Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи изучения учебного курса История политических и правовых учений↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие разработано на основании Федерального государственного стандарта высшего образования и предназначено для магистрантов очной и заочной формы обучения по направлениям подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», направленность подготовки «Правовое обеспечение государственного управления и местного самоуправления», «Уголовное право и процесс».
Цель – сформировать у студентов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера; обобщить опыт многих поколений известных мыслителей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства.
Задачи изучения учебного курса История политических и правовых учений 1. Дать представление об истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины, ее предмете и методологии; 2. Раскрыть политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и древних римлян, идеи раннего христианства; 3. Дать знания о теократических, еретических и древнерусских идеях Средневековья; 4. Раскрыть учение Никколо Макиавелли о государстве. Политико-правовые доктрины Реформации; 5. Показать естественно-правовые концепции в трудах мыслителей Нового времени, зарубежные либеральные, консервативные и социалистические воззрения; 6. Раскрыть политико-правовые концепции русских мыслителей XVII-XVIII веков; 7. Дать знания о реформистских и революционно-декабристских идеях в Российской империи XIX века, о марксистско-ленинском учении о государстве и праве.; 8. Показать место и роль доктрины юридического позитивизма в юриспруденции, плюрализм теорий государства и права; 9. Раскрыть основные политико-правовые концепции Новейшего времени.
Дисциплина История политических и правовых учений относится к базовой части профессионального цикла. Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения Истории политических и правовых учений необходимы для изучения таких дисциплин как: Методика преподавания юриспруденции в высшей школе; Теория и практика доказывания; Уголовно-процессуальное принуждение; Актуальные проблемы квалификации насильственных преступлений; Актуальные проблемы квалификации преступлений против личности; Научно-исследовательская практика; Научно-исследовательская работа; Подготовка магистерской диссертации; Итоговая аттестация.
Критерии оценки: - ответ студента признается удовлетворительным, если его выводы при участии в обсуждениях, при ответе на контрольные вопросы в основном являются полными, уверенными и правильными, при этом допускаются незначительные погрешности при выполнении заданий; - ответ студента признается неудовлетворительным, если студент не участвует в обсуждениях и не отвечает на вопросы, а также, если его выводы являются сумбурными, неправильными, содержат существенные, принципиальные ошибки, студент не понимает сущности излагаемого вопроса или не дает ответа на него. Методические рекомендации для студентов по участию в дискуссии (круглом столе). Дискуссия (круглый стол) – является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста. Это способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно - ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально- психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д. Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач. Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Дискуссия - спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т.д. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель - не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью. Круглый стол – форма дискуссии, направленная на обсуждение какойлибо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Подготовка и проведение дискуссии является значимым этапом освоения учебного материала, а также выступает одной из форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы по конкретным разделам учебных дисциплин. Цель учебной дискуссии (круглого стола) – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация, на которых студенты должны: На первой стадии: - понять установку преподавателя на решение поставленной проблемы. - уметь изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы. - укладываться в регламент выступлений, так как общий регламент определяется продолжительностью практического занятия. - выступить должен каждый - внимательно выслушивать очередного выступающего, не перебивать, аргументированно подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию. - изучить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. На второй стадии - уметь проводить сопоставления, понимать конфликт идей, не допуская перерастания их в конфликт личностей. - осуществлять обмен мнениями со своими товарищами. - выступить со своим мнением, при этом студент может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения. - не уходить от темы. - соблюдать регламент, не допускать затянувшихся монологов. - перативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений. - быть готовым выступить во временной роли ведущего дискуссии. Составной частью дискуссии является процедура вопросов и ответов, поэтому студент должен быть готов к ответу на любой вопрос темы дискуссии. Критерии оценки дискуссии (круглого стола): оценка «отлично» выставляется студенту в случае полного и всестороннего усвоения учебного материала, при соответствии следующим условиям: - студент проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации; - может вести дискуссии и полемики, опираясь на изученный материал; - доводы и аргументы излагаются правильно в определенной логической последовательности. - правильно используется терминология; - показано умение подкреплять теоретические высказывания конкретными практическими примерами; - студент имеет свое мнение по проблемным вопросам, умеет делать выводы, высказывать свою точку зрения. Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов. оценка «хорошо» выставляется в случае, если в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. оценка «удовлетворительно» выставляется в случае неполного или непоследовательно раскрытого вопроса, вынесенного на дискуссию, при этом показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала. Кроме этого, имелись сложности или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. оценка «неудовлетворительно» выставляется, в случае не раскрытия основного содержания учебного материала, допущения грубых ошибок в трактовке в определении понятий, которые не были исправлены после наводящих вопросов преподавателя. Не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
Методические рекомендации к написанию эссе: Эссе — вид самостоятельной письменной работы, выражающей авторскую позицию по обозначенному в качестве темы эссе вопросу. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Содержательно особенность эссе состоит в том, что в фокусе создаваемого текста находятся индивидуальные рассуждения и мнение автора. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Тема для эссе всегда содержит в себе проблему, спорный вопрос, предмет для авторского рассуждения и вывода. При такой формулировке у автора возникает возможность обозначения позиции. В начале текста требуется ясно и доступно сформулировать собственную позицию по вопросу, обозначенному в теме эссе. После этого желательно привести противоположную позицию, а затем привести аргументы в подтверждение собственной и в опровержение иных мнений. В качестве аргументов могут выступать ссылки на авторитетные источники, данные статистики, примеры из судебной практики. В заключении эссе авторская позиция представляется в сжатом и предельно концентрированном виде. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ Тема 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология Вопросы для обсуждения: 1. Предмет истории политических и правовых учений 2. Методология истории политических и правовых учений
Занятие проводится в форме семинара, на обсуждение выносится два вопроса. Семинар начинается с выяснения базовых понятий, характеризующих, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т. д. Следующим этапом семинара является выяснение студентами предмета Истории политических и правовых учений. При этом студенты должны понять, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства. Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логикопонятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. При выяснении предмета дисциплины необходимо обратить внимание на влияние философии на историю политических и правовых учений из-за значительного влияния тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования на мыслителей, которые занимались проблемами нефилософского, а политико-правового или социальнополитического профиля. Далее студенты должны разобраться с периодизацией Истории политических и правовых учений и понять, что она делится на следующие периоды: - Учения Древнего мира и Античности; - Учения Средневековья; - Учения Нового времени; - Учения Новейшего времени. При обсуждении второго вопроса необходимо понять, что в истории политических и правовых учений, как и в других современных гуманитарных науках, используется богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. При этом следует знать, что в любой политико-правовой теории ее предмет методологически ос-мыслен, а метод как способ, форма познания, понимания, объяснения объекта предметно выражен. Выражением предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. К ним можно отнести: - принцип историзма - конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения - теоретический аспект учения - хронологическое освещение учения - проблемно-категориальное освещение затрагиваемых политических и правовых учений - историко-сравнительный аспект исследования.
Обратите внимание на определения новых понятий: Принцип историзма – познание вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Предмет исследования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько предметов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении). Сравнительно - исторический метод - способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении. Логический метод исследования – метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния объекта. Логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (т.е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (т.е. во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей) Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. • проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение; • внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции; • изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; • постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать; • запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Что изучает дисциплина История политических и правовых учений? 2. Что является предметом Истории политических и правовых учений? 3. Какие методы познания применяются в Истории политических и правовых учений? 4. Какова хронология Истории политических и правовых учений? 5. Что включает в себя принцип историзма? 6. Какую роль в Истории политических и правовых учений играет философия? 7. К какой отрасли знания относится История политических и правовых учений?
Л и т е р а т у р а Основная 1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5. Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks» 2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»
Дополнительная 1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM» 2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-М, 2010. - 338 с.
Тема 2. Политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока Вопросы для обсуждения: 1. Мифологические воззрения о власти и законе. 2. Политико-правовые идеи в Древней Индии: буддизм, брахманизм, «Артхашастра» 3. Политико-правовые идеи в Древнем Китае: Конфуций, Лао-Цзы, Мо-Цзы, легизм.
Методические указания по проведению практического занятия: Занятие проводится в форме дискуссии, в ходе которой осуществляется обмен мнениями по всем учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод. На первом этапе дискуссии выявляются мифологические представления о власти и законе в различных странах: Египте, Вавилоне, Персии, Иудее, Индии, Китае. Основное внимание обращается на отсутствие в это время научных знаний, на влияние космоса на жизнь людей, использование веры в сверхестественное, мораль, обычаи и традиции. На втором этапе дискуссии рассматриваются политико-правовые учения в Древней Индии. Студенты должны дать развернутую характеристику буддизма, брахмаизма, и показать, как эти идеи воплотились в «Артхашастре». Каждый должен высказать свое мнение об этих учениях, сделать собственные выводы. На третьем этапе проходит обсуждение политико-правовых идей в Древнем Китае. Студенты должны понять, почему философскоморалистические учения Конфуция, Лао-Цзы и Мо-Цзы уступили место легизму. Свии выводы обучаемые должны строить на раскрытии соответствующей политики государства в периоды формирования тех или иных учений.
Обратите внимание на определения новых понятий: Брахманизм – главное проявление в этой религии – это цепь перерождений человеческой души, при этом каждое следующее перерождение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни. Буддизм –религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама. Легизм – философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Он основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии. Мо-Цзы – древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин. Консеквенциализм – «следствие, вывод, результат») – группа моральных теорий, где критерием нравственной оценки является результат (консеквент) поведения. С точки зрения консеквенциалистов, морально правым является такое действие или бездействие, которое даёт хорошие результаты или последствия. Лао -Цзы – древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он определяется как основоположник даосизма.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. • проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение; • внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции; • изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; • постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать; • запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Каковы мифологические воззрения о власти и законе в древневосточных странах? 2. В чем заключается политико-правовая сущность учений: - буддизма - брахманизма - Конфуция - Лао-Цзы - Мо-Цзы - легизма.
Л и т е р а т у р а Основная 3. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5. Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks» 4. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»
Дополнительная 1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM» 2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-М, 2010. - 338 с.
Вопросы для обсуждения: 1. Политические и правовые учения в Древней Греции: 1. Софисты 2. Сократ 3. Платон 4. Аристотель 5. Эпикур 2. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1. Цицерон 2. Римские стоики 3. Римские юристы 4. Раннее христианство. Августин
Методические указания по проведению практического занятия: Занятие проводится в форме дискуссии, в ходе которой осуществляется обмен мнениями по заявленным учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод. На первом этапе дискуссии обсуждаются политико- правовые учения в Древней Греции. В ходе своих выступлений студенты должны выявить сущность и содержание учений софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура. На втором этапе дискуссии исследуются политические и правовые учения в Древнем Риме. Также выявляются сущность и содержание учений Цицерона, римских стоиков, римских юристов, Августина. Студенты должны выявить общее и особенное во всех учениях Античности и понять, какой вклад они внесли в развитие юриспруденции.
Обратите внимание на определения новых понятий: Монархия – форма правления или государственного устройства, при котором верховная государственная власть частично или полностью принадлежит лицу, — монарху Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти. Полис – (др.-греч. πόλις — город) — особая форма социальноэкономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии Империя – монархическое государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия Право – система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. Стоицизм – философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. Эпикурейство – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. • проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение; • внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции; • изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; • постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать; • запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы. Подготовьте ответы на вопросы: В чем заключается сущность и содержание политико-правовых учений: 1. Софистов 2. Сократа 3. Платона 4. Аристотеля 5. Эпикура 6. Цицерона 7. Римских стоиков 8. Римских юристов 9. Августина
Л и т е р а т у р а Основная 1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5. Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks» 2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»
Дополнительная 1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM» 2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра- М, 2010. - 338 с.
Средневековья
Вопросы для обсуждения: 1. Политико-правовые учения в Западной Европе: 1. Фома Аквинский 2. Макиавелли 3. Боден 4. Бэкон 2. Политико-правовые учения в России 1. Федор Карпов 2. И. С. Пересветов 3. Иван Грозный и А. М. Курбский 4. Иван Тимофеев
Методические указания по проведению практического занятия: Занятие проводится в форме дискуссии, в ходе которой осуществляется обмен мнениями по заявленным учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод. На первом этапе дискуссии обсуждаются политико-правовые учения в Западной Европе. В ходе своих выступлений студенты должны выявить сущность и содержание учений Фомы Аквинского, Макиавелли, Бадена, Бэкона. На втором этапе дискуссии исследуются политические и правовые учения в России. Выявляются сущность и содержание учений Федора Карпова, И. С. Пересветова, Ивана Грозного и А. М. Курбского, Ивана Тимофеева. Студенты должны выявить общее и особенное во всех западноевропейских и отечественных учениях и понять, какой вклад они внесли в развитие юриспруденции.
Обратите внимание на определения новых понятий: Субординация (от лат. Subordinatio — подчинение) – положение индивидуума в иерархической системе каких-либо отношений. Ранее, в России, субординация определялась как воинская подчиненность (то же, что и военная дисциплина). Ересь – сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению Суверенитет – верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах Манихейство – синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака). Названо по имени своего основателя — Мани с добавлением эпитета «живой». Постулат – без доказательственное принятие утверждения в качестве исходного положения для какой-либо теории теории. Божественное предопределение – религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. Догмат – утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике или сомнению. Нестяжатели – монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. • проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение; • внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции; • изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; • постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать; • запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы. Подготовьте ответы на вопросы: В чем заключается политико-правовая сущность учений: 1. Фомы Аквинского 2. Макиавелли 3. Бодена 4. Бэкона 5. Федора Карпова 6. И. С. Пересветова 7. Иван Грозного и А. М. Курбского 8. Ивана Тимофеева
Л и т е р а т у р а Основная 1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5. Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks» 2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»
Дополнительная 1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM» 2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра- М, 2010. - 338 с.
Вопросы для обсуждения: Политико-правовые учения 1. Иеринга 2. Гумпловича 3. Остина 4. Спенсера 5. Кельзена
Методические указания по проведению практического занятия: Занятие проводится в форме круглого стола, в ходе которого осуществляется обсуждение докладов студентов и производится обмен мнениями по заявленным учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод. На первом этапе круглого стола обсуждаются доклады о политикоправовых учениях в Западной Европе. В ходе своих выступлений студенты должны выявить сущность и содержание учений Иеринга, Гумпловича, Остина, Спенсера, Кельзена. На втором этапе практического занятия студентами вырабатываются основные выводы по заявленным вопросам. Студенты должны выявить общее и особенное во всех западноевропейских учениях и понять, какой вклад они внесли в развитие юриспруденции.
Обратите внимание на определения новых понятий: Позитивное право – положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли которого может выступать народ или монарх) Естественное право – доктрина в философии права и юриспруденции, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду. Чистое право – такое право, которое на момент его применения, отображает согласие абсолютного большинства источников права. Теология – систематическое изложение и истолкование ка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.019 с.) |