Высказывание своего отношения к произведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высказывание своего отношения к произведению



Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. Чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми. Воспитатель не пассивный передатчик содержания книги, именно он помогает детям определить свое отношение к произведению.

Алгоритм литературно-исполнительского анализа народной сказки

1. Название сказки

2.  Вид сказки по классификации

3. Тема (о ком, чём - по основным событиям)

4. Основная мысль (какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет эта сказка)

5. Сюжетные линии

6. Главные персонажи (характер). Второстепенные: положительные и отрицательные

7. Композиция: зачин, завязка, развитие, кульминация, развязка, концовка

8. Сказочные элементы (сказочные формулы. троекратные повторы, анимизм, волшебные предметы, антропоморфизм, превращение, антитеза, градация и т.п.)

9. Особенности языка (просторечия, архаизмы, слова с уменьшительно-ласкательными и пренебрежительными суффиксами, эпитеты, фразеологизмы, поговорки и т.п.)

10. Определение исполнительской задачи

 

Алгоритм анализа литературной сказки

1. Автор. Название

2. Жанровая особенность сказки (стихотворная, прозаическая, драматическая)

3. Тема (о чем идет речь)

4. Основная мысль (какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет эта сказка)

5. Главные персонажи (характер). Второстепенные персонажи.

6. Композиция: зачин, завязка, развитие, кульминация, развязка, концовка, наличие лирических отступлений – описания природы, интерьера и т.п.).

7. Сходство литературной сказки с народной. Сказочные элементы (сказочные формулы, троекратные повторы, анимизм, волшебные предметы, антропоморфизм, превращение, антитеза, градация и т.п.)

Отличие литературной сказки от народной.

9. Анализ выразительных средств (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора, гипербола, просторечные слова, выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы и т.д.).

Алгоритм литературно-исполнительского анализа стихотворения

1. Тема - о каких явлениях жизни говорит поэт

2. Идея - как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни

3. Н астроени е произведения - какие мысли, чувства и переживания вызывает стихотворение ведущие переживания, чувства

4. Композиция (сколько строф основные части и их связь). Как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы?

5. Выразительные средства (тропы, фигуры)

6. Постановка исполнительской задачи

Алгоритм литературно-исполнительского анализа рассказа

1. Название произведения и его смысл;

2. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

3. Тема (о чем произведение);

4. Основная мысль (над чем автор хочет заставить задуматься, какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет данное произведение);

5. Сюжет (сюжетные линии) произведения;

Конфликт;

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции. В каждом произведении можно выделить ключевые фразы, по которым можно воспроизвести содержание, они отражают основные изменения развития сюжета. Между цитатами необходимо вписывать элементы композиции произведения (см. в примечаниях);

8. Система образов: персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные; поступки персонажей и их мотивация; связь персонажа с окружением; отношение к герою произведения других персонажей; авторское отношение к персонажам и способы его выражения;

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

10. Определение исполнительской задачи каждой композиционной части рассказа;

11. Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз);

12. Создание исполнительской концепции (создание образа рассказчика, выбор формы общения со слушателями);

13. Составление вопросов для беседы с детьми по рассказу.

 

Композиция – построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете)

Сюжет – событийный ряд художественного произведения, построенный в соответствии с авторским замыслом.

Сюжет может излагаться:

- В прямой хронологической последовательности событий;

- С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;

- В преднамеренно измененной последовательности

Несюжетными элементами считаются:

- Лирические (иначе - авторские) отступления;

- Вводные (вставные эпизоды);

- Художественные предварения;

- Художественное обрамление.

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции).

Вводные (вставные) эпизоды имеют жанровую завершенность, но являются частью произведения; вносят дополнительный смысл в раскрытие авторской идеи;

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.007 с.)