Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Серия упражнений Упражнение 1
Название: «Визитные карточки» Цель упражнения: участники мастер-класса знакомятся друг с дру- гом, при этом используют навыки критического мышления в ходе ар- гументации и принятия решений. Материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, маркеры. Ход упражнения: Каждый участник мастер-класса делает визитку. Он пишет на ней свое имя и рисует символ того, чем он больше всего любит занимать- ся. Готовую визитную карточку каждый участник прикрепляет себе на грудь.
Упражнение 2 Название: «Синтез по имени» Цель упражнения: улучшение творческого мышления по части бег- лости, гибкости и способности к преобразованию. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Участники составляют предложение, состоящее из слов, которые начинаются с букв,образующих имя участника, например, ВОВА = В Огороде Выросли Арбузы. После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.
Упражнение 3 Название: «Сумки» Цель упражнения: стимулирование критического мышления по час ти анализа, экспериментов и решения проблем; комбинаторика. Материалы: карты, ручки, лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Ведущий читает содержание задачи: «У вас есть три сумки: A, Б, B. На первой написано «Яблоки и апельсины», на второй – «Яблоки», а на третьей – «Апельсины». Все надписи неверны. Ваша задача состоит в том, чтобы исправить размещение этикеток на сумках. Однако вы можете заглянуть только в одну сумку, причем только раз, и вытащить только один фрукт. В дру- гие сумки заглядывать нельзя. Заглядываешь в сумку А и достаешь апельсин». Вопрос: Как должны быть распределены этикетки? После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение задачи: Сумка А – апельсины Сумка Б – яблоки и апельсины Сумка В – яблоки
Упражнение 4 Название: «Творческие заметки» Цели упражнения: стимулирование мыслительных процессов – оригинальности и совмещения объектов; способности создавать вы- ражения; творческого самовыражения. Материалы: бумага формата А4 и ручки. Ход упражнения: Каждый участник получает лист формата А4. В одном углу пишет любое слово, затем загибает угол и кладет лист в коробку. Когда все положат листы в коробку, происходит жеребьевка. Каждый участник в очередном углу полученного листа записывает очередное слово. И так до заполнения всех углов.
Затем происходит последняя жеребьевка и каждый из участников на листе должен написать рассказ из 4 предложений, в каждом из ко- торых будет использовано слово, написанное в углах листа. После выполнения задания каждый дает название своей истории и читает ее вслух. В конце ведущий обсуждает результаты с участниками.
Упражнение 5 Название: «Весы и шарики» Цель упражнения: стимулирование творческого мышления по час- ти комбинаторики, экспериментов и критического мышления через рассуждение и решение проблем. Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Ведущий объясняет задание: «У нас есть девять шаров, которые одинаковы на вид и по цвету. Восемь из них одинакового веса,а де- вятый – тяжелее. Как за два взвешивания можно точно определить, какой из девяти шаров тяжелее?». После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение проблемы: Делим шарики на три группы по три в каждой группе. Сравниваем вес двух групп. Если они совпадают, то мы уверены, что в последней группе из трех шаров находится то, что тяжелее. Таким образом, ис- пользовано первое взвешивание. У нас остались три шарика. Мы бе- рем два из них и кладем по одному на каждую из чашек весов. Если они уравновешиваются и весы показывают одинаковый вес, то остав- шийся шарик тяжелее остальных. Если же стрелка весов отклоняется от равновесия, то на соответствующей чашке находится шарик, кото- рый тяжелее остальных.
Упражнение 6 Название: «Банты» Цель упражнения: стимулирование мыслительных процессов в об- ласти анализа и упорядочивания информации. Материалы: карточки, ручки, лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Тренер читает текст вслух: «Анна пришла домой из школы – по словам старшего брата – в от- личном настроении. – Чему ты так радуешься? – спросила мама. – Потому что я получила пять по математике за то, что правильно решила логическую задачу, – похвалилась Анна. – Отлично,расскажи какое было задание, – сказала мама одобри- тельно.
– Значит так, наша учительница сказала, что сегодня на уроке бу- дем решать логические задачи. Сразу вызвала Катю, Соню и меня. Она поставила нас перед классом в затылок друг другу: сначала я, за мной Соня, а за ней Катя. Она сказала, чтобы мы не оборачивались. Потом она показала всем открытую коробку, в которой было пять бантов: два белых и три черных. Один из них приколола мне на волосы, вторым украсила прическу Сони, а третьим – Кати. Никто из нас не видел, какой бант у каждой на голове и какие оста- лись в коробке. Кате было проще всех, она видела нас обеих, Соня – только меня, а я – никого. Учительница спросила Катю, знает ли она какого цвета бант у нее в волосах. Катя сказала, что понятия не имеет. Соня пискнула, что тоже не знает. И тогда я... – И что ты, гений в юбке, – сказал с усмешкой брат – наверно, тоже сказала, что понятия не имеешь, какой бант на твоей «умной» голове?.. – Не поверишь, но я знала! – сказала не без гордости Анна. – Да-а-а? Не верю, что ты действительно знала. Если сказала пра- вильно, то, скорее всего, угадала, а не пришла к логическому решению. Это просто невозможно. Даже я… – Тут он сделал эффектную паузу, чтобы подчеркнуть силу этого утверждения. – Не решил бы эту задачу «рационально», потому что не хватает данных. – Да-а… – Анна иронически усмехнулась. – Это ты бы стал угады- вать, потому что логические рассуждения – это не для твоих мозгов. Послушай, как рассуждала я, и поймешь, как прийти к правильному решению!» Вопрос: Можно ли решить эту логическую задачу? По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками.
Решение проблемы: Есть семь различных возможностей расположения бантов. Посмо- трите на схему. A C K I II III IV V VI VII Первый вариант надо отбросить, потому что Катя, видя перед со- бой два белых банта, ответила бы: «Я знаю, что у меня черный, пото- му что белых больше нет. А мы помним, что Катя ответила «не знаю». А что произошло бы во втором и третьем случае? В свою очередь, Соня ответила бы «знаю» (т. е. не так, как в задаче). Почему? Ну, под- умайте. Соня рассуждала бы так: я вижу перед собой белый бант. Если бы и у меня был белый, то Катя у меня за спиной сказала бы: «Я знаю», т. к. видела бы перед собой два белых банта. Но она сказала «не знаю», это означает, что у меня в волосах черный бант. Так что варианты II и III тоже нужно отбросить. Остались вариан- ты IV, V, VI и VII, где в первом ряду есть только черные банты. Таким образом, когда Анна услышала отрицательные ответы Кати и Сони, могла уверенно ответить: «Я знаю, у меня черный бант». Упражнение 7 Название: «Кружки» Цели упражнения: совершенствование мышления по части анали- за, гибкости, оригинальности; комбинаторика. Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Ведущий объясняет задание: «Не отрывая ручки от бумаги, нари- суйте четыре прямые линии, чтобы соединить ими все 9 кружков. Ли- нии должны быть тонкие, идеально прямые, любой длины.
По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками. Решение проблемы: Необходимо рассуждать небанально.
Упражнение 8 Название: «Белые и черные шарики» Цель упражнения: стимулирование творческого мышления; ком- бинаторика, экспериментирование. Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой. Ход упражнения: Ведущий объясняет задачу: «У нас есть три коробки. В одной короб- ке находятся два черных шарика (ЧЧ), во второй – два белых шарика (ББ), а в третьей – один белый и один черный шарик (БЧ). На крышках коробок находятся соответствующие надписи. Однако какой-то шутник переставил крышки таким образом, что надпись не соответствует содержимому. Наша задача – вынуть по одному шарику из каждой коробки и, не заглядывая внутрь, ска- зать, какие шарики находятся в каждой из коробок». Вопрос: Сколько минимально шариков надо вынуть, чтобы опреде- лить содержание всех трех коробок? По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками. Решение проблемы: Достаточно вынуть один шарик. Ключом к решению задачи явля- ется сообщение, что все три коробки неправильно обозначены. Поэто- му необходимо вытащить шарик из коробки, помеченной БЧ – белый и черный. Если вынутый шарик, допустим, черный, мы сразу понимаем, что второй шарик тоже должен быть черного цвета, в противном случае крышка была бы поставлена правильно, что противоречит условиям задачи. Таким образом, определилась коробка с двумя черными шариками. Тогда мы обращаемся к коробке, обозначенной ББ. Там не мо- жет быть двух белых шариков, т. к. надпись на крышке должна быть неправильной. Таким образом, там белый и черный шарики. В третьей коробке два белых шарика. Упражнение 9 Название: «Бриколаж» Цели упражнения: развитие навыков работы в группе, стимулиро- вание творческого мышления в области интеграции и создания сетей (карты проблемы). Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Ведущий делит участников на три группы. Каждая команда начи- нает писать рассказ на заданную тему, например криминальную исто- рию, романтическую историю и научную фантастику. По истечении за- данного времени каждая группа передает свой рассказ другой, чтобы та его продолжила. Когда каждая из команд получит назад свой ори- гинальный рассказ, она должна его закончить и дать название. После выполнения задания, каждая группа читает свой рассказ вслух. По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками.
Упражнение 10 Название: «Пять кроликов» Цель упражнения: совершенствование рассуждения и аргумента- ции – элементов критического мышления. Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Ведущий читает содержание задания: «Пять кроликов играли на лугу. Появился охотник и убил одного из них». Вопрос: Сколько кроликов осталось на лугу? После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение проблемы: Только один, которого убили. Остальные, ко- нечно, убежали. Результаты занятий После завершения серии упражнений, ведущий подводит итоги, а затем предлагает каждому из участников высказаться по поводу прошедших занятий. В конце ведущий благодарит всех за активное и плодотворное участие в мастер-классах. Заметки и размышления Очередной набор активизирующих упражнений должен был убе- дить пожилых людей в том, что занятия такого типа являются привле- кательным способом проведения свободного времени. Сценарий 3 Цель занятий: – Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей. – Пробуждение у участников интереса к мастер-классам по трени- ровке умственных способностей, как способу времяпрепровожде- ния. – Совершенствование различных типов критического и творческого мышления. – Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека. Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практических действий. Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей. Необходимые средства /материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, флип-чарт, маркеры, ручки, рабочие карты, карты c контурами стран, диктанты графические. Ход занятий: Начало занятий Начиная мастер-класс, ведущий приветствует всех участников и сообщает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный ха- рактер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следующих правил: – проявлять активность; – вести себя свободно; – обращаться напрямую; – относиться толерантно друг к другу; – говорить только от своего имени. После принятия участниками правил, группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим. Серия упражнений Упражнение 1 Название: «Визитные карточки» Цель упражнения: участники мастер-класса знакомятся друг с дру- гом, используют навыки критического мышления в ходе аргументации и принятия решений. Материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, маркеры. Ход упражнения: Каждый участник мастер-класса делает визитку. Он пишет на ней свое имя и рисует символ того, чем он больше всего любит занимать- ся. Готовую визитную карточку каждый участник прикрепляет себе на грудь.
Упражнение 2 Название: «Сколько дошкольников?» Цель упражнения: улучшение мышления в области кратковремен- ной памяти, стимулирование творческого подхода.
Материалы: бумага и ручки. Ход упражнения: Ведущий читает задание: «Группа дошкольников отправилась на экскурсию. Когда они делились по двое, трое, четверо каждый раз один малыш оставался один. Только когда делились по пятеркам, в одиночестве никого не оставалось. Сколько дошкольников насчиты- вает группа?». После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение: 25 дошкольников. Упражнение 3 Название: «Столицы государств» Цели упражнения: стимулирование долгосрочной памяти. Материалы: бумага формата А4, ручки, бланк задания. Ход упражнения:
После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками. Решение проблемы:
Упражнение 4 Название: «Викторина по природовению» Цели упражнения: стимулирование мыслительных процессов – оригинальности и интеграции объектов; стимулирование долговре- менной памяти. Материалы: бумага, ручки. Ход упражнения: Ведущий читает определения объектов и явлений и приводит ва- рианты ответов. Задача – выбрать правильный ответ и записать его.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.073 с.) |