К вопросу о чтении специальных текстов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о чтении специальных текстов



Участник мастер-группы советует:

Судя по всему, среди участников мастер-группы есть юристы.

Могу порекомендовать им следующих авторов: Е.В. Васьковский «Цивилистическая методология. Учение о толковании гражданских законов». У него есть 2 книги на эту тему – одна обстоятельная монография, другая – сокращенный вариант (скачать).

Это к вопросу понимания текста. Хотя в них речь идет о законах, для чтения договоров тоже будет полезно.

Еще одна книга – О.Хазова «Искусство юридического письма» (улучшите одно – подтянется другое). Должна быть на ОЗОНе. Петр


Ищите хорошие книги

Я экскурсовод и хочу быстро прочитать и усвоить все книги, которые я купила по истории Москвы. Увы, выслать их не могу, так как это бумажный вариант книг. Светлана

Если книга куплена, то это еще не означает, что ее нужно читать до конца. И тем более винить себя за то, что у тебя на полке стоит груда непрочитанных книг.

Вспомните о принципе 80/20.

80% купленных и скачанных вами книги будут НИ О ЧЕМ. И чем быстрее вы их отсеете, тем больше сэкономите себе время.

Если бы я был экскурсоводом по Москве, то на первом этапе пошел бы в книжный магазин и скупил бы несколько книг по теме. Начал бы их просматривать и отмечать, легко ли написана книга? Редкие ли в ней изложены факты?

Большинство книг, особенно путеводители по городам, передирают информацию друг у друга. У меня целая полка дома им посвящена (много путешествую). И скажу, что на одну толковую книгу приходятся все остальные, бестолковые.

Есть один источник и множество копий-подражателей. Нужно найти ИСТОЧНИК. Он заменит собой десятки других книг. Для этого нужно искать и найдешь.

У меня по каждому направлению (реклама, маркетинг, создание сайтов, типография, мышление) собраны дома практически все изданные книги. Да, далеко не все из них удачные, но попадаются очень толковые. Можно сказать, что беру количеством, которое переходит в качество.

Покупаю много книг и отсеиваю их. Не читаю полностью. Уже приловчился делать отбор на стадии покупки в магазине.

Но, когда изучаешь новую тему, так не получится. Поэтому собирайте книги по своей теме. Вы удивитесь, узнав, что их совсем не так много.

Просмотрите их, прочитайте избранное. Вам даже не нужно владеть скорочтением. Нужно просто ЧИТАТЬ изо дня в день.

Ищите хорошие книги. И вы их найдете.


Специальный перевод для мастер - группы по скорочтению
Владимир Никонов

Источник: Stanislas Dehaene

Как мы читаем?

Процесс письма начинается в наших глазах. Только центр сетчатки, который называется углублением сетчатки, обладает достаточной способностью распознавать мелкий шрифт. Таким образом, взгляд должен постоянно перемещаться по странице. В какой бы точке ни остановился наш взгляд, мы можем распознать лишь одно или два слова. Затем каждое из них дробится нейронами сетчатки на мириады фрагментов, и должно быть снова собрано воедино, прежде чем будет распознано. Наша зрительная система постепенно извлекает графемы, слоги, приставки, суффиксы и корни слов. В конечном счёте, значение имеют два основных параллельных направления процесса обработки слова: фонологический, превращающий буквы в звуки речи, и лексический, который даёт доступ к значению слов в нашем ментальном словаре.

Существование текста безмолвно; безмолвно до того момента, пока читатель не приступит к чтению его. Только лишь когда умелый глаз соприкасается с символами, написанными на бумаге, текст начинает жить активной жизнью. Все написанное зависит от щедрости читателя.

- АЛЬБЕРТО МАНГУЭЛЬ, ИСТОРИЯ ЧТЕНИЯ

На первый взгляд чтение кажется чем-то, близким к магии: наш взгляд останавливается на слове, и мозг, не напрягаясь, выдаёт нам значение и произношение этого слова. Но на самом деле, этот процесс далеко не так прост. Попадая в сетчатку глаза, слово распадается на массу фрагментов, так как каждая часть визуального образа распознаётся различными зрительными рецепторами. Начиная с этого ввода информации, сложность заключается в том, чтобы собрать эти разрозненные фрагменты снова в единое целое с целью раскодировки информации, а именно - какие буквы используются; выявления порядка, в котором они представлены, и, наконец, идентификации слова.

    Последние тридцать лет когнитивная психология анализировала механику чтения. Результатом этого стало понимание «алгоритма» визуального распознавания слов – серии оперативных шагов, которые опытный читатель применяет для решения задачи распознавания письменного теста. Психологи относятся к чтению, как к проблеме информатики. Каждый читатель походит на робота с двумя камерами – двумя глазами и двумя сетчатками глаз. На них записываются слова. Сначала они проявляются лишь как светлые и тёмные пятна, которые напрямую не интерпретируются как лингвистические знаки. Для того чтобы мы получили доступ к соответствующим звукам, словам и значениям, визуальная информация должна быть закодирована в понятном формате. Таким образом, мы должны иметь алгоритм декодирования, или способ обработки информации, схожий с компьютерной программой автоматического распознавания символов, которая воспринимает минимальный элемент изображения на странице как входной сигнал, и производит идентификацию слов как выходной сигнал. Для завершения этого фокуса, происходящего без нашего ведома, мозг организовывает замысловатый комплекс процессов декодирования, принципы которых мы только начинаем понимать.

 

Глаз: плохой сканер

 

Процесс чтения начинается, когда сетчатка глаза принимает фотоны, отражённые от написанного текста. Но сетчатка глаза – неоднородный рецептор. Только её центральная часть, называемая фовеальным углублением, уплотнена ячейками высокого разрешения, чувствительными к входящему свету. Тогда как остальные области сетчатки имеют грубое разрешение. Фовеальное углубление сетчатки, которое охватывает около 15 градусов визуального поля, - единственная часть сетчатки, действительно полезная для чтения. Когда информация из фовеальной области отсутствует, например, либо вследствие повреждения сетчатки, либо повреждения центральной части зрительной зоны коры головного мозга от удара, либо в ходе специального эксперимента, избирательно блокирующего визуальные входные сигналы, поступающие в фовеальную область, чтение становится невозможным.

Необходимость поступления информации в фовеальное углубление объясняет, почему глаза во время чтения находятся в постоянном движении. Перемещая взгляд, мы «сканируем» текст самой чувствительной частью нашего зрения, единственной, имеющей разрешение, необходимое для определения букв.

Однако наш взгляд не перемещается по странице беспрерывно. Совсем наоборот: он двигается небольшими прыжками, называемыми саккадами. Вот сейчас, в этот самый момент вы делаете четыре-пять этих отрывистых движений в секунду, чтобы информация поступала в фовеальное углубление вашей сетчатки.

     Даже в фовеальной области визуальная информация не отражается в каждой точке с одинаковой точностью. В сетчатке, так же как и на последующих этапах обработки визуальной информации в таламусе и коре головного мозга, количество клеток, определённых для данного сегмента визуального образа, постепенно уменьшается по направлению от его центра, куда направлен взгляд, к периферии. Это приводит к постепенной утрате визуальной точности. Точность визуального восприятия оптимальна в центре и плавно снижается по направлению к периферии. Нам кажется, что весь визуальный образ, находящийся перед глазами, мы видим с одинаковой фиксированной точностью, будто он записан на цифровую камеру с однородным рядом пикселей.

Однако, в отличие от камеры, рецептор глаза четко воспринимает только те знаки, на которых останавливается взгляд. Окружающие знаки теряются во все усиливающейся к периферии туманной размытости (Рис.1.1).

С учётом сказанного можно подумать, что именно оптимальный размер печатного символа определяет лёгкость, с которой мы читаем: крупные буквы должны читаться легче, чем мелкие. Как ни странно, но это не так. Причина в том, что чем крупнее буквы, тем большее пространство они занимают в сетчатке глаза. Когда все слово напечатано большими буквами, его изображение смещается к периферии сетчатки, где даже большие буквы трудно распознаются. Этот фактор практически полностью нивелирует значение размера шрифта, так что огромное слово и малюсенькое слово, по существу, равны с точки зрения точности восприятия сетчаткой глаза. Безусловно, шрифт печатного текста должен быть больше абсолютного минимума, для достижения максимально возможной точности в фовеальной области сетчатки. Когда острота зрения снижена, например, у возрастных читателей, вполне логично рекомендовать им тексты с более крупным шрифтом.

 

Рис. 1.1 Сетчатка глаза четко фильтрует то, что мы читаем. В таком воспроизведении страница из книги Сэмюэля Джонсона «Искатель приключений» (1754 г.) отображена с использованием алгоритма, копирующего снижение остроты человеческого зрения при смещении от центра сетчатки. Независимо от размера, только буквы, расположенные близко к точке фиксации взгляда могут быть идентифицированы. Вот почему мы во время чтения постоянно перемещаем взгляд по странице отрывистыми движениями. Когда взгляд останавливается, мы можем распознать только одно или два слова.

Благодаря такой структуре глаз, наши перцепционные возможности зависят исключительно от количества букв в слове, а не от пространства, которое эти слова занимают в сетчатке глаза. Действительно, во время чтения саккады различаются по абсолютной величине, но постоянны по количеству букв. Когда мозг готовится совершить движение глаз, он адаптирует предстоящее расстояние к размеру читаемых знаков, чтобы обеспечить взгляду продвижение вперед на 7-9 букв. Хотя это количество удивительно мало, оно приблизительно соответствует количеству информации, которую мы обрабатываем в процессе каждой фиксации взгляда.

Чтобы доказать, что, фиксируя взгляд, мы видим лишь небольшую часть страницы, Джордж МакКонки и Кейт Райнер разработали экспериментальную методику, которую мне нравится называть «Картезианский дьявол». В своих «Метафизических размышлениях» Рене Декарт воображал, что нашими чувствами играет злой гений:

 

Мне следует предположить, что не Бог, кто в высшей степени добр и является источником истины, но злой гений, настолько же могущественный, насколько и лживый, призвал всю свою мощь, чтобы обмануть меня; я должен полагать, что небеса, земля, краски, образы, звуки и все, что окружает нас, есть ничто иное, как иллюзия и сон, которые этот гений заставил служить себе, чтобы заманить в ловушку меня, доверчивого; я должен считать себя безруким, безглазым, без плоти и крови, без каких бы то ни было ощущений, но, заблуждаясь, уверять себя, что всем этим я владею.

Подобно суперкомпьютеру в фильме «Матрица», декартовский злой гений производит псевдо реальность, бомбардируя наши чувства сигналами, искусно изготовленными для того, чтобы создать у нас иллюзию реальной жизни, виртуальную реальность, истинная сущность которой навсегда останется скрытой от нас. Гораздо более скромные МакКонки и Райнер разработали «движущееся окно», которое создаёт иллюзию текста на экране компьютера. Метод заключается в использовании специального прибора, который следит за движением глаз и может изменять изображение на дисплее в реальном времени. Прибор можно запрограммировать так, что он будет показывать только несколько знаков слева и справа от центра фиксации взгляда, тогда как все другие буквы на странице будут заменены значками «х»:

    По ходу движения глаз, прибор незаметно обновляет изображение на дисплее. Его цель – показывать соответствующие буквы в том месте, куда человек смотрит в данный момент, а вместо всех остальных букв – значки «х»:

                                                      

    Используя этот прибор, МакКонки и Райнер сделали значительное и парадоксальное открытие. Они обнаружили, что участники эксперимента не замечали этих манипуляций прибора. Поскольку слева и справа от центра фиксации взгляда показано достаточное количество букв, читатель не замечает уловок прибора с заменой букв, и пребывает в уверенности, что видит перед собой абсолютно нормальную страницу текста.

    Эта удивительная «слепота» наблюдается потому, что глаз достигает своей максимальной скорости, когда буквы сменяют друг друга. Читателю трудно заметить замену букв значками «х» потому, что в момент перемещения взгляда от одной буквы к другой изображение в сетчатке глаза в целом затуманено движением. Когда взгляд останавливается, все выглядит нормально: в области фовеального углубления сетчатки все ожидаемые буквы на своём месте, а остальная часть визуального поля, периферийная, все равно не читается. Таким образом, эксперимент МакКонки и Райнер доказывает, что мы сознательно обрабатываем только очень малую часть входящего визуального сигнала. Если компьютер оставит четыре буквы слева и пятнадцать букв справа от точки фиксации взгляда, скорость чтения останется нормальной. Короче говоря, за одну фиксацию взгляда мы извлекаем очень мало информации со страницы. Декартову злому гению пришлось бы показывать нам всего лишь двадцать букв на одну фиксацию взгляда, чтобы заставить нас поверить, что мы читаем Библию или Конституции Соединённых Штатов!

    На самом деле, 20 букв – это преувеличение. Мы идентифицируем только 10-12 букв за одну саккаду: 3-4 буквы слева от центра фиксации взгляда, 7-8 букв справа. За этими пределами мы неспособны идентифицировать буквы и можем лишь фиксировать наличие расстояния между словами. Подавая нам сигнал о длине слова, расстояние между словами позволяет нам подготовить движение глаз и гарантированно зафиксировать взгляд почти в центре следующего слова. Эксперты продолжают спорить о пределах, доступных для получения информации о следующем слове – возможно, только первые несколько его букв. Вы согласитесь, однако, что направление чтения делает диапазон зрения ассиметричным. В западных языках диапазон чтения гораздо больше справа, но у арабов и евреев, читающих справа налево, это асимметрия перевёрнута. В других системах письма, например, в китайской, где плотность символов выше, саккады короче, и, соответственно, уменьшен диапазон зрения. Каждый читатель, таким образом, адаптирует свою визуальную исследовательскую стратегию к своему языку и алфавиту.

    Используя тот же самый метод, мы можем оценить, сколько времени требуется для идентификации слова. Компьютер можно запрограммировать так, что после заданного отрезка времени все буквы заменяются значками «х», даже в фовеальном углублении. Такой эксперимент показал, что 50 миллисекунд демонстрации текста достаточно, чтобы чтение продолжалось в совершенно нормальном темпе. Это не означает, что все ментальные операции, вовлечённые в процесс чтения, совершаются за одну двадцатую секунды. Вся цепочка ментальных процессов продолжается, по меньшей мере, полсекунды после того, как слово было прочитано. Однако первичное восприятие зрительной информации может быть очень коротким.

    Обобщая сказанное, можно заключить, что строение глаза налагает массу ограничений на процесс чтения. Строение наших органов зрения принуждает нас просматривать страницу отрывистыми движениями глаз, совершаемыми каждые 2-3 десятые доли секунды. Чтение есть не что иное, как пошаговое, слово за словом, ментальное воспроизведение текста посредством серии «микроснимков». В то время как короткие грамматические слова, такие как «и», «он» «тут», или в английском «the», «is», «it» мы иногда пропускаем, почти все слова, несущие смысл, такие как существительные и глаголы, должны быть зафиксированы, по крайней мере, единожды.

    Эти ограничения являются составной частью нашего зрительного аппарата, и от них нельзя избавиться с помощью тренировок. Можно, конечно, учить людей оптимизировать паттерны движения глаз, но большинство опытных читателей, прочитывающих от 400 до 500 слов в минуту, уже близки к оптимальному варианту. Имея в своём распоряжении такой рецептор, как сетчатка глаза, это, вероятно, нельзя делать лучше. Простые эксперименты доказывают, что движение глаз – это этап в процессе чтения, ограничивающий скорость. Если текстовую информацию показывать на дисплее, причём слова показывать по одному, одно за другим и очень быстро, в определённой области дисплея, где сфокусирован взгляд читателя, избавленного, таким образом, от необходимости совершать движения глазами, то опытный читатель способен читать таким способом с потрясающей скоростью – 11 00 слов в минуту, и до 1600 слов в минуту у самых лучших, что составляет примерно одно слово каждые 40 миллисекунд, то есть в 3-4 раза больше, чем при обычном чтении! При использовании этого метода, который называется «Быстрое последовательное визуальное представление» (RSVP, Rapid Sequential Visual Presentation), идентификация слов и восприятие смысла остаются удовлетворительными, позволяя предположить, что продолжительность этих важных этапов не ограничивает читателя при нормальном чтении. Возможно, такие компьютерные программы подачи текста для чтения являют собой будущее чтения в мире, где дисплеи стремительно приходят на смену бумаге.

    Во всяком случае, пока текст существует в строках и на страницах, восприятие информации посредством перемещения взгляда будет замедлять чтение, создавая неизбежные ограничения. Таким образом, к рекламируемым методам быстрого чтения, увеличивающим скорость чтения до 1000 слов в минуту, или чуть больше, можно отнестись с известным скептицизмом. Человек, без сомнения, может до некоторой степени расширить свой зрительный диапазон, чтобы сократить количество саккад на строку, а также можно научиться избегать моментов регрессии, когда взгляд возвращается к словам, которые только что были прочитаны. Однако физические ограничения глаз нельзя преодолеть, если только вы не станете пропускать слова, рискуя не понять смысл прочитанного. Вуди Аллен совершенно точно описал такую ситуацию: «Я прошёл курс быстрого чтения и прочитал «Войну и Мир» за двадцать минут. Это книга про Россию».

 

Курс «Киночтение за 7 дней» со скидкой:
http://www.b17.ru/courses/picture_reading_7/?coupon=mind&prt=25

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.018 с.)