Профессиональная идентичность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная идентичность.



Процесс профессионального самоопределения не включает только выбор профессии в юном возрасте. Нередко человек решает задачу профессионального самоопределения на протяжении всей жизни. Зависит это не только от самого человека, но и от массы других причин: экономических кризисов, перемены места жительства, невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и т.д.

 

Идентичность характеризует личность в динамике развития на протяжении всей жизни, показывает непрерывность самовоспитания. Идентичность дает возможность человеку эффективно адаптироваться к условиям среды и видеть свою жизнь с точки зрения непрерывности, органично включая в нее прошлое, настоящее и будущее.

Социальная идентичность объясняет суть социальных стереотипов – важнейшего компонента межгруппового взаимодействия.

 

 

8. Социальная установка и ее роль в регуляции социального поведения.

Социальная установка – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) осознанность этих отношений и поведения;

2) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

3) регулятивная роль социальной установки.

Функции:

1) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

3) регулятивная – регуляция социального поведения человека;

4) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:

1) когнитивный аспект, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Социальное поведение – это форма взаимодействия индивида с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Факторы регуляции поведения:

1) внешние факторы: а) социальные явления (общественные отношения, социальные движения, общественное мнение, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);

б) общечеловеческие факторы (образ и стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, стереотипы, стандарты, социальные ценности);

в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, идеология, религия);

г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);

д) правовые факторы (право, закон);

е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, уровень развития коллектива), личностные составляющие (социальный престиж, авторитет, установка));

2) внутренние регуляторы поведения:

а) когнитивные процессы;

б) устная и письменная речь;

в) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, настрой, навязчивые состояния, тревожность);

г) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);

3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание; технологии рекламы и пропаганды и др.).

 

 

9. Социально-психологические подходы к изучению внутригруппового взаимодействия.

1. Метод социометрических измерений (социометрия).

Термин " социометрия " означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрические методы позволяют получить ценную информацию о состоянии группы.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

2. Внешнегрупповая референтометрия.

В современной психологии существует понятие референтной группы - круга значимых лиц, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.

3. Шкала психологической близости.

Помимо референтности существует еще один параметр, описывающий отношения человека с другими людьми, - "психологическая близость". Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, ее можно определить с помощью шкалы "симпатической дистанции" Д. Фелдса.

4. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Групповая сплоченность - параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, - можно определить путем расчета соответствующих социометрических индексов или с помощью соответствующей методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

5. Определение психологического климата группы

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества. Складывается психологический климат за счет " психологической атмосферы " - группового эмоционального состояния, которое, возникает в относительно небольшие отрезки времени и создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

6. Диагностика социально-психологического климата группы

Социально-психологический климат - психологическая характеристика группы, связанная с особенностями отражения группой явлений и процессов, имеющих отношение к совместной групповой деятельности. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности.

В практике управления коллективом одновременно применяют разные методы, которые органически дополняют друг друга и находятся в постоянном равновесии.

 

 

10. Малая группа: понятие, классификации.

Малая группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения.

Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т.д.

Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей.

Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.

Референтная группа (эталон) – группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен – на нормы известных рекордсменов.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению референтной группе.

Социально-положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные объединения), асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры) и антисоциальные - преступные группы.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности.

Классификация социальных групп:

Основание классификации Разновидности групп
По способу образования Стихийно возникшие – не официальные, Специально организованные – официальные,                              Реальные, условные.
По величине группы и способу взаимодействия членов Малые, средние, промежуточные, большие.
По характеру совместной деятельности Практические (совместная труд. деятельность), гностические (совместная исслед. деятельность), эстетические (совместное удовл. эстетических потребностей), гедонические (досуговые), коммуникативные, идеологические, политические, альтруистические.
По личной значимости Референтные – образцовые для личности, эталонные – идеальные для личности, элитарные – высокопоставленные.
По социальной значимости Социально положительные,      асоциальные – социально деструктивные, антисоциальные – криминальные, преступные.

11. Структурные характеристики группы.

Структурные характеристики группы включают в себя:

· размер группы;

· статус и роли (кто какую позицию в группе занимает и что делает);

· групповые нормы поведения (кто с кем и как контактирует);

· личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится, и кто кого не любит);

· силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).

Размер. Наиболее эффективными являются группы, включающие 5-9 человек. Такая численность позволяет учитывать разные мнения при принятии решений и создаёт прозрачность, при которой хорошо виден вклад каждого.

В малых группах возникает больше сложностей с достижением соглашения и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно и концентрированно. Размер группы также оказывает влияние на удовлетворенность работой. В малой группе создается напряжение в отношениях между участниками, а в большой не уделяется достаточно времени для каждого участника группы.

Статус – это место человека в обществе или группе. Различают формальный и неформальный статус. Формальный - определяется должностью или званием. Неформальный – личными качествами человека и признанием этих качеств окружающими его людьми.

Роль – это модель поведения человека в определённой ситуации. Каждый член группы выполняет определённые роли, зависящие от статуса. Трудности управления организационным поведением состоят в том, что в жизни люди выполняют несколько ролей. Человек одновременно может быть руководителем, подчинённым, другом, родителем. Когда член группы не оправдывает ожиданий от его роли, то возникает ролевой конфликт.

Групповые нормы – это общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия её членов. Групповые нормы обращены сразу ко всем членам группы. Основные нормы можно свести к нескольким типам.

1) Нормы, определяющие деятельность, её производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.

2) Нормы распределения ресурсов регламентируют порядок выделения денег на зарплату, премии и т.д.

3) Нормы неформальных социальных соглашений. Это нормы групповой лояльности и т.д.

4) Организационные нормы – это требования к одежде работников или стандарты при ведении переговоров и т.д.

Следующими к рассмотрению следуют структурные вопросы межличностных взаимодействий в группе.

Симпатии и антипатии между людьми в основном носят индивидуальную окраску и подоплеку. Однако выяснено, что на установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов.

1. Во-первых, исключительно большое влияние оказывают личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по вкусу и предпочтениям. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются.

2. Во-вторых, на развитие и установление дружеских отношений между людьми, на развитие взаимной симпатии большое влияние оказывает наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относится к близости расположения их мест жительства.

3. В-третьих, установление дружеских отношений находится в прямой зависимости от частоты встреч, а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.  

4. В-четвертых, развитию дружеских отношений способствует наличие цели, на достижение которой направлены действия всех членов группы. Отмечено, что взаимные симпатии и дружественность складываются реже при индивидуальной работе, чем при общей задаче.

Сила и конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляются в виде общественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинения интересам группы. Человек может сопротивляться этому давлению, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступать конформистом. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден будет покинуть группу. Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия, как для окружения, так и для группы в целом. Если задачи четко не определяемы, если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека, выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возразить или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние численность группы. Если в группе пять человек, то единодушие начинает оказывать сильное влияние на индивида. Степень конформизма в поведении человека в группе зависит также от близости руководства в групповых действиях и частоты контактов с руководством. Если начальник часто присутствует и участвует при принятии решений членом группы, то это приводит к повышению конформизма в поведении подчиненного.

 

 

12. Динамические характеристики группы.

Динамические характеристики малой группы отражают групповые процессы, которые воспроизводят весь цикл жизнедеятельности группы: образование, становление, развитие, функционирование, распад, а также нормативное влияние, феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство и принятие групповых решений.

Групповая динамика охватывает все виды коллективного взаимодействия в группе. Речь идет о таких процессах, как групповая сплоченность, власть, принятие решения, смена власти, способ реагирования на другие группы. Большинство из них происходит только в малой социальной группе.

Групповая динамика — совокупность процессов, происходящих в малой группе и характеризующих ее с точки зрения движения, развития и функционирования.

Термин "групповая динамика" изначально использовался для обозначения созданной К. Левиным научной школы (школа групповой динамики), которая толковала группу как динамическое целое. Описывая ее свойства, ученый использовал следующие законы:

1. Целое доминирует над частями. Это означает, что группу нельзя рассматривать как сумму индивидов, поскольку она часто меняет их индивидуальное поведение. Извне легче влиять на группу в целом, чем на поведение отдельных индивидов;

2. Отдельные элементы объединяются в целое. Основой группы является взаимозависимость индивидов, которые охотнее присоединяются к тем группам, с кем себя отождествляют, а не к тем, от кого будут зависеть; они предпочитают оставаться среди лиц, к которым чувствуют свою принадлежность, даже если их поведение является недружественным.

 

 

13. Феномены внутригруппового давления.

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Существуют различные уровни конформизма.

Нонконформизм (несогласие) – активное неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов. Противоположность: конформизм – установка на то, чтобы быть «как все».

Негативизм – проявление негативной установки. Отношение к человеку, людям с негативным предубеждением. Нонконформисты обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов: «молчаливого большинства».

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за нежелания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение.

5) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

6) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

 

14. Психологические характеристики больших групп.

Большими социальными группами называются многочисленные социальные общности, представители которых не имеют возможности непосредственного контакта, но объединены наличием сходных объективных и/ или субъективных признаков. Существует достаточно большое число критериев для классификации больших социальных групп, однако наиболее часто используют такие признаки, как:

· время существования;

· способ формирования;

· характер внутригрупповых связей;

· механизмы регуляции поведения людей в больших социальных группах.

В соответствии с этими критериями, с одной стороны, можно выделить исторически сложившиеся и устойчивые большие группы, а с другой — кратковременно существующие, сформировавшиеся стихийно. Первые занимают определенное объективное место в системе общественных отношений и структуре общества, а поведение людей в таких группах регулируется нравами, обычаями и традициями. Объединяющим началом для членов таких групп выступают общность исторической судьбы или условия социальной жизнедеятельности. Примеры групп такого типа — гендерные, возрастные, профессиональные, этнические, социальные классы.

Для больших социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны общие признаки, отличающие их от малых групп:

· Наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции).

· Образ жизни группы – определенное единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы

· Наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определенного жаргона (профессионального, возрастного).

Психологический склад группы состоит из:

· Устойчивых элементов – темперамент, нравы, обычаи, традиции

· Эмоционально-подвижные – потребности, оценка, мнение

К числу важнейших психологических характеристик большой группы относятся: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели.

При характеристике больших групп часто употребляют термин «психологическая общность», характеризующий уровень идентификации членов данной общности, которая который на уровне взаимодействия с другими группами проявляется в чувстве – МЫ-, и чувстве – ОНИ- (принадлежность).

Психология любой общественной группы включает в себя определенную систему элементов:

1. Общественно-психологические свойства: потребности, интересы, идеалы; черты психического склада данной социальной группы – коллективизм, трудолюбие, индивидуализм.

2. Общественно-психологические отношения – включающие: традиции, обычаи, общественное мнение, симпатии-антипатии, психологическую совместимость.

3. Общественно-психологические состояния – массовидные эмоции, чувства, умонастроения.

4. Общественно-психологические процессы - подражание, внушение, конформность, происходящие в процессе общения.

В структуре психологии больших групп, к числу регуляторов поведения относятся такие феномены: стереотипы, идентификация, эффект Ореола.

 

 

15. Феномены межгруппового влияния.

Феномен группового давления (влияния) — один из феноменов внутригрупповой жизни, раскрывающий вопрос о принятии членами группы норм групповой жизни. Групповые нормы — это система правил, выработанных группой в процессе жизнедеятельности, принятых большинством и регулирующих отношения между ее членами.

Существует общая характеристика функционирования норм в группе:

-являются результатом взаимодействия и договоренности членов группы;

-регламентируют правила поведения для типичных ситуаций взаимодействия, значимых для групповой жизни;  

-различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, иные не одобряются вовсе;

По отношению к тем, кто следует групповым нормам, предусмотрены позитивные санкции (похвала, знаки внимания, открытое признание достоинств, моральные и материальные вознаграждения), для тех, кто отступает от исполнения норм, существуют санкции в виде устных замечаний, угроз, игнорирования и социальной изоляции в группе. Боязнь вызвать неодобрение со стороны членов группы является значимым регулятором поведения личности. Действенность групповых норм обусловлена конформностью. Конформность - это психологическая характеристика позиции человека относительно позиции группы, т.е. мера его подчинения групповому давлению.

Исследования нормативного поведения в малой группе и феномена конформности объединены в два больших направления: исследования нормативного влияния группового большинства; исследования влияния группового меньшинства.

Единственным механизмом развития и изменения группы признается влияние лидера или группового большинства, а единственным способом существование человека в группе — приспособление к групповым нормам. Единственной функцией меньшинства в этой модели является расшатывание группового согласия.

М. Дойч и Г. Джерард, сравнивая механизмы влияния большинства и меньшинства, выделили два вида группового влияния: нормативное мнение большинства воспринимается человеком как объективно существующая групповая норма; информационное - мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, пронимающего решение. Механизм влияния в двух этих случаях различен. Большинство в полном смысле «давит» нормой, подчиняя себе мнение члена группы. Он при этом изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, оставаясь при своем мнении. Именно это означает внешний конформизм. Меньшинство лишь предлагает члену группы новую информацию, если человек доверяет ей, он изменяет свое мнение. В данном случае демонстрируется внутренний конформизм. Ситуация, при которой человек оказывается помещенным в «поле» одновременного взаимовлияния большинства и меньшинства, побуждает человека к индивидуальному выбору из большего числа вариантов.

16. Лидерство и руководство в малой группе.

Лидерство в социальной психологии понимается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Близким к нему, но не идентичным является понятие «руководство», которое представляет собой социальный феномен, поскольку лидер выдвигается самой группой, а руководитель, как правило, назначается. Руководство регулирует отношения в рамках социальных организаций, это целенаправленная и контролируемая деятельность, где руководитель обладает более определенными рычагами влияния на группу и каждого ее члена (санкциями), а также представляет группу извне.

В социальной психологии разработано немало концепций лидерства, среди которых наиболее известны:

теория черт — лидером становится тот, кто изначально обладает особыми способностями и качествами, благодаря которым он и выдвигается в лидеры. Одним из вариантов такого подхода является харизматическая концепция лидерства. Лидеру присущи следующие психологические качества: стремление к достижениям, упорство и инициативность, уверенность в себе, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности;

ситуационная теория - лидером становится тот человек, который при возникновении в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способными оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы;

синтетические теории акцентируют внимание на комплексном, целостном характере изучения лидерства, исследующем взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений в группе: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство.

Выделяются три «классических» управленческих стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). Исследования свидетельствуют, что группам разного уровня социально-психологического развития соответствуют различные стили лидерства. Так, в группах высокого уровня социально-психологического развития чаще формируется демократический стиль, в корпоративных группировках — по преимуществу авторитарный, в просоциальных ассоциациях — попустительский, в асоциальных ассоциациях — анархический.

Лидерство реально существует в группе лишь в момент совместной деятельности, которая выдвигает того или иного человека на роль лидера. В группе активно могут действовать одновременно несколько лидеров. Группа как субъект реализует свою активность как минимум в двух направлениях: 1) решение задачи, реализация цели; 2) развитие группового единства. Лидер должен решать эти различные задачи посредством группы. Соответственно можно говорить и о двух типах лидерства. Инструментальное лидерство имеет целью обеспечить управление группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства — в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

Каждый из типов лидерства может быть дифференцирован в соответствии с выполняемыми ролями. Так, люди, придерживающиеся своего типа поведения, ориентированы на решение групповых задач с помощью роли в группе:

инициатор — находит новые идеи и предлагает подходы к решению проблем и достижению целей группы;

разработчик — рассматривает и детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;

координатор — комбинирует идеи и предложения, пытаясь координировать деятельность других членов группы;

контролер — направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;

оценщик — критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи;

погонщик — стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли:

вдохновитель - поддерживает начинания других, выражает понимание чужих идей и мнений;

гармонизатор - выступает посредником, если между членами группы возникают разногласия, таким образом, сохраняя в группе гармонию;

примиритель - поступается своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, чем также поддерживает в группе гармонию;

нормировщик - формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;

ведомый - пассивно следует за группой, выступает как зритель или слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений.

Таким образом, в любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные ниши и не вступая в серьезные противоречия.

 

 

17. Технологии командообразования.

Командообразование — способ увеличить производительность труда, улучшить климат в коллективе, сократить время выполнения поставленных задач, а также избежать ошибок.

Технологии командообразования позволяют создать группу, преследующую одинаковые цели. Для построения межличностных отношений требуется время, поэтому одного тренинга недостаточно. В ходе проведения игр каждый работник должен получать ответы на вопросы, чувствовать поддержку.

К созданию команд нужно приступать, если замечены следующие проблемы в коллективе:

-воюющие подгруппы;

-неэффективное использование ресурсов;

-жесткие групповые нормы;

-отсутствие творчества;

-ограниченная коммуникация;

-разногласия и потенциальные конфликты.

Именно это снижает эффективность работы, негативно отражается на организации, качестве продаваемых товаров или оказываемых услуг. В зависимости от ситуации, можно использовать различные подходы к созданию групп: целеполагающий, межличностный, ролевой и проблемно-ориентированный.  

Целеполагающий. Позволяет лучше ориентироваться в процессах реализации и выбора целей. Может использоваться под контролем тренера.

Межличностный. Направлен на улучшение межличностных отношений в коллективе. Главная цель – увеличение уровня доверия, внутрикомандных коммуникаций.

Ролевой. Командообразование в современных организациях включает проведение дискуссий, переговоров.

Проблемно-ориентированный. Метод основан на решении проблем и достижении командной цели.

Процесс командообразования в организации ведется под контролем тренера или менеджера. Все проводимые игры должны быть безопасными, интересными. Результаты следует фиксировать, чтобы потом можно было выполнить анализ действий всех участников группы.

 

 

18. Методы изучения внутригруппового взаимодействия.

К методикам изучения внутригрупповых отношений относятся: социометрия (Метод социометрических измерений), внешнегрупповая референтометрия, шкала психологической близости, определение индекса групповой сплоченности Сироша, определение атмосферы группы, диагностика социально-психологического климата группы.

Подробно остановимся на методе социометрии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.112 с.)