Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи изучения учебного курса История политических и правовых учений

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие разработано на основании Федерального государственного стандарта высшего образования и предназначено для магистрантов очной и заочной формы обучения по направлениям подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», направленность подготовки «Правовое обеспечение государственного управления и местного самоуправления», «Уголовное право и процесс».

 

Цель – сформировать у студентов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера; обобщить опыт многих поколений известных мыслителей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства.

 

Задачи изучения учебного курса История политических и правовых учений

1. Дать представление об истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины, ее предмете и методологии; 

2. Раскрыть политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и древних римлян, идеи раннего христианства;

3. Дать знания о теократических, еретических и древнерусских идеях Средневековья;

4. Раскрыть учение Никколо Макиавелли о государстве. Политико-правовые доктрины Реформации;

5. Показать естественно-правовые концепции в трудах мыслителей Нового времени, зарубежные либеральные, консервативные и социалистические воззрения;

6. Раскрыть политико-правовые концепции русских мыслителей XVII-XVIII веков;

7. Дать знания о реформистских и революционно-декабристских идеях в Российской империи XIX века, о марксистско-ленинском учении о государстве и праве.;

8. Показать место и роль доктрины юридического позитивизма в юриспруденции, плюрализм теорий государства и права;

9. Раскрыть основные политико-правовые концепции Новейшего времени.

 

Дисциплина История политических и правовых учений относится к базовой части профессионального цикла.

Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения Истории политических и правовых учений необходимы для изучения таких дисциплин как: Методика преподавания юриспруденции в высшей школе; Теория и практика доказывания; Уголовно-процессуальное принуждение; Актуальные проблемы квалификации насильственных преступлений; Актуальные проблемы квалификации преступлений против личности; Научно-исследовательская практика; Научно-исследовательская работа; Подготовка магистерской диссертации; Итоговая аттестация.

 

Критерии оценки:

- ответ студента признается удовлетворительным, если его выводы при участии в обсуждениях, при ответе на контрольные вопросы в основном являются полными, уверенными и правильными, при этом допускаются незначительные погрешности при выполнении заданий;

- ответ студента признается неудовлетворительным, если студент не участвует в обсуждениях и не отвечает на вопросы, а также, если его выводы являются сумбурными, неправильными, содержат существенные, принципиальные ошибки, студент не понимает сущности излагаемого вопроса или не дает ответа на него.

Методические рекомендации для студентов по участию в дискуссии (круглом столе).

Дискуссия (круглый стол) – является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста. Это способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно - ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-

психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс. 

Дискуссия - спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т.д. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель - не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.

Круглый стол – форма дискуссии, направленная на обсуждение какойлибо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. 

 Подготовка и проведение дискуссии является значимым этапом освоения учебного материала, а также выступает одной из форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы по конкретным разделам учебных дисциплин.

   Цель учебной дискуссии (круглого стола) – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация, на которых студенты должны:

На первой стадии:

- понять установку преподавателя на решение поставленной проблемы. - уметь изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы.

- укладываться в регламент выступлений, так как общий регламент определяется продолжительностью практического занятия.

- выступить должен каждый

- внимательно выслушивать очередного выступающего, не перебивать, аргументированно подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

- изучить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. 

На второй стадии

- уметь проводить сопоставления, понимать конфликт идей, не допуская перерастания их в конфликт личностей. 

- осуществлять обмен мнениями со своими товарищами.

- выступить со своим мнением, при этом студент может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.

- не уходить от темы.

- соблюдать регламент, не допускать затянувшихся монологов.

- перативно проводить анализ   высказанных идей,     мнений, позиций, предложений. 

- быть готовым выступить во временной роли ведущего дискуссии.

Составной частью дискуссии является процедура вопросов и ответов, поэтому студент должен быть готов к ответу на любой вопрос темы дискуссии.

Критерии оценки дискуссии (круглого стола):

оценка «отлично» выставляется студенту в случае полного и всестороннего усвоения учебного материала, при соответствии следующим условиям:

- студент проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации;

- может вести дискуссии и полемики, опираясь на изученный материал; 

- доводы и аргументы излагаются правильно в определенной логической последовательности.

- правильно используется терминология; 

- показано умение подкреплять теоретические высказывания конкретными практическими примерами;

- студент имеет свое мнение по проблемным вопросам, умеет делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.

оценка «хорошо» выставляется в случае, если в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

  оценка «удовлетворительно» выставляется в случае неполного или непоследовательно раскрытого вопроса, вынесенного на дискуссию, при этом показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала. Кроме этого, имелись сложности или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. 

оценка «неудовлетворительно» выставляется, в случае не раскрытия основного содержания учебного материала, допущения грубых ошибок в трактовке в определении понятий, которые не были исправлены после наводящих вопросов преподавателя. Не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

 

Методические рекомендации к написанию эссе

  Эссе — вид самостоятельной письменной работы, выражающей авторскую позицию по обозначенному в качестве темы эссе вопросу. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Содержательно особенность эссе состоит в том, что в фокусе создаваемого текста находятся индивидуальные рассуждения и мнение автора. 

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Тема для эссе всегда содержит в себе проблему, спорный вопрос, предмет для авторского рассуждения и вывода. При такой формулировке у автора возникает возможность обозначения позиции.

В начале текста требуется ясно и доступно сформулировать собственную позицию по вопросу, обозначенному в теме эссе. После этого желательно привести противоположную позицию, а затем привести аргументы в подтверждение собственной и в опровержение иных мнений. В качестве аргументов могут выступать ссылки на авторитетные источники, данные статистики, примеры из судебной практики. В заключении эссе авторская позиция представляется в сжатом и предельно концентрированном виде.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ

Тема 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология Вопросы для обсуждения:

1. Предмет истории политических и правовых учений 

2. Методология истории политических и правовых учений 

 

  Занятие проводится в форме семинара, на обсуждение выносится два вопроса. Семинар начинается с выяснения базовых понятий, характеризующих, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т. д.

Следующим этапом семинара является выяснение студентами предмета Истории политических и правовых учений. При этом студенты должны понять, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства. Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логикопонятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. 

При выяснении предмета дисциплины необходимо обратить внимание на влияние философии на историю политических и правовых учений из-за значительного влияния тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования на мыслителей, которые занимались проблемами нефилософского, а политико-правового или социальнополитического профиля.   

Далее студенты должны разобраться с периодизацией Истории политических и правовых учений и понять, что она делится на следующие периоды:

- Учения Древнего мира и Античности;

- Учения Средневековья; - Учения Нового времени;

- Учения Новейшего времени.

При обсуждении второго вопроса необходимо понять, что в истории политических и правовых учений, как и в других современных гуманитарных науках, используется богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. При этом следует знать, что в любой политико-правовой теории ее предмет методологически ос-мыслен, а метод как способ, форма познания, понимания, объяснения объекта предметно выражен. 

Выражением предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. К ним можно отнести:

- принцип историзма

- конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения

- теоретический аспект учения

- хронологическое освещение учения

- проблемно-категориальное освещение затрагиваемых политических и правовых учений

- историко-сравнительный аспект исследования.

 

Обратите внимание на определения новых понятий:

Принцип историзма – познание вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.

Предмет исследования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько предметов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Сравнительно - исторический метод - способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении.

Логический метод исследования – метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния объекта. Логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (т.е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (т.е. во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей)  Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов.

• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Что изучает дисциплина История политических и правовых учений?

2. Что является предметом Истории политических и правовых учений?

3. Какие методы познания применяются в Истории политических и правовых учений?

4. Какова хронология Истории политических и правовых учений?

5. Что включает в себя принцип историзма?

6. Какую роль в Истории политических и правовых учений играет философия?

7. К какой отрасли знания относится История политических и правовых учений?

 

Л и т е р а т у р а

Основная

1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5. Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks»

2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с.

Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

 

Дополнительная

1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник /

В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014.

- 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-М, 2010. - 338 с. 

 

Тема 2. Политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока Вопросы для обсуждения:

1. Мифологические воззрения о власти и законе.

2. Политико-правовые идеи в Древней Индии: буддизм, брахманизм, «Артхашастра»

3. Политико-правовые идеи в Древнем Китае: Конфуций, Лао-Цзы,

Мо-Цзы, легизм.

 

 

Методические указания по проведению практического занятия:  

Занятие проводится в форме дискуссии, в ходе которой осуществляется обмен мнениями по всем учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод.

На первом этапе дискуссии выявляются мифологические представления о власти и законе в различных странах: Египте, Вавилоне, Персии, Иудее, Индии, Китае. Основное внимание обращается на отсутствие в это время научных знаний, на влияние космоса на жизнь людей, использование веры в сверхестественное, мораль, обычаи и традиции.

На втором этапе дискуссии рассматриваются политико-правовые учения в Древней Индии. Студенты должны дать развернутую характеристику буддизма, брахмаизма, и показать, как эти идеи воплотились в «Артхашастре». Каждый должен высказать свое мнение об этих учениях, сделать собственные выводы.

На третьем этапе проходит обсуждение политико-правовых идей в Древнем Китае. Студенты должны понять, почему философскоморалистические учения Конфуция, Лао-Цзы и Мо-Цзы уступили место легизму. Свии выводы обучаемые должны строить на раскрытии соответствующей политики государства в периоды формирования тех или иных учений.  

 

Обратите внимание на определения новых понятий: Брахманизм – главное проявление в этой религии – это цепь перерождений человеческой души, при этом каждое следующее перерождение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни.

Буддизм –религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама.

Легизм – философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.

Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Он основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

Мо-Цзы – древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.

Консеквенциализм – «следствие, вывод, результат») – группа моральных теорий, где критерием нравственной оценки является результат (консеквент) поведения. С точки зрения консеквенциалистов, морально правым является такое действие или бездействие, которое даёт хорошие результаты или последствия.

Лао -Цзы – древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он определяется как основоположник даосизма. 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов.

• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Каковы мифологические воззрения о власти и законе в древневосточных странах?

2. В чем заключается политико-правовая сущность учений:

- буддизма

- брахманизма 

- Конфуция

- Лао-Цзы

- Мо-Цзы

- легизма.

 

 

 

 

Л и т е р а т у р а

Основная

3. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5. Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks»

4. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с.

Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

 

Дополнительная

1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник /

В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014.

- 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-М, 2010. - 338 с. 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Политические и правовые учения в Древней Греции: 

1. Софисты 

2. Сократ 

3. Платон 

4. Аристотель 

5. Эпикур 

2. Политические и правовые учения в Древнем Риме 

1. Цицерон 

2. Римские стоики 

3. Римские юристы 

4. Раннее христианство. Августин

 

Методические указания по проведению практического занятия:  

Занятие проводится в форме дискуссии, в ходе которой осуществляется обмен мнениями по заявленным учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод.

На первом этапе дискуссии обсуждаются политико- правовые учения в Древней Греции. В ходе своих выступлений студенты должны выявить сущность и содержание учений софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.

На втором этапе дискуссии исследуются политические и правовые учения в Древнем Риме. Также выявляются сущность и содержание учений Цицерона, римских стоиков, римских юристов, Августина.

Студенты должны выявить общее и особенное во всех учениях Античности и понять, какой вклад они внесли в развитие юриспруденции.

 

Обратите внимание на определения новых понятий:

Монархия – форма правления или государственного устройства, при котором верховная государственная власть частично или полностью принадлежит лицу, — монарху

Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.

Полис – (др.-греч. πόλις — город) — особая форма социальноэкономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии

Империя – монархическое государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия

Право – система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Стоицизм – философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Эпикурейство – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов.

• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Подготовьте ответы на вопросы:

В чем заключается сущность и содержание политико-правовых учений:

1. Софистов 

2. Сократа 

3. Платона 

4. Аристотеля 

5. Эпикура 

6. Цицерона 

7. Римских стоиков 

8. Римских юристов 

9. Августина

 

Л и т е р а т у р а

Основная

1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5.

Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks»

2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

 

Дополнительная

1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник

/ В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М,

2014. - 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-

М, 2010. - 338 с. 

 

Средневековья

 

Вопросы для обсуждения:

1. Политико-правовые учения в Западной Европе:

1. Фома Аквинский 

2. Макиавелли 

3. Боден  

4. Бэкон

2. Политико-правовые учения в России

1. Федор Карпов 

2. И. С. Пересветов 

3. Иван Грозный и А. М. Курбский 

4. Иван Тимофеев

 

Методические указания по проведению практического занятия:  

Занятие проводится в форме дискуссии, в ходе которой осуществляется обмен мнениями по заявленным учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод.

На первом этапе дискуссии обсуждаются политико-правовые учения в Западной Европе. В ходе своих выступлений студенты должны выявить сущность и содержание учений Фомы Аквинского, Макиавелли, Бадена, Бэкона. На втором этапе дискуссии исследуются политические и правовые учения в России. Выявляются сущность и содержание учений Федора Карпова, И. С.

Пересветова, Ивана Грозного и А. М. Курбского, Ивана Тимофеева.

Студенты должны выявить общее и особенное во всех западноевропейских и отечественных учениях и понять, какой вклад они внесли в развитие юриспруденции.

 

Обратите внимание на определения новых понятий:

Субординация (от лат. Subordinatio — подчинение) – положение индивидуума в иерархической системе каких-либо отношений. Ранее, в России, субординация определялась как воинская подчиненность (то же, что и военная дисциплина).

Ересь – сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению

Суверенитет – верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах

Манихейство – синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака). Названо по имени своего основателя — Мани с добавлением эпитета «живой».

Постулат – без доказательственное принятие утверждения в качестве исходного положения для какой-либо теории теории.

Божественное предопределение – религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни.

Догмат – утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике или сомнению.

Нестяжатели – монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали.

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов.

• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Подготовьте ответы на вопросы:

В чем заключается политико-правовая сущность учений:

1. Фомы Аквинского 

2. Макиавелли 

3. Бодена  

4. Бэкона

5. Федора Карпова 

6. И. С. Пересветова 

7. Иван Грозного и А. М. Курбского 

8. Ивана Тимофеева

 

Л и т е р а т у р а

Основная

1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5.

Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks»

2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

 

Дополнительная

1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник

/ В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М,

2014. - 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»

2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-

М, 2010. - 338 с. 

 

Вопросы для обсуждения:

Политико-правовые учения

1. Иеринга 

2. Гумпловича 

3. Остина 

4. Спенсера 

5. Кельзена

 

Методические указания по проведению практического занятия:  

Занятие проводится в форме круглого стола, в ходе которого осуществляется обсуждение докладов студентов и производится обмен мнениями по заявленным учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод.

На первом этапе круглого стола обсуждаются доклады о политикоправовых учениях в Западной Европе. В ходе своих выступлений студенты должны выявить сущность и содержание учений Иеринга, 

Гумпловича, Остина, Спенсера, Кельзена.

На втором этапе практического занятия студентами вырабатываются основные выводы по заявленным вопросам. Студенты должны выявить общее и особенное во всех западноевропейских учениях и понять, какой вклад они внесли в развитие юриспруденции.

 

Обратите внимание на определения новых понятий:

Позитивное право – положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли которого может выступать народ или монарх)

Естественное право – доктрина в философии права и юриспруденции, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду.

Чистое право – такое право, которое на момент его применения, отображает согласие абсолютного большинства источников права.

Теология – систематическое изложение и истолкование ка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.019 с.)