Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки вокального творчества П.И. ЧайковскогоСодержание книги Поиск на нашем сайте
Романсы П.И. Чайковского составляют золотой фонд русского и мирового вокального искусства. Каковы же причины этого огромного успеха? Обратимся к истокам формирования вокального стиля Чайковского. Известно, что еще в раннем возрасте, помимо уроков игры на фортепиано у Р.В. Кюндингера, будущий композитор занимался пением в церковном училищном хоре под руководством Г.Я. Ломакина. Юный Чайковский обладал звонким и высоким сопрано, замечательно исполнял как сольные партии, так и верхние голоса в ансамблях и хоровых произведениях. Его незаурядные вокальные способности были по достоинству оценены педагогом: в старших классах Г.Я. Ломакин поручал ему исполнять самые сложные и ответственные партии, а иногда и регентство. Огромным стимулом для дальнейшего совершенствования «вокального образования» П.И. Чайковского стало увлечение оперным театром, которое он пронес через всю свою жизнь. Страстная любовь к опере (русской, итальянской) позволила глубоко проникнуться духом театрального искусства, свободно ориентироваться в репертуаре и специфике оперных голосов, правильно оценивать актерскую игру, виртуозно-технические и музыкально-выразительные возможности певцов. Здесь он «соприкасался с тем миром, который более всего ему был по сердцу, отвечал тайным, еще не вполне осознанным стремлениям к художественной деятельности; тем самым он готовился к будущей жизни музыканта и композитора» [13]. Первые опыты Чайковского в области сочинения вокальной музыки относятся к периоду между окончанием Училища правоведения и поступлением в Петербургскую консерваторию. Более точная дата написания трех ранних романсов не установлена. Сохранились автографы только двух романсов: первого, на слова А. Фета «Мой гений, мой ангел, мой друг» и второго (без названия) на слова А.С. Пушкина из поэмы «Цыгане», представляющего Песнь Земфиры у люльки («Старый муж»). Автограф третьего романса на итальянский текст неизвестного автора под названием «Mezzanotte» («Полночь») не сохранился, но это произведение было впервые издано при жизни композитора, очевидно, в 60-е годы. «В музыке всех трех произведений, – по мнению Н.В. Туманиной, – еще очень мало будущего Чайковского. Она сочинена под значительным влиянием бытовавшей в среде любителей вокальной литературы» [13]. Тем не менее, нельзя недооценивать значение ранних романсов в плане эволюции вокального стиля композитора. Формирование профессиональных навыков в сочинении вокальной музыки связано с годами учебы П.И. Чайковского в Петербургской консерватории. Так, например, в одной из уцелевших тетрадей рукописи «Воспоминания проф. А.И. Рубца о первых годах Петербургской консерватории» встречается достаточно интересное повествование о периоде совместного обучения с П.И. Чайковским в классе по инструментовке у А.Г. Рубинштейна. Автор воспоминаний пишет, что Рубинштейн практиковал особый вид классных занятий. Он приносил с собой какой-либо литературный текст (например, «Молитву» Ю.М. Лермонтова, «Колокольчики» А.К. Толстого и другие), зачитывал его вслух и требовал от учеников быстро набросать вокальное сочинение, а окончательную редакцию предоставить на следующий урок. Чайковскому особенно удалось вокальное сочинение на слова В.А. Жуковского «Ночной смотр»: «Вещь Чайковского оказалась не романсом, а целой сложной картиной. Аккомпанемент каждой строфы был разнообразен и сложен» [13]. Эти учебные опусы композитора не сохранились. Тем не менее, опираясь на воспоминания А.И. Рубца, можно сделать вывод о том, что дарование П.И. Чайковского в области вокальной музыки развивалось по направлению к созданию ярких драматических образов. Следует добавить, что вокальной лирике композитора свойственны некоторые черты, присущие русскому романсу в классический период его развития. Демократизм содержания в романсах сочетается с подлинным демократизмом музыкального языка, опирающегося на народную музыку, на интонации городского бытового романса. Жанр бытового романса впитал в себя характерные интонации русских крестьянских песен, городских песен, цыганского фольклора, интонации танцевальной музыки, особенно вальса. Это интонационное разнообразие получило оригинальное претворение в богатейшем романсном наследии Петра Ильича. Для Чайковского вокальное творчество было своего рода лирическим дневником, в котором запечатлены многие мотивы, получившие затем более развитое воплощение в его крупных произведениях оперного и симфонического плана. 2.2. Отношение композитора к поэтическому тексту в романсном творчестве Романсы Петра Ильича Чайковского – вершина русского классического романса XIX столетия – пользуются широчайшей популярностью у миллионов слушателей, ибо воплощенные в них чувства и переживания близки каждому человеку. Это тот самый случай в искусстве, когда субъективное, личное становится общезначимым. В.Г. Белинский писал в свое время о Лермонтове: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество» [14]. Эти слова Белинского в полной мере могут быть отнесены к Чайковскому. Любовь к людям, к жизни, вера в неисчерпаемые творческие силы человека, в красоту его души – вот что отличает вокальную лирику Чайковского. Романсы композитора отличаются большим жанровым и тематическим разнообразием, но наибольшая их часть относится к области лирики. Во многих сочинениях для голоса Чайковский стремился донести до слушателя живое трепетное чувство полно, свежо и непосредственно. Для этого словесный текст не просто «переводился» на язык музыки, а создавался музыкально-поэтический синтез. Композитор выделял в поэтическом тексте прежде всего доминирующий психологический мотив и находил наиболее соответствующую музыкальную интонацию, которая становилась основой построения целостной композиции. Вобравшая в себя и «музыку стиха», и его смысловое значение, музыкальная интонация потом развивается по собственным законам, при этом отзываясь на образы текста изменением своей выразительной окраски, ладовой, регистровой и динамической нюансировки. Чайковского интересовала «музыка стиха», способная отразить различные психологические состояния, проникающие в самую глубь человеческой души. При этом каждое душевное состояние, переживание композитор передает в динамике и развитии, достигая порой напряженности выражения. Отсюда те яркие и мощные кульминации, взрывы, которые приближают некоторые из его романсов к драматической оперной сцене. Примером может служить романс «Кабы знала я», в котором лирическая песня-жалоба развита до масштабов арии. При этом, композитору постоянно «не хватает» слов в поэтическом тексте. Чтобы высказаться до конца, он прибегает к повторениям, произвольным дополнениям. Отвечая на упрек в чрезмерно вольном обращении с поэтическим текстом, Чайковский ссылался на то, что и в реальной жизни человек, находящийся в состоянии сильного душевного возбуждения, часто повторяет по нескольку раз одни и те же слова. "Но даже если бы в действительной жизни ничего подобного никогда не случалось, – прибавляет Чайковский, – то я нисколько бы не затруднился нагло отступать от реальной истины в пользу истины художественной. Эти две истины совершенно различны" [15]. При обращении с поэтическими текстами, выбранными для своих романсов, композитор в каждом отдельном случае находит свои пути и приемы музыкального воплощения поэтического образа, но всегда остается музыкантом, мыслящим и говорящим на языке своего искусства. Но вместе с тем Чайковский далеко не безразлично относится к поэзии. Он уделяет много времени чтению русских и западных поэтов, пробует сам писать стихи. В его письмах то и дело встречаются мелкие отзывы о поэтическом творчестве, высказывания по вопросам стихосложения, рифмы, он вслушивается в поэтический ритм стиха. Для композитора при отборе поэтического произведения существенна, прежде всего, интонационная, «музыкальная» жизнь стиха. Чайковскому наиболее созвучны поэтические образы, в которых интонационная выразительность стихотворения зиждется, в первую очередь, на напевном развертывании фразы. Напротив, поэтические образы, в которых интонационная выразительность стиха основана на коротких фразах, с частой сменой внутри них предметно-образного содержания, чужды ему. Пояснить эту мысль можно сравнением следующих двух, контрастных по типу интонационного строя стиха поэтических произведений. Ярким примером первого типа может служить стихотворение Фета: Я тебе ничего не скажу И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть… Совершенно иной тип интонирования присущ такому стихотворению Пушкина, как «Ночной зефир»: Ночной зефир Струит эфир, Шумит, Бежит Гвадалквивир… Второму типу свойственна более быстрая смена образов-действий. Ритм строфы более сжат, фраза коротка и рельефна. Интонационная выразительность зиждется на комплексе «созвучий-сочетаний». Мелодическая напевность, непрерывность течения интонаций фразы – самые характерные черты такой романсной лирики. Она рождается в результате желания расширить пределы выразительности слова, передать глубже и тоньше мир лирических переживаний, сказать больше, чем может передать смысл слова-понятия. «Слово немеет…царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца», – говорит А. Фет [15]. Таким образом, для Петра Ильича Чайковского текст поэтического стихотворения и его интонационный строй – один из компонентов единого интонационного целого, развертывающегося по законам музыкальной логики. Поэтический образ, будучи творческим стимулом, словно заново рождается в музыкальном творческом процессе композитора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.008 с.) |