Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей
«Образование» является широким понятием, обозначающим все- стороннее обучение, которое может продолжаться всю жизнь. Люди постоянно учатся решать новые проблемы, они хотят получать более полезную информацию, лучше ориентироваться в быстро меняю- щемся мире.Пожилые люди также в этом нуждаются. Важно помнить, что когнитивные способности у пожилых людей, такие как память, сло- варный запас, аналитические навыки, весьма разнообразны и во мно- гом зависят от способа и качества прежней жизни, а также от трени- ровки, в роли которой, помимо специальных занятий, могут выступать прежняя работа, досуг и интересы. Показано, что интенсивные умст- венные упражнения уже всего за несколько дней приводят к повыше- нию активности области мозга, отвечающей за производство новых ценных клеток, поэтому результаты обучения могут быть вполне удов- летворительными даже в преклонном возрасте. Следует знать, что на самом деле память ухудшается, когда ею меньше пользуются, когда пренебрегают образованием и интересами. Программа «Интеллектуально активный пожилой человек» дает возможность удовлетворить потребность пожилого человека в обра- зовании. На первом этапе предполагается проведение двух мастер- классов примерно по 1,5 часа каждый, в которых принимают участие 8–12 пожилых людей. Встречи носят открытый и добровольный ха- рактер (пожилому человеку достаточно выразить свое желание при- нять участие в мастер-классе в ходе анкетирования). Встречи, главной целью которых является побуждение участников к интеллектуальной активности, должны одновременно носить дружеский характер и да- вать возможность отдохнуть. К каждому мастер-классу готовится основательная дидактическая база – планы занятий, содержащие комплекты заданий различной сложности и дающие возможность участвовать каждому пожилому человеку, независимо от текущего уровня интеллектуальных способ- ностей. Само занятие должно больше напоминать развлечение, чем напряженную работу ума и, тем самым, стимулировать включение по- добных мастер-классов по активизации интеллектуальных способно- стей в годичный цикл мероприятий с участием пожилых людей. Важной составляющей групповых занятий по когнитивному тре- нингу для пожилых людей является подведение их итогов с целью оптимизации (повышения качества и эффективности) последующих занятий. Инструментом для подведения итогов обсуждаемых семина- ров может выступать анализ, осуществляемый человеком, ответствен- ным за проведение занятия (ведущим). По итогам данного анализа формируются четыре списка, в которых выделяются сильные стороны проводимых занятий; слабые стороны – то, что требует изменений, усиления, развития; возможности, которые появляются на каждом этапе программы и могут способствовать успеху предприятия; и угро- зы – т.е. различные риски, требующие поиска решений и применения альтернативных подходов.
Вот пример анализа итогов завершенного цикла занятий по трени- ровке интеллектуальной деятельности: Сильные стороны: – высокая вовлеченность пожилых людей; – тщательная подготовка мастер-классов в техническом и организа- ционном отношении; – хорошее взаимодействие между ведущим и пожилыми людьми, эмпатия; – обеспечение достаточных финансовых ресурсов; – энергичный, открытый для новых идей, дружелюбный организатор занятий; – хорошие материально-технические условия для проведения заня- тий. Слабые стороны: – ведущему и участникам занятий было далеко добираться; – необходимость обеспечить спонсорскую поддержку. Возможности для дальнейшей организованной интеллектуальной деятельности пожилых людей: – получение финансовых ресурсов, например, из благотворительных фондов; – оценка мнения пожилых людей и их желаний по дальнейшему уча- стию в подобных проектах; – поддержка СМИ после завершения проекта; – появление нового потенциального ведущего, которым может стать один из участников. Угрозы для дальнейшей деятельности: – отсутствие гарантированных средств для проведения дальнейших встреч; – отдаленный и неопределенный срок следующего мастер-класса; – снижение энтузиазма и положительных эмоций; – неуверенность в своих силах и сдержанность потенциального ве- дущего из числа участников, отсутствие порыва внутри группы. СЦЕНАРИИ МАСТЕР-КЛАССОВ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО АКТИВНЫЙ ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК»
Далее представлены три примерных сценария мастер-классов. Не- обходимо помнить, что важным фактором успешности занятий явля- ется адаптация их содержания под потребности и возможности кон- кретной группы пожилых людей. Сценарий 1 Цель занятий: – Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей. – Пробуждение у пожилых людей интереса к участию в мастер-клас- сах по тренировке умственных способностей, как способу время- препровождения. – Совершенствование различных типов критического и творческого мышления. – Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека. Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, тематические исследования, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практи- ческих действий. Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей. Необходимые средства / материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, лекционный плакат с рейкой, маркеры, ручки. Ход занятий: Начало занятий Начиная мастер-класс, ведущий приветствует всех участников и сообщает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный ха- рактер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следующих правил: – проявлять активность; – вести себя свободно; – обращаться напрямую; – относиться толерантно друг к другу; – говорить только от своего имени. После принятия участниками правил группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим.
Серия упражнений Упражнение 1 Название: «Визитные карточки» Цель упражнения: участники мастер-класса знакомятся друг с дру- гом, используют навыки критического мышления в ходе аргументации и принятия решений. Материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, маркеры. Ход упражнения: Каждый участник мастер-класса делает визитку. Он пишет на ней свое имя и рисует символ того, чем он больше всего любит занимать- ся. Готовую визитную карточку каждый участник прикрепляет себе на грудь. Потом каждый из пожилых людей – участников мастер-клас- са делает самопрезентацию выбранного символа.
Упражнение 2 Название: «Ассоциации» Цели упражнения: совершенствование мыслительных процессов в час ти систематизации информации, беглости мышления, творческо- го подхода к решению проблем. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Каждый участник за минуту записывает как можно больше ассо- циаций, какие только вспомнит в контексте слова «собака». По исте- чении отведенного времени, каждый, кто хочет, зачитывает вслух свои пометки. По завершении выполнения задания, ведущий обсуждает резуль- таты с участниками.
Упражнение 3 Название: «Два кувшина» Цели упражнения: стимулирование различных видов мышления – анализа, рассуждения, экспериментирования. Материалы: бумага и лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Ведущий объявляет задание: «Предположим, у нас есть два кувши- на, один емкостью 3 литра, второй емкостью 5 литров. Наша задача состоит в том, чтобы с помощью этих двух кувшинов отмерить ровно 7 литров, например, воды. Заполнять оба кувшина и потом отливать литр «на глаз» нельзя. Нужно отмерить ровно 7 литров».
После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение проблемы: 1. Заполняем пятилитровый кувшин, водой из него наполняем трех- литровый кувшин. 2. Эти три литра выливаем. В пятилитровом кувшине осталось два литра воды. 3. Эти два литра воды наливаем в трехлитровый кувшин. 4. Наполняем пятилитровый кувшин. 5. В результате получаем пять литров в пятилитровом кувшине и два литра в трехлитровом кувшине. Итого семь литров. Упражнение 4 Название: «Все на одну букву» Цели упражнения: совершенствование творческого мышления по части гибкости, оригинальности и трансформационных навыков. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Каждый участник выбирает какую-то букву алфавита, а затем стро- ит как можно более длинную фразу, используя только те слова, кото- рые начинаются с этой буквы. После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Пример предложения, приведенного ведущим: Слесарь Святослав Сергеевич Сахаров снял со стены снимок северного сияния, сделанный Светланой Семеновной Сокольской. Упражнение 5 Название: «Во что вы одеты?» Цели упражнения: совершенствование аналитического мышления; тренировка наблюдательности и памяти; более тесное знакомство участников. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Участники разбиваются по парам, потом садятся спиной друг к дру- гу. Они получают бумагу и ручку. Ведущий дает задание: «Опишите, как можно точнее, как одет человек, сидящий у вас за спиной». Выполнив описание каждый читает свой вариант, а другие участ- ники могут сами сравнить заметки и реальность. После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.
Упражнение 6 Название: «Бродяга» Цели упражнения: рассуждения, решение проблем; тренировка памяти. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Ведущий оглашает содержание задания: «Бродяга бредет по парку и обнаруживает, что у него нет сигарет. Естественно, что и денег на си- гареты у него тоже нет. А голова на что?! Наш бродяга начинает соби- рать окурки. Папиросная бумага у него в кармане, а по опыту он знает, что из семи окурков можно соорудить сигарету. Через какое-то время он собрал 49 окурков. Бродяга привык выкуривать по сигарете ка- ждые 45 минут». Вопрос: На какое время ему хватит собранного запаса?
После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение: На шесть часов. Из 49 окурков можно сделать 7 сигарет, но они, в свою очередь, дадут семь новых окурков, которых хватит на новую сигарету. Таким образом, восьми сигарет хватит на 6 часов. Упражнение 7 Название: «Веревочная лестница» Цели упражнения: стимулировать критическое мышление, рассу- ждения, оценку, навыки критического подхода к проблеме. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Ведущий дает инструкцию: «С борта корабля свисает веревочная лестница так, что она едва достигает поверхности воды. Ступеньки лестницы расположены через каждые 25 сантиметров». Вопрос: Сколько ступенек уйдет под воду во время прилива, когда уровень моря поднимется на 90 сантиметров? После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение задачи: Ни одна. Весь корабль, а вместе с ним и веревочная лестница поднимется вместе с приливом. Упражнение 8 Название: «Садовод» Цели упражнения: совершенствование мышления по части твор- ческого решения проблем экспериментирования, оригинальных ва- риантов. Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Ведущий читает задание: «Садовник хочет посадить 10 деревьев, но так, чтобы они росли пятью рядами по четыре дерева в каждом. Пожалуйста, нарисуйте, как садовник должен это сделать». После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение: Решением является следующее расположение вазонов: это пентаграмма, что показана на следующем рисунке: Пентаграмму, в свою очередь, образуют диагонали равносторонне- го пятиугольника.
Упражнение 9 Название: «Только рубль» Цели упражнения: стимулировать мышление путем поиска ошибки в рассуждениях, выводах, аргументации. Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Ведущий представляет свой массив записей: 1 рубль = 1 рубль 1 рубль = 100 копеек 10 копеек = 0,1 рубля 100 копеек = 10 копеек × 10 копеек 1 рубль = 0,1 рубля × 0,1 рубля 1 рубль = 0,01 рубля 1 рубль = 1 копейка Вопрос: Найти ошибку в следующем рассуждении. После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение проблемы: Ошибка в четвертой строке. 100 копеек – это конечно 10 копеек × 10 вместо 10 копеек × 10 копеек. Упражнение 10 Название: «Проблемы с почтой» Цели упражнения: совершенствование критического мышления в области анализа, рассуждения, решения проблем. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Ведущий читает условие задания: «Сергей Петрович отправился в отпуск. Ввиду того, что он ведет оживленную переписку, он попросил жену, которая осталась в городе, чтобы она отправляла ему наибо- лее важные письма. Через неделю от его жены пришло письмо: «Все хорошо. К сожалению, я не могу отправить тебе почту, потому что ты забрал с собой ключ от почтового ящика». Сергей Петрович всплеснул руками, быстро положил ключ от почтового ящика в конверт и отослал домой».
Вопрос: Сергей Петрович писем так и не получил. Почему? После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение задачи: Конверт с ключом также попал в почтовый ящик, от которого у жены Сергея Петровича не было ключа. Упражнение 11 Название: «Где сидел брат Иосифа?» Цели упражнения: улучшение критического мышления в области упорядочения информации, рассуждения, анализа. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Ведущий раздает участникам схемы мест за столом и текст со сле- дующими сведениями: – За круглым столом, играя в домино, сидели шесть человек. – Петр бросал костяшки домино. – Генрих сидел рядом со своим братом Иосифом, но напротив Карла. – Мужчина, который сидел слева от Карла, сидел напротив Иосифа. – Брат Иосифа сидел напротив мужчины, который сидел рядом с мужчиной, который сидел напротив мужчины, который сидел справа от Иосифа. – Мужчиной, который сидел справа от мужчины, который сидел ря- дом с мужчиной, который сидел напротив Иосифа, был Вася.
Вопрос: Сможете ли вы показать, как расселись эти люди за столом и определить, где сидел брат Иосифа? После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение задачи: Рисунок показывает правильное решение.
Заметки и рассуждения Сочетание неформальной атмосферы встречи с интересными упражнениями различной сложности, которые заставляют активно размышлять, должны вызывать интерес у пожилых людей и убедить их в том, что эти занятия важны для них. Предполагается, что после первых занятий пожилые люди увлекутся такой формой досуга и за- хотят участвовать в дальнейших мероприятиях.
Сценарий 2 Цель занятий: – Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей. – Пробуждение у участников интереса к участию в мастер-классах по тренировке умственных способностей, как способу времяпре- провождения. – Совершенствование различных типов критического и творческого мышления. – Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека. Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, тематические исследования, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практи- ческих действий. Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей. Необходимые средства / материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, лекционный плакат с рейкой, маркеры, ручки. Ход занятий: Начало занятий Начиная занятие, ведущий приветствует всех участников и сооб- щает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный характер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следу- ющих правил: – проявляем активность; – ведем себя свободно; – обращаемся напрямую; – относимся толерантно друг к другу; – говорим только от своего имени. После принятия участниками правил, группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.072 с.) |