Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика компонентов методической системы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Образовательная область «Элементарные математические представления» включает следующие компоненты: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство», «Время». Количество и счет. Основные понятия: разные виды счета (количественный, порядковый), различные анализаторы, дидактический материал на разных этапах обучения. Одной из важнейших задач предматематической подготовки детей дошкольного возраста является обучение счету. Счет – это деятельность с присущей всякой деятельность с присущей всякой деятельности компонентами: наличием цели, средства и результата. Цель – определить мощность множества, ответить на вопрос сколько? Средством является операция считывания, а результатом – итоговое число. Сущность деятельности счета заключается …… Специфика деятельности счета заключается в том, что сосчитываются конкретные множества (предметы, звуки, движения), воспринимаемые различными анализаторами. Устное название слов – числительных по порядку не есть счет, т.к. отсутствует цель и нет результата. Особую роль в развитии счетной деятельности имеют двигательный и речевой компоненты. На начальном этапе присутствует развернутое внешнее действие, ребенок дотрагивается до предметов, передвигает их, указывает пальцем, движением головы, делает обобщающий жест в виде кругового движения. Громкое проговаривание слов – числительных, помогает раздробить множество, более четко выделить каждый элемент, и вместе с движением осознать, что последнее слово – числительное относится ко всему множеству и является итоговым числом. Обучение детей счету является сложным и длительным процессом. Эта работа требует от взрослых настойчивости, последовательности и системности. Обучение дошкольников счету будет более успешным, если будет использоваться разные формы, методы, и средства. Разрешение проблемных ситуаций, игры и упражнения, учебно-познавательные книги и рабочие тетради, творческие задачи, экспериментирование, моделирование, схематизация стимулировать естественную активность познания ребенком чисел и цифр, развивать познавательный интерес, воспитывать ценностное отношение к познанию. Овладение счетом основано на представлениях о свойствах и отношениях равенства и неравенства (больше - меньше) столько – же, поровну, одинаково. Начиная работу по обучению счету следует подвести ребенка к пониманию образования числа на основе сравнения множеств, помощь овладеть процессуальным и итоговым счетом, научить различать и использовать количественный и порядковый в разных видах деятельности.
Величина. Основные понятия: величина предметов, действия наложения и приложения, с помощью предмета-посредника, мерки. Понятие величины рассматривается в математике как одно из основных, фундаментальных математических понятий. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении развития человеческого общества претерпело ряд изменений, обобщений конкретизаций. Величина – одно из свойств окружающих объектов, по которому их различают. Общее понятие величины включает в себя ряд более конкретных понятий, таких как длинна, ширина, высота, толщина, масса, площадь. Особенность величины заключается в том, что ее можно измерить и выразить числом. Величина характеризуется следующими свойствами: сравнимостью, относительностью, изменчивостью, транзитивностью, ассоциативностью. Познание величины как пространственного признака предмета тесно связано с восприятие – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. Но познание величины осуществляется не только на основе восприятия, обследования, но и на основе включения специальных слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Геометрические фигуры и форма предметов. Основные понятия: геометрические фигуры, алгоритм обследования геометрических фигур, дедуктивный и индуктивный способы формирования обобщающих понятий (четырехугольник, многоугольник). Трансфигурация. Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма – это ограничение предмета в пространстве, все точки соприкосновения предмета с пространством. Форма – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство, которое помогает отличить один предмет от другого.
С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира. Удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм. В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности человека. Форма воспринимается зрительно- осязательно – двигательным путем. Пространство. Основные понятия: ориентировка в пространстве на себе, от себя, от других объектов. Ориентировка в двухмерном пространстве (на листе бумаги). Пространство – это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность. В общем понимании в понятие пространственной ориентации включается: оценка расстояния, размера, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося, т.е. ориентировка на местности. Это: - определение «точки стояния», т.е. своего местонахождения по отношению к окружающим объектам (людям), например, «Я стою справа от окна»; - определение местоположения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, «окно справа, а дверь слева от меня»; - определение пространственного расположения одного объекта относительно другого, пространственных отношений между ними, «справа от куклы, сидит мишка, а слева лежит мяч». Одним из основных условий развития умения ориентироваться в пространстве является движение. При передвижении пространственная ориентация происходит постоянно; человек выбирает маршрут, сменяет направление, планирует способ передвижения и т.д. Время. Основные понятия: части суток, «вчера», «сегодня», «завтра», представление о днях недели, о месяцах и порах года. Система представлений «год». Время является одной из форм существования материи, оно реально, объективно, независимо от человеческого сознания. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует жизнь и деятельность человека. Время как объективная реальность характеризует длительность и темы протекания реальных процессов, а также их последовательность. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, т.к. дает возможность успешно овладеть разными видами деятельности, нормально развиваться, познавать окружающий мир. Развитие временных представлений у детей является показателем интеллектуальной готовности к школе. Умение ориентироваться во времени позволяет лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее, а это в свою очередь благоприятно влияет на развитие таких положительных качеств как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность, целенаправленность и т. д. В игровой, бытовой, трудовой, учебной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий. Учитывать фактор времени. Время очень сложный объект познания. Освоение времени ребенком проходит медленно и трудно. Причины этого: - своеобразие времени как реальности - несформированность механизмов познания времени ребенком - небольшой срок проживания во времени.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.201.93 (0.006 с.) |