Диагностика социально-психологического климата группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика социально-психологического климата группы



Социально-психологический климат - психологическая характеристика группы, связанная с особенностями отражения группой явлений и процессов, имеющих отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения "по горизонтали" и "по вертикали", содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Улучшение психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по улучшению психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата.

Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы, а также выявить факторы его формирования, нуждающиеся в коррекции и совершенствовании психологического климата данной группы.

 

 

19. Способы социально-психологического воздействия.

Социально-психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения или других особенностей партнера по общению.

Социально-психологическое воздействие осуществляется на всех уровнях социальной реальности: как субъектами (инициаторами), так и объектами (адресатами, реципиентами) воздействия могут выступать отдельные личности, малые группы, большие социальные группы, общество в целом. Социально-психологическое воздействие осуществляется во всех сферах жизнедеятельности людей. Целью социально-психологического воздействия является изменение психологических или социально-психологических характеристик объекта общения.

В структуре процесса психологического воздействия выделяют несколько компонентов: стратегию и тактику воздействия, динамические характеристики воздействия, средства и методы воздействия. Описаны две основные стратегии психологического воздействиямонологическая (субъект-объектная, адресат воспринимается как пассивный объект влияния) и диалогическая (субъект-субъектная).

Тактика психологического воздействия — это совокупность конкретных приемов, используемых субъектом воздействия, выбор которых зависит от целей и задач воздействия. Приемы воздействия и манипулирования: лесть, комплименты, сознательное искажение информации, ссылки на авторитетное мнение, унижение, урозы.

Традиционно к способам социально-психологического воздействия относят заражение, внушение, подражание и убеждение.

З аражение - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, проявляющаяся через передачу определенного эмоционального состояния или «психического настроя.

Возникновение заражения в больших неорганизованных группах (толпе, публике или аудитории), где эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения при передаче от человека к человеку, называется феноменом «эмоционального кружения» или «циркулярной реакции».

Убеждение  — это сознательное вербальное воздействие на другого человека или группу людей с использованием обоснованной и опирающейся на логику аргументации. Убеждение — это воздействие, предполагающее дискуссию между участниками процесса. Предполагается, что человек/аудитория должны не только понять, но и добровольно согласиться с получаемой информацией.

Для того чтобы убеждение было эффективным, коммуникатор должен учитывать следующие факторы: содержание и форма убеждения (согласно уровню возрастного развития личности); убеждение (с учетом индивидуальных особенностей личности); последовательность и логичность убеждения; приведение примеров и фактов, понятных слушателям.

Внушение — это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Внушение от убеждения отличается тем, что не основано на доказательствах и логике. При внушении адресату передается определенное психическое состояние, сопровождаясь эмоциональным заражением. Оно предполагает пассивность адресата, основано на пассивном, некритическом восприятии сообщения. Способность критически воспринимать информацию снижается, когда человек находится в состоянии физического неблагополучия (утомлен, голоден, ослаблен физически).

Факторы, повышающие эффективность внушения.

1. Индивидуально-психологические факторы: возраст; личностные характеристики (несамостоятельность, зависимость).

2. Социально-психологический фактор: авторитет лица, осуществляющего внушение.

3. Ситуационные факторы: внушаемость повышается в ситуациях, непривычных, вызывающих тревогу, неуверенность, в ситуациях дефицита времени на принятие решения, т.е. в ситуациях кризисных и экстремальных.

Подражание — это важнейший механизм социального развития ребенка, но оно присуще в определенной мере и взрослым: молодые люди склонны подражать тому, что социально новое, при этом не только образцам социально значимым, но, прежде всего, внешне динамичным, ярким (образцам моды, кино и пр.).

В социальной психологии существует теория подражания как механизма социального научения. Описываются три способа подражания, в результате которых формируется новое поведение: 1) наблюдение за поведением модели; 2) наблюдение за вознаграждением или наказанием модели поведения; 3) наблюдение за моделью, актуализирующей образцы поведения, уже известные наблюдающему.

Манипуляция определяется как скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. В качестве тактического приема манипуляция может использоваться в воспитании и обучении, например для создания дополнительной мотивации деятельности. Если манипуляция становится единственным способом воздействия, то формируется манипулятивный стиль общения, при котором партнер воспринимается как средство достижения целей.

 

 

20. Общение как социально-психологический феномен.

Общение обозначает все виды коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая даже такую форму взаимодействия, как присутствие. Понятия «общение» и «коммуникация» не являются синонимичными, хотя некоторым образом пересекаются. Общение подразумевает более широкий спектр эмоционального, физического, духовного или практического взаимодействия, в то время как понятие «коммуникация» акцентирует внимание в основном на информационных процессах. Кроме того, если коммуникация может быть и односторонней, то общение — это взаимный, обоюдно активный процесс, в котором присутствует обратная связь.

Структура общения традиционно определяется через выделение в нем трех сторон (или аспектов): коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной. (примеры!!!) Под первой понимается обмен разнообразной информацией, каналы и средства ее передачи, а также эффекты, сопровождающие этот процесс. Интерактивная сторона общения раскрывается в способах обмена действиями, типах взаимодействия участников, вариантами которых могут быть кооперация, конкуренция или особый случай взаимодействия — конфликт. Перцептивная сторона общения проявляется в работе механизмов, формирующих образ собеседника, познании и понимании партнера, атрибутивных процессах.

Общение тесно связанно с деятельностью, которая порождает становление и развитие контактов между людьми в ситуациях необходимости выполнения ими совместных действий. Общение неразрывно связано и со всей системой человеческих отношений как активных связей с миром, которые именно в общении порождаются, поддерживаются, раскрываются и развиваются.

Общение выполняет множество функций на различных уровнях социального бытия, как отдельного человека, так и общества в целом. Главная функция общения на уровне всего общества — это трансляция социального опыта и передача элементов культуры от поколения к поколению. В процессе общения между членами группы могут развиваться эмоциональные связи, реализующие функцию формирования тех или иных межличностных отношений. На уровне отдельной личности общение может выполнять развивающую, психотерапевтическую функцию, функцию самовыражения. Кроме того, на всех уровнях проявляются такие функции общения, как передача информации и влияние, в результате которого возникают изменения в мыслях, чувствах и поведении участников общения.

В зависимости от субъектов общения выделяются межличностное, межгрупповое и массовое общение. Исходя из уровня контакта, говорят о непосредственном общении, когда оно происходит «лицом к лицу», и опосредованном, осуществляемом через других людей, предметы или с помощью технических устройств, а исходя из используемых средств передачи информации — о вербальном (речевом) и невербальном общении (через жесты, прикосновения, визуальный контакт).

Также выделяются различные типы, или стратегии, общения. Монологическая (объединяющая императивную (авторитарную) и манипулятивную стратегии) и диалогическая стратегия общения. Критериями для такого выделения является внутренняя личностная позиция человека в общении, которая детерминирует коммуникативные стратегии и соответствующие средства их реализации.

Под общением подразумевается сложная и многоуровневая универсальная реальность, в которую человек погружен на протяжении всей жизни. С одной стороны, эта реальность формирует и развивает социальные и межличностные отношения, а с другой ими порождается и поддерживается. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.

 

21. Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция - процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает в себя восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп.

Процесс социальной перцепции является сложной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия.

Существуют следующие социально-перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта.

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально- психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации, аттракции и стереотипизации.

 

М еханизмы восприятия человека человеком

Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Идентификация – способ понимания другого человека через уподобление себя ему. В этом случае предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место

Атрибуция – это механизм объяснения поведения личности. Она возникает потому, что информации, поступающей от непосредственного наблюдения недостаточно, чтобы адекватно взаимодействовать с окружением.

Аттракция – это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных стереотипов. Проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.013 с.)