Ошибки при формировании первого впечатления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибки при формировании первого впечатления



· Фактор превосходства

· Фактор отношения к нам

· Фактор привлекательности

Почему происходят ошибки восприятия?

В каждой ситуации в "фокусе" восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения.

Все же остальные черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки.

Таким образом, восприятие любого другого человека одновременно и верное и неверное, и правильное и неправильное.

Исследования показывают, что для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации:

1) одежда человека, весь его имидж;

2) манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит).

Каналы восприятия или ведущая репрезентативная система

Каналы восприятия касаются именно получения информации от органов чувств. Когда речь идёт об обработке информации, о способе обращения к собственному внутреннему опыту человеком, говорят о репрезентативных системах.

Репрезентативная система — понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации:

Визуальная - обработка зрительной информации;

Кинестетическая - обработка чувственной информации (тактильные ощущения, внутренние, вкус, запах);

Аудиальная - звуки, тон голоса;

Дигитальная - внутренний диалог.

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

У термина "модальность" есть несколько значений.

В психологии (и часто в НЛП) под модальностью подразумевается именно канал получения информации - вижу, слышу, чувствую. Обычно человек более ориентирован на одну из репрезентативных систем – он проводит в ней больше времени, она запускает его мышление, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это предпочитаемая модальность.

22. Коммуникативная сторона общения

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т. е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание);

2) Оптико–кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика);

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт - контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

 

23. Интерактивная сторона общения

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Социальная психология предусматривает, что определение ситуации может являться важным моментом в структуре образования межличностных взаимоотношений.

Для понимания смысла и содержания взаимодействия между людьми, важно знать контекст происходящего. Определить поведение человека в соответствующем аспекте значит его помещение в рамки, где оно способно приобретать более или менее однозначный смысл.

Процесс обращения к контексту выполняет, главным образом, 2 задачи межличностного взаимодействия. Для наблюдателя она представляет собой объяснение того, что происходит между людьми, почему именно таким образом, а не иначе осуществляют общение индивиды. Для действующего лица она представлена возможностью сформировать собственное отношение к происходящему, выбрать способы поведения, которые будут более адекватны соответствующей ситуации, где проявляется возможность соотнести действия и ситуацию.

Помимо этого, при осуществлении совместной деятельности участники не только производят обмен информацией, но и осуществляют организацию «обмена действиями», планируя ее. При планировании вероятна регуляция действий одного индивида посредством планов, которые созрели в голове другого, что и делает деятельность на самом деле совместной. В этом случае ее носителем уже будет выступать не отдельный человек, а групповая взаимосвязь. Психологический состав обмена действиями состоит в 3 моментах:

· учет планов других с их сопоставлением со своими собственными планами;

· анализ «вклада» каждого участника, осуществляющего взаимодействие;

· осмысление степени включения во взаимодействие со стороны каждого из партнеров.

При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:

кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями; конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели); конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач; корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»). Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.

 Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости. Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли. Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.

 

 

24. Убеждающая коммуникация как вид психологического влияния.

Убеждающая коммуникация — вид коммуникации, который направлен на формирование у собеседника определенного ряда мыслей и переживаний и влияние на его ориентацию в ценностях. Она может выражаться разными способами: в приказе, совете, просьбе.

Убеждающая коммуникация стремится использовать визуальные средства для более эффективного воздействия на сознание индивида или общества в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.008 с.)