Тема: «Диагностика мышления». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Диагностика мышления».



Цель лабораторного занятия: научить исследовать, определять и интерпретировать нарушения мышления. Освоить методики для диагностики

Освоить методики для диагностики нарушений мышления. Научиться выделять и дифференцировать нарушения мышления в контексте конкретных психических заболеваний.

Разбор методик для исследования мышления, применяемых в патопсихологии (работе в клинике, диагностике психических заболеваний).

Для работы во время занятий используются следующие методики:

 - исключение предметов;

- сравнение понятий;

- ассоциативный эксперимент;

 

Ознакомление с методиками. Обучение предъявления инструкций. Ведение протоколов.

Время лабораторного занятия: 2 часа.

Этап. Текущий контроль качества усвоения изучаемого материала (5 мин.).

Контрольные вопросы для фронтального опроса студентов:

Какие виды нарушения мышления вы знаете?

Какие виды нарушения операциональной, динамической и мотивационной стороны мышления могут быть?

Какие методики исследования мышления вы знаете?

Учебные задания для выполнения в групповой форме.

Проведение методик в парах (один студент выполняет методику в роли пациента, второй студент в роли патопсихолога, остальные наблюдают)

- отслеживание правильности проведения методики (инструкция, технические приемы);

- определение цели и направленности методики;

- ведение протоколов;

- обработка результатов;

- интерпретация данных по всем методикам на внимание (обобщенные результаты, которые составляют часть патопсихологического заключения);

- обсуждение результатов в группе;

- проверка описания методик друг у друга (замечания, корректировка, сильные и слабые стороны).

  Разбор методики "Исключение предметов"

 Порядок проведения методики.

Для проведения методики необходимо иметь стандартный набор карточек, которые имеют различный уровень сложности. На каждой карточке изображены четыре предмета. Их раскладывают от самой простой, по мере усложнения, до самой сложной.

Обследуемому предъявляют карточки по одной и говорят (инструкция): «На карточке изображены четыре предмета, из которых три близки (имеют общее), их можно назвать одним названием, четвертый к ним не подходит. Вам нужно определить этот лишний предмет и назвать одним названием оставшиеся три. Понятно?».

Можно разобрать с испытуемым первую карточку. Экспериментатор в протоколе отмечает какой предмет обследуемый исключает, название для трех оставшихся и объяснения своего выбора. При ошибочном выборе испытуемого экспериментатор задает наводящие вопросы с целью приблизить обследуемого к верному решению.

Форма протокола «исключение предметов» Название карточки, вопросы и возражения экспериментатора Исключенный предмет Объяснение больного (его поведение)

 

Какие были трудности при выполнении?

далее "экспериментатор" из какой-либо пары представляет свои результаты.

Разбор методики "ассоциативный эксперимент".

Ассоциативный (словесный) эксперимент

Впервые предложена в конце XIX века В.М.Бехтеревым, далее дорабатывалась и видоизменялась многими исследователями (М.И.Аствацатуров и др), данный вариант предложен А.Г.Ивановым — Смоленским.

Целью исследования является:

 анализ характера ассоциаций;

 скорость образования ассоциаций (динамика мыслительной деятельности);

Порядок проведения методики.

Для проведения методики необходимо заранее подготовить 30-60 слов, которые не имеют друг с другом никаких логических связей. Обследуемому называют слова и просят ответить любым словом (что первое приходит в голову) как можно быстрее.

Инструкция:

«Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?».

Если испытуемый отвечает не словами, а фразами, то его нужно остановить и напомнить, что необходимо называть отдельные слова. В случае, если он продолжает отвечать фразами, записывать все, что говорит испытуемый.

В протоколе фиксируем латентное время и содержание ответов испытуемого. слова время в секундах ответ

 

Какие были трудности при выполнении?

далее "экспериментатор" из какой-либо пары представляет свои результаты.

 

Разбор методики "сравнение понятий".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.005 с.)