Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р а б о ч а я П р о г р а М М аСтр 1 из 7Следующая ⇒
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория и практика бюджетного федерализма Fiscal Federalism: Theory and Practice
Язык (и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 2
Регистрационный номер рабочей программы: 059413
2019 Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий Рассмотрение и изучение общетеоретических основ функционирования государственных и муниципальных финансов, теоретических и прикладных аспектов развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России и зарубежных государствах, сформировать представление у студента о проблемах распределения доходных и расходных полномочий в многоуровневой системе государственного управления и местного самоуправления и влиянии политической составляющей на формировании бюджета. Результаты изучения дисциплины: учебный материал данной дисциплины способствует формированию навыков поиска первоисточников по проблематике курса, их использованию в самостоятельной исследовательской работе.
Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Для изучения данного курса студенты должны знать материал следующих учебных дисциплин: история, сравнительная политология, этнология, политические системы различных государств.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий Преподавание курса «Теория и практика бюджетного федерализма» планируется вести с применением активных методов обучения, каждое занятие включает в себя презентационный и раздаточный тематический материал. Все лекции и семинары носят современный, актуальный и проблемный характер. На семинарах каждый студент обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения тот или иной аспект, или проблему межбюджетных взаимоотношений в виде полноценного доклада (15, 30, 45 минут) с презентацией.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий Организация учебных занятий 2.1.1 Основной курс
Организация обучения предполагает: лекции с изложением теоретических и практических исследований в сфере бюджетного федерализма; семинары с докладами студентов на актуальные темы финансового регулирования территорий: а) проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрение методов активизации познавательной деятельности, технических средств и использование интенсивных технологий обучения; б) модульную структуру построения учебного курса, включающую: - чтение установочных лекций теоретического характера, дающих обобщающую понятийно-категориальную и методологическую информацию, вводящих студента в курс по наиболее существенным проблемам, и направленных на развитие творческих способностей студента и их реализацию;
- завершение каждой темы модуля семинарскими занятиями, направленными на более глубокое самостоятельное усвоение лекционного материала, а также на развитие способности студента вести поиск первоисточников и материала по указанной проблематике; - осуществление текущего контроля усвоения материала с организацией системы «обратной связи», что позволит обеспечить корректировку преподавания материала в зависимости от уровня успеваемости и заинтересованности студентов; - выполнение самостоятельных и контрольных работ студентов; - освоение проблематики межбюджетных отношений России и зарубежных стран предполагает изучение достижений крупнейших отечественных и зарубежных исследователей по теме курса.
2.2. Структура и содержание учебных занятий
Модуль 1. Самостоятельная работа под руководством преподавателя. Учебные цели: Ознакомить студентов с программой дисциплины и планом занятий. Озвучить рекомендации по работе на лекциях и по самостоятельной подготовке к семинарам. Выделить особенности индивидуальной работы по углублению знаний, самостоятельному изучению источников и по ориентированию в современной отечественной и зарубежной литературе по проблематике курса. Учебные вопросы: 1. Учебная программа дисциплины «Бюджетный федерализм: теория и практика». 2. Методика восприятия информации, полученной на лекции и ее конспектирования. 3. Методы работы с современной литературой и источниками. 4. Методика подготовки к семинарским занятиям. 5. Требования к докладам на семинарских занятиях. Учебные цели: Проследить основные этапы развития федерализма в политико-правовом контексте. Темы докладов: 1. Идеи федерализма в трудах И. Алътузиуса, Ш. Монтескье, П.Ж. Прудона. 2. Основные принципы республиканской формы правления и федеративного устройства государства (на примере трудов Дж. Медисона, Дж. Джейя и А. Гамильтона). 3. Концептуальные основания федерализма: аналитический обзор. 4. Государственное устройство и формирование бюджета. Задание к семинару: Проследить эволюцию понятия «федерализм», ознакомиться с работами идеологов теории федеративного государственного устройства. Подготовить обзор позиций исследователей по изучаемому вопросу. Обязательная литература: Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / пер. с англ. под общ. ред. и с предисл. Н. Н. Яковлева. М., 1993.
Киселева А. В., Нестеренко А. В. Теория федерализма. М., 2002. Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 62-70. Дополнительная литература: Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2008 г. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. Макарычев А.С. Регионализм, федерализм и ценности открытого общества // Регион в составе Федерации: Политика, Экономика, Право. Монография. Н. Новгород., 1998. Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм //Полис. 1995. № 5. Elazar D. J. Political science, geography, and the spatial dimension of politics //Political Geography. 1999. Vol. 18. № 8. Woodard S. The Simple Guide to the Federal Idea. http://www.eurplace.org/index.html.
Модуль 2. Учебные цели: Ознакомить студентов с бюджетными системами стран с различным государственным устройством, выделить специфику, обозначить общее и особенное. Учебные вопросы: 1. Виды государственного устройства. 2. Бюджетные системы зарубежных государств. 3. Свободные экономические зоны. Учебные цели: Выявить основные особенности процесса планирования и расчета бюджета при развитии территорий, понимать специфику межбюджетных отношений, определять проблемы и тенденции формирования бюджета, в том числе в контексте политической ситуации. Учебные вопросы: 1. Политические ресурсы и экономический потенциал территорий. 2. Разработка и утверждение бюджетов. Темы докладов: 1. Понятие государственных и муниципальных доходов. Источники государственных и местных доходов, их структура. 2. Проблемы формирования бюджетов. Задание к семинару: На основании тематических материалов изучить проблемы формирования бюджетов разного уровня. Обязательная литература: Писарева, О. М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем / О.М. Писарева. - М.: Высшая школа, 2007. Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Сморгунова Л.В. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 320 с. ISBN 978–5–7567–0826–4. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учебное пособие. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. Вопросы государственного и муниципального управления: public Administration/ Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". - М.: НИУ ВШЭ, 2007 - ISSN 1999-5431.
Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / С.-Петербургский гос. ун-т. - М.: РОССПЭН, 2006 - ISBN 5-8243-0597-8. Дополнительная литература: Гусев С. И., Швецов Ю. Г. Бюджетное регулирование в зарубежных странах (опыт, проблемы): Монография. Барнаул, 2001. Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2008 г. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
Учебные цели: Определить специфику применения категорий «бюджетный федерализм» и «финансовое выравнивание». Выявить особенности процесса планирования и расчета бюджетов унитарных и федеративных европейских государств. Определить специфику и тенденции формирования бюджета Европейского Союза. Национальные автономии и их роль при формировании государственных бюджетов. Учебные вопросы: 1. Финансовое выравнивание и бюджетный федерализм. Разграничений полномочий. Программное финансирование как аспект долгосрочного финансового выравнивания. 2. Особенности реализации моделей бюджетного федерализма в реальных экономических условиях в различных государствах (Германия, Франция, Бельгия, Канада, Китай и др.). 3. Экономический потенциал европейских государств, оценка влияния членства некоторых из них в Европейском союзе на социально-экономическое положение конкретного государства. Особенности формирования бюджета Европейского Союза 4. Формирование бюджетов национальных автономий. Темы докладов: 1. Финансовое выравнивание и местное самоуправление ФРГ. 2. Американская модель бюджетного федерализма: практический аспект. 3. Бюджетные системы Канады, Мексики, Бразилии. 4. Бюджетное устройство и бюджетная система Японии. 5. Бюджет Соединенного Королевства Великобритании и административных автономий Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). 6. Специфика бюджетной системы Испании. 7. Трансграничное сотрудничество в политическом дискурсе. Задание к семинару: Изучить проблемы бюджетного баланса, особенности и специфические черты бюджетного выравнивание различных государств. Обязательная литература: Мировая экономика. Учебник. /Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: «Высшее образование, ЮРАЙТ-Издат», 2013. Европейский Союз и «Группа восьми»: М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2011. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч. М.: Квадрига, 2010. Дополнительная литература: Федерализм и региональные отношения. (Опыт России и Западной Европы). – М.: 1999. Центр – регионы – местное самоуправление. Сборник учебных материалов по курсу «Политическая регионалистика». Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И. Рыженкова. - М.; СПб., 2001. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие для студ. вузов / под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. – М.: КНОРУС, 2009.
Модуль 3. Тема 3. Бюджетное устройство и бюджетная система России. Истоки федерализма в России. Особенности институционального развития российского федерализма на современном этапе. Тенденции развития федеративных отношений в политической культуре в России. Государственные финансы. Советская модель бюджетных отношений. Бюджетная система современной России. Ее принципы и структура. Экономическое содержание бюджета. Межбюджетные отношения. Разделение полномочия. Федеральный бюджет. Региональный бюджет. Местные бюджеты. Консолидированный бюджет. Основные направления бюджетной политики российского государства. Финансовое планирование. Доходы. Расходы. Налоги. Приоритеты при формировании бюджетов и проведении бюджетной политики. Проблемы программного бюджета Российской Федерации и межбюджетных отношений. Программный бюджет. Теория, методология и практика планирования расходов и формирование планов мероприятий по различным направлениям деятельности властных структур. Учебные цели: Изучить истоки и особенности российского федерализма. Учебные вопросы: 1. Финансовое выравнивание и бюджетный федерализм в России. 2. Программное финансирование. 3. Формирование бюджетов различных уровней. 4. Сущность финансовой системы России. 5. Бюджеты государственных и муниципальных органов власти. Учебные цели: Проследить развитие финансовой и бюджетной политики России, изучить методологические аспекты бюджетного выравнивания, диагностировать наиболее актуальные проблемы и тенденции развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, формирование навыков обоснованных финансовых решений в конкретных политических и социально-экономических условиях. Учебные вопросы: 1. Бюджет и бюджетной устройство России. 2. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения. 3. Налоговая система России. 4. Государственный и муниципальный внутренний долг. Государственный внешний долг. Управление долгом. 5. Финансовый контроль. Темы докладов: 1. Социально-экономическое назначение бюджетных расходов. 2. Сущность и система межбюджетных отношений. Формирование и управление бюджетами разных уровней. 3. Компетенция федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправление в регулировании бюджетных правоотношений. 4. Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации. 5. Бюджетный контроль: понятие, задачи, назначение, виды, формы, методы проведения. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Задание к семинару: Изучить методологические аспекты бюджетного выравнивания, определить наиболее актуальные проблемы и тенденции развития бюджетного федерализма в России, моделировать социально-экономические и политические ситуации, отработать навыки обоснованных финансовых решений в конкретных политических и социально-экономических условиях. Обязательная литература: Грибанова Г. И. Федерализм и демократия в современной России // Демократия и федерализм в России. М., 2007. Фарукшин М. Х. Институциональные пробелы в российском федерализме // Демократия и федерализм в России. М., 2007. Шевелева Н. А. Бюджетная система России; Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета -, 2013. Дополнительная литература: Ильченко М. С. «Конкурентная» модель в поисках конкуренции: новые очертания российского федерализма // Политика века: преемственность и инновации в России и в мир. Ч. 2. СПб., 2008. Глигич-Золотарѐва М. В. Правовые основы федерализма. М. 2006. Гиббсон Э. Федерализм – враг демократии // Эксперт № 41. Миронюк М. Г. Человеческое измерение федерализма. Федералистские теории и тенденции развития федеративных отношений в России // Полис. 2003. № 3. Петров Н. Федерализм по-российски // Pro et contra. 2000. Том 5. № 1. Росс К. Федерализм и демократизация в России // Полис. 1999. № 3. Фарукшин М. Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004. Захаров A. «Исполнительный федерализм» в современной России // Полис. 2001. № 4. Захаров А. К вопросу о «федералистской культуре» // Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. 2001. № 1 (16). Каспэ С. И. Конструировать федерацию – RENOVATIO IMPERII как метод социальной инженерии.// Полис. 2000. № 5.
Модуль 4. Учебные цели: Изучить мировой и отечественный опыт инвестиционной деятельности. Учебные вопросы: 1. Государственные инвестиции и их влияние на экономику. 2. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. 3. Механизм привлечение иностранных инвестиций: российская практика и зарубежный опыт. Темы докладов: 1. Инвестиционная политика (стран/страны на выбор). 2. Государственные инвестиции: за и против. 3. Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции. 4. Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора. 5. Виды инвестиций в России, риски и их страхование. 6. Инвестирование «последних» средств в условиях российской политической и социально- экономической ситуации. Задание к семинару: Изучить инвестиционный рынок, проанализировать эффективность капиталовложений, уметь оценивать роль принимаемых политических решений на социально-экономической ситуации в различных государствах. Обязательная литература: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. N2227-р. Костюнина Г.М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): Учебное пособие / ЭБС ZNANIUM.— М.: ИНФРА М, 2014 (znanium.com) Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: 2001. Дополнительная литература: Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: Учебное пособие —3-е изд., перераб.— М.: Кнорус, 2013. Иностранные инвестиции. / Зубченко Л.А.–М.: Зерцало-М, 2012. Комаров В.В., Литвина Н.И. Мировая экономика. Прямые иностранные инвестиции: Учебное пособие. М.:ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2012 Левашенко А.Д. Офшоры: налоговая привлекательность Кипра. - М.: Проспект, 2010.
Методическое обеспечение 3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины Программа спецкурса; Список литературы по изучаемой теме
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы Программа спецкурса, подбор статей по темам, тематическая информация из интернет-источников, домашние задания. Перед семинарскими занятиями обязательна подготовка специальных докладов, продолжительность которых может составлять 15, 30, 45 минут. Студентам рекомендуется подготовить небольшую презентацию c помощью программы MS PowerPoint. На слайдах студент может показать визуальную информацию по теме доклада, а также резюмировать основные положения своего выступления. Презентацию следует начинать с титульной страницы, где указывается тема доклада, а также имя докладчика. Затем необходимо представить план своего выступления. На заключительном слайде нужно в нескольких фразах резюмировать основные тезисы выступления. Следует также представить список использованных для подготовки доклада источников. При подготовке доклада необходимо использовать основную и рекомендуемую литературу к курсу. Возможно также привлечение других источников, которые должны предварительно обсуждаться с преподавателем. За каждым докладом должно следовать его живое обсуждение. Вопросы должны быть четко сформулированы, соответствовать теме семинара, и подготовлены заранее. Вопросы задаются непосредственно докладчику, но при затруднении на них может ответить любой студент из группы. Вопросы к докладчику в основном должны задавать студенты. Тем не менее, как правило, не все студенты ведут себя активно на семинарах. Для того чтобы услышать их мнение, можно напрямую спрашивать неактивных студентов: «А что вы думаете по этому поводу?». Предполагается поощрение самых активных студентов отметкой «+», количество «+» засчитывается на зачете. На семинаре студент должен учиться отстаивать свою точку зрения и аргументировано представлять ее аудитории.
Кадровое обеспечение Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий Учебную дисциплину может читать преподаватель, минимальные квалификационные требования - кандидат политических наук, старший преподаватель
Информационное обеспечение Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория и практика бюджетного федерализма Fiscal Federalism: Theory and Practice
Язык (и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 2
Регистрационный номер рабочей программы: 059413
2019
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.42.70 (0.101 с.) |