Отбор содержания курса отечественной истории. Историко-культурный стандарт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор содержания курса отечественной истории. Историко-культурный стандарт




Содержательные линии учебного предмета «История»:

1. Хронологическое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство – историческая карта России и мира; отражение на исторической карте процессов взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

· формирование и развитие человеческих общностей: социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и  художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических   систем     и    ценностей;    вклад    народов  и  цивилизаций в мировую культуру;

· развитие    отношений     между    народами,    государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность);

· проблема войны и мира в истории.

Человек в истории – сквозная линия,  пронизывающая и связывающая всё названное выше. Линия предполагает характеристику развития человека в различные исторические эпохи: а) условия жизни и быта людей; б) их потребности, интересы, мотивы действий; в) восприятие мира, ценностей; г) роль личности в истории и влияние человека на исторические процессы.

Названные  линии раскрываются в  отдельных курсах с учётом особенностей их исторического материала и возраста обучающихся. Для курса истории России они важны, поскольку позволяют: а) дать системное представление об истории страны, государства, живущих в нём народов; б)


раскрыть включённость отечественной истории в мировую историю и вместе с тем своеобразие исторического пути России.

Важнейшим документом при отборе содержания курса

«История России» является Историко-культурный стандарт, разработанный и утверждённый РИО в 2014 году в качестве составной части Концепции УМК по отечественной истории. В рамках подготовки Концепции была проведена актуализация и уточнение ряда формулировок в Историко-культурном стандарте, который стал неотъемлемым приложением Концепции. В Историко-культурном стандарте представлены современные научные взгляды на содержание отечественной истории, оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Концепция и Историко-культурный стандарт используется при подготовке ФГОС, ПООП, учебников и учебных пособий, контрольных измерительных материалов для ГИА, ВПР и НИКО, экспертизе учебников, учебных пособий и т.п.

В  стандарте  определены  основные  разделы  (периоды) отечественной истории: I. От Руси к Российскому государству; II. Россия в XVI–XVII вв.: от Великого княжества к царству; III. Россия в конце XVII–XVIII вв.: от царства  к           империи;          IV. Российская империя в XIX – начале XX в.; V. Россия во время Первой мировой войны и Великой Российской революции. (1914–1922 гг.); VI. Советский Союз в 1920-е – 1930- е гг.; VII. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.; VIII. СССР в 1945–1991 гг.; IX. Российская Федерация c 1991 – до современности. Приведены перечни рекомендуемых для изучения понятий и терминов, событий и персоналий.

Примерные программы                       основного общего и среднего                                общего образования (2015–2016 годов) в разделах, посвящённых истории России, воспроизводят положения         Историко-культурного        стандарта. В                   них уделяется внимание всем аспектам истории: социально-экономической и     политической истории,  международным                отношениям и   внешней политике  России,                                 истории       культуры, повседневной жизни       и    др. Подчёркивается связь истории страны в целом и региональной истории.

Учитель, планируя изучение курса отечественной истории, руководствуется положениями концептуально-нормативных документов, рекомендациями и содержанием учебников. При этом он выстраивает


систему познавательных ситуаций с учётом возрастных возможностей и интересов обучающихся,  доступности  учебных  материалов и дополнительных информационных ресурсов и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.004 с.)