Типы мышления и способы их активации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы мышления и способы их активации



I. Критическое мышление

Критическое и конвергенционное (сходящееся) мышление каса- ется мыслительных процессов, связанных с организацией, анализом, оценкой и описанием уже существующих ситуаций и явлений. Обычно такое мышление нацелено на то, чтобы сделать специфические вы- воды. Ниже примеры навыков, из которых складывается критическое мышление.

Дедукция, поиск сходства

Пожилой человек находит сходство между двумя и более объек- тами.

Алгоритм действий

а) ознакомьтесь с каждым объектом;

б) выделите как можно больше характеристик каждого объекта; в) укажите сходства.

 

Сравнение и противопоставление

Пожилой человек находит сходства и различия между двумя и бо- лее объектами.

Алгоритм действий

а) ознакомьтесь с каждым объектом;

б) выделите как можно больше характеристик каждого объекта; в) укажите сходства;

г) укажите различия;

д) упорядочите и опишите сходства и различия.

Анализ

Пожилой человек делит задачу на подзадачи и исследует каждую из последних.

Алгоритм действий

а) ознакомьтесь с задачей;

б) найдите важнейшие элементы; в) опишите каждый элемент.


Аргументация

Пожилой человек приводит соответствующие аргументы, подроб- ности, примеры, чтобы обосновать утверждение, следствие или вывод.

Алгоритм действий

а) приведите утверждение, которое хотите обосновать аргумента- ми;

б) соберите необходимую информацию; в) упорядочите информацию;

д) представьте первоначальное утверждение в свете новой и упо- рядоченной информации.

 

Принятие решения

Пожилой человек исследует альтернативные решения, чтобы вы- брать способ действий.

Алгоритм действий

а) ознакомьтесь с каждым вариантом решения;

б) укажите сильные и слабые стороны каждого из них (преимущест-

ва и недостатки);

в) оцените соотношение элементов, указанных в пункте б); г) примите решение с учетом сделанной оценки.

Решение проблем

Пожилой человек разрабатывает и проверяет возможные вариан- ты решения проблемы, т.е. ситуации, в которой на пути к намеченной цели имеются ограничения и/или преграды.

Алгоритм действий

а) исследуйте проблему (оцените почему цели нельзя добиться простым способом, что этому препятствует);

б) придумайте как можно больше вариантов решения;

в) укажите сильные и слабые стороны каждого из них (преимущест-

ва и недостатки);

г) упорядочите варианты решения, начиная с лучшего;

д) проверьте (прямо или косвенно) качество лучшего варианта ре- шения;

е) последовательно проверьте остальные варианты решения.


Упорядочение сведений

Пожилой человек по заданному ему критерию приводит в поря- док информацию (упорядочивает события, идеи, описанные объекты и т.д.).

Алгоритм действий

а) узнайте или определите критерий упорядочения;

б) ознакомьтесь со всеми элементами, которые надо упорядочить; с) упорядочите элементы по заданному критерию;

д) опишите полученную конструкцию, используя вновь приданный порядок.

 

Оценка, критика

Пожилой человек приводит оценки с учетом ряда критериев.

Алгоритм действий

а) узнайте или выработайте критерии (уточните их); б) ознакомьтесь с объектом оценки;

в) оцените характеристики исследуемого объекта последователь- но по каждому критерию;

г) опишите объект при помощи результатов, полученных на осно- вании действий, приведенных в пункте в).

 

Группировка

Пожилой человек делит элементы на группы, сравнивая характе- ристики каждого элемента с чертами, характерными для каждой кон- кретной группы.

Алгоритм действий

а) ознакомьтесь со всем спектром элементов;

б) ознакомьтесь с характеристиками каждой группы элементов; в) упорядочите элементы, сравнивая их с характеристиками ка-

ждой из групп;

г) опишите каждую группу.

 

Классификация

Пожилой человек определяет соответствующие категории, черты каждой из них и помещает элементы в соответствующую категорию.

Алгоритм действий

а) ознакомьтесь с полным спектром элементов;


б) оцените, какие характеристики являются общими для некото- рых из них и таким способом определите категорию;

в) разнесите элементы по категориям;

г) проверьте, имеют ли элементы в каждой категории характерис- тики, отвечающие этой категории;

д) опишите каждую категорию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.005 с.)