Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третья волна: создание международной программы исследования в середине 1990-х – 2004 гг.
В 1993 г. теория Д. Олвеуса обрела окончательную полноту. Описать ее может модель, в которой одним из факторов выступает ситуация в семье, а детско-родительские отношения имеют наибольшее значение; кроме того, присутствуют внешние и внутренние факторы условий обучения в школе, наличие в составе класса преследователей и жертв – и моббинг как результирующая переменная. Кроме того, выявлены феномены размывания ответственности и социального заражения, которые ведут к потере контроля в группе. В 1990-х годах проблемой буллинга и моббинга уже активно занимались во многих странах: проводились исследования, стали разрабатываться профилактические программы и социальные проекты по помощи жертвам. В Канаде, в Йоркском университете был создан центр «LaMarsh», руководителем стала Дебра Пепер. Здесь были разработаны профилактические меры и изучены социальные процессы. В Англии Питер К. Смит и его коллеги создали проект «Sheffield»: специалисты в области моббинга проанализировали масштаб проблемы, характеристики учащихся, и создали рекомендации по предотвращению моббинга. В Австралии ключевыми фигурами выступили Кен Ригби и Питер Сли, работа которых посвящена отношениям различных групп учащихся к моббингу. Исследовательская группа Даны Кросс занималась изучением проблем со здоровьем у жертв моббинга. В Японии исследования моббинга связаны с именем социолога Ёдзи Морита. С 1969 г., когда вышла статья Хайнеманна, изучение буллинга прошло путь от локального исследования до деятельности международного масштаба. В 2003 г. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) учредила небольшой экспертный совет в целях разработки принципов профессионального сотрудничества между 30 странами, входящими в ОЭСР. Отчет совета был представлен на конференции ОЭСР «Taking Fear out of Schools» (2004 г.), посвященной моббингу и насилию в школе. В конференции приняли участие подавляющее большинство ведущих исследователей в данной области со всего мира. Целью конференции было определить направление исследований причин возникновения моббинга, сформулировать задачи, связанные с разработкой методов и проводимой национальной политикой, а также обозначить пути дальнейшего международного сотрудничества.
Четвертая волна: кибербуллинг За прошлое десятилетие кибербуллинг стал отдельной проблемой, которая была принята во внимание. Кибербуллинг может начинаться с текстовых сообщений или посредством е-mail. С середины 2000-х распространение этого вида буллинга все увеличивается. Возможности смартфонов и возрастающая популярность социальных сетей – это новые инструменты для тех, кто желает причинить другим боль. В России об актуальности данной проблемы одним из первых заговорил И. Кон в статье «Что такое буллинг и как с ним бороться». Несмотря на распространенность буллинга в образовательной среде, исследований в нашей стране, посвященных этой теме, недостаточно, поэтому эта тема приобретает все большую научную актуальность. Причины и мотивы буллинга Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями. У подростка происходит повышение физических возможностей, начинается половое созревание, происходят гормональные изменения, меняется внешность и поведение. На фоне этих изменений появляются новые потребности, сменяется ведущий вид деятельности, для подростка становится важны отношения со сверстниками и их мнение, из-за этого происходит множество конфликтов. Подростки разрешают конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое. Стараясь справиться с конфликтом, подростки используют такие механизмы, как психологическая защита, эмоциональное и агрессивное реагирование, физическое восстановление, рефлексия. В этом возрасте происходят как внешние конфликты – со сверстниками, окружающими людьми, так внутриличностные конфликты, связанные с переходным возрастом. Мальчики и девочки по-разному переживают этот период. У мальчиков развивается дух соперничества, они начинают бороться за лидерство, повышается уровень агрессии, самоуверенности, самоутверждения и появляется желание проводить больше времени за самостоятельными занятиями и за компьютером.
Для девочек более значимой становится эмоциональная жизнь, просыпается потребность в экспериментах с внешним миром и со своей внешностью, на первый план выходит коммуникация со сверстниками, общение и близкая дружба, распускание слухов и желание поделиться своими секретами с подругой. Потеря близких взаимоотношений и конфликты обостряют чувство одиночества или потери. Средством установления новых контактов и средством снятия стресса может явиться длительное общение по телефону. Данные проявления подростков с учетом их эмоциональной неустойчивости влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга. Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия. Большое влияние на развитие буллинга имеет воспитание в семье, а также развитию травли способствует микроклимат образовательного учреждения, в котором находится подросток. Педагоги и администрация школы могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему. Это может проявляться через унижения и оскорбления обучающихся, негативных или саркастических высказываний, устрашающих и угрожающих жестов или выражений в их адрес. Они могут относиться к неуспевающим обучающимся, могут быть связаны с внешностью или происхождением школьников. Также способствовать созданию ситуации буллинга может позитивное выделение обучающихся, старающихся угодить взрослому. На основании этого можно рассмотреть факторы, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде. Их можно разделить на индивидуальные и групповые факторы. К индивидуальным факторам относятся: • внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе; • копирование агрессивного поведения ближайшего окружения – семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения; • низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания. Групповые факторы: • общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции; • система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива; • взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов;
• система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений; • наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе; • влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации. Можно выделить следующие мотивы буллинга подростков: • зависть к успехам, внешним, физическим или умственным проявлениям; • месть за причиненные ранее обиды; • чувство неприязни; • борьба за власть, лидерство в классе среди сверстников; • нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; • самоутверждение; • стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; • стремление удивить, поразить, разрядиться, «приколоться»; • желание унизить, запугать непонравившегося человека. Таким образом, можно выделить такие причины буллинга, как внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков. Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновение острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения. Внутрисемейные – низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание. Перечисленные причины могут относиться как «обидчику», так и к «жертве». Данные причины связаны в основном с психологическими изменениями подростка и его переживаниями. Они оказывают большое влияние на подростка, он может стать агрессором – «обидчиком», или же наоборот замкнуться в себе и стать «жертвой». В связи с этим, если вовремя не оказать помощь и поддержку такому подростку, может возникнуть ситуации буллинга.
Способы борьбы с буллингом Как я уже говорила, проблема приобретает международный масштаб. Травля в учебных заведениях (чаще всего в школе) возникает во всех странах мира. На данный момент психология плохо изучена, и нет определённых способов борьбы с таким явлением, как буллинг. Многие утверждают, что это этап жизни и его стоит просто пережить. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем? При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Я полностью не согласна с этим утверждением. Проблема буллинга есть, и её нужно решать, несмотря на сложности. Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно кем является в данной ситуации ребёнок (агрессор/жертва/наблюдатель). Чаще всего ребёнок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение. Если же травля происходит в Интернет (кибербуллинг), то человеку стоит игнорировать (если эти люди лично не знакомы); если же жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать всё взрослым и попробовать найти решение проблемы. В случае родителей, стоит с детства воспитывать детей: сразу объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться, и все имеют равные права. Если их ребёнок уже попал в такую ситуацию, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга. Если же проблема не будет решена, то по возможности сменить коллектив ребёнку. Но, в случае, если приняли все возможные меры (кроме смены коллектива, так как нет возможности), стоит обратиться к органам правопорядка (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации). Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.013 с.) |