Урок русского языка в 9 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок русского языка в 9 классе



Урок русского языка в 9 классе

Ф.И.О. Зазоркина Наталья Павловна
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс 9
Тема урока ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Тип урока урок общеметодологической направленности.
Образовательные ресурсы http://school.edu.ru, www.uchportal.ru
Оборудование учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, раздаточный материал.
Базовый учебник Русский язык. 9 класс. Уч. для 9 класса общеобразоват. учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,. Л.А.Чешко – М.: «Провсещение», 2018.
Цель урока Познакомить с видами сложного предложения. Сформировать умение находить в тексте ССП, СПП, БСП. Закрепить навыки пунктуационного оформления сложных предложений в рамках подготовки к ОГЭ.
Задачи урока Предметные: Углубить знания о сложном предложении; узнать, на какие виды делятся сложные предложения; научиться находить сложные предложения в тексте, определять способ связи, вид. Метапредметные: Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности. Личностные: Формировать грамотную устную и письменную речь.
Методы и формы обучения Деятельностно-практический метод; учебное сотрудничество, индивидуальная и групповая учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Технологии Здоровьесберегающая, самодиагностика, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), технология развития критического мышления (ТРКМ).

 

Ход урока

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности –2 мин

- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я уверена, что наше сотрудничество на уроке будет успешным и плодотворным. Всем удачи и внимание на экран.

(На фоне музыки демонстрируются женские портреты  великих художников: Египетская царица Нефертити, Леонардо Да Винчи «Мона Лиза», Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской», В.Л. Боровиковский «Портрет Лопухиной», И.Н. Крамской «Неизвестная», В.Э. Борисов-Мусатов «Портрет дамы», Я.М. Цико «Обворожительная девушка»)

- Поделитесь своими впечатлениями.

Можно одним словом. (Дети делятся своими впечатлениями)

2. Этап актуализации знаний- 7 мин.

Лексико-орфографическая работа.

- Все эти женщины прекрасны. Вы, я думаю, заметили, что они из разных эпох, отражают идеал своего века. Но…их объединяет одно: кроме физического совершенства у них есть и духовное совершенство. А это уже не подвластно никакому времени.

- Я обратила внимание, что у нас есть ключевое слово «красота»

- Я предлагаю размяться с этим словом.

- Подберите синоним к слову красота. (Дети подбирают синонимы)

- Если у вас под рукой нет словаря синонимов, обращайтесь на справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. В словарях портала вы найдете словарь синонимов, и здесь нам выдают все синонимы к слову красота.

- Прочитайте, пожалуйста.

Словарь синонимов

Красота, краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

 

- А теперь образуйте прилагательное от этого слова. (красивый)

- А сравнительная степень этого прилагательного какая? (красИвее) Обратите внимание на нормы произношения.

- И всё-таки, глядя на этих женщин, у меня возникает вопрос, а если человек красив внешне, ему не нужно заботиться о том, чтобы красиво говорить?

Ваше мнение.

- Я приготовила для вас слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»

Сократ – это древнегреческий философ, живший – аж!- в 1 веке до н.э.  Когда к нему приходили новые ученики, он говорил им эту фразу. Может быть, здесь какая-то ошибка, прошло столько тысячелетий. И фраза должна звучать так: Заговори, чтоб я тебя услышал? Или всё-таки увидел? Что имел в виду Сократ? Ваше мнение? (Ответы детей)

- Человека можно одеть в разные одежды, окружить его предметами, говорящими о его социальном статусе, но зрительный образ – это всего лишь оболочка, которая прикрывает внутреннюю красоту человека. Только слово, речь – это отражение истинной красоты человека. Умение правильно и красиво говорить – это великое благо, данное человеку.

- Вернемся к женщинам. Согласитесь, можно сказать: невозможно устоять перед их обаянием и красотой.

-Слово обаяние. Кто знает: от какого слова оно образовалось?

Баю-бай – это не случайный набор звуков. Оказывается, обаяние образовалось от слова баяти, что значит заговаривать. Из др.-русск. обаяти, из о + ба́ять, т. е. «заговаривать». Убаюкать, значит успокоить, заговорить, усыпить добрым и ласковым словом. Обаятельным называли человека, который мог красиво говорить. Но меняется жизнь, меняется лексическое значение слов.

 

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

ОБАЯ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Очаровательный, полный обаяния. О. человек.

| сущ. обаятельность, -и, ж.

 

Работа в группах

Задание 1 (задания в группах разноуровневые)

Задание 1 группе:

Вспомните все о простом предложении.

Задание 2 группе:

Вспомните все, что вы знаете о сложном предложении на сегодняшний день На основе текста учебника («Русский язык», 9 класс) на стр. 24

Задание 3 группе:

Задание творческое. Некоторые ученые лингвисты считают, что важнейшим отличием предложения от слов является его способность к усложнению. (Я. Тестелец) Как вы понимаете эту мысль?

Проверка заданий, оценивание.

 

Составление кластера:

 

Предложение

                                                                    

 

                                                простое сложное

     
 

 


                                                              союзное                 бессоюзное

                                                                                 [ ]: [ ]. [ ]; [ ].                              

                                                                                 [ ], [ ]. [ ] - [ ].                                 

 

                         сложносочиненное      сложноподчиненное

                                [ ], но [ ].                    [ ], (что…).

-Дополним схемами предложений, чтобы было легче работать и выполнить следующее задание.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону (соотношение предложений со схемами)– 4 мин.

Задание 2. Потерявшиеся схемы.

Соотнесите предложения со схемами.

1 Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир)   а) [ ].     
2 Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) б) [ ], (когда…).
3 Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) в)  [ ], [ ].     
4 Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) г)    [ ], но [ ].                        
5 Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) д) [ …, (которую…),…].

 

-Чтобы вас воодушевить на эту работу – музыкальное сопровождение.

-Проверьте. Оцените себя.

 

Физкультминутка.

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

И к работе вновь вернулись.

 

Задание 3

Текст Сухомлинского В.А.

1)Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. 2)Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

3)Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. 4)Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. 5)Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

6)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. 7)Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. 8) Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. 9)Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

1. Работа с текстом по вопросам:

· Прочитаем текст. Сколько в нем микротем? Почему вы так решили?

· Выделите ключевые слова текста. (1 группа – 1 микротема, 2 группа – 2 микротема, 3  группа – 3 микротема)

· Сформулируйте основную мысль текста (позиция автора).

·  Определите стиль речи.

-В русском языке есть такое понятие – контекстуальные синонимы. В нашем тексте к слову доброта синоним…. красота.

Задание 4. Цифровой диктант.

При выполнении задания пользуйтесь алгоритмом. (Приложение 3)

- 1 группа работает с союзными сложными предложениями. Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера,

- 2 группа работает с простыми предложениями. Из всего текста вы выбираете простые предложения, записываете их номера.

- 3 группа находит бессоюзное сложное предложение.

Проверка.

1 группа, сверяем ваши ответы с правильным ответом.(2-3-5-7)

2 группа – 1-4-6-8

3 группа - 9

 

-Проверьте. Оцените себя.

Задание 5. Тестовые задания к тексту. (Самостоятельная работа)

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                     а) рассуждение

                     б) описание и повествование

                     в) повествование

                     г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

Ключ к тесту. Оцените себя.

1 а
2 сердечная теплота, человеческая красота
3 Безразлично, про-ис-ходит
4 4
5 Зло - добро

Работа с текстом.

Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

 

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

 

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

                                                         (Сухомлинский В.А.)

Задание  Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера, выписать ключевые слова из 1 абзаца.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                     а) рассуждение

                     б) описание и повествование

                     в) повествование

                     г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Фамилия__________________________________________________2 группа

 

Тема урока______________________________________________________

1. Лексико-орфографическая работа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом.

Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

 

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

 

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

                                                         (Сухомлинский В.А.)

Задание  Из всего текста выбрать простые предложения, записать их номера и выписать ключевые слова 2 абзаца.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Тест

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                     а) рассуждение

                     б) описание и повествование

                     в) повествование

                     г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Фамилия__________________________________________________3 группа

 

Тема урока______________________________________________________

1. Лексико-орфографическая работа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом.

Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

 

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

 

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

                                                         (Сухомлинский В.А.)

Задание:  найти бессоюзное сложное предложение, выписать номер и выписать ключевые слова в 3 абзаце.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест

1) Какой тип речи используется в этом тексте?

                     а) рассуждение

                     б) описание и повествование

                     в) повествование

                     г) описание и рассуждение.

2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.

4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5

5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.

__________________________________________________________________

 

Приложение 3

 

 

Алгоритм определения типа предложения

 

1.Внимательно прочитать и понять смысл предложения.

2. Найти основу (или основы) в предложении.

     
1 основа
 
2 и более основ

 


              

 

     

 


                                                   

 

                    2. Определи средство связи

 

 


           ССП            СПП            БСП

 

 

3.Сделать вывод и определиться с пунктуацией.

 

 

Урок русского языка в 9 классе

Ф.И.О. Зазоркина Наталья Павловна
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс 9
Тема урока ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Тип урока урок общеметодологической направленности.
Образовательные ресурсы http://school.edu.ru, www.uchportal.ru
Оборудование учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, раздаточный материал.
Базовый учебник Русский язык. 9 класс. Уч. для 9 класса общеобразоват. учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,. Л.А.Чешко – М.: «Провсещение», 2018.
Цель урока Познакомить с видами сложного предложения. Сформировать умение находить в тексте ССП, СПП, БСП. Закрепить навыки пунктуационного оформления сложных предложений в рамках подготовки к ОГЭ.
Задачи урока Предметные: Углубить знания о сложном предложении; узнать, на какие виды делятся сложные предложения; научиться находить сложные предложения в тексте, определять способ связи, вид. Метапредметные: Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности. Личностные: Формировать грамотную устную и письменную речь.
Методы и формы обучения Деятельностно-практический метод; учебное сотрудничество, индивидуальная и групповая учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Технологии Здоровьесберегающая, самодиагностика, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), технология развития критического мышления (ТРКМ).

 

Ход урока

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности –2 мин

- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я уверена, что наше сотрудничество на уроке будет успешным и плодотворным. Всем удачи и внимание на экран.

(На фоне музыки демонстрируются женские портреты  великих художников: Египетская царица Нефертити, Леонардо Да Винчи «Мона Лиза», Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской», В.Л. Боровиковский «Портрет Лопухиной», И.Н. Крамской «Неизвестная», В.Э. Борисов-Мусатов «Портрет дамы», Я.М. Цико «Обворожительная девушка»)

- Поделитесь своими впечатлениями.

Можно одним словом. (Дети делятся своими впечатлениями)

2. Этап актуализации знаний- 7 мин.

Лексико-орфографическая работа.

- Все эти женщины прекрасны. Вы, я думаю, заметили, что они из разных эпох, отражают идеал своего века. Но…их объединяет одно: кроме физического совершенства у них есть и духовное совершенство. А это уже не подвластно никакому времени.

- Я обратила внимание, что у нас есть ключевое слово «красота»

- Я предлагаю размяться с этим словом.

- Подберите синоним к слову красота. (Дети подбирают синонимы)

- Если у вас под рукой нет словаря синонимов, обращайтесь на справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. В словарях портала вы найдете словарь синонимов, и здесь нам выдают все синонимы к слову красота.

- Прочитайте, пожалуйста.

Словарь синонимов

Красота, краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

 

- А теперь образуйте прилагательное от этого слова. (красивый)

- А сравнительная степень этого прилагательного какая? (красИвее) Обратите внимание на нормы произношения.

- И всё-таки, глядя на этих женщин, у меня возникает вопрос, а если человек красив внешне, ему не нужно заботиться о том, чтобы красиво говорить?

Ваше мнение.

- Я приготовила для вас слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»

Сократ – это древнегреческий философ, живший – аж!- в 1 веке до н.э.  Когда к нему приходили новые ученики, он говорил им эту фразу. Может быть, здесь какая-то ошибка, прошло столько тысячелетий. И фраза должна звучать так: Заговори, чтоб я тебя услышал? Или всё-таки увидел? Что имел в виду Сократ? Ваше мнение? (Ответы детей)

- Человека можно одеть в разные одежды, окружить его предметами, говорящими о его социальном статусе, но зрительный образ – это всего лишь оболочка, которая прикрывает внутреннюю красоту человека. Только слово, речь – это отражение истинной красоты человека. Умение правильно и красиво говорить – это великое благо, данное человеку.

- Вернемся к женщинам. Согласитесь, можно сказать: невозможно устоять перед их обаянием и красотой.

-Слово обаяние. Кто знает: от какого слова оно образовалось?

Баю-бай – это не случайный набор звуков. Оказывается, обаяние образовалось от слова баяти, что значит заговаривать. Из др.-русск. обаяти, из о + ба́ять, т. е. «заговаривать». Убаюкать, значит успокоить, заговорить, усыпить добрым и ласковым словом. Обаятельным называли человека, который мог красиво говорить. Но меняется жизнь, меняется лексическое значение слов.

 

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

ОБАЯ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Очаровательный, полный обаяния. О. человек.

| сущ. обаятельность, -и, ж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.121 с.)