Тема 5. Предмет и метод макроэкономики. Цели и инструменты макроэкономической политики. Основные макроэкономические тождества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Предмет и метод макроэкономики. Цели и инструменты макроэкономической политики. Основные макроэкономические тождества



ТЕМА 5. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИКИ. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТОЖДЕСТВА

1. Предмет и методология макроэкономических исследований.

2. Модель народнохозяйственного кругооборота доходов и расходов.

3. Макроэкономические показатели.

4. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт: понятие и методы расчета.

5. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

6. Индексы цен.

ВОПРОС 1. Предмет и методология

ВОПРОС 2. Модель народнохозяйственного

Кругооборота доходов и расходов

В основу макроэкономического анализа положена модель круговых потоков (или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов), которую можно представить следующим образом:

Хозяйственная деятельность в национальной экономике многообразна. Между хозяйствующими объектами существуют различные отношения: предприятия производят и продают блага; домохозяйства продают факторы производства, потребляют блага и накапливают финансовые активы; государственные бюджетные учреждения взимают налоги, закупают блага, удовлетворяют коллективные потребности, обеспечивают национальную безопасность. Основным созидающим звеном экономического оборота являются фирмы, изготавливающие необходимые обществу товары и услуги (блага). Предприятия функционируют не изолированно, а в тесной связи как с покупателями, которые потребляют их продукцию, так и с рынком ресурсов, где приобретаются факторы производства.

В рыночной экономике форма связей рыночная. Это значит, что все находящиеся в экономическом обороте блага имеют двоякую форму бытия: натурально-вещественную и денежную. На схеме видно (рис. 1), что направления их движения противоположны: натурально-вещественная форма – против часовой стрелки, денежная – по часовой.

Рассмотрим подробнее модель кругооборота.

Первый макроэкономический субъект – домашние хозяйства. Цель – максимизация полезности.

Исходным пунктом экономического оборота благ являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Однако, с другой стороны, домохозяйства, представляют собой и конечный продукт экономического оборота, выступают в роли потребителя благ.

Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, на заработную плату, поземельный, за владение автомобилем и др.), а получают от государства заработную плату, трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии

Рис. 1. Модель круговых потоков

 

Второй макроэкономический субъект – предпринимательский сектор. Цель – максимизация прибыли.

Предприятия (фирмы) платят государству косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акциз) и прямые налоги (на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот.

 

ВОПРОС 6. Индексы цен

Уровень цен – это средневзвешенный уровень цен в экономике в целом по всем товарам и услугам. Он измеряется при помощи индекса цен. Индекс цен – это умноженное на 100% отношение стоимости определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) в денежных единицах в данном периоде к стоимости того же набора в определенном базовом периоде. Индексы цен используются для оценки изменения темпов инфляции, динамики стоимости жизни.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг, обычно употребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):

 

Индекс Ласпейреса не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде, по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Индекс Ласпейреса (или индекс потребительских цен), где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменений в структуре потребления в текущем периоде. Например, замена более дорогих благ более дешевыми в условиях роста цен. Это приводит к завышению роста стоимости жизни.

Более точную картину дает дефлятор ВНП, рассчитанный по типу индекса Пааше, то есть индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода.

где – Р0 , Рt,   цены i -го блага, соответственно, в базисном (o) и текущем (t) периоде; Q0 Qt – количество i -го блага в базисном (o) и текущем (t) периоде.

В отличие от индекса Ласпейреса, индекс Пааше несколько занижает рост уровня цен в экономике. Он также не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года. Индекс Фишера усредняет значения этих дух индексов и рассчитывается как квадратный корень из значений этих индексов.

 

Ценовые и неценовые факторы

Для раскрытия механизма достижения макроэкономического равновесия необходимо изучить не только категорию совокупного спроса, но и совокупного предложения.

Совокупное предложение (УS) – конечное количество товаров и услуг (благ), которое произведено в экономической системе в стоимостном выражении за определенный период времени (год) или общий уровень наличного реального объема производства, при котором производители могут предложить товары при любом возможном уровне цен. Совокупное предложение может быть применимо либо к величине ВНП, либо к величине ВВП. В графическом виде совокупное предложение представляет собой кривую AS, которая имеет возрастающий характер и состоит из трех отрезков (рис. 37).

 

 


Рис. 37. Кривая совокупного предложения

 

Отрезок I характеризует реальный уровень национального производства при нахождении экономики в состоянии депрессии, когда расширение производства до величины Y возможно без роста цен и роста издержек производства, который отражает кейнсианский вариант трактовки совокупного предложения.

Отрезок II – в этой ситуации национальная экономика достигает полного уровня занятости при полном использовании производственных мощностей, то есть речь идет о максимально возможном объеме производства Yf (ВВН полной занятости при естественном уровне безработицы), который отражает концептуальные положения неоклассического подхода. Любое дальнейшее увеличение цен не приведет к росту объемов производства.

Отрезок III (промежуточный отрезок) соответствует характеристике национального производства в условиях неполной занятости, в этой ситуации увеличение объема национального производства будет достигаться за счет привлечения неиспользуемых факторов производства и сопровождаться ростом цен.

 

На величину совокупного предложения влияют две группы факторов: ценовые и неценовые.

В результате воздействия цены происходит смещение вдоль самой кривой AS.

  Среди неценовых факторов, влияющих на AS, выделяют 2 типа: 1) те, которые влияют на изменение предложения на рынке отдельных товаров: цены на ресурсы, налоги. Например, повышение цен на ресурсы вызывает увеличение издержек, что приводит к снижению совокупного предложения или рост налогов =>рост издержек => уменьшение совокупного предложения;

2) те факторы производства, например, технологии, которые влияют на способность экономики произвести какой-либо объем товаров и услуг. Рост количества или улучшения их качества позволяет возрасти производственным мощностям, и, соответственно, приводит и к росту совокупного предложения. Влияние неценовых факторов отражается в сдвиге самой кривой AS (рис. 38).

 


Рис. 38. Сдвиг кривой совокупного предложения

под влиянием неценовых факторов

При смещении кривой AS в положение AS1 наблюдается снижение совокупного предложения, а в AS2 – его увеличение. При смещении кривой AS вправо все производители на промежуточном и вертикальном отрезках будут производить больший объём национального продукта.

На горизонтальном отрезке рост производства будет означать снижение уровня цен. При смещении кривой AS влево предприятия будут производить меньший объем продукта при заданном уровне цен или будут назначать более высокую цену при данном объеме производства.

ТЕМА 5. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИКИ. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТОЖДЕСТВА

1. Предмет и методология макроэкономических исследований.

2. Модель народнохозяйственного кругооборота доходов и расходов.

3. Макроэкономические показатели.

4. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт: понятие и методы расчета.

5. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

6. Индексы цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.01 с.)