели мы поставили в начале урока?

· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

· Какое новое знание вы открыли?

План-конспект урока литературы в 7 классе

№ урока: 5

Тема. Р.р. Классное сочинение 1. Написание своей былины.

Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; написать свою былину.

познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре;

эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь, учебник.

УУД

Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание

Блиц-опрос

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

  • Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
  • Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
  • Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
  • В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)
  • Назовите былинных богатырей этих княжеств? (Новгородское: Вольга Святославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
  • Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

  • Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.007 с.)