Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоции, воля, воображение, интуиция и познание↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГЕГЕЛЬ О познании
МИНИХРЕСТОМАТИЯ [ИСТОЧНИК: Гегель. Сочинения. Том III. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа / Перевод Б.А. Фохта. — Москва: Гос. изд. полит. лит., 1956. — 372 с.]
˂ Составитель С. М. Халин ˃
Тюмень—2020
Познание, знание, наука «... цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всём, что есть на небе и на земле, познаёт самого себя».
«... в самопознающем духе порожденное есть то же самое, что и порождающее».
«... наука не может быть чем-то первым, но только последним».
Имеет место «заполнение сознания, а именно его внешний мир и его отношение к нему».
«Понимать для рассудочной рефлексии, значит познавать ряд посредствующих звеньев между каким-либо явлением и другим наличным бытием, с которым это явление находится в связи, — значит усмотреть так называемый естественный ход явлений, определяемый законами и отношениями рассудка (например, причинности, достаточного основания и т.д.)».
Интеллигенция «в качестве знания... состоит в том, чтобы найденное полагать как своё собственное. Её деятельность имеет дело с пустой формой, с тем, чтобы найти разум».
«Опровержение видимости, нахождение разумного, что и есть познавание, исходит из уверенности, т.е. веры интеллигенции в свою способность иметь знание через посредство разума, — веры в возможность усвоить себе разум, в чём и состоит как интеллигенция, так и её содержание».
Познание «должно быть хорошо отличаемо от чистого знания. Ибо уже сознание есть знание».
«... различие знания и познания есть для развитого мышления нечто совершенно обычное».
«... для познания недостаточно знания только внешних определённостей; для этого необходимо понимание субстанциальной определённости предмета».
Сознание, душа
«Только в форме единичности род существует для животного; это последнее только ощущает род, но ничего не знает о нём; в животном ещё нет души для души, всеобщего как такового для всеобщего».
«Всеобщность «я» обусловливает то, что оно может абстрагироваться от всего, даже от своей жизни».
«Всякое сознание... содержит в себе некоторое единство и некоторую разделённость и тем самым противоречие».
«Поскольку, однако, «я», выходя из своего отношения к другому, рефлектирует в себя, постольку оно становится самосознанием. В этой форме «я» на первых порах знает себя только как ненаполненное «я», а всякое конкретное содержание как нечто другое».
«Деятельность «я» состоит здесь в том, чтобы заполнять пустоту своей абстрактной субъективности, вобрать объективное внутрь себя, а субъективное, напротив, сделать объективным».
«Три главные формы субъективного духа суть: 1) душа, 2) сознание и 3) дух как таковой».
«... природа, достигшая имматериальности, переходит в дух».
Можно говорить о нашем «я» как о «все наши представления поглощающей бездне».
«... неопределённая всеобщая душа определяет себя, индивидуализирует себя — и как дух именно поэтому становится сознанием».
«Душа... есть только сон духа».
Материализм «изображает мышление, как результат материального, и выводит простую природу мышления из множественного».
«...природную определённость души следует понимать как целокупность, как отображение понятия».
«... в новое время мир рассматривали как зеркало духа, в том смысле, будто дух может быть объяснён из мира».
«... дух, поскольку он воплощён, находится в определённом месте и в определённом времени, но он всё же возвышается над пространством и временем».
В сумасшедших «господствует сила природы, а не свободный дух».
«... противоречие между непосредственной единичностью и наличной в ней, в себе субстанциальной всеобщностью составляет основание жизненного процесса индивидуальной души, — процесса, посредством которого непосредственная единичность этой души приводится в соответствие со всеобщим».
«Индивидуум должен подняться на такую ступень развития, чтобы противопоставить себя всеобщему как в-себе-и-для-себя-сущему, готовому и устойчивому предмету, — должен постигнуть себя в своей собственной самостоятельности».
«Через свое пробуждение природная душа человеческого индивидуума становится к своей субстанции в такое отношение, которое должно быть рассматриваемо как истина».
Дух «в своей истинной природе должен пониматься как чистая деятельность».
Сон — состояние, «в котором душа не различается ни внутри самой себя, ни от внешнего мира».
«... мышление, насколько оно протекает во времени и принадлежит непосредственно индивидуальности, обладает телесным проявлением, ощущается, и притом в особенности в голове, в мозгу, вообще в системе чувствующих органов, простом всеобщем внутри-себя-бытии ощущающего субъекта».
«Душа есть рефлектированная в себя целокупность... для-себя-бытия, есть ощущение той целостной субстанциальности, которой она является
«Душа сохраняет... содержание ощущения, если и не для себя, то всё же внутри себя».
Человеческая душа, «вследствие бесконечного богатства её содержания, может быть обозначена как душа мира, как индивидуально определённая мировая душа».
С точки зрения чувствующей души, «с точки зрения ещё несвободного духа... нет места никакому объективному сознанию, никакому знанию о мире как таковом, который действительно вынесен из меня вовне. Чувствующая душа имеет дело только со своими внутренними определениями».
«Наконец, … душа приобретает господство над своей природной индивидуальностью, над своей телесностью, низводит эту последнюю до подчинённого ей средства и выбрасывает из себя не принадлежащее к её телесности содержание своей субстанциальной целокупности в качестве мира объективного. Достигнув этой цели, душа выступает в абстрактной свободе своего «я» и становится сознанием».
«... идеальность есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в ней, хотя оно уже не существует».
«... душа есть существующее понятие, существование спекулятивного».
«Душа в себе есть целокупность природы».
«Более истинная форма духа, существуя в более подчинённой и абстрактной форме, содержит в себе несоразмерность, которая есть болезнь».
Можно говорить о «прямой противоположности субъективного сознания объективному, противоположности, господствующей только при состоянии помешательства».
«Душа есть нечто всепроникающее, а не что-то существующее только в отдельном индивиде».
Можно понимать «идеальность всего материального, как совершенно всеобщее, в чём все различия существуют только как идеальные».
«... «я» есть молния, насквозь пробивающая природную душу и пожирающая её природность;... в «я» идеальность природности, следовательно, сущность души, становится таковой для души».
«... наша самость, или «я», в своём другом созерцает самоё себя и есть это самосознание».
«Сознание составляет ступень рефлексии или отношения духа, его развития как явления. «Я» есть бесконечное отношение духа к себе, но как субъективное, как достоверность самого себя».
«... «я» само есть... различение себя от самого себя».
«... дух как сознание есть только явление духа».
«Самосознание имеет сознание своим предметом, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в качестве момента в самом самосознании».
«... развитие сознания проявляется как изменение определений его объекта».
«Абстрактное самосознание есть первое отрицание сознания, поэтому оно ещё обременено внешним объектом, формально говоря, своим отрицанием».
«Самосознание... есть не бытие, а абсолютная деятельность».
«... «я» есть совершенно всеобщая, абсолютно- непрерывная, никакой границей не прерванная, для всех людей общая сущность».
«Подобно тому, как сознание имеет своим предметом предшествующую себе ступень — природную душу..., так и дух имеет или, скорее, делает сознание своим предметом...».
Объект и предмет познания «Наше движимое понятием мышление остаётся при этом вполне имманентным предмету, равным образом движимому понятием»
Дух «есть сама себя знающая действительная идея».
«... «я» противополагается самому себе, делает себя своим собственным предметом и от этого, правда, только абстрактного, ещё не конкретного различия, возвращается к единству с самим собой».
«... абсолютная отрицательность, как бесконечное утверждение самого себя».
Во внешней природе «деятельности нашей воли, как и нашего мышления, противостоит внешний материал, который, оставаясь равнодушным к изменению, предпринимаемому нами над ним, тем самым совершенно пассивно воспринимает и ту идеализацию его, которая частично проистекает для него из этих изменений».
«... природа полагается духом, а дух есть абсолютно первое».
Можно говорить о духе, как «некотором всеобщем образом для себя сущем всеобщем».
«Сущность духа есть, поэтому с формальной стороны — свобода, абсолютная отрицательность понятия в смысле тождества с собой».
«... абсолютный дух есть абсолютное единство действительности и понятия, или возможности духа».
«Подобно тому, как в науке мы продвигаемся от изображённых несовершенных форм откровения духа к его высшей форме, так точно и всемирная история открывает перед нами ряд концепций вечного, где только в качестве заключительного звена выступает понятие абсолютного духа».
«Дух есть всегда идея; но первоначально он есть только понятие идеи, или идея в её неопределённости, в абстрактнейшем виде реальности, т.е. в форме бытия».
«... самым неосновательным из всех познаний было бы то, в котором останавливаются на чём-то таком, что не имеет в самом себе своего основания».
«Всё развитие понятия духа представляет собой только самоосвобождение духа от всех форм существования, не соответствующих его понятию».
«... конечное есть некоторая несоответствующая своему понятию реальность».
«Дух по существу есть только то, что он знает о себе».
«... дух есть всегда идея, следовательно, осуществлённое понятие».
«Различие субъективного и объективного духа, нельзя, следовательно, рассматривать как что-то неподвижное».
«... разобщение материального и имматериального может быть объяснено только на основе первоначального единства их обоих».
«... дух, как таковой, не порождается чем-то другим, но переводит себя из своего в-себе-бытия в для-себя-бытие, из своего понятия — в действительность, делая, таким образом, то самое, через что он должен был быть положен, чем-то таким, что положено им самим».
«Философия истории... имеет своим предметом всемирно-историческое значение народов».
«... чем дольше зрелый человек занят своими делами, тем в большей мере из всех частностей выступает для него... всеобщее».
«... ум старика обращён только к... всеобщему и к тому прошлому, которому он обязан познанием... общего».
«Система внутреннего ощущения в его воплощающемся обособлении заслуживала бы того, чтобы быть развитой и разработанной в особой науке — психической физиологии... Было бы важно понять..., как ощущается размышление, мыслительная работа в голове как центре системы чувственных возбуждений».
«Свет... есть... имматериальная материя».
Можно говорить о «внешнем мире, как о рационально связанном внутри себя многообразии».
«... объективное сознание знает мир как внешнюю для него, бесконечно многообразную, но во всех своих моментах необходимо связанную, ничего непосредственного в себе не содержащую объективность; к этой объективности объективное сознание относится соответствующим ей, т.е. в такой же мере многообразным, опосредствованным и необходимым способом, а потому и к определённой форме внешней объективности оно может вступить в отношение лишь посредством определённого органа чувств, например, посредством глаза».
«Законы суть определения рассудка, внутренне присущего самому миру; поэтому рассудочное сознание находит в них свою же собственную природу и тем самым становится предметным для самого себя».
«... воспроизведёнными могут быть и чистые мысли; но сила воображения имеет дело не с ними, но лишь с образами».
«... интеллигенция является для-себя познающей самоё-себя; — в себе самой всеобщим; её продукт, мысль, есть предмет, простое тождество субъективного и объективного».
«... мышление интеллигенции состоит в том, чтобы иметь мысли; они существуют как её содержание и предмет».
«Объективный дух есть абсолютная идея, но лишь сущая в себе».
«Вместо того..., чтобы познать это единство в его различных определённостях, обычная физика (включая сюда и химию) схватывает только одну, самую внешнюю и самую дурную из этих определённостей, именно сложение из частей».
Субъект познания
«... и в деятельности и в предмете налицо оказывается одно и то же содержание».
«Только человек впервые поднимается от единичности ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению своей субъективности, своего «я», — одним словом, только человек есть мыслящий дух и этим — и притом единственно этим — существенно отличается от природы».
«До тех пор, пока дух находится в отношении к самому себе, как к некоторому другому, он является только субъективным духом, — духом, берущим свое начало из природы, и первоначально только природным духом».
«Если этот субъективный дух поднял себя до для-себя-бытия, тогда он уже более не субъективный, а объективный дух».
«Дух, развивающийся в своей идеальности, есть дух познающий».
«Европейца интересует мир, он стремится познать его, усвоить себе противостоящее ему другое, во всех частных явлениях мира созерцать род, закон, всеобщее, мысль, внутреннюю разумность».
«... гений шире таланта; последний порождает новое только в сфере частного, тогда как гений создаёт новый род».
«... человек... может найти существо своей деятельности и своё удовлетворение только в противостоящем ему и самостоятельно следующем по своему пути мире и... поэтому он должен выработать требуемое для дела уменье».
Тело «определяется... как сфера ощущения одинаково как для внутренних, так и для внешних определений души».
Жизненность моего тела «не в состоянии оказывать мне никакого противодействия, но подчинена мне, всюду проникнута моей душой и потому для этой последней служит чем-то идеальным».
«... субъективность и является затем внутренне присущим данной индивидуальности, дающим себе отчёт рассудочным, разумным сознанием».
«Под гением мы должны понимать ту особенность человека, которая во всех положениях и отношениях его оказывается имеющей решающее значение для его поступков и судьбы».
«Осуществлённая самость рассудочного сознания есть субъект как внутри себя последовательное сознание, упорядочивающее себя и сохраняющее себя, сообразно своему индивидуальному положению и связи с внешним миром, который точно так же внутри себя упорядочен».
«Действительная душа в своей привычке ощущения и своего конкретного чувства самого себя есть в себе для-себя-сущая идеальность своих определений, в своей внешности обращенная внутрь себя..., и бесконечное отношение к себе».
«... душа существует для абстрактной всеобщности, которая, таким образом, есть мышление и субъект для себя и притом определённо — субъект суждения, в котором «я» исключает из себя природную целокупность своих определений, как некоторый объект, как некоторый внешний для него мир, и устанавливает отношение к нему, так что в этом внешнем мире оно есть это «я» и непосредственно рефлектируется само в себя, — а это и есть сознание».
«... «я» есть такое всеобщее, такое простое, которое в действительности существует только тогда, когда оно само себя имеет своим предметом, когда оно уже стало для-себя-бытием простого в простом, отношением всеобщего к всеобщему».
««Я», субъект сознания, есть мышление».
«... интеллигенция... как таковая... есть субъект и в-себе -бытие своих определений».
«Из всех форм человеческая является самой высшей и истинной, потому что только в ней дух может иметь свою телесность и тем самым своё наглядное выражение».
Практика и познание
«Предметы, которые мы видим, могут... находиться далеко от нас. Мы относимся при этом к вещам как бы теоретически, но ещё не практически, ибо в акте зрения мы оставляем их, как нечто сущее, в состоянии покоя и устанавливаем отношение только к их идеальной стороне».
«... Практический дух... начинает не с кажущегося самостоятельным объекта, подобно теоретическому духу, а со своих целей и интересов, следовательно, с субъективных определений, и только отсюда продвигается дальше, к тому, чтобы превратить их в нечто объективное».
«... как в теоретическом, так и в практическом духе — хотя и различными путями — порождается то самое, в чём состоит разум — единство субъективного и объективного».
«В сфере практической... субъективное непосредственно не имеет ещё никакой истинной объективности, ибо в своей непосредственности оно не есть нечто абсолютно всеобщее, в-себе-и-для-себя-сущее, но нечто принадлежащее единичности индивидуума».
Чувственное и рациональное
«... в ощущении всё духовное более высокого порядка уже содержится как содержание или определение».
«... ощущение и есть как раз это вездеприсутствие единства животного во всех его членах, которые непосредственно сообщают каждое впечатление единому целому и это целое в животном начинает становиться для себя».
«Дух, объемлющий обе стороны, — субъективность и объективность, — полагает себя затем, во-первых, в форме субъективности — и тогда он есть интеллигенция, во-вторых, в форме объективности — и тогда он есть воля».
«... мышление вообще до такой степени присуще человеческой природе, что человек мыслит всегда, даже и во сне».
«Во всех сферах духа — в чувстве, в созерцании, как и в представлении, — мышление составляет основу».
Мышление «в качестве различённой формы духовной деятельности противостоит другим формам духа».
«Во время сновидения мы только воспринимаем представление; здесь наши представления ещё не находятся во власти категорий рассудка. Но чистое представление совершенно вырывает вещи из их конкретной взаимосвязи, превращая их в единичные».
«Через ощущение душа... достигает того, что всеобщее, составляющее его природу, открывается ей в непосредственной определённости».
«Ощущение есть форма смутной деятельности духа в его бессознательной и чуждой рассудка индивидуальности, в которой всякая определённость ещё непосредственна».
«Всё содержится в ощущении, и, если угодно, всё выступающее в сознании духа и в разуме имеет в ощущении свой источник и своё первоначало; ибо источник и первоначало и не обозначают ничего иного, как этот самый первый непосредственный способ, в котором нечто проявляется».
«... именно мышление является самым существенным... из того, чем человек отличается от скота,... ощущение является у него общим с последним».
«... ощущение... есть нечто единичное, случайное, односторонне субъективное».
«Та идеализация, которой подвергается всё то, что становится к внешней природе, вследствие того, что становится предметом ощущения, является ещё совершенно поверхностной идеализацией, далёкой от совершенного снятия непосредственности этого содержания».
«... высшая природа духовного проявляется... не в ощущении, но только в понимающем себя мышлении».
Классы чувств: «Первый класс образуют чувства физической идеальности, второй — чувства реального различия, третий составляет чувство целокупности всего земного».
«Зрение есть чувство физического идеального, которое мы называем светом. О нём можно сказать, что оно есть как бы ставшее физическим пространство».
«Зрению как чувству идеальности, чуждой всякого отношения к внутреннему миру, противоположен слух как чувство чистой внутренности телесного».
«Для чувства вкуса необходимо непосредственное соприкосновение с предметом, между тем как для чувства обоняния такого соприкосновения не требуется, ещё менее оно нужно для слуха и совсем не имеет места при зрении».
«... бедный представлениями и мыслями человек, близкий к природе, не способный перенести отрицательной силы внезапно обрушившегося на него большого страдания... горе — это бессильное самозамыкание души».
«... ощущение подчеркивает больше сторону пассивности, нахождения, т.е. непосредственность определённости и чувствования, между тем как чувство в большей мере направляется на момент самостоятельности в процессе чувствования».
«... сознание проявляет свою независимость от материала ощущения тем, что оно из формы единичности поднимает его до формы всеобщности и, опуская всё чисто случайное и безразличное, удерживает в нём только существенное; через это превращение ощущаемое становится представленным».
«Научные познания или философские понятия и всеобщие истины требуют... именно мышления, развившегося из смутного чувства жизни до степени свободного сознания».
«... чувство, или субъективный способ знания, может или совсем, или, по крайней мере, отчасти избегнуть неотъемлемых от объективного знания опосредствований и условий, например, может без помощи глаз и без посредства света воспринимать видимое».
«... чувственное сознание... по содержанию... является самым богатым, но по мыслям оно самое бедное».
«Если сущность вещей становится предметом сознания, то это уже более не чувственное, но воспринимающее сознание».
Непосредственное, или чувственное сознание, «не достигает ничего большего, как только хвастовства, выдающего себя за религиозное, и важничанья своими случайными воззрениями относительно потустороннего для него божественного начала».
Существуют три ступени знания: 1) созерцание, 2) представление, 3) «интеллигенция, понимающая конкретно-всеобщее предметов, или мышление».
«Ступень созерцания, непосредственного познания, или сознания,... в свою очередь распадается на три подразделения:... начинает... с ощущения..., развивается затем далее до внимания,... становится подлинным созерцанием...».
Представление включает в себя также три ступени: воспоминание, сила воображения и память.
«... мышление имеет своим содержанием: 1) рассудок, 2) суждение и 3) разум».
«... обычный предрассудок состоит в том, будто в чувстве больше содержания, чем в мышлении; в особенности решительно утверждают это о моральном и религиозном чувстве».
«... форма самостной единичности, которую дух имеет в чувстве, есть самая низшая и дурная форма».
«Развитое истинное ощущение есть ощущение образовавшегося духа, который достиг сознания определённых различий, существенных отношений, истинных определений и т.д. и в котором именно это исправленное содержание входит в его чувство, т.е. приобретает эту форму».
«В ощущении содержится весь разум — вся совокупность материала духа. Все наши представления, мысли и понятия о внешней природе, о праве, о нравственности и о содержании религии развиваются в нашей ощущающей интеллигенции; как и, наоборот, они же, уже после того как получат полное развитие своего содержания, концентрируются в простую форму ощущения».
«Внимание содержит в себе, следовательно, отрицание стремления придать значение самому себе, и, напротив, подразумевает полное растворение себя в предмете».
«Человек большого ума и образования сразу же обозревает всё перед ним находящееся; ощущение всегда носит у него характер воспоминания».
«Образованный человек чувствует глубже, чем необразованный, то, что стало предметом его ощущений, так как он рассматривает его со всех открывающихся при этом точек зрения, и в то же время он превосходит необразованного властью над своим чувством, ибо он вращается преимущественно в стихии разумного мышления, возвышающейся над всякой ограниченностью ощущения».
В зрении человек «ощущает посредством света только его (объекта — С.Х.) идеальную сторону — цвет».
«Деятельность созерцания приводит, таким образом, вообще к некоторому отстранению ощущения от нас — к преобразованию содержания ощущения в объект, существующий вне нас».
«... то, что осуществляется посредством созерцания, есть только преобразование формы внутреннего в форму внешнего».
«В созерцании преобладает предметность содержания. И только в том случае, если я соображаю, что это именно я и есть тот, кто имеет созерцание, — только тогда я поднимаюсь на ступень представления».
«Одухотворенное, истинное созерцание... схватывает субстанцию предмета во всей её полноте».
«Созерцание есть... только начало познания».
«Сила воображения вырабатывает свойственное ей содержание тем, что она мысляще относится к своему предмету созерцания, — выделяет всеобщее в нём — и придаёт ему определения, которые присущи «я»».
«... сила воображения перестает быть формальным воспоминанием и становится воспоминанием, затрагивающим содержание, его обобщающим и тем самым создающим всеобщее представлением».
«... так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание».
«... образ единственно только в субъекте, в котором он сохранён, имеет индивидуальность, связывающую воедино определения его содержания».
«Интеллигенция дополняет найденное посредством значения всеобщности, а своё собственное, внутреннее посредством значения бытия, но ею самой положенного».
«Абстрактные представления, кстати сказать, часто называют понятиями».
«... мышление также резюмирует в форме простой мысли конкретное содержание анализа, в котором содержание стало соединением многих определений»
«Мышление есть третья и последняя главная ступень развития интеллигенции».
«... мышление... есть единый центр, в который как в свою истину возвращаются противоположности».
«... по отношению к односторонним абстракциям рассудка чувство может быть целокупностью».
«... неправильно придерживаться чувства и сердца вопреки разумности мысли — права, долга, закона, потому что то, чем чувство и сердце обладают в большей мере, чем разумность мысли, есть только особая субъективность, только нечто суетное и произвольное».
«... мышление делает явной истину духа, вводит его в мир и освобождает его, таким образом, в его действительности и в нём самом».
Истина и заблуждение
«... истиной и называется как раз согласование понятия с его действительностью».
«Всё развитие духа есть не что иное, как возвышение самого себя до своей собственной истинности».
Можно говорить о «совершенном единстве этих различных её (абсолютной идеи — С.Х.) моментов, т.е. в её абсолютной истине».
«Дух есть существующая истина материи, истина, состоящая в том, что сама материя не имеет никакой истины».
«... всеобщая душа природы распадается на бесчисленное множество индивидуальных душ».
«... всеобщая душа природы становится действительной только в отдельных душах».
Можно говорить о «расширении ощущения внутри себя самого до предчувствующей души».
«Всемирная история столь же мало находится в связи с переворотами в солнечной системе, сколь и судьбы отдельных людей с положением планет».
«Что в этих идеалах (отдельного человека — С.Х.) есть истинного, сохраняется в практической деятельности; только от неистинного, от пустых абстракций должен отделаться человек».
«Цель духа как сознания состоит в том, чтобы это своё явление сделать тождественным со своей сущностью, поднять достоверность самого себя до истины».
«Философия... должна по существу различать понятие истины от голой достоверности».
«Ступени... возвышения достоверности до истины состоят в том, что дух есть а) Сознание вообще, обладающее предметом как таковым. b) Самосознание, для которого предметом является «я». с) Единство сознания и самосознания — тот факт, что дух созерцает содержание предмета как самого себя, и себя самого как определённого в себе и для себя, — разум, понятие духа».
«Ближайшей истиной непосредственно единичного является, следовательно, его отнесённость к некоторому другому».
«Сознание, вышедшее за пределы чувственности, стремится воспринять предмет в его истине, не как только непосредственный, но как опосредованный, рефлектированный в себя и всеобщий. Этот предмет представляет собой, поэтому соединение чувственных и расширенных мысленных определений конкретных отношений и связей. Тем самым тождество сознания с предметом не есть уже только абстрактное тождество достоверности, но тождество определённое, знание».
«Ближайшая истина восприятия состоит в том, что предмет есть скорее явление и его рефлексия-в-себя есть для-себя-сущее внутреннее и всеобщее».
«Истина сознания есть самосознание, и это последнее есть основание сознания, так что в существовании всякое сознание другого предмета есть самосознание».
«Спекулятивное или разумное и истинное заключается в единстве понятия или единстве субъективного и объективного»
«Правильным моё представление бывает при простой согласованности его с предметом даже в том случае, если этот последний крайне мало соответствует своему понятию и тем самым не обладает почти никакой истиной».
«... свободный дух должен быть познан как сама себя знающая истина».
«... конечный дух в своей непосредственности есть противоречие, нечто неистинное и в то же время процесс снятия этой неистинности».
«Конечно, мышление не должно оставаться абстрактным, формальным мышлением, — ибо это последнее разрывает содержание истины, — но ему надо развиться до конкретного мышления, до понимающего познания».
«... истина и — что, то же самое — действительная разумность сердца и воли может заключаться единственно только во всеобщности интеллигенции, а не в единичности чувства как такового».
«... историческая истина имеет... смысл лишь в отношении правильности, точности сообщения о внешних фактах, при отсутствии какого-либо иного суждения, как только о самой этой правильности, — а это значит, что здесь допускаются лишь качественные и количественные суждения, а отнюдь не суждения необходимости и суждения понятия».
Можно говорить о возвышении «до знания абсолютного духа как вечно действительной истины, в которой знающий разум является свободным для себя, а необходимость, природа и история только служат к его раскрытию и представляют собой только сосуды его чести».
«В этой форме истины (в мышлении — С.Х.) истина является предметом философии».
«... великий вопрос нового времени о том, возможно ли истинное познание, т.е. познание истины».
Объективность познания
«Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является её истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении её».
«В качестве отличительной определённости понятия духа следует указать на его идеальность, т.е. снятие инобытия идеи, возвращение и возвращённость её к себе, из своего другого, тогда как для логической идеи, напротив, отличительной чертой является её непосредственное, простое внутри-себя-бытие, а для природы — её вне-себя-бытие».
«... снятие внешности (духа — С.Х.) есть то, что мы называем идеальностью. Все деятельности эт
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.02 с.) |