Понятие религиозного фундаментализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие религиозного фундаментализма.



Неслучайно суть самого слова «фундаментализм» означает движение за сохранение устоявшихся фундаментальных основ религии, без которого ни одна религия не смогла бы устоять и обеспечить свою дальнейшую экспансию в эпоху глобализации и стремительно меняющейся системы человеческих ценностей. Однако определение понятия «религиозный фундаментализм» как сугубо исламский феномен — изначально неправильное восприятие действительности, поскольку сегодня он присущ для всех конфессий, религиозных течений и сект. По сути, религиозный фундаментализм является порождением нашего времени как пример наличия острых противоречий между достаточно консервативным массовым сознанием и стремительно меняющимся миром, где религиозным догмам противоречит либеральный рационализм современного общества. В этой связи его необходимо рассматривать как общую для всех религий «тенденцию, выражающую отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней». И, несмотря на то, что в различных религиях проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, о религиозном фундаментализме можно говорить, как о едином глобальном феномене.                                

Впервые термин «фундаментализм» был применен в США для характеристики консервативного крыла протестантизма, направленного против либерального протестантского рационализма, допускавшего вольности в толковании Библии.

Проблема религиозного фундаментализма очень волнует центрально-азиатские страны, в том числе и Казахстан, конституционный строй которого основан на светских установках и нормах. В исламе светская и духовная власть, религия и личность неразделимы. Ислам не только регулирует, но и контролирует частную жизнь человека. Когда мы говорим о такой важной особенности ислама, как вмешательство религии в процесс принятия политических решений, его определяющая роль в системе государственного управления, то, в первую очередь, подразумеваем так называемый «политический ислам». Хотя, согласно религиозным догматам, в исламе нет разделения политической и религиозной сфер. Данное немаловажное обстоятельство зачастую используется идеологами многих радикальных религиозных группировок для оправдания своей борьбы против светских режимов. Религиозный фундаментализм в исламе, призывающий к возвращению к истокам религии, к мусульманской общине времен пророка Мухаммеда, предлагающий политическое переустройство на старых принципах, т.е. через построение халифата, и по существу, отрицающий всю предыдущую историю религии и достижения цивилизаций, является прямым вызовом национальным интересам Казахстана. Религиозный фундаментализм препятствует развитию национальной идентич­ности всего казахстанского общества, создает оча­ги религиозной нетерпимости в государстве, подрывая его социальную и межнациональную стабильность. Для стран ЦА, исторически связанных с исламским миром и непосредствен­но граничащих с мусульманскими государствами Сред­него Востока, (с весьма проблемными во мно­гих отношениях государствами), религиозный фактор может выйти на передний план в сравнении с другими, если речь идет о собственно исламских факторах экстремизма и терроризма. Для Казахстана важно оставаться в русле эволюционных тенденций в исламе. И поскольку исламский фундаментализм несет в себе революционный импульс, нельзя допустить, чтобы политическое пространство Казахстана и ЦА было заполнено радикальным исламом. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в этой связи высказывается вполне однозначно: «Не умаляя гражданских прав верующих, все же необходимо констатировать, что конфессиональная безопасность может подвергнуться испытаниям в случае чрезмерной политизации отдельной религии или конфессионального течения. Здесь формула, которая может и должна обеспечивать светский статус государства и конфессиональное равновесие в обществе, достаточно проста: верующие, безусловно, имеют гражданские права и пользуются демократическими свободами. В свою очередь, религия как духовное начало и возможность отправления культа не имеет и не должна обладать политическими правами и возможностью влияния на политическую волю государства».

Теория и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием, данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направления ислама. В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности, в Исламской Республике Иран

«исламский фундаментализм» — течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также «освобождения мусульманских земель от колонизаторов»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.005 с.)