Глава 2. Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей



«Образование» является широким понятием, обозначающим все- стороннее обучение, которое может продолжаться всю жизнь. Люди постоянно учатся решать новые проблемы, они хотят получать более полезную информацию, лучше ориентироваться в быстро меняю- щемся мире.Пожилые люди также в этом нуждаются. Важно помнить, что когнитивные способности у пожилых людей, такие как память, сло- варный запас, аналитические навыки, весьма разнообразны и во мно- гом зависят от способа и качества прежней жизни, а также от трени- ровки, в роли которой, помимо специальных занятий, могут выступать прежняя работа, досуг и интересы. Показано, что интенсивные умст- венные упражнения уже всего за несколько дней приводят к повыше- нию активности области мозга, отвечающей за производство новых ценных клеток, поэтому результаты обучения могут быть вполне удов- летворительными даже в преклонном возрасте. Следует знать, что на самом деле память ухудшается, когда ею меньше пользуются, когда пренебрегают образованием и интересами.

Программа «Интеллектуально активный пожилой человек» дает возможность удовлетворить потребность пожилого человека в обра- зовании. На первом этапе предполагается проведение двух мастер- классов примерно по 1,5 часа каждый, в которых принимают участие 8–12 пожилых людей. Встречи носят открытый и добровольный ха- рактер (пожилому человеку достаточно выразить свое желание при- нять участие в мастер-классе в ходе анкетирования). Встречи, главной целью которых является побуждение участников к интеллектуальной активности, должны одновременно носить дружеский характер и да- вать возможность отдохнуть.

К каждому мастер-классу готовится основательная дидактическая база – планы занятий, содержащие комплекты заданий различной сложности и дающие возможность участвовать каждому пожилому

человеку, независимо от текущего уровня интеллектуальных способ- ностей. Само занятие должно больше напоминать развлечение, чем напряженную работу ума и, тем самым, стимулировать включение по- добных мастер-классов по активизации интеллектуальных способно- стей в годичный цикл мероприятий с участием пожилых людей.


Важной составляющей групповых занятий по когнитивному тре- нингу для пожилых людей является подведение их итогов с целью оптимизации (повышения качества и эффективности) последующих занятий. Инструментом для подведения итогов обсуждаемых семина- ров может выступать анализ, осуществляемый человеком, ответствен- ным за проведение занятия (ведущим). По итогам данного анализа формируются четыре списка, в которых выделяются сильные стороны проводимых занятий; слабые стороны – то, что требует изменений, усиления, развития; возможности, которые появляются на каждом этапе программы и могут способствовать успеху предприятия; и угро- зы – т.е. различные риски, требующие поиска решений и применения альтернативных подходов.

Вот пример анализа итогов завершенного цикла занятий по трени-

ровке интеллектуальной деятельности:

Сильные стороны:

– высокая вовлеченность пожилых людей;

– тщательная подготовка мастер-классов в техническом и организа- ционном отношении;

– хорошее взаимодействие между ведущим и пожилыми людьми, эмпатия;

– обеспечение достаточных финансовых ресурсов;

– энергичный, открытый для новых идей, дружелюбный организатор занятий;

– хорошие материально-технические условия для проведения заня- тий.

Слабые стороны:

– ведущему и участникам занятий было далеко добираться;

– необходимость обеспечить спонсорскую поддержку.

Возможности для дальнейшей организованной интеллектуальной деятельности пожилых людей:

– получение финансовых ресурсов, например, из благотворительных фондов;

– оценка мнения пожилых людей и их желаний по дальнейшему уча- стию в подобных проектах;

– поддержка СМИ после завершения проекта;

– появление нового потенциального ведущего, которым может стать один из участников.

Угрозы для дальнейшей деятельности:


– отсутствие гарантированных средств для проведения дальнейших встреч;

– отдаленный и неопределенный срок следующего мастер-класса;

– снижение энтузиазма и положительных эмоций;

– неуверенность в своих силах и сдержанность потенциального ве- дущего из числа участников, отсутствие порыва внутри группы.


СЦЕНАРИИ МАСТЕР-КЛАССОВ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО АКТИВНЫЙ ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК»

Далее представлены три примерных сценария мастер-классов. Не- обходимо помнить, что важным фактором успешности занятий явля- ется адаптация их содержания под потребности и возможности кон- кретной группы пожилых людей.

Сценарий 1

Цель занятий:

– Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей.

– Пробуждение у пожилых людей интереса к участию в мастер-клас- сах по тренировке умственных способностей, как способу время- препровождения.

– Совершенствование различных типов критического и творческого мышления.

– Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека.

Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, тематические исследования, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практи- ческих действий.

Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей.

Необходимые средства / материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, лекционный плакат с рейкой, маркеры, ручки.

Ход занятий:

Начало занятий

Начиная мастер-класс, ведущий приветствует всех участников

и сообщает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный ха- рактер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следующих правил:

– проявлять активность;

– вести себя свободно;

– обращаться напрямую;

– относиться толерантно друг к другу;

– говорить только от своего имени.


После принятия участниками правил группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим.

 

Серия упражнений

Упражнение 1

Название: «Визитные карточки»

Цель упражнения: участники мастер-класса знакомятся друг с дру- гом, используют навыки критического мышления в ходе аргументации и принятия решений.

Материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, маркеры.

Ход упражнения:

Каждый участник мастер-класса делает визитку. Он пишет на ней свое имя и рисует символ того, чем он больше всего любит занимать- ся. Готовую визитную карточку каждый участник прикрепляет себе

на грудь. Потом каждый из пожилых людей – участников мастер-клас- са делает самопрезентацию выбранного символа.

 

Упражнение 2

Название: «Ассоциации»

Цели упражнения: совершенствование мыслительных процессов

в час ти систематизации информации, беглости мышления, творческо- го подхода к решению проблем.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Каждый участник за минуту записывает как можно больше ассо- циаций, какие только вспомнит в контексте слова «собака». По исте- чении отведенного времени, каждый, кто хочет, зачитывает вслух свои пометки.

По завершении выполнения задания, ведущий обсуждает резуль- таты с участниками.

 

Упражнение 3

Название: «Два кувшина»

Цели упражнения: стимулирование различных видов мышления –

анализа, рассуждения, экспериментирования.

Материалы: бумага и лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:


Ведущий объявляет задание: «Предположим, у нас есть два кувши- на, один емкостью 3 литра, второй емкостью 5 литров. Наша задача состоит в том, чтобы с помощью этих двух кувшинов отмерить ровно 7 литров, например, воды. Заполнять оба кувшина и потом отливать литр «на глаз» нельзя. Нужно отмерить ровно 7 литров».

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

1. Заполняем пятилитровый кувшин, водой из него наполняем трех- литровый кувшин.

2. Эти три литра выливаем. В пятилитровом кувшине осталось два литра воды.

3. Эти два литра воды наливаем в трехлитровый кувшин.

4. Наполняем пятилитровый кувшин.

5. В результате получаем пять литров в пятилитровом кувшине и два литра в трехлитровом кувшине. Итого семь литров.

Упражнение 4

Название: «Все на одну букву»

Цели упражнения: совершенствование творческого мышления по части гибкости, оригинальности и трансформационных навыков.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Каждый участник выбирает какую-то букву алфавита, а затем стро- ит как можно более длинную фразу, используя только те слова, кото- рые начинаются с этой буквы.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Пример предложения, приведенного ведущим: Слесарь Святослав

Сергеевич Сахаров снял со стены снимок северного сияния, сделанный Светланой Семеновной Сокольской.

Упражнение 5

Название: «Во что вы одеты?»

Цели упражнения: совершенствование аналитического мышления; тренировка наблюдательности и памяти; более тесное знакомство участников.


Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Участники разбиваются по парам, потом садятся спиной друг к дру- гу. Они получают бумагу и ручку.

Ведущий дает задание:

«Опишите, как можно точнее, как одет человек, сидящий у вас за спиной».

Выполнив описание каждый читает свой вариант, а другие участ- ники могут сами сравнить заметки и реальность.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

 

Упражнение 6

Название: «Бродяга»

Цели упражнения: рассуждения, решение проблем; тренировка памяти.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий оглашает содержание задания: «Бродяга бредет по парку и обнаруживает, что у него нет сигарет. Естественно, что и денег на си- гареты у него тоже нет. А голова на что?! Наш бродяга начинает соби- рать окурки. Папиросная бумага у него в кармане, а по опыту он знает, что из семи окурков можно соорудить сигарету. Через какое-то время он собрал 49 окурков. Бродяга привык выкуривать по сигарете ка- ждые 45 минут».

Вопрос: На какое время ему хватит собранного запаса?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение: На шесть часов. Из 49 окурков можно сделать 7 сигарет, но они, в свою очередь, дадут семь новых окурков, которых хватит на новую сигарету. Таким образом, восьми сигарет хватит на 6 часов.

Упражнение 7

Название: «Веревочная лестница»

Цели упражнения: стимулировать критическое мышление, рассу- ждения, оценку, навыки критического подхода к проблеме.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:


Ведущий дает инструкцию: «С борта корабля свисает веревочная лестница так, что она едва достигает поверхности воды. Ступеньки лестницы расположены через каждые 25 сантиметров».

Вопрос: Сколько ступенек уйдет под воду во время прилива, когда уровень моря поднимется на 90 сантиметров?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи: Ни одна. Весь корабль, а вместе с ним и веревочная лестница поднимется вместе с приливом.

Упражнение 8

Название: «Садовод»

Цели упражнения: совершенствование мышления по части твор- ческого решения проблем экспериментирования, оригинальных ва- риантов.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий читает задание: «Садовник хочет посадить 10 деревьев, но так, чтобы они росли пятью рядами по четыре дерева в каждом. Пожалуйста, нарисуйте, как садовник должен это сделать».

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение: Решением является следующее расположение вазонов: это пентаграмма, что показана на следующем рисунке:



Пентаграмму, в свою очередь, образуют диагонали равносторонне- го пятиугольника.


 

Упражнение 9

Название: «Только рубль»

Цели упражнения: стимулировать мышление путем поиска ошибки в рассуждениях, выводах, аргументации.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий представляет свой массив записей: 1 рубль = 1 рубль

1 рубль = 100 копеек

10 копеек = 0,1 рубля

100 копеек = 10 копеек × 10 копеек

1 рубль = 0,1 рубля × 0,1 рубля

1 рубль = 0,01 рубля

1 рубль = 1 копейка

Вопрос: Найти ошибку в следующем рассуждении.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

Ошибка в четвертой строке.

100 копеек – это конечно 10 копеек × 10 вместо 10 копеек × 10

копеек.


Упражнение 10

Название: «Проблемы с почтой»

Цели упражнения: совершенствование критического мышления в области анализа, рассуждения, решения проблем.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий читает условие задания: «Сергей Петрович отправился

в отпуск. Ввиду того, что он ведет оживленную переписку, он попросил жену, которая осталась в городе, чтобы она отправляла ему наибо- лее важные письма. Через неделю от его жены пришло письмо: «Все хорошо. К сожалению, я не могу отправить тебе почту, потому что ты забрал с собой ключ от почтового ящика». Сергей Петрович всплеснул руками, быстро положил ключ от почтового ящика в конверт и отослал домой».

Вопрос: Сергей Петрович писем так и не получил. Почему?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи: Конверт с ключом также попал в почтовый ящик, от которого у жены Сергея Петровича не было ключа.

Упражнение 11

Название: «Где сидел брат Иосифа?»

Цели упражнения: улучшение критического мышления в области упорядочения информации, рассуждения, анализа.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий раздает участникам схемы мест за столом и текст со сле- дующими сведениями:

– За круглым столом, играя в домино, сидели шесть человек.

– Петр бросал костяшки домино.

– Генрих сидел рядом со своим братом Иосифом, но напротив Карла.

– Мужчина, который сидел слева от Карла, сидел напротив Иосифа.

– Брат Иосифа сидел напротив мужчины, который сидел рядом с мужчиной, который сидел напротив мужчины, который сидел справа от Иосифа.

– Мужчиной, который сидел справа от мужчины, который сидел ря- дом с мужчиной, который сидел напротив Иосифа, был Вася.


 

 

 

 

 

Вопрос: Сможете ли вы показать, как расселись эти люди за столом и определить, где сидел брат Иосифа?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи: Рисунок показывает правильное решение.

Брат Иосифа

Петр
Генрих
Карл
Иосиф

Вася


Заметки и рассуждения

Сочетание неформальной атмосферы встречи с интересными упражнениями различной сложности, которые заставляют активно размышлять, должны вызывать интерес у пожилых людей и убедить их в том, что эти занятия важны для них. Предполагается, что после первых занятий пожилые люди увлекутся такой формой досуга и за- хотят участвовать в дальнейших мероприятиях.

 

Сценарий 2

Цель занятий:

– Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей.

– Пробуждение у участников интереса к участию в мастер-классах по тренировке умственных способностей, как способу времяпре- провождения.

– Совершенствование различных типов критического и творческого мышления.

– Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека.

Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, тематические исследования, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практи- ческих действий.

Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей.

Необходимые средства / материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, лекционный плакат с рейкой, маркеры, ручки.

Ход занятий:

Начало занятий

Начиная занятие, ведущий приветствует всех участников и сооб- щает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный характер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следу- ющих правил:

– проявляем активность;

– ведем себя свободно;

– обращаемся напрямую;

– относимся толерантно друг к другу;

– говорим только от своего имени.


После принятия участниками правил, группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.072 с.)