Как помочь агрессивному ребенку? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как помочь агрессивному ребенку?



Работа педагогов с такими детьми должна проводиться в следующих направлениях:

Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Однако не рекомендуется каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать «копилкой» гнева, рано или поздно человек все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску соматических расстройств: головным болям, желудочным и сердечно сосудистым заболеваниям.

Именно поэтому от гнева нужно освобождаться. Мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

· комкать и рвать бумагу;

· бить подушку или боксерскую грушу;

· топать ногами;

· громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

· пинать ногой подушку;

· написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

· использовать водный пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних условиях).

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру «Обзывалки» – овощами, фруктами и т. д. а в заключении обязательно сказать друг другу приятное, что уменьшает желание действовать агрессивно. 

Существует большое количество упражнений, дающих возможность наполнить работу психолога с агрессивным ребенком конкретным содержанием. Они включают в себя некоторые психотерапевтические приемы (арт-терапии, телесно ориентированной терапии, гештальт-терапии, работу с образами») и позволяют ответить на вопросы «что делать?» и «как это делать?». Для тогочтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от комплекса травмирующих переживаний:

· пластическое изображение гнева (через движение);

· рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины);

· письма гнева;

· осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев, какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)

· рецепт: как сделать ребенка агрессивным (позволяет детям разобраться в собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение). Каждое упражнение заканчивается обсуждением.

Так как у агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

· в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

· в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

· в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания. (Например, упражнения «Снежная баба», «Лимон», «Расслабление в позе «морской звезды).

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивный, чаще всего он уверен в обратном: это все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир таких детей очень скуден. Они с трудом могут назвать несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других или их оттенков и не подозревают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции. Для тренировки распознавания своих и чужих эмоций можно использовать таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.

Для того, чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя и прежде всего ощущения своего тела. Например. Если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, ладошки чешутся, щекам жарко и т. д.» Мы можем научить детей точно оценивать свое эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые посылает нам тело. 

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Кроме описанных способов работы, педагоги и родители могут использовать и другие: проводить беседы, рисовать, играть.

Очень эффективна игра «Камушек в ботинке». В неё полезно играть, если кто-то из детей расстроен, обижен, сердит, когда назревает конфликт. Каждый участник имеет возможность выразить словами свое состояние и сообщить о нем окружающим. Игра проходит в два этапа:

 1-й этап – (подготовительный). Дети сидят в кругу. Психолог спрашивает: «Случалось ли у вас, ребята, что в ботинок попадал камушек?» Почти все дети имеют такой опыт.

«Случалось ли, что вы так и не вытряхнули камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки? И такое бывало у многих. Но, наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущаем острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2-й этап. Психолог говорит детям: «Когда мы рассержены, озабочены, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, когда мне мешают работать на уроке». Если же ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Проиграв в эту игру несколько раз, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах и получают возможность «выпустить пар».

Еще одним важным направление коррекционной работы, является обучение агрессивных детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Необходимо помочь ребенку минимизировать (в идеальном варианте – снять) деструктивные элементы в поведении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

· работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

· наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру;

· ведение блокнотика самонаблюдения;

· игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения: «Корабль среди скал», «Трио», «Групповой портрет», «Головомяч».

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не переживают из-за того, что другим людям может быть плохо и неприятно. Очень важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Во время обсуждений можно разыгрывать ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в группе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе вещь, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал. Кроме того, очень полезна работа с фотографиями (карточками), символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций, изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений.

Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других, и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не мешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе свои вещи, можно, конечно, сказать ему: «Ты – негодник! От тебя одни проблемы!»

Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». В таких случаях гораздо полезнее использовать местоимение «я», а не «мы». Например, вместо «Ты почему не убрал вещи?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны!» Т. о. Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему. Вы говорите о себе о своих ощущениях. Необходимо постараться как можно реже при общении с непослушным, агрессивным ребенком использовать приказы, обвинения, угрозы, вербальные оскорбления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.007 с.)