Третья волна: создание международной программы исследования в середине 1990-х – 2004 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третья волна: создание международной программы исследования в середине 1990-х – 2004 гг.



В 1993 г. теория Д. Олвеуса обрела окончательную полноту. Описать ее может модель, в которой одним из факторов выступает ситуация в семье, а детско-родительские отношения имеют наибольшее значение; кроме того, присутствуют внешние и внутренние факторы условий обучения в школе, наличие в составе класса преследователей и жертв – и моббинг как результирующая переменная. Кроме того, выявлены феномены размывания ответственности и социального заражения, которые ведут к потере контроля в группе.

В 1990-х годах проблемой буллинга и моббинга уже активно занимались во многих странах: проводились исследования, стали разрабатываться профилактические программы и социальные проекты по помощи жертвам.

В Канаде, в Йоркском университете был создан центр «LaMarsh», руководителем стала Дебра Пепер. Здесь были разработаны профилактические меры и изучены социальные процессы. В Англии Питер К. Смит и его коллеги создали проект «Sheffield»: специалисты в области моббинга проанализировали масштаб проблемы, характеристики учащихся, и создали рекомендации по предотвращению моббинга.

В Австралии ключевыми фигурами выступили Кен Ригби и Питер Сли, работа которых посвящена отношениям различных групп учащихся к моббингу. Исследовательская группа Даны Кросс занималась изучением проблем со здоровьем у жертв моббинга. В Японии исследования моббинга связаны с именем социолога Ёдзи Морита.

С 1969 г., когда вышла статья Хайнеманна, изучение буллинга прошло путь от локального исследования до деятельности международного масштаба. В 2003 г. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) учредила небольшой экспертный совет в целях разработки принципов профессионального сотрудничества между 30 странами, входящими в ОЭСР. Отчет совета был представлен на конференции ОЭСР «Taking Fear out of Schools» (2004 г.), посвященной моббингу и насилию в школе. В конференции приняли участие подавляющее большинство ведущих исследователей в данной области со всего мира. Целью конференции было определить направление исследований причин возникновения моббинга, сформулировать задачи, связанные с разработкой методов и проводимой национальной политикой, а также обозначить пути дальнейшего международного сотрудничества.

Четвертая волна: кибербуллинг

За прошлое десятилетие кибербуллинг стал отдельной проблемой, которая была принята во внимание.

Кибербуллинг может начинаться с текстовых сообщений или посредством е-mail. С середины 2000-х распространение этого вида буллинга все увеличивается. Возможности смартфонов и возрастающая популярность социальных сетей – это новые инструменты для тех, кто желает причинить другим боль.

В России об актуальности данной проблемы одним из первых заговорил И. Кон в статье «Что такое буллинг и как с ним бороться». Несмотря на распространенность буллинга в образовательной среде, исследований в нашей стране, посвященных этой теме, недостаточно, поэтому эта тема приобретает все большую научную актуальность.

Причины и мотивы буллинга

Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями.

У подростка происходит повышение физических возможностей, начинается половое созревание, происходят гормональные изменения, меняется внешность и поведение.

На фоне этих изменений появляются новые потребности, сменяется ведущий вид деятельности, для подростка становится важны отношения со сверстниками и их мнение, из-за этого происходит множество конфликтов.

Подростки разрешают конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое. Стараясь справиться с конфликтом, подростки используют такие механизмы, как психологическая защита, эмоциональное и агрессивное реагирование, физическое восстановление, рефлексия.

В этом возрасте происходят как внешние конфликты – со сверстниками, окружающими людьми, так внутриличностные конфликты, связанные с переходным возрастом.

Мальчики и девочки по-разному переживают этот период. У мальчиков развивается дух соперничества, они начинают бороться за лидерство, повышается уровень агрессии, самоуверенности, самоутверждения и появляется желание проводить больше времени за самостоятельными занятиями и за компьютером.

Для девочек более значимой становится эмоциональная жизнь, просыпается потребность в экспериментах с внешним миром и со своей внешностью, на первый план выходит коммуникация со сверстниками, общение и близкая дружба, распускание слухов и желание поделиться своими секретами с подругой. Потеря близких взаимоотношений и конфликты обостряют чувство одиночества или потери. Средством установления новых контактов и средством снятия стресса может явиться длительное общение по телефону.

Данные проявления подростков с учетом их эмоциональной неустойчивости влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга.

Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия.

Большое влияние на развитие буллинга имеет воспитание в семье, а также развитию травли способствует микроклимат образовательного учреждения, в котором находится подросток.

Педагоги и администрация школы могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему. Это может проявляться через унижения и оскорбления обучающихся, негативных или саркастических высказываний, устрашающих и угрожающих жестов или выражений в их адрес. Они могут относиться к неуспевающим обучающимся, могут быть связаны с внешностью или происхождением школьников. Также способствовать созданию ситуации буллинга может позитивное выделение обучающихся, старающихся угодить взрослому.

На основании этого можно рассмотреть факторы, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде. Их можно разделить на индивидуальные и групповые факторы.

К индивидуальным факторам относятся:

• внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе;

• копирование агрессивного поведения ближайшего окружения – семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения;

• низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания.

Групповые факторы:

• общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции;

• система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива;

• взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов;

• система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений;

• наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе;

• влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации.

Можно выделить следующие мотивы буллинга подростков:

• зависть к успехам, внешним, физическим или умственным проявлениям;

• месть за причиненные ранее обиды;

• чувство неприязни;

• борьба за власть, лидерство в классе среди сверстников;

• нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

• самоутверждение;

• стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

• стремление удивить, поразить, разрядиться, «приколоться»;

• желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Таким образом, можно выделить такие причины буллинга, как внешние, внутриличностные и внутрисемейные.

Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков.

Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновение острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения.

Внутрисемейные – низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.

Перечисленные причины могут относиться как «обидчику», так и к «жертве». Данные причины связаны в основном с психологическими изменениями подростка и его переживаниями. Они оказывают большое влияние на подростка, он может стать агрессором – «обидчиком», или же наоборот замкнуться в себе и стать «жертвой». В связи с этим, если вовремя не оказать помощь и поддержку такому подростку, может возникнуть ситуации буллинга.

Способы борьбы с буллингом

Как я уже говорила, проблема приобретает международный масштаб. Травля в учебных заведениях (чаще всего в школе) возникает во всех странах мира.

На данный момент психология плохо изучена, и нет определённых способов борьбы с таким явлением, как буллинг.

Многие утверждают, что это этап жизни и его стоит просто пережить. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем? При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Я полностью не согласна с этим утверждением. Проблема буллинга есть, и её нужно решать, несмотря на сложности.

Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно кем является в данной ситуации ребёнок (агрессор/жертва/наблюдатель). Чаще всего ребёнок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение.

Если же травля происходит в Интернет (кибербуллинг), то человеку стоит игнорировать (если эти люди лично не знакомы); если же жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать всё взрослым и попробовать найти решение проблемы.

В случае родителей, стоит с детства воспитывать детей: сразу объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться, и все имеют равные права. Если их ребёнок уже попал в такую ситуацию, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга. Если же проблема не будет решена, то по возможности сменить коллектив ребёнку.

Но, в случае, если приняли все возможные меры (кроме смены коллектива, так как нет возможности), стоит обратиться к органам правопорядка (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации).


Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.013 с.)