Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Петр Ильич Чайковский

Поиск

Содержание

  Введение ………………………………………………………...… 3
Глава 1. Петр Ильич Чайковский………..……………………………... 4
1.1. Жизненный путь …………………………………...……………... 4
1.2. Характеристика творчества и основные достижения ………… 7
1.3. Педагогическая деятельность композитора…………………….. 13
Глава 2. Романсы П.И. Чайковского – «лирический дневник» композитора...………….................................................................. 17
2.1. Истоки вокального творчества П.И. Чайковского…...….……… 17
2.2. Отношение композитора к поэтическому тексту в романсном творчестве ……………………………………………………...…. 19
2.3. Тематика романсов П.И. Чайковского в контексте развития его творчества ………………………………………………………… 22
2.4. Музыкальные параллели в романсах П.И. Чайковского……… 24
Глава 3. Анализ романса П.И. Чайковского «То было раннею весной»... 26
3.1. 3.2. Музыкальность лирики А.К. Толстого.…………………............. Анализ слов……………………………………….……………….. 26 28
3.3. Анализ музыки и вокально-технический анализ …...………….. 31
  Заключение ……………………………………...………………... 35
  Список использованной литературы …………...……………….. 37
  Приложение ……………………………………….……………… 38

Введение

«Я желал бы всеми силами души,

чтобы музыка моя распространилась,

чтобы увеличивалось число людей,

любящих ее, находящих в ней утешение и подпору»

П.И. Чайковский [2]

    Желание композитора сбылось. Имя Петра Ильича Чайковского дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей – музыкантов-профессионалов и широкого слушателя.

    В словах самого композитора определена задача его искусства – служить музыке и людям. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора – вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен.

    От сердца к сердцу идет музыка Чайковского. В ней каждый из нас может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает, очаровывает и возвышает душу.

    С детских лет с пиететом отношусь я к музыке выдающегося русского композитора. После знакомства с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковский стал для меня «героем детства», но любовь к его музыке становилась осознанней с годами, с постепенным накоплением знаний, впечатлений и собственного вокального опыта.

 

Глава 1. Петр Ильич Чайковский

Жизненный путь

    Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…» [2].

    В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.

    Впоследствии поэт Алексей Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:

Ты помнишь, как, забившись в музыкальной,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной –

Искусство было наш кумир… [2]

    Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон Жуан» Моцарта. В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.

    В консерватории Петр Чайковский учится под руководством известных педагогов – Н. Зарембы и А. Рубинштейна. Он упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством. По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке. В 1865 году П.И. Чайковский оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории (1866).

    С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург А.Н. Островский, поэт А.Н. Плещеев, музыкальный писатель В.Ф. Одоевский, артисты Малого театра. Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин, продолжается дружба с критиком Г. Ларошем, завязавшаяся еще в Петербурге. Помимо педагогической работы Петр Ильич много и напряженно занимается сочинением музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика. В своих статьях горячо поддерживает талантливых молодых композиторов – М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, Э. Грига.

    За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, первый фортепианный концерт и Вариации на тему рококо для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

    Переломным в жизни П.И. Чайковского оказался 1877 год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка, постоянное переутомление. В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все же только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса. Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая» [6]. И, окончив одно произведение, сейчас же принимался за другое. Именно в тот год Петр Ильич завершил два своих великих произведения – оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

    С конца 70-х годов композитор совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится со многими зарубежными композиторами: И. Брамсом, Э. Григом, К. Сен-Сансом, Ж. Массне. В летнее время подолгу живет на Украине, в Каменске, в имении своей сестры А. Давыдовой. С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне. В 1891 году П.И. Чайковский побывал в Америке, в 1893 – в Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета. Ранее, в 1892 году Петр Ильич избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств. Активное участие принимает композитор и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества.

    В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха, когда всякое проявление свободной мысли преследовалось. Находясь за рубежом, композитор писал брату: «…В России теперь что-то неладное творится…В здешних газетах уже давно печатаются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то живее и больнее сознавать настоящее положение дел у нас и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь, читая о том, что у нас творится…» [2].

    Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу. Настроения и переживания русской интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения. Но наряду с тем были созданы и такие произведения, как лирически светлая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».

    Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой – в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье – гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают», – писал он [2]. День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал. Умея ценить время, Петр Ильич выработал высокую культуру и дисциплину труда.

    16 октября 1893 года П.И. Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября скоропостижно скончался.

    Жизненный путь великого композитора завершился в Петербурге в доме по улице М. Морская, 13, на котором установлена мемориальная доска, и был с почестями погребен на Мемориальном кладбище Александро-Невской Лавры. Это печальное событие произошло в то время, когда Петр Ильич был преисполнен множеством разнообразных творческих замыслов, которым так и не суждено было осуществиться, но благодаря огромному музыкальному наследию его яркая творческая личность обрела бессмертие.

Анализ слов

    Романс «То было раннею весной…» написан композитором П.И. Чайковским на поэтический текст А.К. Толстого.

То было раннею весной,

Трава едва всходила,

Ручьи текли, не парил зной,

И зелень рощ сквозила;

 

Труба пастушья поутру

Еще не пела звонко,

И в завитках еще в бору

Был папоротник тонкий.

 

То было раннею весной,

В тени берез то было,

Когда с улыбкой предо мной

Ты очи опустила.

 

То на любовь мою в ответ

Ты опустила вежды.

О жизнь! О лес! О солнца свет!

О юность! О надежды!

 

И плакал я перед тобой,

На лик твой глядя милый, -

То было раннею весной,

В тени берез то было!

 

То было в утро наших дней.

О счастие! О слезы!

О лес! О жизнь! О солнца свет!

О свежий дух березы!

    Эти лирические строки Алексей Константинович написал в мае 1871 года. Сам поэт назвал свое творение «маленькой пасторалью, переведенной из Гете» [18]. Это может говорить о том, что Толстой вдохновился каким-либо стихотворением, принадлежащим Гете.

    Лирический сюжет стихотворения видится мне как воспоминание о событиях далекой юности. Автор был грустен, но счастлив. Он повествует нам о встрече с его возлюбленной, рассказывает о том, как они сидели в тени берез и его любимая, опустив глаза, слушала, с замиранием сердца, пылкое признание поэта в любви к ней… И так прекрасен был для поэта мир вокруг них: лес, солнце, юность, улыбка любимой. От охватившей автора любви к девушке он плакал: «И плакал я перед тобой, на лик твой глядя». В последних строках он с сожалением вспоминает свою ушедшую молодость и все, что с ним происходило той весной. А не дает это забыть молодой, свежий запах весенней березы.

Это стихотворение – крик души. Здесь и радость, и боль от понимания того, что этого больше не будет. Строки очень нежные и трогательные. С самого начала прочтения в воображении читателя создается романтическая атмосфера: приятный аромат свежести, молодая зелень – все прекрасно, все оживает.

В качестве стихотворного размера в произведении Толстой использует четырехстопный ямб в сочетании с перекрестной рифмой (поутру – бору, ответ – свет) и двухсложной стопой, ставящей ударение на втором слоге. Перекрестная рифма придает ритмичность, а стихотворный размер в виде ямба заставляет его звучать мелодично.

Композиционная структура стихотворения состоит из шести четверостиший, раскрывающих основную тематику произведения, заключающуюся в изображении радостного волнения и веселого желания молодости, подчеркнутых пробуждающейся природой в преддверии наступления ранней весны.

Первая часть стихотворения «То было раннею весной…» посвящена пейзажной зарисовке. Зачин определяет временные координаты лирической ситуации – ранняя весна. Для этого автор использует четко выраженные природные образы: молодая трава, первая зелень деревьев, полноводные ручьи.

Из общего ряда выделяется оригинальный образ раскрывающихся листьев папоротника, метафорически уподобленных завиткам. Здесь же сконцентрированы пейзажные доминанты, структура которых основана на отрицании: весеннее солнце не приносит жары, отсутствуют и громкие звуки пастушьего рожка.

Затем тематика плавно меняется с изображения мира природы, демонстрирующего тени берез, на любовную сцену, подчеркнутую пространственными ориентирами.

Традиционная, несложная на первый взгляд сцена свидания сообщает читателю о деталях психологического портрета молодой пары. Только что прозвучало признание в любви, и на сцене находятся он, вдохновленный, со слезами счастья в глазах, и она, смущенная, но встретившая искренние слова радостной улыбкой.

Во второй части стихотворения эмоциональный накал усиливается. Приподнятая авторская интонация взрастает до восторженных, выраженных чередой риторических восклицаний: «О жизнь! О лес! О солнца свет! О юность! О надежды!». В данной части произведения поэт использует реминисценции (от лат. – воспоминание), заимствованные им из поэтического творчества Гете, применяющего подобный стилистический прием для выражения истинного весеннего восторга человеческой души, испытывающей влюбленность [20].

Заключительная часть произведения выражается сожалением лирического героя о безвозвратно ушедшей молодости, о которой ему напоминает молодость и свежесть весенних запахов, в том числе березовой коры.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении используются метафоры (например, «утро наших лет), олицетворения (например, «труба пела), скрытое сравнение («и в завитках еще в бору был папоротник»), эпитеты (например, «лик милый»). Также в поэтическом тексте А.К. Толстого присутствуют такие литературные приемы, как ассонанс и аллитерация. Ассонанс можно найти в виде букв о и е, которые выражают напевность, а аллитерация – л и д – помогают представить картину во всей красе и точности.

Особенностью стихотворения А.К. Толстого «То было раннею весной…», на мой взгляд, является сочетание атмосферы гармонии, нежности, трогательности пробуждающейся природы с тоской и грустью об ушедшей юности. Просыпается природа, все обновляется вокруг. Радость жизни особенно ощущается весной. Мы, как и автор, радуемся приходу весны, но в то же время чувствуем его душевные переживания.

Анализ музыки

Романс написан в тональности Es-dur (ми-бемоль мажор).

Склад гармонический, фактура гомофонная.

Основная тема романса ‒ радость возникающей новой жизни в душе героя, вызванной весенним пробуждением природы. Приподнятая взволнованность его весенних переживаний на «утре лет» передается то поднимающимися, то ниспадающими волнами музыкальных периодов. На гребнях волн звучит лейтмотив произведения «то было…». Уже в прелюдии романса слышна тема весны ‒ тема счастья. П.И. Чайковский использовал приемы динамических накатов и объединения слов в единые бесцензурные волны.

Открывается романс небольшим вступлением в размере 6/8, вводящим в лирическую атмосферу повествования. Вступление довольно статично, представляет собой плавную волнообразную мелодию на тоническом органном пункте (квадратный период повторного строения). С 10-го такта размер меняется на 2/4 и остается неизменным до конца романса.

Этот лирический романс Чайковского представляет собой романс-воспоминание, что и обусловило применение здесь рондообразной формы ‒ простой двойной трехчастной (ава1в1а2). Трижды повторяющееся «а» символизирует возвращение воспоминаний о памятной встрече, а постоянно изменяющееся «в» ‒ эмоциональные переживания героя романса.

Голос певца вступает на новом гребне волны после того, как весенние темы, перекликающиеся и догоняющие друг друга, затухают в прелюдии романса. «То было» звучит здесь на подъеме музыкальной фразы, и фраза эта ниспадает попутно со словами «раннею весной, трава едва всходила». Слова этой фразы не имеют разъединяющей их цезуры (паузы), они звучат в едином логическом потоке.

Бережно и чутко воспроизводя «музыку стиха», композитор вместе с тем вносит в интерпретацию поэтического текста некоторые особые индивидуальные акценты. Так, в первой фразе романса "То было раннею весной..." обращает на себя внимание, казалось бы, декламационно необоснованное выделение первых слов: "то было" [19].

Рефрен «а» представляет собой неквадратный 10-тактовый период неповторного строения, однако второе предложение интонационно родственно первому и является его естественным продолжением. На протяжении периода меняется колорит: он затеняется – на смену восторгу перед весенним обновлением (фраза, с которой начинается первое предложение, выделена ритмически и интонационно самыми высокими звуками) приходит успокоение (второе предложение модулирует в f-moll (21-25 такты), последняя фраза плагальным оборотом подчеркивает тонику этой тональности.

В «в» продолжается повествование, рисующее картины весенней природы. Преобладает диатоника f-moll, плагальность подчеркивает аккорд неаполитанской гармонии, лишь в самом конце происходит некоторое нарастание динамики с помощью гармонических средств – неразрешенное отклонение в с-moll стирает грань перед появлением рефрена.

Второе проведение «а» почти в точности повторяет первое, за исключением последней фразы «ты очи опустила». Здесь возникает светлый As-dur (40 такт), тональность последующей части; таким образом, вновь происходит естественное перетекание одного раздела в другой.

Второе проведение «в» наиболее динамично и разнообразно по своей эмоциональной окраске. Начало его – две симметричные интонационные волны на тоническом органном пункте (вновь плагальные обороты). Небольшой фортепианный отыгрыш как бы «договаривает» мысль, это фортепианное «эхо» двух предыдущих фраз. Далее следует динамичный патетический раздел «О жизнь!» (53 такт), наиболее тонально неустойчивый – включающий отклонение в Es-dur и модулирующий в c-moll. Меняется интонационный строй мелодии: на смену мягкой поступенности приходят восходящие ямбические мотивы с кульминационным возгласом на ум.4. Диатоника и плагальность сменяются альтерированными гармониями S и D [21].

Последнее проведение «а» разрастается, являясь итогом всего предыдущего развития. Это наиболее развитый раздел формы. Первое предложение «а» звучит без изменений, а во втором происходит значительное расширение. Нагнетание экспрессии, как это часто бывает у Чайковского передано секвенционным развитием и тональной неустойчивостью, которые приводят к кульминации на словах «О счастье! О слезы! О лес!» (76-82 такты). Эмоциональный подъем достигает максимума, фразы приобретают речитативность, дыхание становится короче, обостряется гармонический язык. Это импрессионистическая музыкальная живопись, и над всем властвуют и все вмещают в себя слова героя «то было…» [21].

Радостная, восторженная фраза, утверждающая основную тональность романса, завершает лирическое повествование. Возвращение материала вступления придает форме романса Чайковского особую закругленность.

В романсе П.И. Чайковского "То было раннею весной…" чувство весеннего обновления, пробуждающейся природы сливается с чувством первой любви. Сочетание камерного лиризма с яркой открытой эмоциональностью придает музыке необычайную силу воздействия.

Вокально-технический анализ

Оригинальная тональность романса "То было раннею весной…" (Es-dur) вполне удобна для моего голоса. Диапазон романса от ми-бемоля первой октавы до соль второй октавы. Рабочий диапазон в пределах соль первой октавы ‒ ре второй октавы. Такая тесситура вполне комфортна для моего голоса.

Романсовая лирика Петра Ильича Чайковского при всех красотах и глубинах иногда не очень удобно написана для голоса. Самая заметная особенность музыки выдающегося композитора ‒ ее кантиленность, поэтому работа над его произведениями требует особенной внимательности.

В романсах композитора прослеживаются черты симфонизма. Это проявляется в интенсивной мелодии, развитом аккомпанементе, образности музыки и драматической силе. Петр Ильич также придавал большее значение образу текста, поэтому при разборе этого романса обязателен подробный анализ слов.

Одной из сложностей при разборе для меня оказалось плавное, кантиленное соединение каждой фразы романса для идеального льющегося звучания.

В романсе часто встречаются спуски с тесситурно высоких нот на низкие (например, 21-25 такты), поэтому важно брать такие ноты аккуратно, «не садится» на них и не проваливаться.

Еще одна непростая задача для голоса – кульминационный момент на словах «О, лес!» (80 такт). Здесь требуется правильное формирование гласной, чтобы нота прозвучала свободно, полётно, без каких-либо зажимов.

 

Заключение

    Санкт-Петербург ассоциируется со многими эпитетами культурной жизни России, раскрывающими понятия: «Театральный Петербург»; «Художественный Петербург»; «Музыкальный Петербург». Единство образов представляет собой некий культурный код, который ощущается во всем глобальном пространстве России, и за ее пределами. Он находит свое отражение в культуре, классической литературе, музыке, в понимании всего русского мира в целом. В основе его формирования лежат выдающиеся личности, которые стали для современников классиками. К таким личностям принадлежит гениальный русский композитор XIX века, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист Петр Ильич Чайковский. Великий русский гений, композитор-симфонист, патриот и гражданин поднял русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту.

Композитор создал свой, отличительный от других художников, доступный музыкальный язык, опирающийся на народную русскую культуру, не отрываясь при этом от реальности, но, не отрицая достижения выдающихся отечественных и зарубежных композиторов–классиков. Глубина и многогранность его творчества поражали современников, его принципиальность и открытость вызывала всеобщее уважение и преклонение.

    Музыка П.И. Чайковского наполнена глубиной содержания и пронизана русскими корнями. Произведения композитора пропитаны его духовной энергетикой, пронизаны порывами его души, они привязаны к его родной земле.

    Творчество Чайковского отличается многообразием жанров. В его сочинениях нашли отражение практически все музыкальные жанры: оперы; балеты; симфонии; сюиты; произведения для оркестра; это и концерты, и произведения для фортепьяно; это камерная и хоровая музыка, музыка для детской аудитории, а также романсы.

    Считаю необходимым вспомнить слова Н.А. Римского-Корсакова из письма В.И. Белинскому от 3 марта 1897 года: «Много вещей у нас на глазах состарилось и выцвело, а многое, казавшееся устаревшим, по-видимому, впоследствии окажется свежим и крепким и даже вечным, если что-нибудь может быть таковым» [17]. Разве нельзя это высказывание применить к романсам Петра Ильича Чайковского? Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а главное, запечатление чувств, владеющих каждым человеком на протяжении всей жизни, делают романсы композитора бессмертными произведениями.

    Романс П.И. Чайковского «То было раннею весной…» звучал в исполнении Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Вероники Борисенко, Зары Долухановой, Ирины Архиповой, Галины Вишневской, Елены Образцовой, Дмитрия Хворостовского, Тамары Милашкиной, Людмилы Филатовой, Любови Казарновской, Ольги Бородиной, Хиблы Герзмава, Вероники Джиоевой. Мне наиболее близко исполнение романса российской оперной певицей абхазского происхождения Хиблой Герзмава.

Список используемой литературы

    1.Савенко С.И. Сергей Иванович Танеев. (1856-1915). — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1985, – С. 6

2.Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература//Учебник. – под ред. Т.В. Поповой – Изд. 11-е. – М.: Музыка, 1973, – С. 106-126.

           3.https://www.litres.ru/nikolay-kashkin/vospominaniya-o-p-i-chaykovskom

    4.https://znanio.ru/media/znachenie-prepodavatelskoj-deyatelnosti-pi-chajkovskogo-v-istorii-otechestvennoj-muzykalnoj-pedagogiki

    5.https://infourok.ru/statya-pedagogicheskaya-deyatelnost-pi-chaykovskogo

    6.https://biography.wikireading.ru/246770

    7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Чайковский_Петр_Ильич

8.https://vuzlit.ru/396240/tvorchestvo_chaykovskogo

    9.http://musike.ru/rml/tchaikovsky/symphony

    10.https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/2-3-11-simfonicheskoe-tvorch-chajko

    11.https://www.belcanto.ru/onegin.html

    12.https://www.belcanto.ru/dama.html

    13.https://muzkarta.info/statya/ushullu-i-i-istoki-vokalnogo-tvorchestva-p-i

    14.https://music.bobrodobro.ru

15.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/31604-otnoshenie-chajkovskogo-v-romansovom-tvorches

16.https://musicseasons.org/chajkovskij-romansy

17.https://infourok.ru/uchebnoissledovatelskaya-rabota-serdce-polno-vdohnoveniya-zhizn-i-tvorchestvo-ak-tolstogo

18.http://tolstoy-a-k.lit-info.ru/tolstoy-a-k/stihi

19.https://www.belcanto.ru/tchaikovsky_romances

20.http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tolstoj/to-bylo-ranneyu-vesnoj

21.https://studfile.net/preview/7081730/page:13

 

 

Приложение

 

 

 

                                                                                             

 

 

        

 

 

Содержание

  Введение ………………………………………………………...… 3
Глава 1. Петр Ильич Чайковский………..……………………………... 4
1.1. Жизненный путь …………………………………...……………... 4
1.2. Характеристика творчества и основные достижения ………… 7
1.3. Педагогическая деятельность композитора…………………….. 13
Глава 2. Романсы П.И. Чайковского – «лирический дневник» композитора...………….................................................................. 17
2.1. Истоки вокального творчества П.И. Чайковского…...….……… 17
2.2. Отношение композитора к поэтическому тексту в романсном творчестве ……………………………………………………...…. 19
2.3. Тематика романсов П.И. Чайковского в контексте развития его творчества ………………………………………………………… 22
2.4. Музыкальные параллели в романсах П.И. Чайковского……… 24
Глава 3. Анализ романса П.И. Чайковского «То было раннею весной»... 26
3.1. 3.2. Музыкальность лирики А.К. Толстого.…………………............. Анализ слов……………………………………….……………….. 26 28
3.3. Анализ музыки и вокально-технический анализ …...………….. 31
  Заключение ……………………………………...………………... 35
  Список использованной литературы …………...……………….. 37
  Приложение ……………………………………….……………… 38

Введение

«Я желал бы всеми силами души,

чтобы музыка моя распространилась,

чтобы увеличивалось число людей,

любящих ее, находящих в ней утешение и подпору»

П.И. Чайковский [2]

    Желание композитора сбылось. Имя Петра Ильича Чайковского дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей – музыкантов-профессионалов и широкого слушателя.

    В словах самого композитора определена задача его искусства – служить музыке и людям. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора – вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен.

    От сердца к сердцу идет музыка Чайковского. В ней каждый из нас может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает, очаровывает и возвышает душу.

    С детских лет с пиететом отношусь я к музыке выдающегося русского композитора. После знакомства с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковский стал для меня «героем детства», но любовь к его музыке становилась осознанней с годами, с постепенным накоплением знаний, впечатлений и собственного вокального опыта.

 

Глава 1. Петр Ильич Чайковский

Жизненный путь

    Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…» [2].

    В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.

    Впоследствии поэт Алексей Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:

Ты помнишь, как, забившись в музыкальной,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной –

Искусство было наш кумир… [2]

    Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон Жуан» Моцарта. В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.

    В консерватории Петр Чайковский учится под руководством известных педагогов – Н. Зарембы и А. Рубинштейна. Он упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством. По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке. В 1865 году П.И. Чайковский оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории (1866).

    С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург А.Н. Островский, поэт А.Н. Плещеев, музыкальный писатель В.Ф. Одоевский, артисты Малого театра. Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин, продолжается дружба с критиком Г. Ларошем, завязавшаяся еще в Петербурге. Помимо педагогической работы Петр Ильич много и напряженно занимается сочинением музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика. В своих статьях горячо поддерживает талантливых молодых композиторов – М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, Э. Грига.

    За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, первый фортепианный концерт и Вариации на тему рококо для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».

    Переломным в жизни П.И. Чайковского оказался 1877 год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка, постоянное переутомление. В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все же только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса. Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая» [6]. И, окончив одно произведение, сейчас же принимался за другое. Именно в тот год Петр Ильич завершил два своих великих произведения – оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

    С конца 70-х годов композитор совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится со многими зарубежными композиторами: И. Брамсом, Э. Григом, К. Сен-Сансом, Ж. Массне. В летнее время подолгу живет на Украине, в Каменске, в имении своей сестры А. Давыдовой. С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне. В 1891 году П.И. Чайковский побывал в Америке, в 1893 – в Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета. Ранее, в 1892 году Петр Ильич избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств. Активное участие принимает композитор и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества.

    В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха, когда всякое проявление свободной мысли преследовалось. Находясь за рубежом, композитор писал брату: «…В России теперь что-то неладное творится…В здешних газетах уже давно печатаются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то живее и больнее сознавать настоящее положение дел у нас и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь, читая о том, что у нас творится…» [2].

    Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу. Настроения и переживания русской интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения. Но наряду с тем были созданы и такие произведения, как лирически светлая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио».

    Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой – в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье – гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают», – писал он [2]. День композитора отличался стро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.017 с.)