Цели и задачи изучения курса «История России» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи изучения курса «История России»



Введение.

Назначение и общие положения концепции

Концепция преподавания учебного курса «История России» (далее – Концепция) является частью комплекта концептуально-нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории в современной российской школе. Она дополняет положения созданной ранее   Концепции   нового    учебно-методического    комплекса по отечественной истории (2014 года) и развивает их применительно к реальной учебной практике. Тем самым выстраивается системное обоснование курса «История России»: задачи и планируемые результаты изучения  курса  –  состав   учебно-методического   комплекса по отечественной истории – содержание курса – методы и технологии преподавания.

Актуальность создания Концепции диктуется высокими требованиями современного общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям российской истории, развитием отечественной и мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического       образования,       воспитание       гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетентностей учащихся.

Основные задачи Концепции:

● характеристика образовательного потенциала курса отечественной истории как важнейшей части учебного предмета

«История», его вклада в образование и воспитание молодого поколения, исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма, приобщении к исторической памяти многих поколений россиян;

● определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности обучающихся по курсу отечественной истории на всех уровнях школьного исторического образования;

● раскрытие познавательных и мировоззренческих приоритетов

курса «История России», его связи с курсом «Всеобщая история», а также с другими социально-гуманитарными учебными предметами;


● эффективное использование педагогами-историками современных методов и технологий обучения обучающихся при работе с материалом отечественной истории, в том числе истории Новейшего времени.

Базовые принципы Концепции:

● опора на основные ценности гражданского общества, такие как верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

● рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; раскрытие особенностей её развития, места и роли России в мировой истории и в современном мире;

● идея преемственности этапов  российской истории, развития российской государственности;

● обращение к истории всех народов, стран и территорий, которые

входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи;

● многофакторный (многоаспектный) подход к освещению всех сторон             истории      российского  общества,  государства, культуры и повседневности;

● применение историко-культурологического                        подхода, способствующего: а) рассмотрению истории российской культуры как непрерывного процесса обретения национальной идентичности, тесно связанного с политическим и социальным развитием       страны; б) формированию способности обучающихся к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Педагогические основания Концепции:

● система основных принципов дидактики (принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности и связи обучения с жизнью и др.);

● рассмотрение обучения как диалога педагога (преподавание) и обучающегося (учение);

● современные подходы к организации самостоятельной

деятельности обучающихся, в том числе поисковой и исследовательской, формированию умений работать с многообразными источниками исторической и современной информации;

● внимание к сфере личностного развития обучающихся при изучении истории Отечества, их рефлексии в отношении ключевых исторических событий и их участников, «человека в истории».

Концепция адресована создателям учебно-методических комплексов по истории России, учителям, преподавателям истории.


1. Курс «История России» в системе школьного исторического образования. Образовательный и воспитательный потенциал курса

В комплексе национальных целей и стратегических задач, стоящих перед Россией, одной из важнейших является создание условий и возможностей для максимального раскрытия и реализации способностей каждого человека. Достижение этой национальной цели означает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации.

Решению названных задач в значительной степени способствует изучение обучающимися предмета «История» и курса «История России» в его рамках.

Курс «История России» является важнейшей частью школьного исторического образования.   Он сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. В ходе его изучения обучающиеся узнают об основных этапах исторического пути Отечества, наиболее   значительных   общественных   процессах,   поворотных, драматических событиях и  их участниках. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, региона, города,   села, семьи. Это способствует решению    приоритетных образовательных   и           воспитательных задач: развитию            интереса обучающихся к          прошлому и настоящему  родной           страны, осознанию своей  социальной    идентичности в           широком спектре,    включающем общегражданские,                        этнонациональные,       религиозные и иные составляющие.

Курс «Истории России» служит:

· стержнем для формирования у молодого поколения общероссийской идентичности, патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями, историческому наследию и духовным


традициям; основой для обеспечения защиты исторической правды; средством воспитания у молодых людей чувства сопричастности к судьбе страны, активности и ответственности гражданина;

· важнейшим связующим звеном в едином гражданском, культурном, образовательном пространстве страны;

· содержательной, деятельностной и практической основой обеспечения возможности для самореализации гражданина в условиях многонационального и поликультурного государства.

Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов отечественной и мировой истории.

Человек в истории

Для преподавания истории исключительно велика роль историко- антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать   и    развивать.    Так,    воспитанию    патриотизма и гражданственности у обучающихся при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских


подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках и на уроках истории было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Важно показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует развитию у молодого человека чувства сопричастности к истории своей страны. При этом речь идёт как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей, предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи.

 

Истории

Изучение курса «История России» в общеобразовательной школе строится  в  соответствии  с   федеральными  государственными образовательными   стандартами   (в    соответствии   с    ФЗ-273

«Об образовании»). С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определяются созданной по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина


Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящим в её состав Историко-культурным стандартом (Концепция УМК 2014 года). В соответствии с ней в общем образовании реализуется переход от концентрической системы преподавания курса истории России к линейной. Подготовлены и внедрены новые учебники Истории России с 6 по 10 класс. Основные положения Концепции УМК и Историко-культурного стандарта отражены в примерной основной образовательной программе основного общего образования и примерной основной образовательной программе среднего общего образования. Данные программы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и включены в реестр примерных основных образовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации, а также используются для подготовки кодификатора и контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории.

Разработка и внедрение Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории стали важным шагом в развитии системы образования России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечении консолидации       и                         единства российского народа. В современном российском обществе Концепция УМК 2014 года выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные           точки              зрения на                         дискуссионные вопросы            отечественной и всеобщей истории. Данный подход предусматривает также сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания обучающихся.

Эти изменения в преподавании истории России дали

положительный эффект. На федеральном уровне удалось добиться согласования подходов к нормативному, содержательному, методическому обеспечению изучения курса, согласования изучаемых дидактических единиц с контрольными измерительными материалами, синхронизации изучения российской и всемирной истории. Всё это обеспечило единство подходов и построения изучения курса и способствовало формированию единого образовательного пространства с согласованными между собой элементами в части, относящейся к курсу Истории России.

Вместе с тем анализ реализации Концепции УМК 2014 г. за период с 2014 по 2019 годы, проведённый Рабочей группой Российского исторического общества с использованием результатов Национального исследования качества образования (НИКО) 2016 года, выявил


сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в общеобразовательных организациях.

1. Переход на линейный принцип преподавания истории позволяет преодолеть дублирование курсов истории на уровнях основного общего и среднего общего образования. Вместе с тем результаты проведённых мониторингов показывают, что необходимо распространить линейный принцип изучения истории на уровень  среднего общего образования (до настоящего времени предлагалось изучение курса истории России с древности до современности в 6–10 классах). Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Это даст возможность увеличить время на изучение таких тем, как история Великой Отечественной войны, история России на современном этапе, уделить больше внимания применению новых методик, форм и технологий обучения истории для эффективного достижения образовательных результатов.

2. Необходимо исключить из обязательной части учебных планов 10– 11 классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по    выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов.

3. Для завершения формирования единого образовательного пространства требуется согласование и гармонизация курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории. Необходимо подготовить рекомендации для региональных органов управления образованием о принципах отбора содержания к региональным пособиям по истории края и закрепить в качестве определяющего принцип соответствия содержания этих пособий Концепции                       и Историко-культурному стандарту.                                                 Следует также рекомендовать при отборе содержания для таких пособий отдавать приоритет     информации     об     этнографическом,      культурном и экономическом своеобразии краёв и территорий, местных традициях. Важно насытить эти пособия информацией о наиболее значимых событиях и процессах в истории края, о памятниках истории и культуры, известных людях, в соответствии с общими принципами Концепции.

4. Для достижения целей преподавания курса истории России недостаточно обеспечена преемственность между историческими


сведениями, получаемыми об учающимися на уровне начального общего образования (в курсе «Окружающий мир»), и курсом «История России» на уровнях основного общего и среднего общего образования. Исторические сведения на уровне начального общего образования даются в определённой взаимосвязи (история семьи, села, города, страны) и закладывают пропедевтические основы для дальнейшего изучения истории. Однако в настоящее время ни ФГОС начального общего образования, ни примерная программа предмета «Окружающий мир» не содержат конкретизацию (перечень) событий общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды, имён выдающихся людей. В ходе реализации Концепции необходимо конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о выделении из курса «Окружающий мир» в 4 классе курса «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа.

5. Для повышения качества учебников по истории необходимо продолжить проведение экспертизы их содержания на предмет соответствия историко-культурному стандарту с привлечением специалистов Российского исторического общества.

6. Не первый год в профессиональном сообществе обсуждается вопрос об итоговой аттестации по истории России. Историю в качестве предмета по выбору для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) выбирает примерно каждый пятый выпускник. В будущем необходимо проводить анализ результатов государственной аттестации, чтобы принимать меры по их совершенствованию.

Минпросвещения России и Рособрнадзору совместно с РИО и Ассоциацией учителей истории и обществознания необходимо выработать план действий по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников на уровнях основного общего и среднего общего образования. В качестве пилотного проекта целесообразно  введение для всех выпускников обязательной контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА.

7. Значительный  потенциал повышения  качества преподавания истории заложен в        совершенствовании    системы   повышения квалификации учителей, профессиональной переподготовке. Необходимо принять меры к совершенствованию подготовки учителей истории в  педагогических вузах. Опираясь    на    позитивный   опыт               субъектов Федерации, следует принять меры к налаживанию на федеральном уровне эффективной системы                  качественной                       подготовки           и                 аттестации


специалистов институтов развития образования, повышения квалификации учителей истории, формированию механизмов привлечения специалистов-историков и представителей предметной дидактики к поиску и реализации новых форматов обучения, созданию дополнительной учебно-методической литературы, в том числе адресованной педагогам-практикам в рамках повышения квалификации учителей/преподавателей истории, профессиональной переподготовки педагогов в данной области. Активнее обобщать и использовать на всех уровнях передовой педагогический опыт учителей/преподавателей истории из регионов.

 

4.2. Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной организации

Курс «История России» изучается в рамках предмета «История» на уровнях основного общего образования в 6–9 классах и среднего общего образования в 10–11 классах. Он занимает не менее 2/3 общего объёма материала и часов, отведённых на изучение предмета «История».

Вместе с тем первое обращение к истории России в школе происходит на уровне начального общего образования в рамках курса

«Окружающий мир». При изучении входящих в этот курс рассказов по истории России должна происходить социализация обучающихся путём формирования элементарных историко-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности. Знания по истории должны быть представлены во взаимосвязи истории страны и истории города, села, своей семьи. Структура и содержание этого курса должны выстраиваться в логическом соответствии с основными принципами Концепции и Историко-культурного стандарта.

В основной школе изучается история России с древнейших времён до 1914 года. Здесь должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, её месте в мировой истории. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи, человека и т.д. Это способствует самоидентификации обучающихся как граждан своей страны, жителей края, города, представителей определённых этнических и религиозных общностей. Обучающиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.

Историческое образование в старших классах средней школы имеет дифференцированный характер.


Курс «История России» на уровне среднего общего образования включает учебный материал периода 1914–2020 гг., изучаемый на базовом или углублённом уровне.

На базовом уровне старшей ступени образования курс «История России» является обязательным предметом для всех профилей обучения.

При углублённом изучении предмета «История» в 10–11 классах предусматривается также повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времён до 1914 года».

 

Речь идёт об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира. Предусмотрена укрупнённая синхронизация учебных курсов по всеобщей и отечественной истории (см. Приложение).

 

Пути реализации Концепции

Реализация Концепции призвана обеспечить повышение уровня преподавания и изучения истории, качества общего образования в целом, способствовать реализации целей и задач Национального проекта

«Образование», а также Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, системному решению важнейшей задачи воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Реализация Концепции обеспечивается посредством утверждения Министерством просвещения Российской Федерации плана мероприятий по реализации Концепции; включения соответствующих задач по  совершенствованию                  преподавания           истории           России


в            перечень мероприятий государственной программы «Развитие образования», региональных программ развития образования и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счёт средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.

В качестве путей реализации Концепции следует назвать:

· дальнейший анализ и обсуждение состояния и проблем преподавания истории России в общеобразовательных организациях;

· раскрытие основных положений Концепции в методических пособиях и рекомендациях для учителей истории;

· совершенствование подготовки и переподготовки (повышения квалификации) учителей истории, особенно в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в современной социальной и информационной среде, в том числе в дистанционном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

· совершенствование системы оценки качества работы учителей истории, в том числе аттестации;

· широкое обсуждение и совершенствование форм текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по истории;

· подготовка рекомендаций по вопросам преподавания региональной истории на основе профессионального обсуждения;

· создание концепции курса всеобщей истории.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Класс

Роль и место России в мировой истории. Периодизация и источники российской истории. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Образование Руси: Исторические условия образования государства Русь. Формирование территории. Внутренняя и внешняя политика первых князей. Принятие христианства и его значение для общества и государства. Византийское наследие на Руси. Русь в конце X – начале XII в.: Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право. Внешняя политика и международные связи. Древнерусская культура. Русь в середине XII – начале XIII в.: Формирование системы земель – самостоятельных государств. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры. Русские земли в середине XIII – XIV в.: Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Политический строй Новгорода и Пскова. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Возвышение Московского княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского господства. Православная Церковь в ордынский период русской истории. Культурное пространство русских земель. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири. Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации. Формирование единого Российского государства в XV в.: Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобица в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Создание общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого государства.

Синхронизация. История Средних веков: Периодизация и характеристика основных этапов. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы


в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Западное христианство. Возникновение и развитие ислама.

Класс

Россия в XVI в.: Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество. Государство и Церковь. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян. Формирование вольного казачества. Культурное пространство России в XVI в. Многонациональный состав населения. Опричнина: сущность,  результаты и последствия. Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества в Русской Церкви. Пресечение династии Рюриковичей. Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных этапах. Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъём национально-освободительного движения и значение в нём Русской Православной Церкви. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Итоги и последствия Смутного времени. Россия в XVII в.: Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия. Церковный раскол. Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения. Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытии и русские географические открытия. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Развитие образования и научных знаний.

Синхронизация. История раннего Нового времени: Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в. Культура и картина мира человека раннего Нового времени.

Класс

Россия в эпоху преобразований Петра I: Причины и предпосылки преобразований. Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Внешняя политика. Северная война. Преобразования Петра I в области культуры. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Эпоха «дворцовых переворотов»: Причины и сущность


дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в 1725–1762 гг. Россия в 1760–1790-е гг.: «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство. Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй. Народы России. Национальная политика. Обострение социальных противоречий их влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Внешняя политика России в период правления Екатерины II, её основные задачи, направления, итоги. Влияние идей Просвещения на культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий. Единоверие как попытка уврачевать церковный раскол.

Синхронизация. История Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Эпоха Просвещения. «Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссия. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке.

Класс

Российская империя в XIX – начале XX в.: Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.

– важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. Россия – великая мировая держава. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов. Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной идеологии. Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика. Кавказская война. Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная политика. Общественное движение в период правления. Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Промышленный подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880–1890-е гг. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Внешняя политика


Александра III. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Россия на пороге ХХ в.: динамика и противоречия развития. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система власти. Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в. Политический терроризм. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России. «Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое развитие России в 1907–1914 гг. Россия в системе международных отношений. Внешняя политика Николая II. Национальная и религиозная политика. «Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Синхронизация. Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в. Развитие науки, образования и культуры в Новое время.

Класс

Россия в Первой мировой войне. Россия накануне войны. Роль Восточного фронта. Основные этапы и события войны. Власть и российское общество в годы войны. Экономика и культура в годы войны. Герои войны. Нарастание революционных настроений: причины и последствия. Революция 1917–1922 гг. в России: причины, характер, лидеры и программы, основные этапы и события. Революционные преобразования большевиков. Гражданская война в России: причины, участники, основные этапы и события, итоги и последствия. Политика «военного коммунизма». Экономика, идеология, культура и повседневный быт в годы войны. Русское Зарубежье. СССР в годы нэпа (1921–1928 гг.): перемены в сельском хозяйстве, промышленности. Финансовая реформа. Кризисы и причины свёртывания нэпа. Развитие образования, науки, культуры. Образование СССР. Национальная политика. СССР в 1929–1941 гг.: причины и сущность «великого перелома». Индустриализация. Сплошная коллективизация. Социальная политика. Национальная политика. Развитие политической системы. Религиозная политика. Политические репрессии и их последствия. Итоги и цена советской модернизации 1930-х гг. Революционные изменения в сфере культуры, науки, образования. Внешняя политика и её результативность. Укрепление обороноспособности страны накануне Второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: причины, характер, силы и планы сторон, основные этапы и события, главные сражения. Власть и общество. Экономика страны в годы войны. Массовый героизм советских людей на фронте и в тылу. Партизанское и подпольное движение. Национальная политика и национальные движения. Культурное пространство в годы войны. Человек на войне. Внешняя


политика СССР в годы войны. Освободительная миссия Красной армии в Европе. Война СССР с Японией. Решающий вклад СССР в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Источники и значение Победы советского народа.

Синхронизация. Первая мировая война и послевоенный кризис: Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Власть и общество в годы войны. Человек на войне. Культура в годы войны. Межвоенный период (1918–1939): Революционная волна после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Страны Запада в 1920-е гг. Итальянский фашизм. Национально-освободительное движение в странах Востока. Великая депрессия и альтернативные пути выхода из мирового кризиса. «Новый курс». Германский нацизм. Японский милитаризм. «Народный фронт». Нарастание агрессии. Политика «умиротворения» и её последствия. Основные направления развития науки, образования, культуры. Вторая мировая война: Мир накануне Второй мировой войны. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Власть и общество в годы войны. Человек на войне. Культура в годы войны.

Класс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.048 с.)