По выполнению практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению практических работ



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ОП.04 Охрана труда и техника безопасности

для студентов специальности

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

 

2021 г.

 

 

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский профессионально-педагогический колледж»

 

Разработчик:  Припускова И. Г, преподаватель

 

План рассмотрен и принят на заседании кафедры/ПЦК информационных технологий и градостроительной деятельности

«01» 09. 2021 г.

Протокол № 1                   Председатель кафедры_________ О. Ю. Ануфриева

Одобрено на заседании методического совета

Протокол № 1 от «01» сентября 2021г.

Руководитель научно - методической службы ______________Е. В. Царева

Пояснительная записка

          Настоящие методические рекомендации по дисциплине «Охрана труда и техника безопасности» предназначены для обучающихся в качестве пособия при выполнении практических занятий по специальности среднего профессионального образования 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ПК 1.1 Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

Цель данных методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по дисциплине.

Практические занятия проводятся с целью систематизации и углубления знаний, полученных при изучении дисциплины «Охрана труда и техника безопасности», практическая отработка обучающимися навыков, необходимых для безопасной работы и адаптации на рабочем месте, закрепление теоретических знаний и приобретения практических навыков в решении различных ситуационных задач, которые могут быть использованы в будущей практичес­кой деятельности.

Критерии оценки выполнения практических занятий

Оценивание работы в целом

Оценка уровня подготовки

балл (отметка) вербальный аналог
Работа выполнена обучающимся самостоятельно, имеются ответы на контрольные вопросы. 5 отлично
Работа выполнена обучающимся с помощью преподавателя, имеются ответы на контрольные вопросы. 4 хорошо
Работа выполнена обучающимся с помощью преподавателя, нет ответов на контрольные вопросы. 3 удовлетворительно
Работа обучающимся не выполнена. 2 неудовлетворительно

Практические занятия

Практическая работа № 1

Тема « Определение и анализ потенциальных опасных и вредных факторов »

Цель работы: изучить опасные и вредные производственных факторы, характеристики опасных и вредных производственных факторов, их влияние на человека и средства защиты.

Оборудование: конспект лекций по дисциплине «Охрана труда», Карнаух Н.Н. Охрана труда. Москва: Юрайт, 2011 г., Груманова, Л. В. Охрана труда и техника безопасности в сфере компьютерных технологий [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Л. В. Груманова, В. О Писарева. - 3 изд., стереотип. 2017. - 160 с. - (Профессиональное образование).

Время выполнения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1.Защита человека от вредных производственных факторов.

2. Вредные и опасные излучения при работе с ПЭВМ.

3.Характеристика производственного шума и его влияние на работника.

 

Вопросы и задания:

1. Назовите вредные и опасные производственные факторы. Как они влияют на здоровье и работоспособность человека?

2. Назовите вредные и опасные виды излучений.

3. Каковы требования и меры принятия для снижения производственного шума? 

Ход работы:

1. Изучить основные теоретические положения по теме, опираясь на ГОСТ 12.0.003-74 и ГОСТ 12.1.007-76: основные термины, классификация опасных и вредных производственных факторов, источники их возникновения.
2. Выполнить задания и оформить отчет о выполнении практической работы №1

Практическая работа № 2

Тема «Проектирование естественного и искусственного освещения. »

Цель работы: изучить методы расчета освещенности в помещении; приобрести навыки в расчете освещения производственного помещения.

Оборудование: конспект лекций по дисциплине «Охрана труда», Карнаух Н.Н. Охрана труда. Москва: Юрайт, 2011 г., Груманова, Л. В. Охрана труда и техника безопасности в сфере компьютерных технологий [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Л. В. Груманова, В. О Писарева. - 3 изд., стереотип. 2017. - 160 с. - (Профессиональное образование).

Время выполнения: 2 часа.

 

Теоретическая часть

Освещение очень важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает до 90% информации, поступающей из окружающего мира. С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт очень важны.

Освещенность (Е) - отношение светового потока к площади освещаемой им поверхности, измеряется в люксах (лк).

где Ф - световой поток, Лм;

S – площадь освещаемой поверхности, м2.

Освещение подразделяется на естественное, искусственное и совмещенное.

Функциональные виды искусственного освещения:

- рабочее – обязательное для всех производственных процессов;

- аварийное – для продолжения работы при отключении рабочего освещения в случаях аварии и других опасностях; выполняют лампами накаливания с автономным питанием электроэнергией (включаются автоматически при аварийном отключении рабочего освещения или функционируют постоянно);

- эвакуационное – для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения; освещенность основных проходов и запасных выходов должна быть не менее 0,5 лк на уровне пола и не мене 0,2 лк на открытых территориях;

- охранное («темное освещение») – выполняют вдоль границ территорий, охраняемых специальным персоналом; минимальная освещенность в ночное время 0,5 лк;

- сигнальное – для фиксации границ опасных зон; указывает на наличие опасностей и безопасный путь эвакуации.

Газоразрядные люминесцентные лампы:

1. Низкого давления – с разным распределением светового потока по спектру лампы:

- ЛБ – белого света (наиболее экономичные);

- ЛТБ – теплого белого света;

- ЛХБ – холодного белого света;

- ЛД – дневного света;

- ЛДЦ – с улучшенной цветопередачей;

- ЛЕ – близкие по спектру к солнечному свету;

2. Высокого давления:

- ДРЛ – дуговые ртутные лампы с исправленной цветностью;

- ДКсТ – ксеноновые, основанные на излучении дугового разряда в тяжелых инертных газах;

- ДНаТ – натриевые высокого давления;

- ДРИ – металлогалогеновые с добавкой иодидов металлов (применяют для освещения помещений большой высоты и площади).

Существуют три метода расчета освещенности: метод коэффициента использования, метод расчета по удельной мощности и точечный метод.

Метод коэффициента использования Ки применяют при равномерном размещении светильников по потолку при большой плотности технологического оборудования и равномерном его расположении по площади цеха;

Точечный метод следует использовать при системе освещения при малой плотности технологического оборудования, при наличии высокого технологического оборудования или его концентрации в центре помещения. Этот метод позволяет определить освещенность в выбранных точках помещения.

Метод расчета по удельной мощности применим для приблизительной оценки правильности произведенного светотехнического расчета. 

Рассмотрим метод коэффициента использования. Он позволяет при расчете учитывать прямой и отраженный свет, поэтому его применяют при расчете общего равномерного освещения, когда требуется учитывать отраженный свет.

Методика расчета

Учитывая заданные по варианту характеристики зрительной работы (наименьший размер объекта различения, характеристика фона и контраст объекта различения с фоном), с помощью табл.1. определяют разряд и подразряд зрительной работы, а также нормируемый уровень минимальности освещённости на рабочем месте.

Таблица 1. Нормы проектирования искусственного освещения

Характеристика зрительной работы

Наименьший размер объекта различения, мм

Разряд зрительной работы

Подразряд зрительной работы

Контраст объекта с фоном

Характеристика фона

Освещенность

Комбинированное освещение Общее освещение
Наивысшей точности Менее 0,15 I А      Б     В   Г   Малый   « средний   малый средний большой   средний большой « Темный   Средний Темный   Светлый средний Темный     Светлый « средний 5000   4000     2500   1500 1500   1250     750   400
Очень высокой точности 0,15 –0,3 II А     Б     В   Г   Малый   « средний   малый средний большой   средний большой « Темный   Средний Темный   Светлый средний Темный     Светлый « средний 4000   3000     2000   1000 1250   750     500   300
Высокой точности 0,3 –0,5 III А   Б     В   Г   Малый   « средний   малый средний большой   средний большой « Темный   Средний Темный   Светлый средний Темный     Светлый « средний 2000   1000   750   400 500   300   300   200

Распределяют светильники и определяют их число.

Равномерное освещение горизонтальной рабочей поверхности достигается при определённых отношениях расстояния между центрами светильников L, м (L = 1,75·Н) к высоте их подвеса над рабочей поверхностью Нр, м.

Число светильников с люминесцентными лампами (ЛЛ), которые приняты во всех вариантах в качестве источника света,

N = S / LM, (1)
где S – площадь помещения, м2; М – расстояние между параллельными рядами, м.В соответствии с рекомендациями М ³ 0,6 Нр       (2)

Оптимальное значение М = 2…3 м.

Для достижения равномерной горизонтальной освещённости светильники с ЛЛ рекомендуется располагать сплошными рядами, параллельными стенам с окнами или длинным сторонам помещения.

Для расчёта общего равномерного освещения горизонтальной рабочей поверхности используют метод светового потока, учитывающий световой поток, отражённый от потолка и стен.

 

Расчётный световой поток, лм, группы светильников с ЛЛ.

 

Ф л. расч. = Ен ·S·Z·K / N·h, (3)

 

где Ен – нормированная минимальная освещённость, лк; Z – коэффициент минимальной освещённости; Z = Eср / Eмин, для ЛЛ Z = 1,1; К – коэффициент запаса; h - коэффициент использования светового потока ламп.

Показатель помещения

 

i = A·B/ Hp· (A+B), (4)

где А и В – длина и ширина помещения, м.

Значения коэффициента запаса зависят от характеристики помещения: для помещений с большим выделением тепла К = 2, со средним К = 1.8, с малым К = 1,5.

Значения коэффициента использования светового потока приведены в табл.2.

       Таблица 2. Значения коэффициента использования светового потока

Показатель помещения 1 2 3 4 5
Коэффициент использования светового потока h 0,28…0,46 0,34…0,57 0,37…0,62 0,39…0,65 0,40…0,66

По полученному значению светового потока с помощью табл.3. подбирают лампы, учитывая, что в светильнике с ЛЛ может быть больше одной лампы, т. е. n может быть равно 2 или 4. В этом случае световой поток группы ЛЛ необходимо уменьшить в 2 или 4 раза.

Таблица 3. Характеристика люминесцентных ламп

Тип лампы Мощность, ВТ Номинальный световой поток, лм
ЛБ 20 20 1200
ЛХБ 20 20 935
ЛТБ 20 20 975
ЛД 20 20 920
ЛДЦ 20 20 820
ЛЕЦ 20 20 865
ЛБ 30 30 2100
ЛХБ 30 30 1720
ЛТБ 30 30 1720
ЛД 30 30 1640
ЛДЦ 30 30 1450
ЛЕЦ 30 30 1400
ЛБ 40 40 3200
ЛБ 36 36 3050
ЛХБ 40 40 2600
ЛТБ 40 40 2580
ЛД 40 40 2340
ЛДЦ 40 40 2200
ЛДЦ 36 36 2200
ЛЕЦ 40 40 2190
ЛЕЦ 36 36 2150
ЛБ 65 65 4800
ЛХБ 65 65 3820
ЛТБ 65 65 3980
ЛД 65 65 3570
ЛДЦ 65 65 3050
ЛЕЦ 65 65 3400
ЛБ 80 80 5220
ЛХБ 80 80 440
ЛТБ 80 80 4440
ЛД 80 80 4070
ЛДЦ 80 80 3560

Световой поток выбранной лампы должен соответствовать соотношению

Ф л.расч. = (0,9…1,2)· Ф л..табл,,    (5)

где Ф л.расч. – расчётный световой поток, лм.; Ф л.табл. – световой поток, определённый по табл.3, лм.

 

Потребляемая мощность, Вт, осветительной установки

P = p·N·n, (6)

где р – мощность лампы, Вт; N – число светильников, шт; n – число ламп в светильнике, для ЛЛ n = 2, 4.

 

Задание: изучить методы расчета освещенности в помещении, произвести расчет общего освещения по одному из вариантов задания.

Таблица 4. Варианты заданий “Расчёт общего освещения”

  Вариант   Производственное помещение

Габаритные размеры помещения, м:

Длина А (3)

ШиринаВ (4)

Высота Н (5)

Наименьший объект различения Контраст объекта с фоном Характеристика фона Характеристика помещения по условиям среды
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
01 Вычислительный центр, машинный зал 60 30 5 0,4 малый светлый Небольшая запылённость
02 Вычислительный центр, машинный зал 40 20 5 0,45 средний средний Небольшая запылённость
03 Дисплейный зал 35 20 5 0,35 малый средний Небольшая запылённость
04 Дисплейный зал 20 15 5 0,32 большой тёмный Небольшая запылённость
05 Архив хранения носителей информации 25 10 5 0,5 средний светлый Небольшая запылённость
06 Лаборатория технического обслуживания ЭВМ 25 12 5 0,31 средний средний Небольшая запылённость
  07 Аналитическая лаборатория 20 10 5 0,48 средний средний Небольшая запылённость
08 Оптическое производство; участок подготовки шихты 36 12 5 0,49 большой средний Большая запылённость
09 Участок варки стекла 60 24 8 0,5 средний светлый Небольшая запылённость
10 Механизированный участок получения заготовок 46 24 8 0,5 средний светлый Небольшая запылённость

 

Ход работы

1. Изучить теоретический материал.

2. Ознакомиться с методикой расчёта.

3. Определить разряд и подразряд зрительной работы, нормы освещённости на рабочем месте, используя данные варианта (табл.4) и нормы освещённости.

4. Рассчитать число светильников.

5. Распределить светильники общего освещения с ЛЛ по площади производственного помещения.

6. Определить световой поток группы ламп в системе общего освещения, используя данные варианта и формулу (3).

7. Подобрать лампу по данным табл.3. и проверить выполнение условия соответствия

Ф л.расч. и Ф л. табл.

8. Определить мощность, потребляемую осветительной установкой.

9. Оформить отчет.

Пример выполнения работы

1. Исходные данные:

Вариант   Производственное помещение

Габаритные размеры помещения,м:

Длина А (3)

Ширина В (4)

Высота Н(5)

Наименьший объект различения, мм Контраст объекта с фоном Характеристика фона Характеристика помещения по условиям среды
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
- Вычислительный центр, машинный зал 40 20 4 0,28 средний светлый Небольшая запылённость

2. Цель работы: рассчитать количество светильников и ламп в светильниках в заданном помещении, необходимых для создания определенной освещенности на рабочих местах, определить потребляемую мощность осветительной установки.

3. Ход работы:

1.Определяем разряд и подразряд зрительной работы, нормы освещённости на рабочем месте по табл.1.:

Характеристика зрительной работы – очень высокой точности

Разряд - 2

Подразряд – г

Комбинированное освещение – 1000 лк

Общее освещение – En = 300 лк

2. Рассчитываем число светильников N по формуле (1):

N = S / (L × M),

где S – площадь помещения, а = 90м; в = 24м.

S = а × в = 40 · 20 = 800 (м2).

Рассчитаем L – расстояние между центрами светильников:

L = 1,75· Н,

L = 4 ·1,75 = 7 (м).

Рассчитаем расстояние между параллельными рядами - М по формуле (2):

М ³ 0,6· Нр, где Нр = Н

М ³ 0,6 × 4 = 2,4 м. Принимаем М=3 м

В данном случае:

N = 800/ (7 × 3) = 38,09, т.е. принимаем N = 40 (шт).

3. Расчётный световой поток определим по формуле (3):

 

где Z = 1,1; K = 1,5; En = 300

 

Показатель помещения определим по формуле (4):

i = (40· 20) / [4(40 + 20)]

i = 3,3

По таблице 2 принимаем коэффициент использования светового потока ламп h = 0,4.

Формула (3) принимает вид:

Фл.расч. = (300 · 800 · 1,1· 1,5) / (40 · 0.4) = 24750 (лм)

Для создания освещенности в 300 лк необходимо, чтобы световой поток одного светильника был равен  24750 лм. По табл.3 выбираем лампу ЛБ-80 со световым потоком 5220 лм.

Для создания потока в 24 750 лм в одном светильнике должны быть 4 лампы ЛБ-80 (5220 лм).

Проверим правильность решения по соотношению (5):

Ф л. расч. = (0,9 …1,2)·Фл.табл.,

где Ф л.расч. – расчётный световой поток, лм.; Ф л.табл. – световой поток, определённый по табл.3, лм.

Преобразуем формулу (5.5.):

Ф л. расч / Фл.табл =(0,9 …1,2)

 В данном случае:

Ф л. расч / Фл.табл = 24751 / (5220 · 4) = 1.18, что удовлетворяет условию.

4. Потребляемая мощность, Вт, осветительной установки определим по формуле (6):

P = p · N · n,

где р – мощность лампы, Вт; N – число светильников, шт; n – число ламп в светильнике.,

В данном случае:

P = 80 · 40 · 4 = 12800 Вт

Вывод: для данного помещения вычислительного центра требуется 40 светильников, в каждом по 4 лампы. Тип и мощность лампы: ЛБ-80. Общая потребляемая мощность P = 12 800 Вт (12,8 кВт).

Вывод: для данного помещения вычислительного центра требуется 40 светильников, в каждом по 4 лампы. Тип и мощность лампы: ЛБ-80. Общая потребляемая мощность P = 12 800 Вт (12,8 кВт).

Вывод: для данного помещения требуется____светильников, в каждом по___лампы. Тип и мощность лампы: ______. Общая потребляемая мощность P = _______ Вт (____ кВт).

Контрольные вопросы

1. Какие виды искусственного освещения применяются в производственных и общественных зданиях?

2. Какие источники света применяют для освещения?

3. Назовите основные требования, предъявляемые к производственному освещению.

4. Какие методы расчетов искусственного освещения используются для светотехнических расчетов?

5. Сущность и область применения расчета по коэффициенту использования.

6. Как найти коэффициент использования?

7. Сущность и область применения «точечного» метода расчета освещения.

Практическая работа № 3

Теоретическая часть

Первая доврачебная помощь пострадавшему имеет важное значение для спасения жизни и последующего восстановления здоровья человека. Умение безотлагательно проводить ряд простейших действий по оказанию помощи до прибытия медицинского персонала во многих случаях позволяет предотвратить смертельный исход и развитие тяжелых осложнений у пострадавшего.

Первую доврачебную помощь должен уметь оказывать каждый работник.

Практическая работа № 4

Тема. Организация рабочих мест для студентов

Теоретическая часть

Пространственное размещение средств и предметов труда на всей площади рабочего места называется его планированием.

Условно планировку мест работы делят на следующие элементы:

· Общую – в целом цех, склад, подразделение;

· Частную – каждое рабочее место индивидуально;

· Внутреннюю – расположение инструментов, инвентаря, оснастки на полках и в ящиках.

Правильная организация места работы оказывает прямое влияние на производительность труда, уровень утомляемости сотрудника, условия в которых он выполняет свои функции.

Кроме того, планировка воздействует на такие показатели как:

· Количество перемещений работника;

· Удобство приемов и методов труда, позу работника;

· Размер занимаемой им территории;

· Безопасность труда.

В процессе проектирования необходимо принимать во внимание:

· Потребность в сокращении лишних перемещений и движений в процессе производства;

· Соблюдение правил техники безопасности;

· Удобное положение тела сотрудника;

· Рациональное использование площади помещения.

Сейчас для предварительного анализа рабочего места используются должностные инструкции, анкетирование сотрудников, данные фотографии рабочего дня, экспертные оценки непосредственных руководителей, прямое наблюдение за процессом.

Важным элементом проектирования места выполнения трудовых функций выступает так называемая рабочая зона. Внутри нее выделяют:

· Зона максимальной досягаемости – определяется дугой, которая описывается кончиками пальцев вытянутых обеих рук;

· Зона оптимальной досягаемости - дуга описываемая кончиками пальцев при опущенных плечах и свободном вращении локтевого сустава.

Оба этих параметра в значительной мере определяются позой, в которой выполняет свои обязанности работник.

Требования к проектированию рабочих мест

Ключевые принципы расположения предметов внутри зоны досягаемости:

· Все, что берется правой рукой- должно лежать справа;

· Левой – слева,

· Часто используемые инструменты должны быть ближе;

· Редко используемые предметы труда располагаются дальше.

Исходя из сложившейся еще в СССР практики, для позы сидя, максимальный вес груза – 5 килограммов, при этом расстояние перемещения не должно превышать 600 миллиметров, для меняющейся позиции сидя - стоя от 5 до 10 килограммов, при том же расстоянии, для позиции стоя – 10-15 килограммов с расстоянием от 750 миллиметров и более.

Должен обеспечиваться хороший угол обзора:

· По горизонтали – 120 градусов;

· По вертикали – 86, из них вниз 47, вверх 39 градусов.

· При повороте головы по горизонтали – 220 градусов, по вертикали - 125-135.

Пример проектирования рабочего места офисного работника

Предположим, нам необходимо спроектировать рабочие места расчетного отдела бухгалтерии. Изучив должностные инструкции, нам удалось выяснить, что сотрудники занимаются:

· Регистрацией документов базе данных;

· Проведением расчетов;

· Выдачей справок и формирование отчетов;

· Организацией хранения и обеспечением сохранности документов;

· Ответами на телефонные звонки сотрудников.

Для размещения трех сотрудников выделено помещение 7 х 3,5 метра. Определимся с требованиями к организации подобных рабочих мест, ведь они будут определять условия труда сотрудников. Сразу отметим, что для работы им потребуется компьютер и офисная техника.

Для начала обратимся к санитарно – гигиеническим требованиям:

· Для совмещенного освещения показатель КЕО е_н - 0,6 %;

· Площадь на одно рабочее место с «плоским» LED-монитором – 4,5 кв.м.;

· Освещение не должно создавать бликов на поверхностях;

· Расстояние от одного монитора до другого – 2 метра;

· Экран должен находиться от пользователя на расстоянии 600 – 700 миллиметров;

· Высота стола -725 миллиметров;

· Есть требования к месту для ног (не менее 500 мм места под столом) и конструкции кресел.

Предположим, нам удалось добиться соответствия всем требованиям, посредством покупки качественного, эргономичного офисного оборудования. Список мебели следующий;

· Стол со встроенной тумбой – 3 шт;

· Кресло – 3 шт;

· Шкаф для бумаг – шт;

· Вешалка для одежды – 1шт;

· Стулья – 3 шт.

Кроме того, для выполнения стоящих перед сотрудником задач ему необходимо иметь на рабочем месте:

· Письменные принадлежности;

· Средства связи (интернет, телефон);

· Место для хранения текущих документов (ящики стола, лоток для бумаг);

· Калькулятор.

После тщательного анализа выполняемых функций, размеров помещений, необходимого оборудования и инвентаря, возникает общий план рабочих мест расчетного отдела, он получил следующий вид:

 

Как видим - все неплохо, ширина стола – 800 мм, длина, пусть будет 1400 мм. Получается, чтобы печатать текст, сотруднику достаточно не меняя позы поднять руки, согнув их в локте. Вытянутыми руками работник достает до любой точки рабочей поверхности, может взять нужный документ, воспользоваться телефоном или калькулятором. Все, будем считать, задача решена, всем успехов. Ниже приведен список использованных источников.

Задание 1. Внимательно прочитайте и проанализируйте теоретическую часть к практической работе. Письменно ответьте на вопросы:

1. Что называется планированием рабочего места?

2. На какие элементы делят планировку?

3. Какое влияние оказывает на человека правильная организация рабочего места?

4. Что используется для предварительного анализа рабочего места?

5. В какой взаимосвязи находится рабочая зона и проектирование рабочего места?

6. Перечислите требования к проектированию рабочего места.

7. Какие существуют подходы к проектированию рабочего места?

Задание 2. Откройте программу (Ms Word/Visio), выполните чертежи рабочего места по специальности (Если таких мест несколько, то чертежей будет несколько).

1. Чертеж план – схемы с распределением рабочих мест студентов в аудитории (с указанием параметров в соответствии с требованиями нормативных документов).

2. План – схема организации рабочего места студента (вид сверху) (описание в соответствии с примером в теоретической части практической работы).

3. План – схема организации рабочего места студента с учетом его физических параметров (см. рисунок 1).

 

 

Рис.1 Образец рабочего места

 

Практическая работа № 5

Теоретическая часть

Выписка из ГОСТ 12.0.004 90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения"

7. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:

Вводный инструктаж

7.1.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

7.1.2. Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения.

На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.

7.1.3. Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

7.1.4. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

7.1.5. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях - в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

Повторный инструктаж

7.3.1. Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных в примечании к независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

7.3.2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

7.4. Внеплановый инструктаж

7.4.1. Внеплановый инструктаж проводят:

1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

4) по требованию органов надзора;

5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

7.4.2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж

7.5.1. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

7.6. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.218 с.)