Практические советы: как справиться со страхом? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические советы: как справиться со страхом?



 

Давайте рассмотрим несколько ситуаций, в которых ваш ребёнок может бояться и нервничать.

 

1. Ребёнок хорошо подготовился, но вечером в постели чувство страха растёт.

Что делать?

Ребёнок должен включить воображение и представить себе экзамен. Какие проблемы действительно могут возникнуть? Как он себя поведёт? Вы можете поспрашивать ребёнка и выяснить, в чём проблема, а потом обсудить с ним спокойно ситуацию.

 

2. Как только начинают раздавать листы с заданиями для контрольной работы, у ребёнка начинается паника. У него возникает чувство: «Я все забыл!»

Что делать?

 

Подождать. В первые минуты поднимается уровень адреналина в крови, ребёнок должен справиться с этими ощущениями. Поэтому на минутку ему нужно остановиться и прийти в себя. А потом спокойно начать выполнять задания – лучше, в первую очередь, лёгкие, которые он без проблем может решить.

 

3. Ребёнок не может решить задачу.

Что делать?

 

Собраться с мыслями. Чтобы это сделать, ребёнку нужно обхитрить большие полушария мозга. Они устроены таким образом, что мы не можем осознанно делать две вещи одновременно. Если ребёнок впадает в панику, он не может концентрироваться на маленьких паузах между вдохом и выдохом. А именно это и нужно делать в данный момент – чтобы успокоиться и настроиться на решение задачи.

 

4. Ребёнку предстоит выступление с рефератом. И внезапно в голове всё пусто от страха.

Что делать?

 

В этот момент поможет волшебный шарик. Подарите ребёнку красивый деревянный шарик, который он может носить в кармане. Как только подступает страх, нужно сдавливать шарик в руке как можно сильнее. Кроме того, в начале выступления можно открыто высказаться о своём волнении перед классом. Это не будет выглядеть неловко, а, наоборот, вызовет симпатию аудитории: многие дети перед выступлением чувствуют то же самое.

 


Как справиться с волнением перед контрольной работой, экзаменом или выступлением? (памятка для ребенка)

Все люди волнуются перед контрольной работой, экзаменом, спортивными соревнованиями и другими важными событиями. Это совершенно нормально и даже полезно, так как волнение помогает нам сосредоточить свои силы на решение самой важной задачи на данный момент. Но если мы волнуемся слишком сильно, то волнение не помогает нам сосредоточиться, а наоборот отвлекает.

Способы, которые помогают уменьшить волнение при подготовке к важному событию:

· Чем больше мы знаем, тем меньше мы волнуемся.

Заранее узнай всю информацию о предстоящем событии, что и каким образом будет происходить, что от тебя потребуется и т.д.

Попробуй не просто заучить материал, а разобраться в нем. Если это контрольная или экзамен, то важно понять логику изложения материала, если это спортивные соревнования, то перед тем как тренировать те или иные движения, медленно выполни требуемое движение в воображении.

· Готовиться к важному событию лучше всего вместе с кем-то.

Тогда каждый сможет помочь другим разобраться в том, что сам хорошо понимает.

· Занятия должны сочетаться с отдыхом.

Соблюдай режим сна и отдыха. Делай во время занятий перерывы, выдели специальное время для отдыха и проведи его наиболее приятным образом.

 

Справиться с чрезмерным волнением поможет выполнение специального упражнения:

 «Попробуй мысленно перенестись в будущее, когда предстоящее событие уже останется позади. Представь себе, что важное событие прошло успешно, ты показал себя с лучшей стороны, при этом совершенно не волнуясь. Как это происходило? Как ты себя вел? Как твое поведение выглядело со стороны? Кто из присутствующих заметил, что ты совершенно не волновался? Каким образом?».

 

Педагог-психолог Лазеева А.М.

 

 


Методическая разработка.

«Если ребенок ничего не хочет…»

Дети взрослеют, и нам иногда кажется, что мы что-то упустили в их воспитании, не досмотрели, недодали. Но особенно обидно, когда мы уделяли им все свое внимание, старались наполнить их жизнь разнообразным досугом, а в итоге из ребенка вырос настоящий лентяй. Понимая, что ребенок может так и остаться бездельником, мы начинаем прилагать двойные усилия. Но все ли средства здесь хороши? И действительно ли ребенок ничего не хочет делать или нам только так кажется?

Причины «нехотения». Это может быть проблема самого ребенка, но чаще всего ее корни следует искать в наших с ним взаимоотношениях.

И первое, что следует выяснить, действительно ли ребенок не хочет или он попросту не может? За подростковым «не хочу» может скрываться как «не могу», так и «не умею». Вы заставляете ребенка читать книги и удивляетесь, что он к ним абсолютно равнодушен. А задумываемся ли мы при этом, насколько? Подростки, которые в детстве не очень дружили с книгой, могут попросту не уметь их «правильно» читать у него может быть не развит навык осмысленного чтения. Или другой пример: вы предлагаете дочери заняться танцами и недоумеваете, почему она после нескольких занятий отказывается их посещать Ребенок может не обладать необходимыми способностями к какому-то одному занятию и при этом иметь хорошие задатки для занятий другими видами деятельности. Но нам иногда трудно признать, что у ребенка могут отсутствовать какие-то способности. Легче оправдать его «нехотение» ленью и еще сильнее надавить, чтобы заставить заниматься.

Бывает так, что ребенок и «может», и «хочет» (где-то в глубине души), но… боится. Такой ребенок ничем не увлекается из-за страха разочаровать родителей, а возможно сверстников и не оправдать их ожидания. Любое новое дело он рассматривает как испытание. Ведь если он окажется не на высоте, он расстроит родителей, вызовет негативные чувства у сверстников. Чаще всего такие дети вырастают у тех родителей, которые ставят перед ними высокие планки достижений, требуя только самых лучших результатов, не считаясь с возможностями самого ребенка. Обычно больше внимания при этом уделяется неудачам ребенка, а его достижения принимаются как должное. Однако критика и акцентирование внимания родителей на ошибках ребенка приводит к тому, что у него опускаются руки, пропадает всякое желание и интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.

А иногда крайний негативизм может оказаться всего лишь формой протеста против родителей, своеобразным подростковым бунтом. Дети сражаются за право самостоятельных желаний и выбора формы своего досуга. Иногда они готовы идти даже наперекор самим себе, но лишь бы все сделать наоборот, чтобы доказать маме с папой свою независимость и отстоять свою свободу. И чем усерднее родители выбирают ребенку занятие и пытаются регламентировать его досуг, тем усерднее он этому сопротивляется, демонстрируя подчеркнутое безразличие.

Некоторые дети, которых слишком опекают, часто привыкают к тому, что все делают за них — убирают, читают им книги вслух, готовят уроки, выполняют творческие задания для школы. У таких ребят вряд ли появится самостоятельный интерес и желание утруждать себя каким-то делом и демонстративно отклоняет любое предложение, требующее от него самого активности и волевых усилий.

Часто мы подменяем желания ребенка своими. Мы хотим видеть его увлеченным каким-то занятием, спешащим после школы на тренировку или в развивающий кружок, проводящим выходные за книгой или в спортзале. Но может быть, им гораздо интереснее послушать музыку, лежа на диване, или поработать за компьютером? А может, у них есть какие-то тайные увлечения, о которых мы даже не догадываемся, потому что ограничены собственным представлением об идеальном и полезном досуге?

Ведь иногда, если ребенок сидит за компьютером, то это нам кажется, что он ничего не делает и попусту тратит время. Возможно, сидя за компьютером, ребенок учится программированию или веб-дизайну.

Каждый продвинутый родитель должен хоть немного ориентироваться в молодежных увлечениях, современной детской субкультуре, молодежных течениях тем более, если они интересуют его ребенка. Кстати, желание узнать и понять современные увлечения подростков может стать хорошим поводом к диалогу с собственным ребенком и мостиком к взаимопониманию с ним.

Но с развитием популярности сети Интернет некоторые подростки стали настолько увлекаться «виртуальным пространством», что проводят до 18 часов в день за компьютером, резкий отказ от Интернета вызывает у них эмоциональное возбуждение и тревогу. Некоторые психиатры сравнили эту зависимость с чрезмерным увлечением азартными играми. Причем, некоторые из них под «компьютерной зависимостью» понимают патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером и говорят о наличии родственных зависимостей: Интернет – зависимость и игромании, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.

 

В результате экспериментальных исследований специалисты выделили четыре основных типа Интернет – зависимости:

 

1.Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

 

2.Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

 

3.Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

 

4.Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

 

Основную группу риска для развития компьютерной зависимости составляют подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

В большей степени зависимыми от компьютера становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании.

Круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета: потребность в самостоятельности (независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность; также владение знаниями способствует достижению признания сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых потребностей человека.

 

Согласно последним исследованиям опасными сигналами, (предвестниками Интернет-зависимости) являются:


- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;


- предвкушение следующего сеанса он-лайн;


- увеличение времени, проводимого он-лайн;


- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

 

Результаты исследования стремительного распространения Интернет-зависимости среди школьников позволили выявить основные критерии, определяющие начальную стадию компьютерной зависимости у подростков:

  • снижение успеваемости, систематические прогулы;
  • беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения, от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого;
  • болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы;
  • нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям;
  • ухудшение памяти, внимания;
  • приступы депрессии, страха, тревоги;
  • ограничение общения с родственниками, друзьями, значительное изменение круга общения;
  • уход от участия в делах, к которым прежде наблюдался интерес, отказ от хобби;
  • пропажа из дома ценностей и денег, появление чужих вещей, денежные долги;
  • изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее для ребенка не характерные.

 

Пути решения проблемы


Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости.


Рекомендации родителям.


Заманчивая альтернатива


- Если у ребенка единственное и любимое увлечение – компьютер, пора разнообразить его образ жизни, найти альтернативное занятие и увлечение, которое, возможно, затмит любимые компьютерные игры. Запишите его, например, в спортивную секцию, на плавание, фитнес, футбол, хоккей и т.д. Главное, чтобы занятия приносили ему удовольствие, и ребенок осознал прелести активного времяпрепровождения, нашел интересную сферу занятий и расширил круг общения. Альтернативой спортивному комплексу может служить театральный или танцевальный кружок, авиамоделирование.

- Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Ваш категорический запрет, вызовет желание ему сопротивляться.

- Если у ребенка появилось увлечение компьютером, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету, компьютерным играм.

Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей готовностью будет следовать советам родителей и с большим откровением делиться с ними своими проблемами.

- Стараться не критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить его от родителей. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и, в некоторых случаях, агрессию.

- Поощрять общение с друзьями и близкими в режиме реального времени: когда родители с ребенком смеются, отдыхают, перекусывают или веселятся. Это может помочь ребенку научиться получать удовольствие от реального общения.

- Учить детей наслаждаться реальной жизнью, а не ее заменой. Вместе гулять, посещать выставки, концерты, выезжать на природу.

- Необходимо осуществлять контроль за занятиями своих детей, но делать это ненавязчиво. Регулярно отслеживать ресурсы, которые посещает ребенок. Простые настройки компьютера позволят родителям быть в курсе того, какую информацию просматривал ребенок.

 

1. Предупредить легче, чем лечить! Поэтому будьте внимательны, постарайтесь вовремя заметить и предупредить появление Интернет - зависимости.

 

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, и прежде чем выносить какие-либо вердикты или что-то запрещать, выслушайте внимательно, что он думает по данному вопросу. «

 

3. Используйте интересы ребенка с целью его обучения и развития (курсы программирования и компьютерной графики).

 

4. Наладьте с ребенком доверительные отношения, отсутствие понимания и доверия в семье - повод и основание для ухода в виртуальный мир.

Придумайте какое-нибудь общесемейное хобби, ведь интересное общение – лучшая профилактика любой формы зависимости.


Взрослым стоит вникать в интересы детей, даже если они кажутся странными или бесполезными. Иногда за этим стоит серьезное увлечение, которое они попросту недооценить или проигнорировать.

 

Необходимо также провести работу над самим собой. Задумайтесь над тем, есть ли у вас какие-то интересы, кроме домашних забот и мыслей о работе? Как вы проводите свое свободное время: дома перед телевизором, или идете в театр, на выставку, на каток или в книжный магазин за новой книгой? Не все, конечно, но многое зависит и от такого родительского примера. Но в той семье, где оба родителя занимают активную жизненную позицию, уделяя достаточно времени своим хобби и занятиям по душе, есть большая вероятность того, что и ребенок научится небесцельно тратить свое свободное время.

 

Педагог-психолог Лазеева А.М.

 

 


Памятка для родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.041 с.)