Лекция 1. Возникновение земледелия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Возникновение земледелия



Лекция 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

 

Введение.

Первобытное земледелие.

Земледелие раннеклассовых обществ.

Древнее земледелие у восточных славян.

Примитивные системы земледелия.

 

Введение

 

Как известно, история агрономии – теоретическая отрасль науки, объясняющая современное состояние агрономии на основе ее ретроспективного, нередко субъективного анализа. История существует как вокруг людей, так и внутри их, в глубине сознания. Человечество не просто живет на планете Земля, человек живет в особой реальности, имя которой – История.

Слово «агрономия» – греческого происхождения. Оно состоит из двух слов «агрос» – «поле» и «номос» – «закон». В буквальном смысле агрономия – это наука о законах полеводства (законах земледелия). Она является научной основой сельскохозяйственного производства; включает в себя как теоретические сведения о природных условиях роста и развития растений, так и практический опыт, накопленный в земледелии за много веков.

В России до XIX в. под агрономией понимали знания обо всех отраслях сельского хозяйства, включая не только возделывание растений, но и организацию сельскохозяйственного производства, разведение и содержание сельскохозяйственных животных, переработку сельскохозяйственных продуктов, сельскохозяйственную технику.

С развитием естественных наук, с накоплением и расширением информации из агрономии в самостоятельные науки выделились земледельческая механика, зоотехния, организация и экономика сельскохозяйственного производства, технология переработки и хранения сельскохозяйственных продуктов и некоторые другие.

В настоящее время под агрономией понимают совокупность агрономических наук по возделыванию растений при наименьших затратах труда и средств, рациональному использованию сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур, улучшению качества растениеводческой продукции.

Несмотря на выделение из агрономии ряда самостоятельных наук, она остается сложной, комплексной наукой, включающей большое количество ответвлений. В совокупность агрономических наук входят:

● общее земледелие, изучающее систему обработки почвы, севообороты, борьбу с сорняками, способы повышения эффективного плодородия почвы;

● растениеводство (включая плодоводство, овощеводство, луговодство, цветоводство, виноградарство, лесоводство, декоративное садоводство и др.), изучающее биологию культурных растений и технологию10 их возделывания;

● селекция и семеноводство, предметом которых являются методы создания и оценки новых сортов и гибридов растений и получения высококачественных семян;

● агрохимия, изучающая питание растений и разрабатывающая систему удобрений, химической мелиорации почв;

● защита растений от болезней и вредителей (сельскохозяйственные фитопатология и энтомология), изучающие биологию болезнетворных и вредных организмов и разрабатывающие научные основы, а также практические приемы по защите растений от вредителей и болезней.

Теоретической основой для агрономии являются многие естественные и экономические науки: ботаника, физиология растений, почвоведение, генетика, экология, микробиология, биохимия, сельскохозяйственная метеорология, экономика сельского хозяйства и другие.

Одной из основных задач агрономии является разработка технологий возделывания культурных растений с учетом природно-климатических факторов. Для более полного использования биологических возможностей растений необходимо создавать оптимальные условия для их роста и развития на протяжении всего периода вегетации. Это позволит получать высокие, экономически оправданные урожаи хорошего качества при сохранении и повышении уровня плодородия почвы.

Необходимо добавить, что агрономия как наука находится в постоянном развитии от простого к сложному, от низшего к высшему.

В основе агрономии лежат объективные законы природы, в том числе и законы земледелия. Среди них закон возврата, законы минимума, оптимума и максимума, закон равнозначимости и незаменимости факторов и другие. Более подробно об этих законах Вы узнаете при изучении предмета «Общее земледелие».

Земледелие зародилось за много тысяч лет до нашей эры. Его история неразрывно связана с историей развития человеческого общества. Первоначально у всех древних на родов основным способом добычи пищи была охота, но наши предки добывали пищу не только охотой, но и собирая плоды, семена и корни диких растений. Все это давало им дополнительную пищу, а при неудачной охоте собирательство становилось основным источником существования. Благополучие и жизнь людей зависели от капризов природы. Чтобы не умереть от голода они должны были упорно трудиться. Постепенно человек научился не только разыскивать полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи своего становища.

Для обработки почвы первые земледельцы пользовались той же заостренной палкой, которой выкапывали из земли корни, корневища, клубни и луковицы диких растений. Орудия обработки почвы постепенно совершенствовались и приняли форму современной мотыги. Первичное земледелие воз никло в горах субтропического пояса. Сначала отдельные очаги из земледельческой культуры были совершенно изолированы друг от друга, но постепенно между ними установились связи и торговые отношения. Это способствовало обмену земледельческим опытом и распространению культурных растений.

Затем земледелие распространилось в долинах таких рек, как Нил, Тигр, Евфрат. Поскольку климат в этих местах был сухим и жарким, земледелие основывалось на искусственном орошении. На протяжении многих столетий человек неустанно думал о том, как поддержать и повысить плодородие земли.

С незапамятных времен искал он такие приемы ее обработки, которые помогали бы получать надежные урожаи.

Агрономия – наука особого рода. Имея дело с огромным разнообразием явлений, она не дает земледельцу рецептов, а учит его поступать правильно в конкретных обстоятельствах.

Своеобразно складывалась история сельскохозяйственной науки. В течение многих веков это была, по существу, не наука, а практический опыт народа. Чтобы облегчить тяжкий труд земледельца, ученые-агрономы всех времен и всех государств стремились собрать и разумно использовать знания, накопленные предшествующими поколениями.

В настоящее время специальность «ученый-агроном» обязывает иметь многосторонние и обобщающие знания по земледелию и почвоведению, агрохимии и растениеводству, а также по селекции и семеноводству. Для этого нужно знать историю возникновения агрономической науки и тех деятелей, благодаря которым развивались основные направления земледельческой науки.

Поэтому, прежде чем перейти к дальнейшему изложению зарождения агрономии, необходимо дать некоторые пояснения о системах земледелия, которые будут рассматриваться в последующих разделах.

С начала возникновения система земледелия включает в себя 4 периода

I период. Тысячелетия (с момента зарождения земледелия) существовали древние системы: подсечная или огневая – в лесных зонах, где вырубался и сжигался лес, зола которого служила удобрением, и залежная – в степи, где выпаханные земли забрасывались в залежь (перелог) на длительное время и тем самым восстанавливали свое плодородие.

II период. От падения Рима и до XVIII в., а кое-где – до XIX в. существовала переложная система земледелия, при ней участки земли мелко распахивались и засевались одними и теми же зерновыми, при этом поля зарастали сорняками, а почва распылялась. В такую почву проникало мало влаги, так как большое ее количество стекало с полей, унося рыхлый верхний слой, образуя овраги.

III период. К началу XVIII в. традиционной становится паровая трехпольная система земледелия, при которой вся посевная площадь находилась в обработке: два поля – под посев зерновых, одно – под пар, на котором уничтожались сорняки.

При этом паровое поле медленнее восстанавливало плодородие, чем при залежных и переложных системах, и не могло служить пастбищем.

IV период. В середине XVIII в. трехпольную систему земледелия начинают заменять на многопольную систему, при которой отдыхающие от зерновых культур поля засеваются кормовыми травами: в России ее пропагандируют А.Т. Болотов, М.И. Афонин, Ливанов, И.М. Комов и др., в Англии − А.Тэер, в Германии − А. Юнг и т.д.

 

Первобытное земледелие

 

История человечества включает два периода – первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ. В первобытное время человек становится действительно человеком в прямом смысле этого слова, возникает его культура. Коллективы людей были небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому называются первичными или первобытными.

Сначала люди, для того чтобы добыть пищу, занимались собирательством и охотой, пользовались каменными орудиями. Потом начали выращивать нужные растения, строить жилища, создавать поселения. Люди в первобытных общинах были равными по положению, имели одинаковые права и обязанности, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и людьми определялись родственными связями, где нормой была помощь и взаимная поддержка.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три века: каменный, бронзовый и железный.

Самый продолжительный каменныйвек – он начался около 2,5 млн. лет тому назад, а закончился за III тыс. лет до и. э.

Бронзовый век длился более 2,5 тыс. лет, а в середине II тыс. до н. э. наступил железный век, в котором мы живем.

Каменный век делят на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн. лет – 12 тыс. лет тому назад), средний каменный век, или мезолит (12-8 тыс. лет до н.э.), новый каменный век, или неолит (8-3 тыс. лет до и. э.).

Тысячелетиями человек жил как охотник-собиратель. Источником его существования была охота на дикого зверя и птиц, ловля рыбы, сбор съедобных плодов и кореньев. Одним из неудобных свойств съедобных растений является их сезонность. Даже в тропиках можно собирать плоды лишь летом. Первобытный человек, питающийся растениями, испытывал перебои с пищей. Особенно это отмечается в горах или северных местностях, где долгое время лежит снег, мешает поискам корней и клубней, деревья сбрасывают плоды и листву.

Наступление зимы вызвало потребность у первобытного человека делать запасы пищи. Н.М. Пржевальский дает сведения об использовании дикорастущих растений монголами Центральной Азии.

Мелкие семена солянкового растения «сульхир» составляли продукт питания. Его собирали, обмолачивали, семена поджаривали, мололи ручными жерновами и получали муку, которой питались круглый год.

Совершенствование орудий охоты и рост населения привел к уничтожению естественных богатств природы, запасов пищи, что заставило первобытных людей искать другие источники существования, они начинают переходить к новым формам хозяйства. Одни из них, приручив животных, становятся кочевниками-скотоводами, другие переходят к земледелию: сбору растений, затем к их выращиванию.

Люди среднего каменного века внимание уделяли сбору съедобных растений, причем не всех подряд, а которые давали больше плодов и легче собирались. Среди них прародители современных злаков - пшеницы, ячменя, риса, которые в Азии произрастали на больших площадях. В Америке внимание людей привлекли маис (кукуруза), бобы, картофель, томаты. Обитателей Тихого океана - съедобные клубни ямса (многолетнее травянистое субтропическое и тропическое растение со съедобными подземными крахмалистыми клубнями массой от 4 до 8 кг) и таро (многолетнее субтропическое и тропическое травянистое растение, на концах корневища которого образуются крахмалосодержащие клубни массой до 4 кг).

Полезными оказались злаки. Зерна содержали все питательные вещества и насыщали организм. Их можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Зерна растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскаленном камне выпекали лепешки. Их можно было запасать в прок.

Зная, где находились злаки, когда они созревают, общины охотников с женами и детьми стали приходить туда. Зерна из колосьев стряхивали в мешки и корзины. Срезали стебли, для этого пользовались прямым жатвенным ножом – предшественником серпа. Его основа была костяной или деревянной, лезвием служили несколько закрепленных в ней острых каменных пластинок.

Древние признаки сбора диких злаков обнаружены в горах Кармел на территории Палестины (область в Западной Азии, на которой расположены Израиль и автономные палестинские территории – западный сектор реки Иордан и сектор Газа). Они относятся к IX-VIII тыс. до н. э. Здесь в эпоху мезолита жили охотники и рыболовы из группы племен, культура которых называется натуфийской. Они не кочевали, а проводили время на одном месте, то есть оседло, что не характерно для бродячих охотников и собирателей. Эти племена жили в пещерах и гротах, основывали постоянные поселения на берегах рек и озер, состоящих из небольших круглых домов. Занимались охотой, рыболовством и систематическим сбором дикорастущих злаков - эммера (дикая тетраплоидная пшеница-двузернянка) и ячменя, не исключены и первые попытки их возделывания. Обладали совершенными для ранней эпохи кремневыми серпами, состоящими из вкладышей в костяной резной рукоятке, изображавшей форму оленьей головы. Степень изношенности кремневых вкладышей серпов указывает на собирание злаковых растений в значительных масштабах. Они выдалбливали в скале у жилища углубления, служившие ступами, края которых были выше уровня площадки. Использовали песты из базальта. Возраст натуфийской культуры определяется в 9-8 тыс. лет до н. э.

Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зерна прорастали в земле около поселения. Разрыхлив почву заостренной палкой, с обожженным концом, вручную делались мелкие углубления для того, чтобы присыпать землей посаженные семена. Эта палка позже изготавливалась с уступом для нажима ногой. Посевы можно было выращивать, защищать от диких зверей и птиц. Работа не была тяжелой, ее могли выполнять женщины, старики и дети. Так люди становились земледельцами.

Первые попытки земледелия приурочены к лесистым горным долинам. Открытые степи, лишенные убежищ, деревьев как материала для изготовления орудий, бедные водой и требующие преодоления больших пространств, были освоены позднее, с приручением домашних животных, среди которых была лошадь, которая давала возможность передвигаться. В горных долинах пещеры давали убежище, деревья - топливо и материал для поделок. Древнейшие люди не знали обработки металлов, пользовались каменными орудиями. Период, когда люди изготавливали ножи, топоры, скребки из кремня или твердых камней, называется делювиальной эпохой.

Из трех веществ, необходимых для жизни человека, углеводов, жиров и протеинов (белков), в питании преобладали и преобладают углеводы. Они содержатся во многих растениях, среди которых есть виды, дающие легко усвояемые организмом крахмалистые вещества. Эти растения употребляются в пищу с древности. Но не все растения, могут рассматриваться как культурные. Их делят на четыре группы:

1) дикорастущие виды, используемые в диком состоянии путем сбора корней, плодов, зерен, стеблей;

2) «культивируемые» или малоизмененные виды;

3) культурные виды, не встречающиеся в диком состоянии в природе, но связь их с дикорастущим миром может быть прослежена;

4) культурные растения, давно утратившие связь со своими дикими предками (кукуруза, пшеница, лен, дыня).

В эпоху неолита, или нового каменного века, появилось первое примитивное орудие – мотыга. Она позволила приступить к возделыванию почвы, то есть рыхлению для уничтожения дикой растительности и заделки посеянных разбросным способом семян хлебных или овощных растений. Возникло мотыжное земледелие. До появления плуга полевые работы выполнялись мускульной силой человека.

Земледелие и животноводство возникли в эпоху первобытнообщинного строя и явились главным фактором, способствовавшим росту производительности труда и накоплению богатств человеком, что привело в последствии к крушению этого строя.

В основе деятельности человека, при полуоседлом образе жизни, лежало стремление использовать естественное плодородие почвы. В то время не могло быть даже речи о зачатках научных основ земледелия. Лишь в более поздний период у оседлого человека появилась забота о повышении плодородия почв. С этим процессом связано зарождение земледелия. Развитие его определялось накоплением человеком знаний об условиях жизни сельскохозяйственных растений.

С появлением земледелия увеличились возможности ведения хозяйства. Теперь предусматривали сроки созревания и размеры урожая. Земледелие явилось экономической основой развитых культур и цивилизаций. Хозяйство древних племен и народов основывалось на земледелии и скотоводстве. Эти два «кита» древней экономики сопутствовали друг другу и были тесно взаимосвязаны.

Для перехода к земледелию необходимы предпосылки. Первая (что учтено в схеме Н.И. Вавилова) – благоприятный геоботанический фон, наличие растений, пригодных для культивации и подходящие физико-географические условия для возделывания растений с соответствующими почвами и климатом. Второй предпосылкой является наличие человеческих коллективов с высоким уровнем развития техники, что связано с накоплением положительных знаний. Имеющиеся археологические материалы показывают, что первые земледельческие центры складываются там, где коллективы людей стояли на высокой ступени развития и исчерпали возможность собирательства.

Первым регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях современного западного Ирана, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIII-VII тыс. до н. э. В VII-VI тыс. до н. э. земледелием начали заниматься в северо-западной части Индостана.

В Юго-Восточной Азии первые признаки земледелия относятся к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. В это время земледелие становится известным на территории современного Китая и Японии. Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись.

В Средней Азии земледелие стало известно в конце VII – начале VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана и Ирака. В VI-V тыс. до н. э. земледелие распространилось на территорию Южного Закавказья.

В Египте собирательством диких растений занимались в среднем каменном веке, но земледелие появилось в V тыс. до н. э. Семена культурных растений проникли сюда из соседних районов Юго-Западной Азии.

В южную Европу земледелие и скотоводство стали проникать в VI-V тыс. до н. э. Постепенно они распространились на север, хотя это было связано с большими трудностями из-за неблагоприятных почвенно-климатических условий региона.

В Америке первые признаки земледелия появляются в начале VI тыс. до н. э. В это время в Центральной Америке стали выращивать кукурузу, амарант, бобы, агаву.

В настоящее время на основе новых археологических материалов выделяют четыре самостоятельных и древних очага сложения земледельческих культур, причем они выделены Н.И. Вавиловым.

Переднеазиатский очаг. Раскопки последних десятилетий открыли поселки оседлой культуры VII-VI тыс. до н.э., жители которых возделывали ячмень и пшеницу-однозернянку. С этим очагом связано распространение земледелия в Египте и Юго-Восточной Европе (средиземноморская зона по Н.И. Вавилову).

Китайский очаг. Речные долины горного и Восточного Китая, бассейн реки Хуанхэ. Здесь позднее, чем в Передней Азии (IV-III тыс. до н. э.), складывается оседло-земледельческая культура, где возделывают китайское просо (чумиза), рис, пшеницу, гаолян.

Мезоамериканский очаг. Располагался в Мексике и примыкающими к ней с юга странами. Здесь в V-IV тыс. до н. э. культивировали бобы, перец, агаву, а к III тысячелетию до н.э. - маис.

Перуанский очаг. Оседлые обитатели возделывали тыкву, перец, хлопок, бобы и клубни ачиры, датируются III тыс. до н. э. Появление маиса относится ко второй половине II тыс. до н. э., что, указывает на заимствование из областей Центральной Америки.

 

Древний Шумер

В Северном Ираке земледельцы спускаются с гор и во второй половине VI – первой половине V тыс. до н. э. осваивают плато Джезире, продвигаются на юг, основывают древнейшую шумерийскую цивилизацию. Месопотамия, располагавшаяся в междуречье рек Тигра и Евфрата, была крупнейшим центром первобытной культуры и развитого земледелия.

Государство Шумер имело развитую сеть ирригационных сооружений. С помощью мотыги и корзин для переноски земли, шумеры построили каналы, благодаря которым орошали и осушали поля. Каналы, вырытые около деревни, образовывали ирригационную систему, орошавшую долину. Во время разливов Тигра и Евфрата, когда в горах таяли снега, богатая илом вода стекала к полям и садам, поливая и удобряя возделываемые участки. Поля располагались вдоль прорытых каналов узкой полосой (от 0,5 до 2 км), в длину простирались на десятки километров. Площадь полей достигала 8200 га (конец IV – начало III тыс. до н.э.). Оседлость в низовьях Тигра и Евфрата связана с ирригацией.

Система искусственного орошения была двусторонней. При высоком уровне вода проходила сквозь отверстия в защитных дамбах, при низком уровне, ее подавали на поля с помощью водоподъемных колес и шадуфа – устройства, напоминающего колодезный журавль. Обеспечив постоянный полив, земледельцы стали собирать два урожая в год. Поливное земледелие в условиях жаркого климата оказалось успешным, большие урожаи ячменя, пшеницы, фруктов, овощей обеспечили рост населения. В благоприятный период сельское хозяйство Месопотамии могло прокормить около 25 млн. человек.

Центрами управления сельским хозяйством были храмы. В крупных храмовых хозяйствах были жрецы, которые занимались измерением земельных участков, организовывали прокладку каналов, полив, вели счет собранному урожаю. Именно храмы собирали с населения подати, хранили запасы продовольствия, раздавали еду в голодные годы.

В государстве Шумер возделывались сельскохозяйственные культуры: ячмень, полба (пшеница-двузернянка с ломким колосом и пленчатым зерном), пшеница, чечевица, лук, бобы, чеснок, салат, свекла, репа, редька, огурцы, душистые травы (укроп, тмин, кардамон), кунжут или сезам (масличное культурное растение, семена которого содержат масло, по качеству не уступающее оливковому). Большую роль играло садоводство, возделывание финиковых пальм, плоды которых занимали второе место после ячменя в питании населения. Финиковые пальмы росли на засоленных землях. Ведущей культурой был ячмень, благодаря засухоустойчивости, неприхотливости к почвенным и климатическим условиям. Он был основным продуктом питания для населения, выступал в качестве меры стоимости, вывозился за пределы Месопотамии в обмен на металл, строительный лес и драгоценные камни. Ячменный хлеб (лепешки), ячменная каша и ячменное пиво упоминаются в письменных источниках (на глиняных табличках). Пшеница ценилась вдвое дороже ячменя, но пшеничный хлеб упоминается реже, чем ячменный.

Обнаружены документы в виде глиняных табличек, названые «календарем земледелия», на которых с помощью клинописи зафиксированы агротехнические правила, разработанные шумерскими полеводами на основе многовековой практики. В них излагаются правила по выполнению полевых работ в течение вегетации растений – по существу, технология возделывания культур на орошаемых землях. Инструкция начинается с орошения. Земледелец должен следить, чтобы вода на пашне не стояла высоко. Когда вода спадет, то мокрый грунт необходимо огородить от скота. Обработка земли перед посевом должна проводиться с помощью мотыги или сохи тщательно. Указывается, что «чем глубже борозда, тем выше растет ячмень». Рекомендации по посеву очень технологичны. Например, не спускай глаз с человека, который бросает семена ячменя в землю, пусть он помещает их на одинаковую глубину в два пальца 0,04-0,045 м (семена клали в борозду под соху). После посева борозды освобождают от крупных комков, чтобы не мешали прорастанию зерен ячменя. Далее наступает ответственный момент – полив полей. Согласно рекомендациям, первый полив проводится, когда проросший ячмень закроет основания борозд. Когда ячмень вырастет и закроет поле, «подобно циновке на дне лодки», поливают поле второй раз. Третий полив проводится в пору «царского зерна», молочной спелости. С наступлением жатвы земледелец не должен ждать, когда ячмень согнется под тяжестью. Срезали колосья, используя не прямой жатвенный нож, а изогнутый серп, у которого кремневые пластины вставлены в роговую основу. Обмолачивали с помощью «больших саней» (молотилки), провозимых по колосьям в течение пяти дней. Зерно было засорено, его провеивали с помощью вил. Солому оставляли в поле или сжигали. Оставшаяся при этом зола служила удобрением.

Орошение было сложным делом. Когда по каналам поступало много воды, она просачивалась вниз по профилю почвы и соединялась с грунтовыми водами, которые были соленые. Происходило засоление земель, их плодородие снижалось, что приводило к снижению урожайности возделываемых культур. Засоленные поля забрасывали или пасли на них овец. Это заставляло земледельцев осваивать новые участки. Между городами-государствами возникали конфликты из-за воды и земельных участков. Результатом было снижение численности трудоспособного населения и упадок городов. Примерно к 2000 г. до н. э. Шумер перестал существовать.

Древний Египет

Начало земледелию в Египте положено в эпоху неолита, в V тыс. до н.э. Первыми земледельцами были племена, которые занимались рыболовством. Появились постоянные поселения. На рубеже V и IV тыс. до н. э. египтяне научились выплавлять медь. Медные инструменты производительнее каменных, с их помощью легче и быстрее изготавливать деревянные мотыги для земляных и сельскохозяйственных работ, а тесла и рукоятки топоров – для рубки деревьев. Стали осушать заболоченную долину Нила. Теплый климат Египта и плодородная почва долины реки Нил предопределили развитие земледелия.

В IV тыс. до н. э. жители Древнего Египта научились сооружать системы бассейнов и каналов для орошения полей. Долину Нила между рекой и возвышенностями, за которыми раскинулась пустыня, разделили множеством насыпей, дамб и плотин на отдельные бассейны. К концу тысячелетия египтяне построили сложную ирригационную систему. Устройство ее столь разумно, что вызывает восхищение у современных специалистов. Наполнение бассейнов производилось во время разлива реки или при помощи канала, начало которого находилось выше по течению. Когда почва в одном бассейне пропитывалась влагой, открывали шлюз, ведущий в соседний бассейн. Бассейны делились на квадраты валиками из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. Вместе с водой на поля поступал плодородный ил. Для поддержания сложной системы создавались центры управления системами запруд – города.

Каждый город объединял вокруг небольшую область, которую греки называли «ном», а правителя «номарх». Он отдавал приказания о подготовке полей к посеву, возведению земляных стен-плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, следили, чтобы весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно раздавалось населению в течение года поровну. Начало разлива Нила предсказывали. Оно совпадало с появлением на небосводе звезды Исиды, богини плодородия и воды, – Сотиса (Сириуса). После семидесятидневного отсутствия самая яркая звезда показывалась в восточной части горизонта.

По древнеегипетскому календарю, созданному в IV тыс. до н. э., этот день считался первым в году. Самый низкий уровень воды в Ниле приходился на конец первой декады мая. С июля вода равномерно поднималась до конца первой декады сентября, пока не достигала наибольшей высоты. К октябрю половодье медленно спадало. В ноябре, после того, как земля достаточно пропиталась влагой, поля засевали. В апреле созревал урожай. Уборка урожая завершала тяжелый земледельческий труд. Первым собирали лен. Сбор его урожая начинался в апреле и длился восемь – десять дней. Жатва злаковых культур происходила в разные сроки: ячменя в апреле, пшеницы-эммера в мае. Так заканчивался годовой цикл земледельческих работ.

В зависимости от уровня воды в реке, который изменялся каждые четыре месяца, сельскохозяйственный год (древнеегипетский год состоял из 12 месяцев, или 365 дней и делился на три периода: время разлива Нила в июле-ноябре, время посева в ноябре-марте, время жатвы в марте-июле) египтяне делили на три сезона: время половодья (ахет), время всходов (перет) и время засухи (шему). Сложная система ирригации в Древнем Египте сочеталась с примитивной сельскохозяйственной техникой. Почву рыхлили мотыгой или деревянной сохой (соха изобретена в конце IV тыс. до и. э., напоминала обыкновенную мотыгу, затем ее усложнили – сделали две рукоятки, упряжь из дышла и ярма для быков, позже изобрели хомут), запряженной быками. Во взрыхленную землю бросали семена, затем запускали скот, который копытами втаптывал их в почву, увлажненную и удобренную илом. При уборке урожая египтяне срезали только колосья, а стебли злаков оставляли на поле нетронутыми (для жатвы применялись деревянные серпы с кремневыми вкладышами, с развитием металлов серпы стали изготавливать из бронзы). Благодаря высокой стерне землю не смывало водой, ее не выдувал ветер и при разливе Нила в ней задерживался ил. Так сохранялось плодородие почвы. Зерно вымолачивали вручную или прогоняли скот (сначала быков и ослов, затем только быков) по колосьям, разбросанным на току. Его хранили в специально построенных кирпичных хранилищах.

В условиях бассейновой системы орошения в Древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год): почва «отдыхала» под паром около пяти-шести месяцев. За это время, истощаемая ежегодными посевами, она успевала восстановить плодородие: насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила. Многие земледельцы, занимающиеся орошением, сталкиваются с засолением почв. В Египте почвы из-за особого состава сильно растрескиваются летом, а осенью по трещинам вода легко проникает вглубь и вымывает соли. Поэтому египетские земледельцы избегали засоления земель – спутника поливного земледелия.

В Древнем Египте возделывали ячмень, пшеницу, чечевицу, горох, бобы, клещевину, мак, смоковницу (инжир), лен, люпин теплый, огородные (лук репчатый, морковь, свекла) и садовые растения (виноград, яблоня, маслина). На первом месте стоял ячмень, из которого в IV тыс. до н.э. делались лепешки и пиво. Было развито виноградарство – в середине III тыс. до н.э. упоминается пять сортов вина. Основной технической культурой был лен, из него делали много вещей – от канатов до тончайших тканей.

Большое значение имел сбор болотного растения папируса. Неизвестно, был он культурным или дикорастущим. Корни папируса употребляли в пищу, стебли шли на изготовление поделок: лодок, циновок, писчего материала. Изобилие зерна способствовало росту населения (в 2800-2250 гг. до н. э. население Древнего Египта насчитывало 5 млн. человек, плотность достигала 100-200 человек на 1 км2), что в последующем позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или воинов.

В начале I тыс. до н.э. появилось несколько угроз благополучному существованию Древнего Египта. Изменился климат, стало суше и холоднее. Долина Нила, благодаря разливам реки, не слишком страдала, но пастбища за ее пределами подверглись опустыниванию. Сказалось большое количество домашнего скота, уничтожившего траву, а также выжигание растительности. Пустыня начала наступать на нильские оазисы. Уничтожение лесов и дороговизна древесины вызвали энергетический кризис, первый в истории человечества.

Еще одним бедствием стало массовое размножение насекомых и грызунов, которых привлекали посевы хлебных злаков. В одном из древних текстов говорится: «Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле, саранча спускается, скот пожирает, воробьи воруют, повреждая все». Подточенная экологическим кризисом экономика некогда могучего царства пришла в упадок.

Древняя Индия

Первые поселки оседлых земледельцев появляются в горных долинах Белуджистана в IV тыс. до н. э. Это были потомки местных охотников и собирателей, перешедших к новым формам хозяйства и земледельческие племена, расселившиеся из западных областей.

В первой половине III тыс. до н. э. земледельцы Белуджистана спускаются с гор в долину Инда и основывают поселения. В условиях, напоминающих Месопотамию и Египет, начинается развитие ирригационного земледелия. Климат позволял получать два урожая в год. Проводились каналы паводкового заполнения. В городах существовали дренажная система, водопровод и крупные водоемы, облицованные обожженным кирпичом.

Сельское население было многочисленным. Крестьяне выращивали несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фасоль, нут, кунжут, дыню и финиковую пальму. В середине II тыс. до н.э. земледельцы Центральной Индии научились возделывать рис. Достижением древнеиндийской цивилизации явилось возделывание хлопка, уделялось внимание выращиванию лекарственных растений. Экономическая база опиралась на ирригационное земледелие. За пределами плодородной долины Инда земледелие было подсечноогневым. Жителям этих мест приходилось вести борьбу с джунглями, расчищая участки для полей и огородов.

Развитие Древней Индии иногда прерывалось и шло вспять. В середине II тыс. до н. э. на территорию Индии приходят и расселяются полукочевые племена Ариев. Индийская (Хараппская) цивилизация исчезает. Происходит возврат к первобытнообщинному строю. И только в первой половине I тыс. до н. э. снова возникают государства.

Древний Китай

Плодородная почва и обилие воды обусловили занятие древних обитателей долины реки Хуанхэ земледелием. Оно возникло в среднем и нижнем течении позднее, чем в Месопотамии, Египте и Индии в III тыс. до н. э. Выращивали несколько видов проса, пшеницу, сорго, рис, бобы, горох, фасоль, хлопчатник, редьку, лук, огурцы и тыкву. Использовали для обработки почвы каменные, позднее медные, бронзовые и железные орудия. При прополке удалялись сорняки, больные и поврежденные вредителями растения.

Развитие земледелия требовало новых земель, что привело к освоению лессового плато с плодородными почвами и девственными лесами, примыкавшими к пойме Хуанхэ. В связи с этим к концу II тыс. до н. э. в Китае наряду с поливным земледелием существовало подсечно-огневое, когда поля засевались после расчистки лесов и их сжигания.

Освоение лессового плато принесло не только выгоды, но и проблемы. Источником влаги здесь были болота, которые не существовали без лесов. В то же время, если осушить болота, исчезнут леса. Сначала плодородная земля лессового плато давала богатые урожаи, росло население, появлялись города. Но с исчезновением лесов и болот почва иссушалась, из-за недостатка влаги становилась неплодородной. Люди покидали плато, многие земли оказались заброшенными. Разразился тяжелый кризис, который может переживать цивилизация, – кризис природы и общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.054 с.)