Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика.



Учебные цели:

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Патология кровообращения». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· о видах нарушений кровообращения

· об  артериальная гиперемии

· о венозная гиперемии

· об ишемии

· об инфарктах

· о тромбозе

·  о эмболии

· о кровотечениях

· о кровоизлияниях

Cпособствовать формированию соответствующих профессиональных и общих ком-петенций:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

 

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.  
Анатомия и физиология Виды и характеристика сосудов Состав крови
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Сбор анамнеза у пациентов Сестринский уход за больными с нарушениями кровообращения
Латинский язык Медицинские термины

4. Оснащение:

Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы.

5. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   4 мин
2 Объяснение нового материала   70мин
3 Закрепление материала 4мин.
4. Задание на дом 2 мин

 

6. Список литературы:

Основная:

       1.           Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:                 Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

       2.           Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

 

   Дополнительные источники:

 

 

1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, метериалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент   2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).   1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала     2     а) вступительная часть лекци логическая и психологическая подготовка студентов к воспирятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2)   70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4 мин.
4. Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2 мин

 

 

Приложение №1

Патология кровообращения

План

 

1.Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика

2.Патология периферического кровообращения.

3.Артериальная гиперемия.

4.Венозная гиперемия

5.Ишемия: определение, причины, механизмы развития, клинико-морфологические проявления.

6.Инфаркт: определение, причины, клинико-морфологическая характеристика, осложнения и исходы.'

7.Тромбоз: определение, местные и общие факторы тромбообразования. 8.Эмболия: определение, виды, причины, клинико-морфологическая характеристика.

9.Стаз.

10.Кровотечение. Кровоизлияние. Их виды.

 

Приложение №2

Артериальная гиперемия.

 

 

  Артериальная гиперемия - повышение кровенаполнения органа или ткани вследствие увеличения притока артериальной крови.

 Различают общее и местное артериальное полнокровие.

Общее артериальное полнокровие возникает при увеличении объема циркулирующей крови.

Местное артериальное полнокровие возникает: - при нарушениях иннервации в связи с затруднением кровотока по магистральному артериальному стволу; - после удаления опухоли либо лигатуры, сдавливающей артерию; - в связи с уменьшением барометрического давления (вакатная гиперемия) - например, при применении медицинских банок; - при воспалении (воспалительная гиперемия).

 Различают также физиологическую и патологическую артериальную гиперемию.

Физиологическая артериальная гиперемия - рабочая функциональная гиперемия. Возникает при активном функционировании органа - например, прилив крови к головному мозгу при его работе или психической нагрузке. Патологическая артериальная гиперемия развивается под действием необычных раздражителей, образующихся при воспалении, механических факторов и др. Патологическая артериальная гиперемия возникает в связи с изменением тонуса сосудов, расширением их стенок при раздражении экстеро- и интерорецепторов (например, покраснение лица и шеи при патологических процессах во внутренних органах). Такая гиперемия обусловлена влиянием парасимпатической нервной системы и называется нейрогенной. Клинически артериальная гиперемия проявляется: покраснением, расширением мелких артерий, вен и капилляров, увеличением числа функционирующих сосудов, местным повышением температуры, ускорением кровотока.

 

 

Венозная гиперемия

 

  Венозная гиперемия (венозное полнокровие) - повышенное кровенаполнение органа или ткани в связи с уменьшением оттока крови по венам. Приток крови по артериям при этом не изменен. Венозное полнокровие может быть общим и местным, острым и хроническим.

Общая венозная гиперемия чаще развивается при поражении сердца (при миокардите, инфаркте миокарда). возникает в результате нарушения оттока крови от органа или отдельнох частей тела. Причиной местного венозного полнокровия может быть закупорка вен тромбом, эмболом, сдавливанием опухолью и др. Острая венозная гиперемия чаще наблюдается при острой сердечной недостаточности. Вследствие гипоксии и увеличения гидростатического давления резко повышается проницаемость капилляров, в строме органов развиваются плазморрагия и отек, множественные диапедезные кровоизлияния. В легких развивается отек. При слабости левого желудочка развивается венозный застой в малом круге кровообращения. При недостаточности правого желудочка застой крови преобладает в системе верхней и нижней полых вен. 

Хроническое венозное полнокровие развивается при хронической сердечной недостаточности. Для последней характерна хроническая гипоксия органов, тканей, в результате чего возникают стереотипные процессы.

Признаки венозной гиперемии.

При венозном застое отмечают синеватый оттенок кожи, чаще в дис-тальных отделах конечностей (пальцы, особенно ногти), на кончике носа. Длительный венозный застой приводит к гипоксии, повышению давления в сосудах, а как следствие - к повышению проницаемости стенок капилляров. Во всех случаях венозного полнокровия имеет значение не только механический застой, но и нарушение нервно-сосудистой регуляции, врожденные факторы: слабость мышечного слоя вен, недостаточность венозных клапанов. Морфологические изменения в органах при хроническом венозном полнокровии. Особое значение в патологии приобретает длительный венозный застой в легких и печени вследствие хронической сердечной недостаточности. При этом в венах легких повышается давление, возникает застой крови, что способствует развитию гипоксии. Вследствие повышения проницаемости стенок сосудов из капилляров выходит плазма крови, затем эритроциты, которые разрушаются в строме легких и захватываются макрофагами, а гемоглобин превращается в гемосидерин. Скопления клеток, содержащих бурый пигмент гемосидерин, отмечается в просветах альвеол, бронхов, в межальвеолярных перегородках. Происходит также разрастание соединительной ткани в межальвеолярных перегородках, вокруг бронхов и сосудов. При гемосидерозе легкие по макроскопическому виду получили название «бурой индурации»: бурая окраска обусловлена накоплением гемосидерина, индурация (уплотнение) связана со склерозом легочной ткани. В печени при хроническом венозном полнокровии кровь застаивается в нижней полой вене, затем в венах долек. Центральные вены расширяются, происходят кровоизлияние, диапедез эритроцитов, в центре долек гепатоциты погибают. Распространению венозного полнокровия из центров на периферию долек препятствует высокое давление в синусоидах - в месте впадения веточки печеночной артерии. На периферии долек в гепатоцитах развивается жировая дистрофия, чем объясняется серо-желтый цвет печеночной ткани

В исходе хронического венозного полнокровия развивается мускатный фиброз: печень увеличена, плотная, на разрезе пестрая - серо-желтая с темно-красным крапом и напоминает мускатный орех. При хроническом венозном полнокровии: - почки увеличены, плотные, синюшные; - кожа холодная, синюшная, вены расширены, переполнены кровью и лимфой, отек; - в подкожной клетчатке и серозных полостях - отеки.

 

 

Исходы тромбоза

Наиболее неблагоприятным исходом тромбоза является отрыв всего или части тромба с превращением этой части в тромбоэмбол

Опасны «мигрирующие» тромбы, проникновение микробов из тока крови с «септическим аутолизом» тромба. Благоприятными исходами тромбоза являются: возникновение сквозных каналов и частичное восстановление кровотока, полный аутолиз с исчезновением тромба.

 

 

Стаз.

 

Стаз в капиллярах - местная остановка кровотока

Стаз возникает вследствие изменений свойств стенок сосудов или нарушения свойств крови. Это наблюдается при действии токсинов микроорганизмов или различных раздражающих веществ. В основе развития стаза лежат утрата способности эритроцитов находиться во взвешенном состоянии и образование их агрегатов. Наибольшую опасность представляет стаз в капиллярах мозга: здесь сосуды резко расширены и переполнены склеившимися в виде монетных столбиков эритроцитами. В веществе мозга развивается отек. Состояние крови, в основе которого лежит агрегация эритроцитов, называется сладж (сладж-синдром)

Развитие сладжа представляет собой крайнюю степень выражения агрегации (склеивания) эритроцитов, которые прилипают друг к другу, склеиваются, нарастает вязкость плазмы, что затрудняет протекание крови через мелкие сосуды.

 

 

Задания по теме «Патология кровообращения.»

Задание 1

 Определите патологический процесс в легких, для которого характерны следующие явления.

A. Утолщения и склероз межальвеолярных перегородок.

 Б. Появление многочисленных клеток, содержащих бурый пигмент (гемосидерин).

 B. Часто развивается при врожденных пороках сердца.

Г. Сопровождается уплотнением органа.

 Ответ поясните.

 Задание 2

 Определите патологический процесс в легких, которому соответствуют следующие характеристики.

 A. Развивается при травматических повреждениях костного мозга при переломе длинных трубчатых костей.

 Б. Развивается при попадании в кровоток капель жира.

 B. Развивается при размозжении жировой клетчатки.

Г. Попадающие в вены жировые капли обтурируют капилляры легких.

 Ответ поясните.

Ситуационные задачи.

1.Больная в течение многих лет страдала ревматическим пороком сердца. Смерть наступила от хронической сердечно-сосудистой недостаточности. Какие изменения могли быть обнаружены в легких и печени на вскрытии?

Назовите причину, вызвавшую эти изменения в указанных органах. Что можно обнаружить в полостях тела? Дайте названия этим изменениям.

2. У больного, страдавшего врожденной аневризмой левой средней мозговой артерии, внезапно наступила смерть. На вскрытии обнаружено скопление крови в левой височной доле, ткань мозга разрушена. Какова причина кровотечения? Какой вид кровоизлияния имеет место (название)?

3. Больной страдал ревматическим митральным пороком сердца. В клинике выражены явления хронической сердечной недостаточности (одышка, цианоз, отеки нижних конечностей, при кашле выделяется мокрота с бурым оттенком). О каком нарушении кровообращения можно думать? Какие микроскопические изменения могут развиться в легких?

 

Учебные цели:

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Патология кровообращения». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· о видах нарушений кровообращения

· об  артериальная гиперемии

· о венозная гиперемии

· об ишемии

· об инфарктах

· о тромбозе

·  о эмболии

· о кровотечениях

· о кровоизлияниях

Cпособствовать формированию соответствующих профессиональных и общих ком-петенций:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

 

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.  
Анатомия и физиология Виды и характеристика сосудов Состав крови
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Сбор анамнеза у пациентов Сестринский уход за больными с нарушениями кровообращения
Латинский язык Медицинские термины

4. Оснащение:

Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы.

5. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   4 мин
2 Объяснение нового материала   70мин
3 Закрепление материала 4мин.
4. Задание на дом 2 мин

 

6. Список литературы:

Основная:

       1.           Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:                 Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

       2.           Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

 

   Дополнительные источники:

 

 

1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, метериалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент   2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).   1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала     2     а) вступительная часть лекци логическая и психологическая подготовка студентов к воспирятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2)   70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4 мин.
4. Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2 мин

 

 

Приложение №1

Патология кровообращения

План

 

1.Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика

2.Патология периферического кровообращения.

3.Артериальная гиперемия.

4.Венозная гиперемия

5.Ишемия: определение, причины, механизмы развития, клинико-морфологические проявления.

6.Инфаркт: определение, причины, клинико-морфологическая характеристика, осложнения и исходы.'

7.Тромбоз: определение, местные и общие факторы тромбообразования. 8.Эмболия: определение, виды, причины, клинико-морфологическая характеристика.

9.Стаз.

10.Кровотечение. Кровоизлияние. Их виды.

 

Приложение №2

Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика.

    Кровь и тканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Через системы органов обеспечения (дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную) в кровь из внешней среды поступают все необходимые вещества для жизненных отправлений клетки и удаляются продукты жизнедеятельности клеток. Кровообращение разделяют на три отдела: центральное, периферическое и микроциркуляторное русла. Центральное кровообращение включает сердце и крупные сосуды (аорту, сонные артерии, верхнюю и нижнюю полые вены). Своей работой сердце обеспечивает движение крови по сосудам. Центральное кровообращение определяет направление тока крови. Периферическое кровообращение включает артерии и вены меньшего калибра. Артерии распределяют кровь между органами и в самих органах, а вены обеспечивают отток крови от органов в крупные венозные сосуды. Микроциркуляторное кровообращение - кровообращение в мельчайших сосудах. К микроциркуляторному руслу относят: артериолы, пре-капилляры, капилляры, посткапилляры и венулы, которые обеспечивают нормальный обмен между кровью, тканью и клетками. Артериолы обеспечивают приток крови, капилляры играют главную роль в обмене веществ. Венулы обеспечивают отток крови. Артериально-венулярные шунты определяют объем крови, поступающей в капилляры. Имея хорошо развитую мышечную стенку, они закрывают ток крови в капилляры и сбрасывают его в венулы, минуя капилляры, регулируя таким образом обменные процессы в микрососудах. Все три компонента системы кровообращения тесно связаны между собой. Расстройство деятельности одного из них приводит к изменениям в другом. Не только нарушения центрального кровообращения приводят к изменениям микроциркуляторного русла, но и расстройства микроциркуляции могут стать причиной нарушения функции сердца. Центральное и периферическое кровообращение регулируются нервной системой и гуморальным путем. Регуляция микроциркуляторного русла осуществляется в основном местными механизмами, биологически активными веществами и продуктами обмена веществ. Они увеличивают проницаемость стенок сосудов, расширяют микроциркуляторное русло.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.082 с.)