Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»



Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

 

 

Автор: Лазеева Анна Михайловна, педагог-психолог

 

п. Видяево

2015г.

Аннотация.

В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, что характерно для его семьи. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

Однако не редко родители признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность в общении с детьми. Наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребёнком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Не все родители способны учитывать возрастные изменения в психике детей, нередко обращаются с ними по модели предыдущего возрастного этапа, стараются подчинить их своей воле. Для некоторых характерна неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение, воспитательная неуверенность, то есть нарушение семейных взаимоотношений родителей и детей.

Школа никогда не сможет конкурировать с семьей, но может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

С этой точки зрения и определяются задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, формирование у родителей потребности в самообразовании.

Мы предлагаем советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений, для оказания помощи несовершеннолетним в сложном процессе становления личности.

 


Методическая разработка.

Детский суицид. Что должен знать родитель.

Памятки для родителей.

 

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации родителям:

· Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке.

· Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье ни чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

· Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.

· Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

· Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.

· Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

· Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами!

 

 Как сохранить психическое здоровье ребенка

· Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его

проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

 

·  Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

 

· Научитесь относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

 

· Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного

воспитания подобные формы воздействия.

 

· Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким его успехам.

 

· Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте ему прощать, «лечите» его добром.

 

· Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете его самооценку. Сравнивайте его с ним же самим, но менее успешным.

 

· Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

 

Тест «Мой ребёнок»

1. Выходит из себя

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

2. Спорит со взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

4. Ведёт себя провокационно и нарочно раздражает людей

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

7. Злобен и нетерпим к критике

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8. Недоброжелателен или мстителен

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

 

 Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьёз задуматься. Поведение вашего ребёнка может быть признаком проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребёнком, вам следует, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребёнок ведёт себя агрессивно. Насколько серьёзно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?

 

 Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребёнка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребёнком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

 

 При общении с ребёнком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребёнку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости. Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребёнка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.

 Я-послания:

Я думаю, что...

Я недоволен тем, что...

Мне не нравится, что...

Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.

Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

 

 Также важно, чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет, что другой человек принимается таким, какой он есть.

 

 Активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребёнку рационально распределять нагрузку и отдых.

 

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребёнка. Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребёнок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики. Для ребёнка необходимо рациональное чередование сна и отдыха. 

 

 Ребёнок подражает нам, перенимает наш стиль общения, жизни и невольно копирует всё это. Но в других условиях, при других ситуациях эти «копии» выглядят иначе. Они перевоплощаются как в роли жертвы, так и в роли булли. К такому результату может привести школьника и жестокое обращение с ним, и ваш гиперконтроль, или наоборот, гипоконтроль – безнадзорность ребёнка. Поэтому всё должно быть в меру – это хорошо и для вас, и для вашего ребёнка.

Рекомендации для родителей по предотвращению интернет-хулиганства, кибербуллинга.

Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.

1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.

2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.

3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:

- у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;

- несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;

- у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;

- склонен к депрессии.

4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.

5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.

6. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».

7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.

8. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

Методическая разработка.

Причины возникновения:

 Можно с высокой степенью уверенности предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.

Если родители ведут себя агрессивно (вербально и физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлению агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.

Памятка для родителей.

 

Методическая разработка.

«Если ребенок ничего не хочет…»

Дети взрослеют, и нам иногда кажется, что мы что-то упустили в их воспитании, не досмотрели, недодали. Но особенно обидно, когда мы уделяли им все свое внимание, старались наполнить их жизнь разнообразным досугом, а в итоге из ребенка вырос настоящий лентяй. Понимая, что ребенок может так и остаться бездельником, мы начинаем прилагать двойные усилия. Но все ли средства здесь хороши? И действительно ли ребенок ничего не хочет делать или нам только так кажется?

Причины «нехотения». Это может быть проблема самого ребенка, но чаще всего ее корни следует искать в наших с ним взаимоотношениях.

И первое, что следует выяснить, действительно ли ребенок не хочет или он попросту не может? За подростковым «не хочу» может скрываться как «не могу», так и «не умею». Вы заставляете ребенка читать книги и удивляетесь, что он к ним абсолютно равнодушен. А задумываемся ли мы при этом, насколько? Подростки, которые в детстве не очень дружили с книгой, могут попросту не уметь их «правильно» читать у него может быть не развит навык осмысленного чтения. Или другой пример: вы предлагаете дочери заняться танцами и недоумеваете, почему она после нескольких занятий отказывается их посещать Ребенок может не обладать необходимыми способностями к какому-то одному занятию и при этом иметь хорошие задатки для занятий другими видами деятельности. Но нам иногда трудно признать, что у ребенка могут отсутствовать какие-то способности. Легче оправдать его «нехотение» ленью и еще сильнее надавить, чтобы заставить заниматься.

Бывает так, что ребенок и «может», и «хочет» (где-то в глубине души), но… боится. Такой ребенок ничем не увлекается из-за страха разочаровать родителей, а возможно сверстников и не оправдать их ожидания. Любое новое дело он рассматривает как испытание. Ведь если он окажется не на высоте, он расстроит родителей, вызовет негативные чувства у сверстников. Чаще всего такие дети вырастают у тех родителей, которые ставят перед ними высокие планки достижений, требуя только самых лучших результатов, не считаясь с возможностями самого ребенка. Обычно больше внимания при этом уделяется неудачам ребенка, а его достижения принимаются как должное. Однако критика и акцентирование внимания родителей на ошибках ребенка приводит к тому, что у него опускаются руки, пропадает всякое желание и интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.

А иногда крайний негативизм может оказаться всего лишь формой протеста против родителей, своеобразным подростковым бунтом. Дети сражаются за право самостоятельных желаний и выбора формы своего досуга. Иногда они готовы идти даже наперекор самим себе, но лишь бы все сделать наоборот, чтобы доказать маме с папой свою независимость и отстоять свою свободу. И чем усерднее родители выбирают ребенку занятие и пытаются регламентировать его досуг, тем усерднее он этому сопротивляется, демонстрируя подчеркнутое безразличие.

Некоторые дети, которых слишком опекают, часто привыкают к тому, что все делают за них — убирают, читают им книги вслух, готовят уроки, выполняют творческие задания для школы. У таких ребят вряд ли появится самостоятельный интерес и желание утруждать себя каким-то делом и демонстративно отклоняет любое предложение, требующее от него самого активности и волевых усилий.

Часто мы подменяем желания ребенка своими. Мы хотим видеть его увлеченным каким-то занятием, спешащим после школы на тренировку или в развивающий кружок, проводящим выходные за книгой или в спортзале. Но может быть, им гораздо интереснее послушать музыку, лежа на диване, или поработать за компьютером? А может, у них есть какие-то тайные увлечения, о которых мы даже не догадываемся, потому что ограничены собственным представлением об идеальном и полезном досуге?

Ведь иногда, если ребенок сидит за компьютером, то это нам кажется, что он ничего не делает и попусту тратит время. Возможно, сидя за компьютером, ребенок учится программированию или веб-дизайну.

Каждый продвинутый родитель должен хоть немного ориентироваться в молодежных увлечениях, современной детской субкультуре, молодежных течениях тем более, если они интересуют его ребенка. Кстати, желание узнать и понять современные увлечения подростков может стать хорошим поводом к диалогу с собственным ребенком и мостиком к взаимопониманию с ним.

Но с развитием популярности сети Интернет некоторые подростки стали настолько увлекаться «виртуальным пространством», что проводят до 18 часов в день за компьютером, резкий отказ от Интернета вызывает у них эмоциональное возбуждение и тревогу. Некоторые психиатры сравнили эту зависимость с чрезмерным увлечением азартными играми. Причем, некоторые из них под «компьютерной зависимостью» понимают патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером и говорят о наличии родственных зависимостей: Интернет – зависимость и игромании, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.

 

В результате экспериментальных исследований специалисты выделили четыре основных типа Интернет – зависимости:

 

1.Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

 

2.Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

 

3.Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

 

4.Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

 

Основную группу риска для развития компьютерной зависимости составляют подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

В большей степени зависимыми от компьютера становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании.

Круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета: потребность в самостоятельности (независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность; также владение знаниями способствует достижению признания сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых потребностей человека.

 

Согласно последним исследованиям опасными сигналами, (предвестниками Интернет-зависимости) являются:


- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;


- предвкушение следующего сеанса он-лайн;


- увеличение времени, проводимого он-лайн;


- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

 

Результаты исследования стремительного распространения Интернет-зависимости среди школьников позволили выявить основные критерии, определяющие начальную стадию компьютерной зависимости у подростков:

  • снижение успеваемости, систематические прогулы;
  • беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения, от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого;
  • болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы;
  • нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям;
  • ухудшение памяти, внимания;
  • приступы депрессии, страха, тревоги;
  • ограничение общения с родственниками, друзьями, значительное изменение круга общения;
  • уход от участия в делах, к которым прежде наблюдался интерес, отказ от хобби;
  • пропажа из дома ценностей и денег, появление чужих вещей, денежные долги;
  • изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее для ребенка не характерные.

 

Пути решения проблемы


Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости.


Рекомендации родителям.


Заманчивая альтернатива


- Если у ребенка единственное и любимое увлечение – компьютер, пора разнообразить его образ жизни, найти альтернативное занятие и увлечение, которое, возможно, затмит любимые компьютерные игры. Запишите его, например, в спортивную секцию, на плавание, фитнес, футбол, хоккей и т.д. Главное, чтобы занятия приносили ему удовольствие, и ребенок осознал прелести активного времяпрепровождения, нашел интересную сферу занятий и расширил круг общения. Альтернативой спортивному комплексу может служить театральный или танцевальный кружок, авиамоделирование.

- Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Ваш категорический запрет, вызовет желание ему сопротивляться.

- Если у ребенка появилось увлечение компьютером, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету, компьютерным играм.

Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей готовностью будет следовать советам родителей и с большим откровением делиться с ними своими проблемами.

- Стараться не критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить его от родителей. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и, в некоторых случаях, агрессию.

- Поощрять общение с друзьями и близкими в режиме реального времени: когда родители с ребенком смеются, отдыхают, перекусывают или веселятся. Это может помочь ребенку научиться получать удовольствие от реального общения.

- Учить детей наслаждаться реальной жизнью, а не ее заменой. Вместе гулять, посещать выставки, концерты, выезжать на природу.

- Необходимо осуществлять контроль за занятиями своих детей, но делать это ненавязчиво. Регулярно отслеживать ресурсы, которые посещает ребенок. Простые настройки компьютера позволят родителям быть в курсе того, какую информацию просматривал ребенок.

 

1. Предупредить легче, чем лечить! Поэтому будьте внимательны, постарайтесь вовремя заметить и предупредить появление Интернет - зависимости.

 

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, и прежде чем выносить какие-либо вердикты или что-то запрещать, выслушайте внимательно, что он думает по данному вопросу. «

 

3. Используйте интересы ребенка с целью его обучения и развития (курсы программирования и компьютерной графики).

 

4. Наладьте с ребенком доверительные отношения, отсутствие понимания и доверия в семье - повод и основание для ухода в виртуальный мир.

Придумайте какое-нибудь общесемейное хобби, ведь интересное общение – лучшая профилактика любой формы зависимости.


Взрослым стоит вникать в интересы детей, даже если они кажутся странными или бесполезными. Иногда за этим стоит серьезное увлечение, которое они попросту недооценить или проигнорировать.

 

Необходимо также провести работу над самим собой. Задумайтесь над тем, есть ли у вас какие-то интересы, кроме домашних забот и мыслей о работе? Как вы проводите свое свободное время: дома перед телевизором, или идете в театр, на выставку, на каток или в книжный магазин за новой книгой? Не все, конечно, но многое зависит и от такого родительского примера. Но в той семье, где оба родителя занимают активную жизненную позицию, уделяя достаточно времени своим хобби и занятиям по душе, есть большая вероятность того, что и ребенок научится небесцельно тратить свое свободное время.

 

Педагог-психолог Лазеева А.М.

 

 


Памятка для родителей.

Употребление ПАВ может представляться захватывающим и не сдерживаться разговорами взрослых об «опасностях». Целью может быть создать ситуацию, связанную с риском, и испытать возникающие при этом чувства.

Так, хотя важно подчеркивать риск, предоставляемая информация должна быть фактически точной. Например, утверждение, что употребление препаратов конопли приводит к употреблению героина, имеет мало веса, особенно, если молодые люди знают тех, кто только курит марихуану, но не употребляет опиаты.

Важно иметь в виду, что следующее за установленным употреблением алкоголя или наркотиков обострение отношений в семье может неосознанно программироваться подростком. И, значит, суровые меры воздействия не приведут к прекращению потребления.

Некоторые подростки прибегают к ПАВ, пытаясь таким образом уйти от переживаний по поводу реальных проблем. Они могут быть угнетены разводом в семье или проблемами, имеющими более глубокие корни: реакция на тяжелое течение болезни близкого, алкоголизм кого-то из членов семьи или пренебрежительное отношение дома, в школе или на улице.

Такие подростки могут нуждаться в дополнительной поддержке, чтобы, не прибегая к помощи наркотиков справиться с существующим чувством потери или вины. Продолжающееся употребление наркотиков может на время заслонить то, что ощущается как проблема, однако, как правило, это только усугубляет дело. Тем не менее, подросткам так вовсе не кажется, поэтому наркотики могут быть использованы как выход. Решающим в этой ситуации является то, дойдут ли они до понимания, что наркотики могут не помочь, а ухудшить положение дел. Если они не примут такого взгляда, то, вероятно, не остановятся.

Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

 

 

Автор: Лазеева Анна Михайловна, педагог-психолог

 

п. Видяево

2015г.

Аннотация.

В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, что характерно для его семьи. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

Однако не редко родители признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность в общении с детьми. Наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребёнком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Не все родители способны учитывать возрастные изменения в психике детей, нередко обращаются с ними по модели предыдущего возрастного этапа, стараются подчинить их своей воле. Для некоторых характерна неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение, воспитательная неуверенность, то есть нарушение семейных взаимоотношений родителей и детей.

Школа никогда не сможет конкурировать с семьей, но может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

С этой точки зрения и определяются задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, формирование у родителей потребности в самообразовании.

Мы предлагаем советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений, для оказания помощи несовершеннолетним в сложном процессе становления личности.

 


Методическая разработка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.085 с.)