Серия упражнений Упражнение 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серия упражнений Упражнение 1



Название: «Визитные карточки»

Цель упражнения: участники мастер-класса знакомятся друг с дру- гом, при этом используют навыки критического мышления в ходе ар- гументации и принятия решений.

Материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, маркеры.

Ход упражнения:

Каждый участник мастер-класса делает визитку. Он пишет на ней свое имя и рисует символ того, чем он больше всего любит занимать- ся. Готовую визитную карточку каждый участник прикрепляет себе на грудь.

 

Упражнение 2

Название: «Синтез по имени»

Цель упражнения: улучшение творческого мышления по части бег- лости, гибкости и способности к преобразованию.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Участники составляют предложение, состоящее из слов, которые начинаются с букв,образующих имя участника, например, ВОВА = В Огороде Выросли Арбузы.

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

 

Упражнение 3

Название: «Сумки»

Цель упражнения: стимулирование критического мышления

по час ти анализа, экспериментов и решения проблем; комбинаторика.

Материалы: карты, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий читает содержание задачи: «У вас есть три сумки: A, Б,

B. На первой написано «Яблоки и апельсины», на второй – «Яблоки»,

а на третьей – «Апельсины».

Все надписи неверны. Ваша задача состоит в том, чтобы исправить размещение этикеток на сумках. Однако вы можете заглянуть только


в одну сумку, причем только раз, и вытащить только один фрукт. В дру- гие сумки заглядывать нельзя. Заглядываешь в сумку А и достаешь апельсин».

Вопрос: Как должны быть распределены этикетки?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение задачи:

Сумка А – апельсины

Сумка Б – яблоки и апельсины Сумка В – яблоки

 

Упражнение 4

Название: «Творческие заметки»

Цели упражнения: стимулирование мыслительных процессов – оригинальности и совмещения объектов; способности создавать вы- ражения; творческого самовыражения.

Материалы: бумага формата А4 и ручки.

Ход упражнения:

Каждый участник получает лист формата А4. В одном углу пишет любое слово, затем загибает угол и кладет лист в коробку. Когда все положат листы в коробку, происходит жеребьевка. Каждый участник в очередном углу полученного листа записывает очередное слово. И так до заполнения всех углов.

Затем происходит последняя жеребьевка и каждый из участников на листе должен написать рассказ из 4 предложений, в каждом из ко- торых будет использовано слово, написанное в углах листа.

После выполнения задания каждый дает название своей истории

и читает ее вслух.

В конце ведущий обсуждает результаты с участниками.

 

Упражнение 5

Название: «Весы и шарики»

Цель упражнения: стимулирование творческого мышления по час- ти комбинаторики, экспериментов и критического мышления через рассуждение и решение проблем.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:


Ведущий объясняет задание: «У нас есть девять шаров, которые одинаковы на вид и по цвету. Восемь из них одинакового веса,а де- вятый – тяжелее. Как за два взвешивания можно точно определить, какой из девяти шаров тяжелее?».

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

Делим шарики на три группы по три в каждой группе. Сравниваем вес двух групп. Если они совпадают, то мы уверены, что в последней группе из трех шаров находится то, что тяжелее. Таким образом, ис- пользовано первое взвешивание. У нас остались три шарика. Мы бе- рем два из них и кладем по одному на каждую из чашек весов. Если они уравновешиваются и весы показывают одинаковый вес, то остав- шийся шарик тяжелее остальных. Если же стрелка весов отклоняется от равновесия, то на соответствующей чашке находится шарик, кото- рый тяжелее остальных.

 

Упражнение 6

Название: «Банты»

Цель упражнения: стимулирование мыслительных процессов в об- ласти анализа и упорядочивания информации.

Материалы: карточки, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Тренер читает текст вслух:

«Анна пришла домой из школы – по словам старшего брата – в от- личном настроении.

– Чему ты так радуешься? – спросила мама.

– Потому что я получила пять по математике за то, что правильно решила логическую задачу, – похвалилась Анна.

– Отлично,расскажи какое было задание, – сказала мама одобри- тельно.

– Значит так, наша учительница сказала, что сегодня на уроке бу- дем решать логические задачи. Сразу вызвала Катю, Соню и меня. Она поставила нас перед классом в затылок друг другу: сначала я, за мной Соня, а за ней Катя. Она сказала, чтобы мы не оборачивались. Потом она показала всем открытую коробку, в которой было пять бантов: два белых и три черных.


Один из них приколола мне на волосы, вторым украсила прическу Сони, а третьим – Кати.

Никто из нас не видел, какой бант у каждой на голове и какие оста- лись в коробке. Кате было проще всех, она видела нас обеих, Соня – только меня, а я – никого. Учительница спросила Катю, знает ли она какого цвета бант у нее в волосах. Катя сказала, что понятия не имеет. Соня пискнула, что тоже не знает. И тогда я...

– И что ты, гений в юбке, – сказал с усмешкой брат – наверно, тоже сказала, что понятия не имеешь, какой бант на твоей «умной» голове?..

– Не поверишь, но я знала! – сказала не без гордости Анна.

– Да-а-а? Не верю, что ты действительно знала. Если сказала пра- вильно, то, скорее всего, угадала, а не пришла к логическому решению. Это просто невозможно. Даже я… – Тут он сделал эффектную паузу, чтобы подчеркнуть силу этого утверждения. – Не решил бы эту задачу

«рационально», потому что не хватает данных.

– Да-а… – Анна иронически усмехнулась. – Это ты бы стал угады- вать, потому что логические рассуждения – это не для твоих мозгов. Послушай, как рассуждала я, и поймешь, как прийти к правильному решению!»

Вопрос: Можно ли решить эту логическую задачу?

По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками.

 

Решение проблемы:

Есть семь различных возможностей расположения бантов. Посмо- трите на схему.

A

C

K

I       II    III   IV     V     VI         VII

Первый вариант надо отбросить, потому что Катя, видя перед со- бой два белых банта, ответила бы: «Я знаю, что у меня черный, пото- му что белых больше нет. А мы помним, что Катя ответила «не знаю».


А что произошло бы во втором и третьем случае? В свою очередь, Соня ответила бы «знаю» (т. е. не так, как в задаче). Почему? Ну, под- умайте. Соня рассуждала бы так: я вижу перед собой белый бант. Если бы и у меня был белый, то Катя у меня за спиной сказала бы: «Я знаю», т. к. видела бы перед собой два белых банта. Но она сказала «не знаю», это означает, что у меня в волосах черный бант.

Так что варианты II и III тоже нужно отбросить. Остались вариан- ты IV, V, VI и VII, где в первом ряду есть только черные банты.

Таким образом, когда Анна услышала отрицательные ответы Кати и Сони, могла уверенно ответить: «Я знаю, у меня черный бант».

Упражнение 7

Название: «Кружки»

Цели упражнения: совершенствование мышления по части анали- за, гибкости, оригинальности; комбинаторика.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий объясняет задание: «Не отрывая ручки от бумаги, нари- суйте четыре прямые линии, чтобы соединить ими все 9 кружков. Ли- нии должны быть тонкие, идеально прямые, любой длины.

 

 


 


 


 

По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками.

Решение проблемы: Необходимо рассуждать небанально.


Упражнение 8

Название: «Белые и черные шарики»

Цель упражнения: стимулирование творческого мышления; ком- бинаторика, экспериментирование.

Материалы: бумага, ручки, лекционный плакат с рейкой.

Ход упражнения:

Ведущий объясняет задачу: «У нас есть три коробки. В одной короб- ке находятся два черных шарика (ЧЧ), во второй – два белых шарика (ББ), а в третьей – один белый и один черный шарик (БЧ). На крышках коробок находятся соответствующие надписи.

Однако какой-то шутник переставил крышки таким образом, что надпись не соответствует содержимому. Наша задача – вынуть по одному шарику из каждой коробки и, не заглядывая внутрь, ска- зать, какие шарики находятся в каждой из коробок».

Вопрос: Сколько минимально шариков надо вынуть, чтобы опреде- лить содержание всех трех коробок?

По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

Достаточно вынуть один шарик. Ключом к решению задачи явля- ется сообщение, что все три коробки неправильно обозначены. Поэто- му необходимо вытащить шарик из коробки, помеченной БЧ – белый

и черный. Если вынутый шарик, допустим, черный, мы сразу понимаем,


что второй шарик тоже должен быть черного цвета, в противном случае крышка была бы поставлена правильно, что противоречит условиям задачи. Таким образом, определилась коробка с двумя черными шариками. Тогда мы обращаемся к коробке, обозначенной ББ. Там не мо- жет быть двух белых шариков, т. к. надпись на крышке должна быть неправильной. Таким образом, там белый и черный шарики. В третьей коробке два белых шарика.

Упражнение 9

Название: «Бриколаж»

Цели упражнения: развитие навыков работы в группе, стимулиро- вание творческого мышления в области интеграции и создания сетей (карты проблемы).

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий делит участников на три группы. Каждая команда начи- нает писать рассказ на заданную тему, например криминальную исто- рию, романтическую историю и научную фантастику. По истечении за- данного времени каждая группа передает свой рассказ другой, чтобы та его продолжила. Когда каждая из команд получит назад свой ори- гинальный рассказ, она должна его закончить и дать название. После выполнения задания, каждая группа читает свой рассказ вслух.

По выполнении задания (или попытках выполнения) ведущий об- суждает результаты с участниками.

 

Упражнение 10

Название: «Пять кроликов»

Цель упражнения: совершенствование рассуждения и аргумента- ции – элементов критического мышления.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий читает содержание задания: «Пять кроликов играли на лугу. Появился охотник и убил одного из них».

Вопрос: Сколько кроликов осталось на лугу?

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы: Только один, которого убили. Остальные, ко- нечно, убежали.


Результаты занятий

После завершения серии упражнений, ведущий подводит итоги, а затем предлагает каждому из участников высказаться по поводу прошедших занятий.

В конце ведущий благодарит всех за активное и плодотворное

участие в мастер-классах.

Заметки и размышления

Очередной набор активизирующих упражнений должен был убе- дить пожилых людей в том, что занятия такого типа являются привле- кательным способом проведения свободного времени.

Сценарий 3

Цель занятий:

– Активизация интеллектуальных способностей пожилых людей.

– Пробуждение у участников интереса к мастер-классам по трени- ровке умственных способностей, как способу времяпрепровожде- ния.

– Совершенствование различных типов критического и творческого мышления.

– Демонстрация пожилым людям взаимозависимости между интел- лектуальной деятельностью и повышением качества повседнев- ной жизни человека.

Методы и приемы: обсуждение и дискуссия, разбор примеров, игры и иные развивающие развлечения, мозговой штурм, свободные выступления участников, метод практических действий.

Участники: ведущий занятия, группа пожилых людей.

Необходимые средства /материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, листы бумаги, флип-чарт, маркеры, ручки, рабочие карты, карты c контурами стран, диктанты графические.

Ход занятий:

Начало занятий

Начиная мастер-класс, ведущий приветствует всех участников

и сообщает цель встречи. Затем он указывает на интерактивный ха- рактер мастер-класса и предлагает во время занятий придерживаться следующих правил:

– проявлять активность;

– вести себя свободно;

– обращаться напрямую;


– относиться толерантно друг к другу;

– говорить только от своего имени.

После принятия участниками правил, группа переходит к выполне- нию заданий, предложенных ведущим.

Серия упражнений

Упражнение 1

Название: «Визитные карточки»

Цель упражнения: участники мастер-класса знакомятся друг с дру- гом, используют навыки критического мышления в ходе аргументации и принятия решений.

Материалы: цветная бумага для заметок с липким слоем, маркеры.

Ход упражнения:

Каждый участник мастер-класса делает визитку. Он пишет на ней свое имя и рисует символ того, чем он больше всего любит занимать- ся. Готовую визитную карточку каждый участник прикрепляет себе на грудь.

 

Упражнение 2

Название: «Сколько дошкольников?»

Цель упражнения: улучшение мышления в области кратковремен- ной памяти, стимулирование творческого подхода.

Материалы: бумага и ручки.

Ход упражнения:

Ведущий читает задание: «Группа дошкольников отправилась на экскурсию. Когда они делились по двое, трое, четверо каждый

раз один малыш оставался один. Только когда делились по пятеркам, в одиночестве никого не оставалось. Сколько дошкольников насчиты- вает группа?».

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение: 25 дошкольников.

Упражнение 3

Название: «Столицы государств»

Цели упражнения: стимулирование долгосрочной памяти.

Материалы: бумага формата А4, ручки, бланк задания.

Ход упражнения:


AФранц ия 1 Лиссабон    
Б Болгария 2 Дублин    
BИрланд ия 3 Париж    
Г Черногория 4 Тирана    
Д Чехия 5 Подгориц а  
Е Греция 6 Прага    
Ж Албания 7 Афины    
З Португалия 8 София    
В   Г Д Е Ж З
               

После выполнения задания ведущий обсуждает результаты с участниками.

Решение проблемы:

В   Г Д Е Ж З
3 8 2 5 6 7 4 1      

Упражнение 4

Название: «Викторина по природовению»

Цели упражнения: стимулирование мыслительных процессов – оригинальности и интеграции объектов; стимулирование долговре- менной памяти.

Материалы: бумага, ручки.

Ход упражнения:

Ведущий читает определения объектов и явлений и приводит ва- рианты ответов. Задача – выбрать правильный ответ и записать его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.073 с.)