Литературно-исполнительский анализ произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературно-исполнительский анализ произведения



Домашняя контрольная работа

по МДК 03 05 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» для студентов ОЗО, обучающихся по специальности Дошкольное образование

Составитель: Ёлкина Н.В.

 

 

2021-22 учебный год

 

Уважаемые студенты,

в соответствии с учебным планом в межсессионный период вам необходимо выполнить домашнюю контрольную работу. В работе 10 вариантов, в каждом варианте 3 задания.

Право студента - выбрать любой из вариантов, обязанность – выполнить все задания выбранного варианта и сдать на проверку в сроки, установленные учебной частью.

В разделе «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» вы можете обратиться к материалам, которые подскажут, на что следует обратить особое внимание, как лучше расположить собранную информацию и др.

Каждое задание студент завершает списком использованных источников, которые самостоятельно изыскивает в процессе сбора учебной информации.

В целом домашняя контрольная работа завершается рефлексивными записями:

1. Чем были интересны или неинтересны темы заданий? 

2. Что было для вас новым?

3. Какие задания были для вас сложными? Почему?

4. Какие задания были для вас очень легкими? Почему?

5. Что дало выполнение контрольной работы для вашего профессионального становления?

 

Успешного вам освоения МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»!

 

Ваш преподаватель, Ёлкина Наталия Васильвна

Раздел 1

Задания для контрольной работы

Вариант 1

 

1. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Сделайте сравнительный анализ иллюстраций, выполненных разными художниками, к одной из сказок А. С. Пушкина (произведение и книжное издание студент выбирает самостоятельно). Результаты анализа представьте в таблице. Для выполнения задания можете воспользоваться планом «Сравнительный анализ иллюстраций» (план смотрите в методических рекомендациях).

 

3. Напишите  отзыв на произведение  К Паустовского «Кот-ворюга».    Для выполнения задания можете воспользоваться планом из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 2

 

1. Прочитайте рассказ В. Дмитриева «Малыш и Жучка» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Сделайте сравнительный анализ иллюстраций, выполненных разными художниками, к сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок». Результаты анализа представьте в таблице. Для выполнения задания можете воспользоваться планом «Сравнительный анализ иллюстраций» (план смотрите в методических рекомендациях).

 

3. Напишите отзыв на произведение К. Паустовского «Теплый хлеб». Для выполнения задания можете воспользоваться планом, из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 3

1. Прочитайте произведение В. Бианки «Сова» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Сделайте сравнительный анализ иллюстраций, выполненных разными художниками, к сказке» Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок». Результаты анализа представьте в таблице. Для выполнения задания можете воспользоваться планом «Сравнительный анализ иллюстраций» (план смотрите в методических рекомендациях).

 

3. Напишите отзыв на произведение В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Для выполнения задания можете воспользоваться планом, из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

Вариант 4

1. Прочитайте сказку В. Даля «Старик-годовик» и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

2. Прочитайте русскую народную сказку «Волк и семеро козлят» с иллюстрациями Юрия Васнецова и посмотрите мультфильм по мотивам этой сказки (производство киностудии «Союзмультфильм», 1957).Посмотрите мультфильм по ссылке https://my.mail.ru/mail/blinova.74/video/101/10.html.

Сделайте сравнительный анализ этих произведений, выводы запишите в таблице:

  «Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» в иллюстрации и мультипликации»

Параметры сравнения Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» с иллюстрациями Ю. Васнецова Волк и семеро козлят По мотивам р.н.с. Производство киностудии «Союзмультфильм», 1957
Как художником передан зачин сказки?    
Как художником выстраиваются сюжетные линии?    
Кто главные герои? Как переданы художником характеры главных героев? Их настроение?    
Кто второстепенные персонажи? Какую роль они играют? Как они изображены?    
Как передан художником самый напряженный момент сказки – ее кульминация?    
Как художником изображена концовка сказки?    
Ваша педагогическая оценка использования этих произведений искусства в работе с детьми.    

 

3. Напишите отзыв на произведение Д. Биссета «Про мальчика, который рычал на тигров» (перевод с английского Н. Шерешевской). Для выполнения задания можете воспользоваться планом, из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

Вариант 5

1.Прочитайте русскую народную сказку «Семь Симеонов – семь работников» (обработка И. Карнауховой) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве М. Яснова. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

3. Напишите рецензию на книгу Н.И. Сладкова, адресованную детям дошкольного возраста. Для выполнения задания можете воспользоваться планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 6

1. Прочитайте русскую народную сказку «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Линдгрен Астрид. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Напишите рецензию на книгу С. Прокофьевой, адресованную детям дошкольного возраста. Для выполнения задания можете воспользоваться планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 7

1. Прочитайте эстонскую народную сказку «Каждый свое получил» (обработка М. Булатова) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Дональсон Джулии. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение Э. Мошковской «Добежали до вечера» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 

Вариант 8

1. Прочитайте произведение К. Паустовского «Кот-ворюга» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Янсон Туве. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «У кроватки» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 

Вариант 9

1. Прочитайте произведение В. Катаева «Цветик-семицветик» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Макбратни Сэме. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает…» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 

Вариант 10

1. Прочитайте нанайскую сказку «Айога» (обработка Д. Нагишкина) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Андрея Усачева. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 


4.

Раздел 2

Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по

МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению

 

Большая часть заданий контрольной работы проверяет умение студента анализировать произведения детской литературы и готовить их к исполнению в детской аудитории. Как проводить литературный анализ в зависимости от жанра произведения? Как готовить исполнительский анализ? На эти вопросы вам дадут ответы представленные ниже материалы.

Конфликт;

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции. В каждом произведении можно выделить ключевые фразы, по которым можно воспроизвести содержание, они отражают основные изменения развития сюжета. Между цитатами необходимо вписывать элементы композиции произведения (см. в примечаниях);

8. Система образов: персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные; поступки персонажей и их мотивация; связь персонажа с окружением; отношение к герою произведения других персонажей; авторское отношение к персонажам и способы его выражения;

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

10. Определение исполнительской задачи каждой композиционной части рассказа;

11. Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз);

12. Создание исполнительской концепции (создание образа рассказчика, выбор формы общения со слушателями);

13. Составление вопросов для беседы с детьми по рассказу.

 

Композиция – построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете)

Сюжет – событийный ряд художественного произведения, построенный в соответствии с авторским замыслом.

Сюжет может излагаться:

- В прямой хронологической последовательности событий;

- С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;

- В преднамеренно измененной последовательности

Несюжетными элементами считаются:

- Лирические (иначе - авторские) отступления;

- Вводные (вставные эпизоды);

- Художественные предварения;

- Художественное обрамление.

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции).

Вводные (вставные) эпизоды имеют жанровую завершенность, но являются частью произведения; вносят дополнительный смысл в раскрытие авторской идеи;

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.

Домашняя контрольная работа

по МДК 03 05 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» для студентов ОЗО, обучающихся по специальности Дошкольное образование

Составитель: Ёлкина Н.В.

 

 

2021-22 учебный год

 

Уважаемые студенты,

в соответствии с учебным планом в межсессионный период вам необходимо выполнить домашнюю контрольную работу. В работе 10 вариантов, в каждом варианте 3 задания.

Право студента - выбрать любой из вариантов, обязанность – выполнить все задания выбранного варианта и сдать на проверку в сроки, установленные учебной частью.

В разделе «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» вы можете обратиться к материалам, которые подскажут, на что следует обратить особое внимание, как лучше расположить собранную информацию и др.

Каждое задание студент завершает списком использованных источников, которые самостоятельно изыскивает в процессе сбора учебной информации.

В целом домашняя контрольная работа завершается рефлексивными записями:

1. Чем были интересны или неинтересны темы заданий? 

2. Что было для вас новым?

3. Какие задания были для вас сложными? Почему?

4. Какие задания были для вас очень легкими? Почему?

5. Что дало выполнение контрольной работы для вашего профессионального становления?

 

Успешного вам освоения МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»!

 

Ваш преподаватель, Ёлкина Наталия Васильвна

Раздел 1

Задания для контрольной работы

Вариант 1

 

1. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Сделайте сравнительный анализ иллюстраций, выполненных разными художниками, к одной из сказок А. С. Пушкина (произведение и книжное издание студент выбирает самостоятельно). Результаты анализа представьте в таблице. Для выполнения задания можете воспользоваться планом «Сравнительный анализ иллюстраций» (план смотрите в методических рекомендациях).

 

3. Напишите  отзыв на произведение  К Паустовского «Кот-ворюга».    Для выполнения задания можете воспользоваться планом из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 2

 

1. Прочитайте рассказ В. Дмитриева «Малыш и Жучка» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Сделайте сравнительный анализ иллюстраций, выполненных разными художниками, к сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок». Результаты анализа представьте в таблице. Для выполнения задания можете воспользоваться планом «Сравнительный анализ иллюстраций» (план смотрите в методических рекомендациях).

 

3. Напишите отзыв на произведение К. Паустовского «Теплый хлеб». Для выполнения задания можете воспользоваться планом, из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 3

1. Прочитайте произведение В. Бианки «Сова» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Сделайте сравнительный анализ иллюстраций, выполненных разными художниками, к сказке» Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок». Результаты анализа представьте в таблице. Для выполнения задания можете воспользоваться планом «Сравнительный анализ иллюстраций» (план смотрите в методических рекомендациях).

 

3. Напишите отзыв на произведение В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Для выполнения задания можете воспользоваться планом, из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

Вариант 4

1. Прочитайте сказку В. Даля «Старик-годовик» и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

2. Прочитайте русскую народную сказку «Волк и семеро козлят» с иллюстрациями Юрия Васнецова и посмотрите мультфильм по мотивам этой сказки (производство киностудии «Союзмультфильм», 1957).Посмотрите мультфильм по ссылке https://my.mail.ru/mail/blinova.74/video/101/10.html.

Сделайте сравнительный анализ этих произведений, выводы запишите в таблице:

  «Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» в иллюстрации и мультипликации»

Параметры сравнения Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» с иллюстрациями Ю. Васнецова Волк и семеро козлят По мотивам р.н.с. Производство киностудии «Союзмультфильм», 1957
Как художником передан зачин сказки?    
Как художником выстраиваются сюжетные линии?    
Кто главные герои? Как переданы художником характеры главных героев? Их настроение?    
Кто второстепенные персонажи? Какую роль они играют? Как они изображены?    
Как передан художником самый напряженный момент сказки – ее кульминация?    
Как художником изображена концовка сказки?    
Ваша педагогическая оценка использования этих произведений искусства в работе с детьми.    

 

3. Напишите отзыв на произведение Д. Биссета «Про мальчика, который рычал на тигров» (перевод с английского Н. Шерешевской). Для выполнения задания можете воспользоваться планом, из раздела «Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

Вариант 5

1.Прочитайте русскую народную сказку «Семь Симеонов – семь работников» (обработка И. Карнауховой) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве М. Яснова. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

3. Напишите рецензию на книгу Н.И. Сладкова, адресованную детям дошкольного возраста. Для выполнения задания можете воспользоваться планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 6

1. Прочитайте русскую народную сказку «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Линдгрен Астрид. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Напишите рецензию на книгу С. Прокофьевой, адресованную детям дошкольного возраста. Для выполнения задания можете воспользоваться планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

 

Вариант 7

1. Прочитайте эстонскую народную сказку «Каждый свое получил» (обработка М. Булатова) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Дональсон Джулии. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение Э. Мошковской «Добежали до вечера» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 

Вариант 8

1. Прочитайте произведение К. Паустовского «Кот-ворюга» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Янсон Туве. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «У кроватки» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 

Вариант 9

1. Прочитайте произведение В. Катаева «Цветик-семицветик» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Макбратни Сэме. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает…» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 

Вариант 10

1. Прочитайте нанайскую сказку «Айога» (обработка Д. Нагишкина) и выполните ее литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

2. Соберите информационный материал о жизни и творчестве Андрея Усачева. Собранный материал оформите в соответствии с планом, который есть в «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

 

3. Прочитайте стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» и выполните его литературно-исполнительский анализ по заданному алгоритму (алгоритм смотрите «Методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»).

 

 


4.

Раздел 2

Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по

МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению

 

Большая часть заданий контрольной работы проверяет умение студента анализировать произведения детской литературы и готовить их к исполнению в детской аудитории. Как проводить литературный анализ в зависимости от жанра произведения? Как готовить исполнительский анализ? На эти вопросы вам дадут ответы представленные ниже материалы.

Литературно-исполнительский анализ произведения

Исполнительский процесс – это осознанный творческий процесс, в котором анализ текста является главной составной частью. После знакомства с текстом чтец должен обратиться к его анализу, определив жанр, тему, идею произведения. Учитывая важность определения этих структур текста, следует решить, что сказать слушателям, исполняя это произведение. Исходные принципиальные требования к работе над текстом те же, что и для профессионального мастера художественного слова:

- верное понимание и отчетливая передача в чтении освоенных мыслей автора;

- искренность переживаний;

- четкость и правильность произношения.

Исполнительская задача: что чтец скажет слушателям, читая данное произведение.
      Образец:

Исполнительская задача прочтения басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Чтец (от автора) образно и эмоционально рассказывает интересный, поучительный случай, из которого слушатели должны извлечь урок (мораль). Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной. Речь Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Она заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели. Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы, каждый читатель выводит свою мораль, основываясь на собственном жизненном опыте.

 

Содержание работы по подготовке чтеца к выразительному чтению:

1. Литературно-исполнительский анализ текста:

1) знакомство с текстом произведения и его автором, обоснование выбора текста для исполнения;

2) предварительное выявление основного замысла автора и главной задачи исполнения;

3) определение композиции произведения, его смысловых частей;

4) выяснение основных черт характеров, взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев;

5) анализ отношения автора к изображенной им действительности;

7) пробуждение собственного верного и активного отношения к изображенному;

8) раскрытие подтекста и поиски средств его передачи (создание «образа рассказчика»);

2. Постановка исполнительской задачи.

    3. Составление партитуры текста.

       4. Чтение вслух перед воображаемым слушателем или на диктофон (репетиционный период).

Разумеется, при подготовке текста к чтению эта схема варьируется: отдельные составляющие ее элементы иногда переставляются, объединяются или даже опускаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.182 с.)