Для преподавателей - организаторов ОБЖ, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для преподавателей - организаторов ОБЖ,



Ю.п.тыркасов

 

400

 упражнений и практических заданий

по основам военной подготовки

 

 

Практическое пособие

Для преподавателей - организаторов ОБЖ,

Педагогов военно-патриотических объединений

и дополнительного образования

 

 

Г

Рецензенты:

Тугаринов А.Н. – начальник отдела допризывной подготовки АГУ     

                          Архангельской области «Центр патриотического

                          воспитания и подготовки граждан (молодежи) к

                          военной службе»

Азадов М.Ф. - руководитель Пинежского отделения Всероссийской 

                          организации ветеранов Боевое Братство и поискового

                          объединения «Факел»

 

Издание 2-е, дополненное и исправленное

.

 

 

В данном пособии широко представлены подготовительные, тренировочные, зачетные упражнения (нормативы) и практические задания по огневой, строевой, тактической, физической подготовке, уставам вооруженных сил и другим разделам основ военной службы. Издание  поможет педагогам при проведении занятий по основам безопасности жизнедеятельности, на учебных сборах, в оборонно-спортивных лагерях, при подготовке к выполнению практической части олимпиадных заданий по ОБЖ, при организации внеклассных мероприятий и в работе с воспитанниками военно-патриотических объединений.

Задания разработаны на основе нормативных актов и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства обороны РФ и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не противоречат требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

Содержание

Введение ________________________________________________________ 4

Огневая подготовка________________________________________________7

Тактическая подготовка____________________________________________35

Радиационная, химическая и биологическая защита____________________ 47

Строевая подготовка______________________________________________ 58

Военная топография_______________________________________________71

Военно-медицинская подготовка____________________________________ 76

Физическая подготовка____________________________________________ 83 

Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации_____________________96 

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники Отечества_____104

Список литературы_______________________________________________106

Об авторе_______________________________________________________109

 

 

Введение.

  В современных условиях подготовка молодежи к военной службе вновь стала важным компонентом военной безопасности и представляет собой процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, умений и навыков, необходимых для исполнения общих должностных и специальных обязанностей военнослужащих. В условиях снижения срока военной службы по призыву до 12 месяцев очень остро стоит вопрос о предварительной подготовке призывников к успешной ускоренной адаптации к непростым условиям армейской жизни и быстрого овладения ими специальными военно-профессиональными компетенциями. Ведущая роль в этом направлении отводится образовательным организациям. Именно в школе закладывается фундамент подготовки юношей к службе в Вооруженных силах Российской Федерации и других войсках.

  В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных учреждений среднего общего и среднего профессионального образования, в программах обучения воспитанников военно-патриотических объединений большое внимание уделяется практической направленности основ военной службы. Особенно важна роль практических занятий при формировании умений по строевой, огневой, тактической, физической подготовке, уставам Вооруженных сил РФ и другим разделам и темам программы. В ходе занятий старшеклассники должны получать не только теоретическую подготовку, но и приобрести навыки, необходимые для военной службы.

  В настоящем пособии автором сделана попытка собрать и систематизировать материал по основам военной службы в виде практических заданий, подготовительных, тренировочных и зачетных упражнений (нормативов). Для этого использовались программы и рекомендации по начальной военной и допризывной подготовке молодежи, раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ, военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок» и другие источники, а также собственные разработки автора.

   В основе упражнений по огневой подготовке задания, связанные с разборкой и сборкой автомата Калашникова, снаряжением магазина учебными патронами, метанием ручных осколочных гранат, стрелковой подготовкой. Выполнение большого количества подготовительных и специальных упражнений  способствует формированию у обучающихся прочных навыков и успешному выполнению контрольных и учебных нормативов по стрельбе из малокалиберной винтовки и автомата Калашникова. Задания по строевой подготовке включают упражнения, которые способствуют качественному выполнению основных одиночных строевых приемов без оружия и зачетного упражнения. Тактическая подготовка широко представлена способами передвижения на поле боя, самоокапыванием, преодолением «зараженных» участков и проходов в заграждениях, действиями по вспышке ядерного взрыва, определением расстояния до целей, в том числе и с помощью формулы «тысячной». После отработки всех заданий рекомендуется выполнить зачетное упражнение.

  В ходе выполнения практических заданий по уставам Вооруженных сил РФ ребята отрабатывают действия дневального по роте и часового при возникновении различных ситуаций во время несения службы, определяют составы и воинские звания военнослужащих по их погонам. Упражнения по защите от оружия массового поражения формируют у учащихся навыки в пользовании средствами индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе поврежденными, и средствами защиты кожи. Часть материала связана с подготовкой к работе и работе с дозиметрическими приборами и войсковым прибором химической разведки. При выполнении упражнений по военной топографии обучаемые определяют стороны горизонта по компасу, небесным светилам, механическим часам и Солнцу, учатся передвижению по заданному азимуту и выполняют другие действия. Военно-медицинская подготовка требует умений и навыков при использовании индивидуального перевязочного пакета, временной остановки кровотечений, наложении повязок на различные части тела, оказании первой помощи при переломах. В раздел «Физическая подготовка» включены упражнения из наставлений по физической подготовке в Вооруженных силах (НФП), начиная с 1978г. Эти упражнения характеризуют уровень развития силы, быстроты, выносливости, координационных способностей, других физических и специальных качеств, необходимых военнослужащим.

  В издании прописаны условия, порядок и способы выполнения наиболее сложных заданий, упражнений и основные ошибки при их выполнении. Подготовительные и специальные упражнения представлены в порядке усложненности, от наиболее легких в выполнении к наиболее сложным упражнениям. Зачетные упражнения (нормативы) предусматривают выполнение заданий, как без учета, так и с учетом времени. В первом случае упражнение должно быть выполнено без ошибок или с минимальным их количеством, во втором случае – тоже, но с учетом результата по времени.

  Предлагаемые в пособии нормативы – примерные и призваны оказать помощь педагогам в выработке единого подхода к оценке практических заданий. В нормах определены основные требования и критерии к оценке практических действия, умений и навыков учащихся по основным разделам программы с учетом специфики каждого из этих разделов. Нормативы не охватывают всего содержания изучаемой программы. Однако ими можно руководствоваться при оценке действий в аналогичных случаях, не предусмотренных данным изданием. Обучающиеся должны знать требования, которые предъявляют к их уровню практической подготовки по основам военной службы. Применять нормативы нужно с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей учащихся. Оценка ребятам выставляется за выполнение приемов и действий, а также за упражнения.

  Особенность основ военной службы – большая практическая направленность. Поэтому оценка за выполнение упражнений, приемов и действий служит важным критерием усвоения программы. Оценку выставляют за правильное выполнение приемов с соблюдением последовательности в действиях. Преподаватель, поставив перед учащимися задачу: выполнить упражнение (прием, действие), должен дать им время уяснить условия задачи и подготовиться к работе. Время на выполнение упражнения отсчитывается с момента подачи команды на выполнение до доклада об окончании приема. Если одно и то же действие или прием в процессе обучения отрабатывается несколько раз, то оценка выставляется по наилучшему результату.

  Программа основ военной службы объединяет различные по содержанию направления обучения. В связи с этим, нормы оценок по каждой теме составлены с учетом их специфики и близки к армейским нормативам.

  Предложенные задания можно успешно внедрять в учебный процесс, особенно, при проведении учебных сборов по основам военной службы. Подготовительные и специальные упражнения по огневой и строевой подготовке способствуют наиболее качественному выполнению основного приема или действия. При правильной организации учебного процесса использование дополнительных упражнений повышает интерес к занятиям со стороны обучающихся. Часть упражнений, прописанных в пособии, неоднократно включались в олимпиадные задания по ОБЖ  В последнее время все чаще стали применяться комплексные практические олимпиадные задания, в состав которых включены несколько отдельных упражнений из основ военной службы и других разделов курса. Чтобы успешно справиться с такого рода заданиями, необходимо сначала отработать каждое действие (упражнение) задания, желательно в усложненных условиях. Представленные упражнения во многом помогут решить эту задачу.

  При составлении заданий автор руководствовался Наставлением по стрелковому делу и Курсом стрельб, разработанных Министерством обороны РФ, положениями Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной служб, Строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации, Боевого устава сухопутных войск, Наставлением по пользованию средствами индивидуальной защиты и другими источниками. Кроме того, использовались программы начальной военной и допризывной подготовки молодежи, курса ОБЖ, методические рекомендации, указания и другие нормативные акты министерств образования и науки, обороны и МЧС. Материалы, представленные в пособии, не противоречат требованиям и положениям Федерального государственного образовательного стандарта.

  Настоящее пособие окажет помощь педагогам в более качественной подготовке учащихся образовательных учреждений и воспитанников военно-патриотических объединений в выполнении практических заданий и нормативов. Задания можно использовать при проведении внеклассных мероприятий: конкурсов, олимпиад, военно-спортивных игр.

 

 

Огневая подготовка.

Строевая стойка.

206. Подготовительное упражнение. Положение рук, корпуса при строевой стойке.

   По счету «делай – Раз» согнуть руки в локтях. По счету «делай – Два» пальцы рук согнуть так, чтобы первая фаланга большого пальца была наложена на вторую фалангу указательного пальца и не выступала впереди ее. По счету «делай – Три» руки опустить и прижать их к средине бедра (указательный палец наложить на боковой шов брюк), корпус приподнять и подать слегка вперед, голову поставить прямо (в 2м от себя обучаемый не должен видеть пол). По счету: «делай – Четыре» стать свободно.

 

207. Подготовительное упражнение. Приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер.

  Упражнение выполняется по команде: «делай – Раз» грудь приподнять (сделать вдох, зафиксировать в этом положении грудную клетку; при дыхании грудная клетка остается в зафиксированном положении), живот поободрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед. По счету: «делай – Два» принять первоначальное положение (стать свободно).

 

208. Подготовительное упражнение. Развертывание носков ног по линии фронта на ширину ступни.

  Выполняется по команде: «Носки ног свести, делай – Раз, носки развести, делай – Два».

 

209. Принятие строевой стойки по команде: «Становись» или «Смирно».

  Основные ошибки:

-кисти рук не обращены ладонями внутрь, пальцы не полусогнуты, кисти рук не на средине бедра;

- каблуки поставлены не вместе;

- носки развернуты не по линии фронта и не на ширину ступни;

- ноги согнуты в коленях;

- грудь не приподнята и тело не подано слегка вперед;

- живот не подобран, плечи не развернуты;

- голова не поставлена прямо (обучаемый не должен видеть пол в 2м от себя);

- подбородок выставлен вперед (впереди грудной клетки).

  Оценка:

«5» - упражнении выполнено без ошибок;

«4» - при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок.

 

210. Выполнение команд «Вольно», «Заправиться».

  По команде «Вольно» необходимо стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимание и не разговаривать. По команде «заправиться», не оставляя своего места в строю поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику. Перед командой «Заправиться» всегда подается команда «Вольно».

 

211. Выполнение команд «Головные уборы – Снять» и «Головные уборы – Надеть».

  Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) – Снять», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) – Надеть». При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды. Снятый головной убор держится в свободно опущенной левой руке звездой (кокардой) вниз. Головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положении «на ремень», «на грудь» и «у ноги» - левой.

 

Повороты на месте.

212. Подготовительное упражнение. Выполнение поворота на два счета.

  По команде: «Поворот направо (налево, кругом) – делай – Раз» резко повернуться в сторону поворота на каблуке одной и носке другой ноги, сохраняя положение корпуса как при строевой стойке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть так, чтобы после окончания поворота носки ног оказались развернутыми на ширину ступни. Положение корпуса, рук и головы должны быть как при строевой стойке. По счету: «делай – Два» приставить сзади стоящую ногу, не сгибая ее в колене. Зафиксировать положение строевой стойки.

 

 

213. Выполнение поворотов направо и налево и кругом в целом.

  Основные ошибки при выполнении поворотов на месте:

- преждевременный поворот корпуса по предварительной команде;

- сгибание ног в коленях;

- размахивание руками при поворотах;

- опускание груди или выпячивание живота (нарушение требований строевой стойки);

- отклонение корпуса назад, особенно при повороте кругом;

- поворот не на каблуке, а на всей ступне;

- поворот осуществляется не всем корпусом;

- носки ног после поворота не развернуты, развернуты широко и не на одной линии;

- переступания или перемещения носков ног после поворота;

- приставление сзади стоящей ноги не кратчайшим путем;

- после выполненного поворота не принято положение строевой стойки.

  Оценка:

«5» - упражнение выполнено без ошибок;

«4» - при выполнении упражнения допущена одна ошибка;

«3» - при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок.

 

Движение строевым шагом.

 

214. Подготовительное упражнение. Движение руками на четыре счета.

  Обучающийся -  в строевой стойке. По счету: «делай – Раз» правая рука выносится вперед, левая отводится назад до отказа (руками, начиная от плеча, производить движение около тела: вперед – сгибая их в локтях так, чтобы кисти рук поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад – до отказа в плечевом суставе; пальцы рук полусогнуты). По счету: «делай – Два» обе руки прижимаются к бедрам. По счету: «делай – Три» правая рука отводится назад, а левая выносится вперед. По счету: «делай – Четыре» принимается исходное положение (строевая стойка).

 

215. Подготовительное упражнение. Движение руками на два счета.

  Обучающийся принимает строевую стойку. По счету: «делай – Раз» правая рука выносится вперед, левая отводится назад до отказа согласно уставным требованиям. По счету: «делай – Два» поменять положение рук.

 

216. Подготовительное упражнение. Работа рук с обозначением шага на месте.

а) Упражнение выполняется по команде: «На месте шагом – МАРШ!». Для выполнения этого упражнения подается команда: «Движение руками с шагом на месте, делай – Раз, делай – Четыре». По счету: «делай – Раз» одновременно с шагом на месте левой ногой правая рука выносится вперед, а левая рука отводится назад. По счету: «делай – Два» левую ногу поставить на землю, руки прижать к средине бедра (опустить). По счету: «Делай – Три» одновременно с шагом правой ноги левая рука выносится вперед, а правая назад. По счету «Делай – Четыре» правую ногу поставить на землю, руки опустить.

б) Упражнение выполняется по команде: «На месте шагом – МАРШ!». По счету «Раз» одновременно с шагом левой ногой правая рука выносится вперед. По счету «Два» одновременно с шагом правой ногой левая рука выносится вперед, а правая назад.

 

217. Подготовительное упражнение. Движение строевым шагом по разделениям на четыре счета.

  Упражнение выполняется по команде: «Строевым шагом, по разделениям, на четыре счета шагом – МАРШ». По счету: «делай – Раз» с левой ноги сделать полный шаг вперед с оттянутым носком на высоту 15-20см от земли и твердо поставить на всю ступню, в то же время оторвать от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги. Сзади стоящая нога не должна опираться на носок. Одновременно с шагом сделать движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа и стоять на левой ноге с опущенными руками. По счету: «два, три, четыре» сделать выдержку. На следующие четыре счета повторить движение с правой ноги.

 

218. Тоже упражнение, только на два счета.

  На счет «два» сделать выдержку.

 

219. Движение строевым шагом с прижатыми к средине бедра руками (или руки за спиной кистями взявшись за локти).

  Упражнение выполняется сначала в медленном темпе (50-60 шагов в минуту), затем в темпе 110-120 шагов в минуту.

 

220. Движение строевым шагом с работой только одной рукой.

  Другая рука прижата к средине бедра. Упражнение выполняется с поочередной работой рук.

 

221. Движение строевым шагом в замедленном темпе (50-60 шагов в минуту).

 

222. Выполнение сначала двух, затем четырех, восьми и т.д. строевых шагов в установленном темпе.

 

223. Движение строевым шагом в уставном темпе (110-120 шагов в минуту).

  Основные ошибки при движении строевым шагом:

- начало движения с правой ноги;

- скорость (темп) движения менее или более 110-120 шагов в минуту;

- вынос ноги вперед ниже или выше 15-20см от земли;

- движение рук не около тела;

- кисть поднимается не на ширину ладони выше пряжки поясного ремня и не на расстоянии ладони от тела;

- не оттянут вперед носок ноги;

- ноги в коленях сгибаются;

- нет координации в работе рук и ног;

- колебания корпуса в стороны при движении;

- «подпрыгивание» при движении;

- занос одной ноги за другую.

  Оценка:

«5» - упражнение выполнено без ошибок;

«4» при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок;

«3» - при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок.

 

224. Выполнение команды (упражнения) «Бегом – МАРШ!» при движении с места.

  По предварительной команде корпус слегка подается вперед, руки полусогнуты, локти отведены несколько назад. По исполнительной команде начать бег с левой ноги.

 

225. Переход движения с шага на бег.

  Исполнительная команда «МАРШ!» подается с постановкой левой ноги на землю. Затем сделать шаг с правой ноги и с левой ноги начать движение бегом.

 

226. Переход с бега на шаг.

  Подается команда: «Шагом – МАРШ!». Исполнительная команда подается с постановкой правой ноги на землю. Затем сделать два беговых шага и с левой ноги начать движение шагом.

 

227. Выполнение команды «прямо» при выполнении шага на месте.

  Команда «ПРЯМО!» подается с постановкой левой ноги на землю, затем делается шаг правой ногой на месте и с левой ноги начинается движение строевым шагом.

 

Повороты в движении.

   

Основные ошибки при выполнении поворотов в движении:

- пропускается два шага после подачи исполнительной команды;

- не одновременно с поворотом корпуса выносится нога при поворотах направо и налево;

- движение рук при поворотах не в такт шага;

- нет координации движения рук и ног;

- в момент поворота нет устойчивости корпуса;

- голова опущена и другие нарушения строевой стойки;

- поворот выполнен не на 90 (180) градусов;

- поворот кругом не на носках ног;

- поворот кругом выполнен не резко;

- при повороте кругом правая нога не выносится влево;

- после поворота кругом обучающийся опускается на пятки.

 

228. Подготовительное упражнение. Поворот направо в движении на три счета.

  По счету «делай – Раз» сделать строевой шаг с левой ноги вперед, производя взмах руками в такт шага и остановиться в положении с опущенными руками. По счету «делай – Два» резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом сделать шаг правой ногой в новом направлении с взмахом рук. По счету «делай – Три» приставить левую ногу к правой ноге.

229. Подготовительное упражнение. Поворот направо в движении на четыре счета.

  По счету «раз, два, три» сделать три шага вперед, а под громкий счет «четыре» - поворот направо и шаг в новом направлении.

 

230. Повороты направо в движении.

   Выполняется по команде «Напра - ВО!» Исполнительная команда подается с постановкой правой ноги на землю. Затем выполняется шаг с левой ноги и поворот на носке левой ноги и движение в новом направлении.

  Оценка:

«5» - упражнение выполнено без ошибок;

«4» - при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок;

«3» - при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок.

 

231. Подготовительное упражнение. Поворот налево в движении по разделениям на четыре счета.

   Выполняется по команде: «Поворот налево на три счета, делай – Раз, Два, Три, Четыре». По счету «делай - Раз» сделать шаг с левой ноги с взмахом рук, с постановкой ноги на землю, руки опускаются вниз к бедрам. По счету  «делай - Два»  (подается громко) сделать шаг с правой ноги, перенести на нее центр тяжести тела, одновременно повернуться на носке правой ноги налево с разворотом каблука вправо и вынести левую ногу вперед. По счету «делай – Три» сделать шаг с левой ноги в новом направлении с одновременным взмахом рук (правая рука отводится назад). По счету «делай – Четыре» энергично поставить правую ногу к левой ноге.

 

232. Подготовительное упражнение. Поворот в движении налево на четыре счета.

   Выполняется по команде: «Поворот налево в движении на четыре счета, шагом – МАРШ!». По счету «раз, два, три, четыре» сделать четыре строевых шага вперед, а под следующий громкий счет «Раз» сделать поворот налево и шаг. Под счет «два, три, четыре» продолжить движение.

 

233. Повороты налево в движении.

  Выполняется по команде: «Нале – ВО!». Исполнительная команда подается с постановкой левой ноги на землю. Затем делается шаг с правой ноги и поворот на носке правой ноги и движение в новом направлении.

Оценка:

«5» - упражнение выполнено без ошибок;

«4» - при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок;

«3» - при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок.

 

234. Подготовительное упражнение. Поворот кругом на четыре счета

  По счету «делай – Раз» сделать шаг вперед с левой ноги с взмахом рук и остаться в таком положении. По счету «делай – Два» вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево с взмахом рук и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног с прижатыми к бедрам руками, остаться в таком положении. По счету «делай – Три» сделать шаг вперед с левой ноги. По счету «делай – Четыре» приставить правую ногу к левой ноге.

235. Подготовительное упражнение. Поворот кругом в движении после трех шагов вперед.

  Выполняется по команде: «Поворот кругом с движением три шага вперед, шагом – МАРШ!».

На счет раз, два, три сделать три шага вперед, а под счет четыре - поворот кругом.

 

236. Поворот кругом в движении.

  Выполняется по команде: «Кругом – МАРШ!». Исполнительная команда подается с постановкой правой ноги на землю.

  Оценка:

«5» - упражнении выполнено без ошибок;

«4» - при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок;

«3» - при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок.

 

Военная топография.

 

Упражнения и практические задания по военной топографии.

259. Определение сторон горизонта по компасу без учета времени.

  Обучающийся с компасом находится в указанной точке местности. Задача: определить стороны горизонта и показать эти направления по местным предметам (ориентирам).

 Оценка:

«5» - направления и ориентиры определены правильно; действия уверенные и быстрые;

«4» - упражнении выполнено, но действия недостаточно уверенные, медлительные;

«3» - упражнение выполнено, но с помощью наводящих вопросов; действия с компасом неуверенные; ориентиры определены неудачно – плохо заметны на местности;

«2» - упражнение не выполнено, неумение пользоваться компасом.

 

260. Тоже с учетом времени.

  Оценка:

«5» - 2мин 00с, упражнение выполнено без ошибок;

«4» - 3мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - 4мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок.

 

261. Определение сторон горизонта по Солнцу и механическим часам без учета времени.

  Вместо часов можно использовать макет циферблата с установлением на нем времени на данный момент.

  Задача: определить стороны горизонта и указать их направление по ориентирам (местным предметам).

  Основные ошибки:

- неверно расположены часы по отношению к Солнцу;

- обучаемый не знает, какой угол делится пополам;

- неуверенные действия;

- ориентиры выбраны неудачно.

  Оценка:

«5» - направления и ориентиры определены правильно; действия уверенные, быстрые;

«4» - упражнение выполнено, но действия недостаточно уверенные, медлительные;

«3» - упражнение выполнено с затруднениями и наводящими вопросами; не все ориентиры определены удачно;

«2» - упражнение не выполнено.

 

262. Тоже с учетом времени.

  Оценка:

«5» - 2мин 00с, упражнение выполнено без ошибок;

«4» - 3мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - 4мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок.

263. Определение сторон горизонта по Полярной звезде без учета времени.

  Упражнение выполняется в темное время суток при звездном небе. Задача: определить стороны горизонта по Полярной звезде и показать рукой их направление по видимым в темноте предметам (силуэтам), по светящимся точкам, огням и т.п.

  Основные ошибки:

- неумение найти Полярную звезду на небосводе;

 - затруднения в выборе ориентиров.

  Оценка:

«5» - упражнение выполнено правильно, быстро и уверенно;

«4» - упражнение выполнено недостаточно уверенно; затруднения в нахождении Полярной звезды на небосводе;

«3» - упражнение выполнено, но с большими затруднениями с нахождением Полярной звезды и ориентиров;

«2» - упражнение не выполнено.

 

264. Тоже с учетом времени.

  Оценка:

«5» - 1мин 00с, упражнение выполнено без ошибок;

«4» - 2мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - 3мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок.

 

265. Определение по компасу магнитного азимута на указный предмет без учета времени.

  Руководитель занятия показывает местный предмет и ставит задачу перед  обучающимся:  определить по компасу азимут направления на этот предмет (ориентир). Ошибка не должна превышать 6 градусов.

  Основные ошибки:

- неумение пользоваться визирным приспособлением компаса;

- неумение производить отсчет градусов по компасу;

- ошибки в определении азимута превышают шесть градусов;

- неуверенные действия.

  Оценка:

«5» - упражнение выполнено правильно, ошибка в определении азимута менее шести градусов; действия четкие, уверенные, быстрые;

«4» - упражнение выполнено с заданной точностью, но допущена одна ошибка;

«3» - упражнение выполнено с заданной точностью, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок;

«2» - упражнение не выполнено или допущено три и более ошибки.

 

266. Тоже с учетом времени.

  Оценка:

«5» - 2мин 00с, упражнение выполнено без ошибок;

«4» - 3мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - 4мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок;

 

267. Найти и указать направление движения по заданному азимуту.

  Руководитель занятия сообщает азимут и ставит обучаемым задачу: определить с помощью компаса направление по заданному азимуту, выбрать и указать в этом направлении ориентиры (выделяющиеся местные предметы).

  Основные ошибки:

- неумение ориентировать компас;

- неумение установить на компасе отсчет, равный заданному азимуту;

- неумение пользоваться визирным приспособлением;

- допущена грубая ошибка в определении направления – более шести градусов;

- ориентир выбран неудачно.

  Оценка:

«5» - упражнение выполнено правильно, быстро и уверенно; в качестве ориентира выбран хорошо заметный местный предмет;

«4» - упражнение выполнено, но в действиях обучаемого нет твердой уверенности; при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - упражнение выполнено; при его выполнении допущено не более двух ошибок»

«2» - упражнение не выполнено или при его выполнении допущено три и более ошибки.

 

268. Тоже с учетом времени.

  Оценка:

«5» - 1мин 30с, упражнение выполнено без ошибок;

«4» - 2мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - 3мин 00с, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок.

 

269. Движение по азимутам без учета времени.

  Обучающийся - на исходной позиции. Руководитель занятия сообщает азимут движения, расстояние, которое надо пройти и ориентир (местный предмет), к которому надо выйти. Длина участка между исходным положением и конечным пунктом до 1км. Ошибка при выходе к заданному ориентиру не должна превышать 10% общей длины участка.

  Основные ошибки:

- неумение определить направление движения по заданному азимуту;

- неумение выбрать промежуточные ориентиры;

- неумение измерять расстояние шагами и переводить пройденное расстояние в метры;

- потеря ориентировки в пути;

- ошибка при выходе к заданному ориентиру более 10% пройденного расстояния;

- неумение выдерживать направление движения по компасу при отсутствии промежуточных ориентиров.

  Оценка:

«5» - действие совершено правильно, точность выхода к заданному ориентиру выдержана в пределах 10% пройденного расстояния;

«4» - упражнение выполнено, но допущено не более двух ошибок; точность выхода к заданному ориентиру выдержана;

«3» - упражнение выполнено с заданной точностью, при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок;

«2» - упражнение не выполнено, точность выхода к заданному ориентиру не выдержана; при выполнении упражнения допущено четыре и более ошибки.

 

270. Тоже с учетом времени.

  Расстояние между исходной позицией и конечным пунктом – 1км.

  Оценка:

«5» - 15мин, упражнение выполнено без ошибок;

«4» - 20 мин, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок;

«3» - 25мин, при выполнении упражнения допущено не более трех ошибок.

 

Военно-медицинская подготовка.

 

Упражнения по военно-медицинской подготовке

271. Развертывание индивидуального перевязочного пакета без учета времени.

  Обучаемый держит в руках пакет. По команде: «Индивидуальный пакет – Развернуть!» необходимо взять пакет в левую руку, правой захватить надрезанный край оболочки и рывком сорвать склейку. Из складки бумаги достать булавку и закрепить ее на своем обмундировании, развернуть бумажную оболочку, взять конец бинта, к которому пришиты ватно-марлевые подушечки в левую руку, а в правую – скатанный бинт и развести руки. К подушечкам можно прикасаться руками только со стороны помеченной цветной ниткой.

  Основные ошибки:

- не закреплена булавка на одежде;

- нарушена стерильность развернутого пакета (падение пакета на землю, касание стерильной частью пакета одежды и др.).

  Оценка:

«5» - упражнение выполнено без ошибок, действия уверенные;

«4» - упражнение выполнено с одной ошибкой;

«3» - при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок; действия неуверенные, медленные;

«2» - упражнение не выполнено или нарушена стерильность развернутого пакета (падение на землю, касание одежды и т.п.)

 

272. Тоже с учетом времени.

  Оценка:

«5» - 30с, упражнение выполнено без ошибок;

«4» - 35с, при выполнении упражнения допущено не более одной ошибки;

«3» - 40с, при выполнении упражнения допущено не более двух ошибок.

 

273. Временная остановка кровотечения (наложение кровоостанавливающего жгута) без учета времени.

  а) Обучаемый находится около «раненого», держа в руках жгут. По команде: «Жгут (закрутку) – Наложить!» учащийся приступает к выполнению норматива. Выполнение приема заканчивается закреплением жгута (закрутки). После этого пишется записка о времени наложения жгута.

  Основные ошибки:

- конечность чрезмерно перетянута жгутом или жгут наложен слабо;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.24 с.)