Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Сопоставительный анализ и систематизация исследований по рассматриваемой проблеме позволяют нам выявить тесную связь между творческими способностями и такими компонентами, как: – творчество и одаренность, талантливость, гениальность (В.М. Бехтерев, Н. С. Лейтес, В. М. Теплов, Д. В. Либин, С. Л. Рубинштейн): одаренность как общая природная предпосылка творчества; талант как актуализация специальных способностей; гениальность как уникальная форма самовыражения и самореализации; – творчество и интеллект (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, М. Айзенк, Л.И. Ларионова): интеллект как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме; – творчество и креативность (К. Роджерс, Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Ф. Баррон): креативность как способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления; – творчество и воображение (А. В. Петровский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л. Б. Ермолаева-Томилина): воображение как преобразование представлений; – творчество и интуитивность (А. Т. Фаттахова, Ю. А. Жигалов, Т.А. Барышева): интуитивность как механизм творческого процесса. Выводы, вытекающие из изучения нами специфики изобразительной деятельности: 1. Изобразительное творчество обеспечивает единство протекания процессов восприятия, воображения и мыслительной деятельности. 2. В изобразительной деятельности проявляется целостность логического и образного мышления и осуществляется переход от конкретного мышления к понятийному. 3. Символическая и графическая экспрессия рисунка позволяет выразить предсознательное ощущение реальной действительности. 4. В рисунке мышление проявляется как конкретно-чувственное. 5. Изобразительная деятельность является игровым видом деятельности, обеспечивающим социальную коммуникацию. 6. Рисунки, выполненные младшими школьниками, можно использовать для анализа результатов развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В развитии творческих способностей важное место принадлежит педагогическим технологиям. Технология развития творческих способностей в изобразительной деятельности предполагает теоретически обоснованную практическую реализацию следующих взаимосвязанных, протекающих в единстве компонентов: целеполагающего, содержательного, процессуального-методологического и диагностико-результативного.
Рассмотрим компоненты модели развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности. Базовым в технологии развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности является целеполагающий компонент, предусматривающий ряд задач: социально-психологических, педагогических, методических. Социально-психологические задачи связаны с созданием благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей. Педагогические задачи направлены на развитие творческих способностей в ходе учебно-воспитательного процесса. Методические задачи направлены на использование комплекса форм, методов, средств обучения в формировании творческих способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности реализовывалось посредством решения следующих задач: – изучения программного материала начальной школы во взаимосвязи с развитием образного представления и эмоционально-чувственного опыта младшего школьника; – развития познавательной деятельности, мышления, личностно-психологических характеристик детей; – обеспечения оптимальных условий для развития позитивных межличностных отношений, коммуникативных качеств и способности ребенка к рефлексии. В основе содержательного компонента лежат знания о сущности, закономерностях, структуре и особенностях развития творческих способностей в изобразительной деятельности, определяющих направленность педагогического процесса в целом. Это совокупность определенных знаний, как программных, так и специальных; креативно-познавательных и креативно-волевых качеств, составляющих структуру творческих способностей, а также различных видов деятельности теоретического, практического и творческого характера. Содержательный компонент нашего исследования включает разработку программы занятий художественно-эстетической студии «Радуга» и методические рекомендации по их проведению. В программе представлены 32 темы. Перечислим некоторые из них: «Сказочный мир искусства», «В гостях у принцессы радуги», «Нецветное царство», «Королевство теплых и холодных красок», «Осенние дары», «Первый снег», «Узоры на стекле», «Семья снеговиков», «Зимний пейзаж», «Новогодние игрушки» и др.
Приведем краткое содержание одного из занятий. Тема: «Нецветное царство». Ахроматические цвета (черный, серый, белый) и смеси этих цветов с основными и дополнительными. Получение звонких и глухих красок. Изучаем, как изменяется тон красок под действием этих цветов. Продолжаем учиться писать красками, изучаем способ вливания цвета в цвет, учимся рисовать и использовать оттенки основных и дополнительных цветов. Выполняем упражнения – изображаем различные состояния природы (небо в пасмурный и солнечный дни, спокойное и бурное море). Система занятий построена с учетом принципов доступности, последовательности 1. системности в формировании знаний, навыков и умений; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций. Цель занятий: формирование навыков изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста; восприятие изобразительного искусства; развитие художественных способностей у детей. Основное внимание уделяется рисованию красками. Данный вид занятий развивает у младших школьников зрительное восприятие цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения; формирует практические навыки художественной деятельности (элементарные основы рисунка, цветоведения) и способности образного воплощения замысла в творческой работе. Достижение поставленной цели обеспечивается процессуально-методологическим компонентом,который предполагает взаимодействие определенных методов и приемов. Занятия изобразительной деятельностью носили групповой характер, осуществлялись в рамках урока, выполнялись в качестве домашнего задания; использовались проблемное обучение, метод «мозгового штурма», ИКТ-технологии и средства мультимедиа. При групповом занятии изобразительной деятельностью применялись педагогические ситуации, развивающие мышление, положительную самооценку, активное эстетическое отношение к окружающей жизни и искусству, эмоциональную отзывчивость на пре-красное, рефлексию. При выполнении работ использовались приемы воображения: агглютинация, комбинирование, синектика, акцентуирование, гиперболизация, специфическое обобщение. Практические занятия выстраивались в занимательной форме. В качестве основных методов и приемов выступали имитационные игры, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке. Диагностико-результативный компонент включал диагностические процедуры, дающие возможность выявить критерии и уровни творческого развития детей и определить педагогическую технологию развития творческих способностей в изобразительной деятельности как целостный процесс.
Оценка показателей развития творческих способностей детей осуществлялась с использованием следующих критериев: – беглость – количество идей, возникающих в единицу времени; – гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; – оригинальность – способность генерировать идеи, отличающиеся от общепринятых; – разработанность – способность усовершенствовать объект путем детализации; – логическое мышление – способность к анализу, обобщению, установлению родовидовых взаимосвязей; – визуальное мышление – способность визуализировать содержание понятий посредством изобразительной деятельности; – коммуникативность – способность высказывать свои мысли, навыки вербального и невербального общения. Экспериментальная работа была направлена на внедрение авторской программы занятий для развития творческих способностей младших школьников. Предмет развития художественных способностей включает следующие направления: графическое развитие; развитие цветоощущения; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики; учимся у природы. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены 4 основных вида занятий: живопись, декоративно-прикладное искусство, композиция, скульптура. Основные виды занятий взаимосвязаны, дополняют друг друга и проводятся с учетом особенностей времен года и любимых детьми праздничных дат. Данная программа предполагает: – тематический подход к планированию учебного материала, все темы занятий подчинены общей теме четверти и учитывают интересы детей и их возрастные особенности; – систему учебно-творческих знаний на основе ознакомления с мировым изобразительным искусством и народным декоративно-прикладным творчеством; – направленность содержания программы на развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности, их эстетического отношения к окружающему миру, предметам быта, природе, умения создавать красоту вокруг себя.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.017 с.) |