Методика «Сравнение понятий» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Сравнение понятий»



Применяется для исследования:

 мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования).

 

Проведение методики:

Для проведения методики необходим бланк содержащий 15-30 пар понятий, которые обладают следующими условиями:

 их можно объединить одним родовым понятием (более общим) и пары слов варьируют по степени сложности от простых (автобус и трамвай — транспорт) до сложных — (голод и жажда — потребности организма);

- содержат пары не сравнимых понятий: корзина и сова, очки и деньги, соль и ветер и т. д. При сравнении которых необходимо определить несопостовимость объектов, что отражает критичность мышления.

Испытуемому зачитывают пару слов и просят назвать что у них общего и чем они отличаются.

Если испытуемый затрудняется в выполнении задания, можно показать ему на 1-2 примерах. При первой паре несравнимых понятий экспериментатор не информирует обследуемого о их существовании и отмечает особенности его поведения и все высказывания. Если испытуемый затрудняется, он ему сообщает, что присутствуют такие пары слов, которые являются несравнимыми,тогда Вам нужно сказать, что их сравнивать нельзя. Больше это не повторяют, просто фиксируют поведение и реплики больного при сравнении несравнимых понятий.

Если же обследуемый легко сравнивает несравнимые понятия,то можно не говорить о их существовании, можно сказать, что таковые присутствуют и посмотреть продолжит он их также сравнивать или начнет выделять как несравнимые.

Обработка и интерпретация данных.

Оцениваем насколько испытуемому доступны операции сравнения и обобщения. Отмечаем:

- насколько самостоятельно испытуемый справился с заданием;

- если требовалась помощь экспериментатора, смог ли он использовать ее для дальнейшей работы;

- определяем по каким признакам испытуемый сравнивает пары (категориальный, функциональный, конкретный, нулевой);

- присутствуют ли слабые признаки при сравнении понятий (коньки и лыжи — дополнительные средства передвижения);

- сравнивает ли несравнимые понятия («стакан и петух сделаны из атомов») - используя черезмерное обобщение, либо слабые признаки («стакан и петух — их можно наполнить» - «в стакан можно налить воду и петух если попьет воду, тоже ей наполнится»);

- если испытуемый отмечает при появлении несравнимых понятий, что они отличаются от предыдущих — это свидетельствует о критичности мышления;

Какие были трудности при выполнении?

далее "экспериментатор" из какой-либо пары представляет свои результаты.

 Подведение итогов занятия (10 мин.).

На данном этапе осуществляется краткое обобщение учебного материала, закрепление которого происходило на занятии. Акцентирование основных ошибок, допускаемых студентами при выполнении заданий. Ответы на вопросы студентов.

3. Анализ результатов самостоятельного проведения студентом лекционного и практического занятий.

Анкета самоанализа лекционного занятия,

 

проведенного студентом – практикантом 7800-М группы группы.

Дисциплина – Патопсихология

Тема занятия – «Нарушение мышления и методы его диагностики»

1.1. Приветствие: а) было; б) не было

1.2. Представление: а) было; б) не было

1.3. Указание темы занятия: а) было; б) не было

1.4. Обоснование актуальности, значимости данной темы: а) было; б) не было

Основная часть занятия

2.1. Содержание основных понятий раскрыто:

       а) полностью; б) частично; в) ошибочно; г) не раскрыто

2.2. Примеры изучаемых психологических феноменов:

       а) яркие и точные; б) неточные и непонятные;

       в) ошибочные; г) отсутствовали

2.3. Контрпримеры изучаемых психологических феноменов:

       а) яркие и точные; б) неточные и непонятные;

       в) ошибочные; г) отсутствовали

2.4. Речь студента - практиканта на занятии:

       а) четкая, последовательная; б) сбивчивая;

       в) невнятная, неразборчивая

2.5. Переход от одной подтемы к другой:

       а) логичный; б) плавный; в) скачкообразный

2.6. Тема занятия раскрыта:

       а) полностью; б) частично; в) не раскрыта

2.7. Информационная насыщенность занятия:

       а) высокая; б) средняя; в) низкая

2.8. Стиль проведения занятия:

       а) эмоциональный; б) информационный;

       в) информационно-эмоциональный

2.9. Темп занятия:

       а) неадекватно высокий; б) адекватный; в) неадекватно низкий

2.10. Контакт с аудиторией:

       а) поддерживался в течение всего занятия;

       б) поддерживался периодически; в) отсутствовал

2.11. Контроль за усвоением студентами изучаемого материала:

       а) осуществлялся; б) осуществлялся частично; в) отсутствовал

2.12. Интерес студентов к изучаемому материалу: а) высокий; б) средний; в) низкий

2.13. Активность студентов: а) высокая; б) средняя; в) низкая

Итог занятия

3.1. Подведение итогов занятия: а) проводилось, б) не проводилось

Анкета самоанализа лабораторного занятия,

проведенного студентом – практикантом 7800-М группы.

Дисциплина – Патопсихология

Тема занятия – «Диагностика мышления».

 

1. Начало занятия

1.1. Приветствие: а) было; б) не было

1.2. Представление: а) было; б) не было

1.3. Указание темы занятия: а) было; б) не было

1.4.Обоснование актуальности, значимости данной темы: а) было; б) не было

Основная часть занятия

2.1. Теоретическое обоснование изучаемому экспериментальному материалу:

       а) дано; б) не дано

2.2. Обеспечение студентов иллюстративным и стимульным материалом:

       а) адекватное; б) неадекватное

2.3. Последовательность предлагаемых заданий:

       а) логичная; б) сбивчивая; в) нелогичная

2.4. Инструкции, предлагаемые студентам:

       а) четкие и понятные; б) нечеткие и непонятные

2.5. Темп занятия:

       а) неадекватно высокий; б) адекватный; в) неадекватно низкий

2.6. Образцы выполнения заданий студентам:

       а) предлагались; б) не предлагались

2.7. Степень самостоятельности студентов:

       а) высокая; б) средняя; в) низкая

2.8. Анализ основных ошибок, допускаемых студентами при выполнении заданий:

       а) осуществлялся; б) не осуществлялся

2.9. Практическая значимость изучаемого материала студентами:

       а) усвоена; б) не понята

2.10. Учебные умения и навыки у студентов:

       а) сформированы; б) сформированы частично; в) не сформированы

2.11. Речь студента - практиканта на занятии:

       а) четкая, последовательная; б) сбивчивая; в) невнятная, неразборчивая

2.12. Стиль проведения занятия:

       а) эмоциональный; б) информационный; в) информационно-эмоциональный

2.13. Контакт с аудиторией:

       а) поддерживался в течение всего занятия; б) поддерживался периодически;

       в) отсутствовал

2.14. Контроль за усвоением студентами изучаемого материала:

       а) осуществлялся; б) осуществлялся частично; в) отсутствовал

2.15. Интерес учащихся к изучаемому материалу: а) высокий; б) средний; в) низкий

2.16. Активность учащихся: а) высокая; б) средняя; в) низкая

Итог занятия

3.1. Домашнее задание: а) объяснено четко; б) объяснено не понятно; в) не дано

3.2. Подведение итогов занятия: а) проводилось, б) не проводилось.

 

Заключение

В ходе практики были достигнуты следующие задачи:

1.​ Разработка рабочих программ по учебным дисциплинам факультета психологии.

Было разработано две рабочие программы по учебным дисциплинам, соответствующим учебному плану бакалавриата факультета психологии. Рабочие программы соответствуют ФГОС.

2.​ Проведение лекционных и практических занятий по учебным дисциплинам со студентами факультета психологии.

Было проведено два занятия (лекционное и лабораторное).

Предварительно были составлены планы-конспекты занятий. Слушателями выступили студенты пятого  курса факультета клинической психологии в количестве 7 человек. Длительность доклада – 2 академических часа (90 минут).

В качестве вспомогательного инструмента использовалась мультимедийная презентация, выступавшая конспективной опорой для студента-практиканта и наглядным материалом для слушателей.

3.​ Анализ результатов проведенных занятий.

Материал был донесен до слушателей в понятной и доступной форме. Все дополнительные вопросы слушателей были учтены в ходе занятия.

В ходе практики студент-практикант реализовал педагогическую самостоятельную деятельность.

Таким образом, все поставленные цели и задачи практики были достигнуты. Заявленные компетенции ОК-1; ОК-3; ОПК-2; ПК-11; ПК-12 были сформированы в ходе практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.023 с.)