Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы



На контрольном этапе нашего исследования, мы использовали методики аналогичные методикам констатирующего эксперимента.

При определении уровня развития творческих способностей мы остановились на таких диагностиках как: «Нарисуйте картинку» (А.А. Мелик-Пашаева), «Завершение фигуры» (Е. Торренса), «Повторяющиеся линии» (Погодиной Т.Г).

В ходе проведения данных методик было выявлено, что произошли изменения в уровне развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Средний уровень развития творческих способностей снизился на 10% и стал составлять 47 %, повысился высокий уровень на 38 %. Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии. Сравнительные данные представлены на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Сравнительные данные по итогам исследовательской работы

Реализованная система работы на уроках изобразительного искусства оказала влияние на формирование творческих способностей детей. Они стали более выражены, дети стали более активны и раскованы на уроках. На уроках художественного творчества, изображения, стали выразительными, повысился познавательный интерес к предлагаемым фактам. Дети стали чаще задавать вопрос «Почему?» и стали стараться сами найти на него ответ.

По наблюдениям за детьми на уроках выявилось, что детям нравится демонстрировать результат своего творчества (создаваемые образы), рассказывать о своей работе всему классу, каждый ребенок хотел проявить себя и поделиться со всеми своими картинами.

Учащиеся, каждый раз с нетерпением ждали занятия, беседовали с учителем, по созданию различных вариантов картин, делились впечатлениями друг с другом. Уроки воспринимались детьми, как развлечение, как отдых. Что способствовало плодотворному творческому процессу.

Результаты проведенных нами уроков по развитию творческих способностей детей привели нас к убеждению в необходимости систематической, регулярной работы в этом направлении.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческих способностей, является одним из центральных процессов в жизни детей и его развитие тесно связано со становлением личности в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования творческой активности, и роль начальной школы в этом возрасте огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, К.К. Шатонов, С.Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий, А.Н. Лук, Т.И. Артемьев, В.И. Андреев и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:

1. Для изучения и теоретического обоснования понятия «творческие способности», выявления его структурных компонентов были проанализированы существующие трактовки, отражающие разные подходы в исследовании данной проблемы. Нам близка позиция таких авторов, как: С.Л. Рубинштейн, А.А Мелик-Пашаева, Е. Торренса, С. В. Погодиной, Т.Г. Казаковой

Творческие способности - это процесс индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности, проявляющихся в стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве умения владеть выразительными средствами при создании творческого продукта, уровне развития творческого воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области (по С.В. Погодиной).

2. Опираясь на исследования (А.А Мелик-Пашаева, Е. Торренса, С.В. Погодиной и др.) психологов, были выделены следующие показатели творческих способностей: эстетическое отношение, творческое воображение, владение выразительными и изобразительными средствами. Взаимосвязь данных показателей образует цельную структуру творческих способностей. Выделенные показатели послужили надежным ориентиром для проведения опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей у младших школьников.

3. Раскрыты возможности развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Изобразительная деятельность способствует эффективности развития у детей таких способностей как: способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений; способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления; умение видеть цвет, форму, композицию и т.д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта.

4. Разработан комплекс уроков по изобразительному искусству и в ходе опытно-поисковой работы проверена его эффективность в развитии творческих способностей младших школьников. Уроки, проводились на основе учебника Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершова, Г.А Величкина. 3 класс, программа «Перспектива».

Комплекс творческих уроков представлен в виде большого путешествия в «Мир красок», с сопровождающим выдуманным героем. В основе практической детальности представлены различные методы, которые способствуют развитию творческих способностей младших школьников. В конце каждого урока класс получал определенный знак, соответствующий теме (воздушный змей, изба, дерево и т.д.).

Таким образом, разработанный нами комплекс уроков, поможет развить творческие способности младших школьников на уроках изобразительного искусства.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барканова, О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум /О.В. Барканова −Красноярск.:Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,2011. –196с.

2. Березина В.Г. Детство творческой личности. / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов, - СПб.: издательство Буковского, 2010. - 60 с.

3. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] URL:http://enc-dic.com/enc_big/Igra-22090

4. Борисова Е.Б. Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. М., 2012. - 310 с.

5. Буровкина Е.М. Художественно-творческое развитие детей // Детство, 2010. - 260 с.

6. Ворохов Р.А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб. - метод. Пособие. - М.: Владос, 2011. - 270 с.

7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский − М.: Норма, 2011. –93с.

8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении школьников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2010. - 360 с.

9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер-ком., 2002. - 368с.

10. Ершова, А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г., Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/А.П.Ершова –М.: Норма, 2007. –153с.

11. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения /Л.В.Занков. –М.:Просвещение, 2007. –152с.

12. Зеленина, Е.Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?/ Е.Б. Зеленина // Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 201-206.

13. Кабанова-Меллер, Е.Н., Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. –М.: Просвещение, 2008. –288с.

14. Комарова,Т.С., Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. -М.: Зерцало, 2005. –223с.

15. Комарова Т.А. Диагностика изодеятельности детей 6 - 7 лет // Обруч. - 2011. - 300 с.

16. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2012. - 330 с.

17. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительного искусства. / В.Б. Косминская - М.: Просвещение, 2011. - 253с.

18. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. - М.: АГАР, 2012. - 334 с.

19. Кушаевой Н.А. Основы эстетического воспитания. / Кушаева М.: Просвещение, 2010. -112с.

20. Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности школьников средствами творческой деятельности / Н. И. Лазарева - М.: 2010. – c.136-140.

21. Лобанова, Е. А., Сухорукова Е. В. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребёнка в системе начального и дошкольного образования. [Электронный ресурс] URL:http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles

22. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности /А. Лосева. - М.: Академический проект: Трикета, 2004. - 176 с.

23. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 2011. - c.125

24. Любимова, Т.Г. Развитие творческой активности [Текст] / Т.Г. Любимова - Чебоксары: КЛИО, 2012, - 273 с.

25. Матюхина,М.В., Михальчук Т.С., Прокина Н.Ф., Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. No 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» /М.В.Матюхина. –М.: Просвещение, 2001. –189с.

26. Маркова,А. К.. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К.Маркова. − М.: Просвещение, 2008. – 301с.

27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

28. Нелинский, Б.М., Фомина Н.Н., Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя/Б.М.Нелинский − М.: ВАКО, 2008.–231с.

29. Неменский Б.М. (ред.) Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 240 с.

30. Неменская Л.А., Неменский Б.М., Коротеева Е.И и д Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.

31. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 448 с.

32. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка –М.: Азбука, 2010.–736с.

33. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы / О.В. Островская - М.: Издательство Владивосток, 2012. - 220 с.

34. Петровский, А.В. Общая психология 2-е изд., и доп. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy132.htm.

35. Подласый И.П. «Педагогика», Москва, «ЮРАЙТ», 2011 г. – 574 c.

36. Психология. Педагогика. Этика /Ю.В. Наумкина.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.–465с.

37. Полуянов, Д.В., Воображение и способности / Д.В.Полуянов −М.:3нание, 2010.−50с.

38. Рубинштейн, С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер,2009. –720с.

39. Сластёнин, В. А., Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. /Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко. –М.: Академия, 2012. –602с.

40. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студентов вузов / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 228 с.

41. Торренс Е.П. Диагностика креативности [Текст]: теория и тесты / Е.П. Торренс - СПб.: Речь, 2008 - 236 с.

42. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет/ Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - М.: РОСМЭН, 2007. - 141 с.

43. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург: Ажур, 2017. 36с.

45. Федь, А.М. Воспитание прекрасным /А.М.Федь.–М.: Мол. Гвардия, 2008, 275с.

46. Эльконин,Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. − М.:Айрис-пресс, 2005.–163с.

47. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б.Эльконин. − М.:Альма Матер,2005.–466с.

48. Энциклопедический Словарь [Электронный ресурс] / Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/

49. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества /П.М.Якобсон. − М.: Искусство,2009.–712с.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тема: Мамин платок

Цель урока: создание эскиза росписи платка

Задачи: учиться составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка, продолжить знакомство с техникой нанесения росписи на платок штамп; уточнить представления детей о геометрическом и растительном орнаментах; учиться наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с природой, формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;

              развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев, воспитывать у детей любовь и заботу о маме; развивать у детей образную память эмоционально - эстетическую отзывчивость.

Формирование УУД:

Регулятивные

1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.

2. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.

3. Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.

4. Оценивать свою и коллективную работу.

Коммуникативные

1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные

1. Владеть общими способами решения конкретных учебных задач.

2. Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Личностные

1. Формировать положительное отношение к учению.

2. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства.

3. Развивать эмоциональный отклик на произведения различных видов искусства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

  2 ноября.    

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, листки с таблицей для рефлексии, листки с таблицей «Знаю - Хочу узнать – Узнал», картинки с изображением братьев – мастеров Украшения, Изображения и Постройки, заготовки из цветной и белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти, непроливайка, картофель, нож, салфетка, платки; учебник«Изобразительное искусство. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского, рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Список литературы:

· Горяева Н.А., Неменская Л.А., ПитерскихА.С. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс/Под. Ред. Б. М. Неменского;

· Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского;

· Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского/ автор- составитель Н. В. Лободина.- Волгоград: «Учитель», 2014 год;

· Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков изо в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского/авторы - составители А. Г. Александрова, Н. В. Капустина.- Волгоград: «Учитель», 2014 год.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Цель: создание комфортной атмосферы урока, осуществляя межличностное взаимодействие)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.

– Давайте улыбнемся друг другу, членам вашей группы и всем одноклассникам, пожелаем удачи и начнем урок.

Мы начнем сейчас урок.

Нам пойдут все знанья впрок.

Всё, что надо - не лениться

И старательно трудиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.149 (0.037 с.)