Промежуточный контроль в форме устного дифференцированного зачета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промежуточный контроль в форме устного дифференцированного зачета.



 

Вопросы к зачету

№ п/п Вопросы
1.   Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса.
2.   Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии.
3.   Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины.
4.   Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н. э. ЛаоЦзы.
5.   Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве.
6.   Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI—IV вв. до н. э.
7.   Учение Сократа о государстве, праве, законности.
8.   Учение Платона о праве.
9.   Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. 
10.   Теория справедливости.
11.   Римские юристы о сущности и системе права.
12.   Учение Полибия о круговороте политических форм.
13.   Основные черты древнегреческой политико-правовой мысли.
14.   Учение Цицерона о праве и государстве. Естественный закон как форма справедливости.
15.   Правовые и политические идеи раннего христианства.
16.   Особенности теологического правосознания средневековой Европы.
17.   Правовая концепция Августина. Учение о двух градах.
18.   Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.
19.   Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве.
20.   Проблема самодержавия в российской политико-правовой мысли XV-XVI вв. Теория «Москва - третий Рим».
21.   Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова.
22.   Политическая доктрина Н. Макиавелли. Знаменитые советы Н. Макиавелли политикам и правителям.
23.   Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета.
24.   Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).
25.   Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца».
26.   Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция.
27.   Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии.
28.   Правовые учения периода Реформации: проблема юридической сущности светской власти.
29.   Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса о государственном суверенитете и формах правления.
30.   Политико-правовая теория индепендентов.
31.   Политико-правовая идеология левеллеров.
32.   Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государстве. Теория разделения властей.
33.   Общая характеристика политико-правовых идей французского Просвещения.
34.   Учение Ш. Монтескье о праве и государстве.
35.   Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете.
36.   Политическая программа преобразований и проект идеального государства ГракхаБабёфа.
37.   Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон).
38.   Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII-XVIII вв. (С. Пуффендорф, X.Томазий).
39.   Учение И. Канта о праве и государстве.
40.   Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве и праве.
41.   Политические идеи и программы декабристов.
42.   Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
43.   Историческая школа права.
44.   Развитие западноевропейского либерализма первой половины XIX в. Сравнительная характеристика ведущих концепций (по выбору студента).
45.   Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б. Н. Чичерина.
46.   Учение Р. Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов.
47.   Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина.
48.   Социологическая теория государства: Л. Гумплович.
49.   Учение Г. Спенсера о государстве и праве.
50.   Политико-правовая концепция Ф. Ницше.
51.   Политико-правовая доктрина солидаризма.
52.   Учение марксизма о государстве и праве.
53.   Нормативистская теория Г. Кельзена.
54.   Психологическая теория права Л. Петражицкого.
55.   Политико-правовое содержание теории национал-социализма.
56.   Возрожденное естественное право XX века.
57.   Либертарная теория права В.С. Нерсесянца.
58.   Коммуникативная теория права.

Критерии оценки  

- «отлично», если студент, отвечая на вопрос, свободно оперирует терминологией, грамотно строит свою речь, ответ основан на изучении не только учебной, но и научной литературы и носит осмысленный характер, а не характер «зазубривания», при этом студент должен высказывать собственную позицию по наиболее спорным вопросам. Студент полностью раскрывает поставленный вопрос и отвечает на дополнительные вопросы;

- «хорошо», если студент, отвечая на вопрос, свободно оперирует юридической терминологией, но «допускает» незначительные погрешности; ответ основан на изучении не только учебной, но и научной литературы, однако студент затрудняется высказать собственную позицию по наиболее проблемным вопросам и допускает незначительные стилистические погрешности при построении ответа на вопрос. Студент практически полностью раскрывает поставленный вопрос;

- «удовлетворительно», в том случае, если ответ носит реферативный характер и основан на изучении только учебной литературы. Ответ не носит проблемного характера. Студент ориентируется только в учебном, но не научном материале;

- «неудовлетворительно», если студент не отвечает на вопрос, либо ответ носит характер «обрывочных» знаний. Студент фактически не ориентируется в вопросе

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5.

Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks»

2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

 

Дополнительная литература

1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник

/ В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М,

2014. - 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-

М, 2010. - 338 с. 

 

ГЛОССАРИЙ

Божественное предопределение – религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни.

Брахманизм – главное проявление в этой религии – это цепь перерождений человеческой души, при этом каждое следующее перерождение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни.

Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама.

Догмат – утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике или сомнению.

Ересь – сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению

Естественное право – доктрина в философии права и юриспруденции, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду.

Империя – монархическое государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия.

Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Он основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

Консеквенциализм – «следствие, вывод, результат») – группа моральных теорий, где критерием нравственной оценки является результат (консеквент) поведения. С точки зрения консеквенциалистов, морально правым является такое действие или бездействие, которое даёт хорошие результаты или последствия.

Лао - Цзы – древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он определяется как основоположник даосизма. 

Легизм – философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.

Либерализм – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека.

Логический метод исследования – метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния объекта. Логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (т.е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (т.е. во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей).

Манихейство – синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака). Названо по имени своего основателя — Мани с добавлением эпитета «живой».

Монархия – форма правления или государственного устройства, при котором верховная государственная власть частично или полностью принадлежит лицу, — монарху Мо-Цзы – древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.

Нестяжатели – монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали.

Нормативизм – направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе.

Позитивное право – положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли которого может выступать народ или монарх).

Полис – особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.

Постулат – без доказательственное принятие утверждения в качестве исходного положения для какой-либо теории теории.

Право – система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Принцип историзма – познание вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.

Предмет исследования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько предметов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.

Социология – наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Сравнительно - исторический метод - способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении.

Стоицизм – философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Субординация – положение индивидуума в иерархической системе каких-либо отношений. Ранее, в России, субординация определялась как воинская подчиненность (то же, что и военная дисциплина).

Суверенитет – верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Теология – систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.

Чистое право – такое право, которое на момент его применения, отображает согласие абсолютного большинства источников права.

Эпикурейство – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.023 с.)