Тактика социотерапевтического воздействия на подростков с шизоидным расстройством личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика социотерапевтического воздействия на подростков с шизоидным расстройством личности.



Работа с обследованными подростками велась по трем основным направлениям.

1) терапия продуктивной симптоматики невротического уровня (при наличии таковой);

2) корректировка личностных особенностей и аутистических установок;

3) максимальная социализация больных с учетом их склонностей и характерологических черт.

Для реализации этих задач применялись такие методы, как психофармаколечение, психотерапевтическое воздействие и формирование терапевтической среды.

Поскольку позитивные симптомы не были ведущими в клинической картине обследуемых пациентов, медикаментозное лечение назначалось не всем подросткам: при первичном осмотре лишь 28 человек из 65 (43%) принимали под руководством врача психотропные препараты. На момент катамнеза таких больных было 19: 10 адаптированных (22%) и 9 дезадаптированных (60%).

Широко использовались также общеукрепляющие средства, витамины, препараты растительного происхождения, аминокислоты, дегидратационная и рассасывающая терапия, сосудистые средства.

Фармаколечение назначалось лишь в период ухудшения состояния больного и при условии обязательного динамического наблюдения.

Причиной обращения шизоидных детей и подростков к врачу являлись, помимо продуктивной психопатологической симптоматики, их личностные свойства, обусловливающие невозможность установления адекватного контакта с окружающими, адаптации в коллективе сверстников, затруднение функционирования в обществе. Такого рода пациенты нуждались прежде всего в психотерапевтической коррекции, тренинге социальных навыков, создании особых условий для занятий, помощи в выборе будущей профессии.

Курс психокоррекционных занятий проводился психологом отдела по 1,5-2 часа еженедельно, как индивидуальных, так и групповых. Применялись методы рациональной психотерапии, элементы психоанализа, гуманистической экзистенциальной терапии, гештальт- и телесной, бихевиоральной психотерапии.

В ряде случаев было целесообразно создать особые условия для занятий пациента, что решалось с помощью альтернативных форм школьного обучения. Ими пользовались 22 подростка, 18 из которых впоследствии адаптировались. Это были профильные классы и школы, экстернаты, щадящие формы обучения (санаторно-лесные школы, классы коррекции районных школ, учебные учреждения при психиатрических больницах), льготное обучение (индивидуальное, семейное, надомное).

Предоставление одного свободного дня в течение учебной недели, введение сокращенного учебного дня, освобождение от экзаменов позволяло снизить учебную и эмоциональную нагрузку, предупредить развитие декомпенсации.

В период обучения в старших классах подросткам оказывалась помощь в выборе будущей профессии с учетом их интересов, возможностей и характерологических особенностей. Все обследуемые были освобождены от службы в рядах Вооруженных Сил.

Выводы

1.Возможность адаптации в социуме подростков с формирующимся шизоидным расстройством личности лимитирована выявленными у них нарушениями в различных сферах психической деятельности (когнитивной, эмоциональной, мотивационной, сфере воли и влечений) и особенностями структуры шизоидной личности.

2.Шизоидный склад личности в значительной степени наследственно детерминирован (о чем говорит частота встречаемости схожей личностной патологии и предрасположенность к эндогенным психозам у родственников таких личностей) и проявляется уже в раннем детстве, окончательно формируясь к завершению подросткового периода.

3.Пубертатный возраст у личности с шизоидным расстройством нередко является периодом декомпенсации и бывает сопряжен с социальной дезадаптацией. Полиморфная рудиментарная непсихотическая психопатологическая симптоматика, характерная для шизоидной личности в этот отрезок времени, не оказывает значительного влияния на функционирование подростка в социуме. Состояния декомпенсации соотносятся в большей степени со сменой жизненного стереотипа, изменением характера неформальных взаимоотношений в подростковом коллективе, несоответствием окружающей действительности внутренним представлениям подростка и его морально-этическим убеждениям.

4.Причиной обращения исследуемого контингента к психиатру, как правило, служат их личностные свойства, обусловливающие невозможность установления адекватного контакта с окружающими, адаптации в коллективе сверстников, затруднение функционирования больного в обществе.

5.Клинико-социальный прогноз у подростков с формирующимся шизоидным расстройством личности проблематичен и затруднен в связи с недостаточно разработанными прогностическими критериями. Динамика обследуемого контингента неоднозначна как в отношении возможной социальной дезадаптации, так и в плане вероятной манифестации эндогенного заболевания.

6.Длительное клинико-катамнестическое исследование позволило установить клинические и психологические параметры, ассоциирующиеся с последующей социальной адаптацией и дезадаптацией подростков с формирующимся шизоидным расстройством личности.

6.1. К клиническим факторам, наиболее значимым для адаптации об следуемого контингента, относятся такие, как приближенность к стеническому либо сензитивному полюсу, глубина аутизации и выраженность шизоидных черт, присутствие гипопараноического радикала и склонность к сверхценным увлечениям, выраженность психического инфантилизма, интеллектуальный уровень, состояние эмоциональной сферы, высота энергетического потенциала, дискордантность психических процессов, дополнительная психопатологическая симптоматика, половая принадлежность.

6.2. Среди психологических факторов, значимых для социального функционирования шизоидных подростков, следует отметить операциональный аспект когнитивных процессов (уровень формально-логического мышления), избирательность познавательных процессов, психическую активность и регуляцию психической деятельности, состояние мотивационной сферы, способность к совместной деятельности, адекватность самооценки в области личных качеств и трудовой деятельности.

7. С благоприятным прогнозом и успешным социальным функционированием соотносятся такие качества, как преобладание экспансивных черт над сензитивными, гипопараноический радикал, хорошие интеллектуальные предпосылки (высокий уровень формально-логического мышления), женский пол, преобладание реактивной непсихотической симптоматики над эндогенной, высокая психическая активность при хорошем уровне произвольной регуляции, мотивированность на тот или иной вид деятельности, способность при необходимости осуществлять коммуникативную деятельность в трудовом коллективе, адекватная самооценка.

8. В качестве предикторов неблагоприятного социального прогноза обследуемых могут служить: высокая степень аутизации, отсутствие устойчивых интересов и увлечений, выраженный психический инфантилизм, низкий уровень развития интеллектуальных предпосылок (операционального аспекта когнитивных процессов), выраженная сглаженность эмоций и влечений, низкий энергетический потенциал и значительно сниженная психическая активность, существенная дискордантность психики, множественная позитивная эндоформная непсихотическая симптоматика и преобладание «психической астении» над резидуально-органическими расстройствами, резкое снижение избирательности познавательных процессов, значительное снижение мотиваций, неспособность к какой-либо коммуникативной деятельности, в том числе – формальной; неадекватность самооценки.

9. Успешному социальному функционированию способствуют также следующие факторы: поддержка семьи, комфортная микросреда и оптимальный режим учебы, своевременная и адекватная помощь специалистов (педагога, психиатра, психолога, логопеда).

10. Дифференциальный социотерапевтический подход должен включать в себя такие параметры, как психотерапевтическое воздействие, создание микросреды, благоприятной для оптимального функционирования шизоидного подростка, а также психофармакотерапию (при наличии продуктивных психопатологических расстройств).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.007 с.)