Р а б о ч а я П р о г р а М М а 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р а б о ч а я П р о г р а М М а



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Теория и практика бюджетного федерализма

Fiscal Federalism: Theory and Practice

 

Язык (и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 2

 

Регистрационный номер рабочей программы: 059413

 

2019

 

Раздел 1.   Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий

Рассмотрение и изучение общетеоретических основ функционирования государственных и муниципальных финансов, теоретических и прикладных аспектов развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России и зарубежных государствах, сформировать представление у студента о проблемах распределения доходных и расходных полномочий в многоуровневой системе государственного управления и местного самоуправления и влиянии политической составляющей на формировании бюджета.

Результаты изучения дисциплины: учебный материал данной дисциплины способствует формированию навыков поиска первоисточников по проблематике курса, их использованию в самостоятельной исследовательской работе.

 

Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Для изучения данного курса студенты должны знать материал следующих учебных дисциплин: история, сравнительная политология, этнология, политические системы различных государств.

 

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Преподавание курса «Теория и практика бюджетного федерализма» планируется вести с применением активных методов обучения, каждое занятие включает в себя презентационный и раздаточный тематический материал. Все лекции и семинары носят современный, актуальный и проблемный характер. На семинарах каждый студент обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения тот или иной аспект, или проблему межбюджетных взаимоотношений в виде полноценного доклада (15, 30, 45 минут) с презентацией.

 

Раздел 2.   Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

2.1.1 Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

 практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных 

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 4 16 12             2       42       20 2
  5-10 5-10             5-10       1-1          
ИТОГО 16 12             2       42         2

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 4

 

 

зачёт, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   

 

Организация обучения предполагает: лекции с изложением теоретических и практических исследований в сфере бюджетного федерализма; семинары с докладами студентов на актуальные темы финансового регулирования территорий:

а) проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрение методов активизации познавательной деятельности, технических средств и использование интенсивных технологий обучения;

б) модульную структуру построения учебного курса, включающую:

- чтение установочных лекций теоретического характера, дающих обобщающую понятийно-категориальную и методологическую информацию, вводящих студента в курс по наиболее существенным проблемам, и направленных на развитие творческих способностей студента и их реализацию;

- завершение каждой темы модуля семинарскими занятиями, направленными на более глубокое самостоятельное усвоение лекционного материала, а также на развитие способности студента вести поиск первоисточников и материала по указанной проблематике;

- осуществление текущего контроля усвоения материала с организацией системы «обратной связи», что позволит обеспечить корректировку преподавания материала в зависимости от уровня успеваемости и заинтересованности студентов;

- выполнение самостоятельных и контрольных работ студентов;

- освоение проблематики межбюджетных отношений России и зарубежных стран предполагает изучение достижений крупнейших отечественных и зарубежных исследователей по теме курса.

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов

1

Концептуальные основы государственного устройства и финансового регулирования территориального развития. Федерализм и бюджетный федерализм

Лекции 4
практические занятия 2
по методическим материалам 8

2

Бюджетное устройство и бюджетные системы стран с различным государственным устройством

Лекции 4
практические занятия 6
по методическим материалам 12

3

Бюджетная система России

Лекции 4
практические занятия 2
по методическим материалам 12

4

Инвестиционные

проекты и их роль в развитии территории

Лекции 4
практические занятия 2
по методическим материалам 10

 

Модуль 1.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Учебные цели:

Ознакомить студентов с программой дисциплины и планом занятий.

Озвучить рекомендации по работе на лекциях и по самостоятельной подготовке к семинарам. Выделить особенности индивидуальной работы по углублению знаний, самостоятельному изучению источников и по ориентированию в современной отечественной и зарубежной литературе по проблематике курса.

Учебные вопросы:

1. Учебная программа дисциплины «Бюджетный федерализм: теория и практика».

2. Методика восприятия информации, полученной на лекции и ее конспектирования.

3. Методы работы с современной литературой и источниками.

4. Методика подготовки к семинарским занятиям.

5. Требования к докладам на семинарских занятиях.

Учебные цели:

Проследить основные этапы развития федерализма в политико-правовом контексте.

Темы докладов:

1. Идеи федерализма в трудах И. Алътузиуса, Ш. Монтескье, П.Ж. Прудона.

2. Основные принципы республиканской формы правления и федеративного устройства государства (на примере трудов Дж. Медисона, Дж. Джейя и А. Гамильтона).

3. Концептуальные основания федерализма: аналитический обзор.

4. Государственное устройство и формирование бюджета.

Задание к семинару:

Проследить эволюцию понятия «федерализм», ознакомиться с работами идеологов теории федеративного государственного устройства. Подготовить обзор позиций исследователей по изучаемому вопросу.

Обязательная литература:

Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955.

Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / пер. с англ. под общ. ред. и с предисл. Н. Н. Яковлева. М., 1993.

Киселева А. В., Нестеренко А. В. Теория федерализма. М., 2002.

Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 62-70.

Дополнительная литература:

Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2008 г. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

Макарычев А.С. Регионализм, федерализм и ценности открытого общества // Регион в составе Федерации: Политика, Экономика, Право. Монография. Н. Новгород., 1998.

Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм //Полис. 1995. № 5.

Elazar D. J. Political science, geography, and the spatial dimension of politics //Political Geography. 1999. Vol. 18. № 8.

Woodard S. The Simple Guide to the Federal Idea. http://www.eurplace.org/index.html.

 

Модуль 2.

Учебные цели:

Ознакомить студентов с бюджетными системами стран с различным государственным устройством, выделить специфику, обозначить общее и особенное.

Учебные вопросы:

1. Виды государственного устройства.

2. Бюджетные системы зарубежных государств.

3. Свободные экономические зоны.

Учебные цели:

Выявить основные особенности процесса планирования и расчета бюджета при развитии территорий, понимать специфику межбюджетных отношений, определять проблемы и тенденции формирования бюджета, в том числе в контексте политической ситуации.

Учебные вопросы:

1. Политические ресурсы и экономический потенциал территорий.

2. Разработка и утверждение бюджетов.

Темы докладов:

1. Понятие государственных и муниципальных доходов. Источники государственных и местных доходов, их структура.

2. Проблемы формирования бюджетов.

Задание к семинару:

На основании тематических материалов изучить проблемы формирования бюджетов разного уровня.

Обязательная литература:

Писарева, О. М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем / О.М. Писарева. - М.: Высшая школа, 2007.

Управление публичной политикой: Коллективная монография / Под ред. Сморгунова Л.В. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 320 с. ISBN 978–5–7567–0826–4.

Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учебное пособие. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.

Вопросы государственного и муниципального управления: public Administration/ Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". - М.: НИУ ВШЭ, 2007 - ISSN 1999-5431.

Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / С.-Петербургский гос. ун-т. - М.: РОССПЭН, 2006 - ISBN 5-8243-0597-8.

Дополнительная литература:

 Гусев С. И., Швецов Ю. Г. Бюджетное регулирование в зарубежных странах (опыт, проблемы): Монография. Барнаул, 2001.

Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2008 г. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

 

Учебные цели:

Определить специфику применения категорий «бюджетный федерализм» и «финансовое выравнивание». Выявить особенности процесса планирования и расчета бюджетов унитарных и федеративных европейских государств. Определить специфику и тенденции формирования бюджета Европейского Союза. Национальные автономии и их роль при формировании государственных бюджетов.

Учебные вопросы:

1. Финансовое выравнивание и бюджетный федерализм. Разграничений полномочий. Программное финансирование как аспект долгосрочного финансового выравнивания.

2. Особенности реализации моделей бюджетного федерализма в реальных экономических условиях в различных государствах (Германия, Франция, Бельгия, Канада, Китай и др.).

3. Экономический потенциал европейских государств, оценка влияния членства некоторых из них в Европейском союзе на социально-экономическое положение конкретного государства. Особенности формирования бюджета Европейского Союза

4. Формирование бюджетов национальных автономий.

Темы докладов:

1. Финансовое выравнивание и местное самоуправление ФРГ.

2. Американская модель бюджетного федерализма: практический аспект.

3. Бюджетные системы Канады, Мексики, Бразилии.

4. Бюджетное устройство и бюджетная система Японии.

5. Бюджет Соединенного Королевства Великобритании и административных автономий Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер).

6. Специфика бюджетной системы Испании.

7. Трансграничное сотрудничество в политическом дискурсе.

Задание к семинару:

Изучить проблемы бюджетного баланса, особенности и специфические черты бюджетного выравнивание различных государств.

Обязательная литература:

Мировая экономика. Учебник. /Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: «Высшее образование, ЮРАЙТ-Издат», 2013.

Европейский Союз и «Группа восьми»: М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2011.

Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч. М.: Квадрига, 2010.

Дополнительная литература:

 Федерализм и региональные отношения. (Опыт России и Западной Европы). – М.: 1999. Центр – регионы – местное самоуправление. Сборник учебных материалов по курсу «Политическая регионалистика». Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И. Рыженкова. - М.; СПб., 2001.

Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие для студ. вузов / под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. – М.: КНОРУС, 2009.

 

Модуль 3.

Тема 3. Бюджетное устройство и бюджетная система России.

Истоки федерализма в России. Особенности институционального развития российского федерализма на современном этапе. Тенденции развития федеративных отношений в политической культуре в России. Государственные финансы. Советская модель бюджетных отношений. Бюджетная система современной России. Ее принципы и структура. Экономическое содержание бюджета. Межбюджетные отношения. Разделение полномочия. Федеральный бюджет. Региональный бюджет. Местные бюджеты. Консолидированный бюджет. Основные направления бюджетной политики российского государства. Финансовое планирование. Доходы. Расходы. Налоги. Приоритеты при формировании бюджетов и проведении бюджетной политики. Проблемы программного бюджета Российской Федерации и межбюджетных отношений. Программный бюджет. Теория, методология и практика планирования расходов и формирование планов мероприятий по различным направлениям деятельности властных структур.

Учебные цели:

Изучить истоки и особенности российского федерализма.

Учебные вопросы:

1. Финансовое выравнивание и бюджетный федерализм в России.

2. Программное финансирование.

3. Формирование бюджетов различных уровней.

4. Сущность финансовой системы России.

5. Бюджеты государственных и муниципальных органов власти.

Учебные цели:

Проследить развитие финансовой и бюджетной политики России, изучить методологические аспекты бюджетного выравнивания, диагностировать наиболее актуальные проблемы и тенденции развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, формирование навыков обоснованных финансовых решений в конкретных политических и социально-экономических условиях.

Учебные вопросы:

1. Бюджет и бюджетной устройство России.

2. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения.

3. Налоговая система России.

4. Государственный и муниципальный внутренний долг. Государственный внешний долг. Управление долгом.

5. Финансовый контроль.

Темы докладов:

1. Социально-экономическое назначение бюджетных расходов.

2. Сущность и система межбюджетных отношений. Формирование и управление бюджетами разных уровней.

3. Компетенция федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправление в регулировании бюджетных правоотношений.

4. Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации.

5. Бюджетный контроль: понятие, задачи, назначение, виды, формы, методы проведения. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Задание к семинару:

Изучить методологические аспекты бюджетного выравнивания, определить наиболее актуальные проблемы и тенденции развития бюджетного федерализма в России, моделировать социально-экономические и политические ситуации, отработать навыки обоснованных финансовых решений в конкретных политических и социально-экономических условиях.

Обязательная литература:

Грибанова Г. И. Федерализм и демократия в современной России // Демократия и федерализм в России. М., 2007.

Фарукшин М. Х. Институциональные пробелы в российском федерализме // Демократия и федерализм в России. М., 2007.

Шевелева Н. А. Бюджетная система России; Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета -, 2013.

Дополнительная литература:

Ильченко М. С. «Конкурентная» модель в поисках конкуренции: новые очертания российского федерализма // Политика века: преемственность и инновации в России и в мир. Ч. 2. СПб., 2008.

Глигич-Золотарѐва М. В. Правовые основы федерализма. М. 2006.

Гиббсон Э. Федерализм – враг демократии // Эксперт № 41.

Миронюк М. Г. Человеческое измерение федерализма. Федералистские теории и тенденции развития федеративных отношений в России // Полис. 2003. № 3.

Петров Н. Федерализм по-российски // Pro et contra. 2000. Том 5. № 1.

Росс К. Федерализм и демократизация в России // Полис. 1999. № 3.

Фарукшин М. Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004.

Захаров A. «Исполнительный федерализм» в современной России // Полис. 2001. № 4.

Захаров А. К вопросу о «федералистской культуре» // Общая тетрадь. Вестник Московской школы политических исследований. 2001. № 1 (16).

Каспэ С. И. Конструировать федерацию – RENOVATIO IMPERII как метод социальной инженерии.// Полис. 2000. № 5.

 

Модуль 4.

Учебные цели:

Изучить мировой и отечественный опыт инвестиционной деятельности.

Учебные вопросы:

1. Государственные инвестиции и их влияние на экономику.

2. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

3. Механизм привлечение иностранных инвестиций: российская практика и зарубежный опыт.

Темы докладов:

1. Инвестиционная политика (стран/страны на выбор).

2. Государственные инвестиции: за и против.

3. Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции.

4. Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.

5. Виды инвестиций в России, риски и их страхование.

6. Инвестирование «последних» средств в условиях российской политической и социально- экономической ситуации.

Задание к семинару:

Изучить инвестиционный рынок, проанализировать эффективность капиталовложений, уметь оценивать роль принимаемых политических решений на социально-экономической ситуации в различных государствах.

Обязательная литература:

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. N2227-р.

Костюнина Г.М. Иностранные инвестиции (вопросы теории и практики зарубежных стран): Учебное пособие / ЭБС ZNANIUM.— М.: ИНФРА М, 2014 (znanium.com)

Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: 2001.

Дополнительная литература:

Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: Учебное пособие —3-е изд., перераб.— М.: Кнорус, 2013.

Иностранные инвестиции. / Зубченко Л.А.–М.: Зерцало-М, 2012.

Комаров В.В., Литвина Н.И. Мировая экономика. Прямые иностранные инвестиции: Учебное пособие. М.:ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2012

Левашенко А.Д. Офшоры: налоговая привлекательность Кипра. - М.: Проспект, 2010.

 

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Программа спецкурса;

Список литературы по изучаемой теме

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Программа спецкурса, подбор статей по темам, тематическая информация из интернет-источников, домашние задания. Перед семинарскими занятиями обязательна подготовка специальных докладов, продолжительность которых может составлять 15, 30, 45 минут. Студентам рекомендуется подготовить небольшую презентацию c помощью программы MS PowerPoint. На слайдах студент может показать визуальную информацию по теме доклада, а также резюмировать основные положения своего выступления. Презентацию следует начинать с титульной страницы, где указывается тема доклада, а также имя докладчика. Затем необходимо представить план своего выступления. На заключительном слайде нужно в нескольких фразах резюмировать основные тезисы выступления. Следует также представить список использованных для подготовки доклада источников. При подготовке доклада необходимо использовать основную и рекомендуемую литературу к курсу. Возможно также привлечение других источников, которые должны предварительно обсуждаться с преподавателем. За каждым докладом должно следовать его живое обсуждение. Вопросы должны быть четко сформулированы, соответствовать теме семинара, и подготовлены заранее. Вопросы задаются непосредственно докладчику, но при затруднении на них может ответить любой студент из группы. Вопросы к докладчику в основном должны задавать студенты. Тем не менее, как правило, не все студенты ведут себя активно на семинарах. Для того чтобы услышать их мнение, можно напрямую спрашивать неактивных студентов: «А что вы думаете по этому поводу?». Предполагается поощрение самых активных студентов отметкой «+», количество «+» засчитывается на зачете. На семинаре студент должен учиться отстаивать свою точку зрения и аргументировано представлять ее аудитории.

 

Кадровое обеспечение

Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

Учебную дисциплину может читать преподаватель, минимальные квалификационные требования - кандидат политических наук, старший преподаватель

 

Информационное обеспечение

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Теория и практика бюджетного федерализма

Fiscal Federalism: Theory and Practice

 

Язык (и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 2

 

Регистрационный номер рабочей программы: 059413

 

2019

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.42.70 (0.101 с.)