Историко-культурологический подход: пространство диалога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-культурологический подход: пространство диалога



Образы культуры в историческом образовании являются важным ресурсом формирования мировоззрения и главным способом трансляции традиций и ценностей российского общества. Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это в свою очередь служит основой способности к диалогу в урочной и  внеурочной  деятельности,  социальной  практике.  Важным в мировоззренческом отношении является также восприятие обучающимися памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый.

 

 

4. Структура, содержание и подходы к преподаванию курса

«История России»

Актуальные проблемы преподавания отечественной

Истории

Изучение курса «История России» в общеобразовательной школе строится  в  соответствии  с   федеральными  государственными образовательными   стандартами   (в    соответствии   с    ФЗ-273

«Об образовании»). С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определяются созданной по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина


Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящим в её состав Историко-культурным стандартом (Концепция УМК 2014 года). В соответствии с ней в общем образовании реализуется переход от концентрической системы преподавания курса истории России к линейной. Подготовлены и внедрены новые учебники Истории России с 6 по 10 класс. Основные положения Концепции УМК и Историко-культурного стандарта отражены в примерной основной образовательной программе основного общего образования и примерной основной образовательной программе среднего общего образования. Данные программы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и включены в реестр примерных основных образовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации, а также используются для подготовки кодификатора и контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории.

Разработка и внедрение Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории стали важным шагом в развитии системы образования России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечении консолидации       и                         единства российского народа. В современном российском обществе Концепция УМК 2014 года выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные           точки              зрения на                         дискуссионные вопросы            отечественной и всеобщей истории. Данный подход предусматривает также сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания обучающихся.

Эти изменения в преподавании истории России дали

положительный эффект. На федеральном уровне удалось добиться согласования подходов к нормативному, содержательному, методическому обеспечению изучения курса, согласования изучаемых дидактических единиц с контрольными измерительными материалами, синхронизации изучения российской и всемирной истории. Всё это обеспечило единство подходов и построения изучения курса и способствовало формированию единого образовательного пространства с согласованными между собой элементами в части, относящейся к курсу Истории России.

Вместе с тем анализ реализации Концепции УМК 2014 г. за период с 2014 по 2019 годы, проведённый Рабочей группой Российского исторического общества с использованием результатов Национального исследования качества образования (НИКО) 2016 года, выявил


сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в общеобразовательных организациях.

1. Переход на линейный принцип преподавания истории позволяет преодолеть дублирование курсов истории на уровнях основного общего и среднего общего образования. Вместе с тем результаты проведённых мониторингов показывают, что необходимо распространить линейный принцип изучения истории на уровень  среднего общего образования (до настоящего времени предлагалось изучение курса истории России с древности до современности в 6–10 классах). Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Это даст возможность увеличить время на изучение таких тем, как история Великой Отечественной войны, история России на современном этапе, уделить больше внимания применению новых методик, форм и технологий обучения истории для эффективного достижения образовательных результатов.

2. Необходимо исключить из обязательной части учебных планов 10– 11 классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по    выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов.

3. Для завершения формирования единого образовательного пространства требуется согласование и гармонизация курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории. Необходимо подготовить рекомендации для региональных органов управления образованием о принципах отбора содержания к региональным пособиям по истории края и закрепить в качестве определяющего принцип соответствия содержания этих пособий Концепции                       и Историко-культурному стандарту.                                                 Следует также рекомендовать при отборе содержания для таких пособий отдавать приоритет     информации     об     этнографическом,      культурном и экономическом своеобразии краёв и территорий, местных традициях. Важно насытить эти пособия информацией о наиболее значимых событиях и процессах в истории края, о памятниках истории и культуры, известных людях, в соответствии с общими принципами Концепции.

4. Для достижения целей преподавания курса истории России недостаточно обеспечена преемственность между историческими


сведениями, получаемыми об учающимися на уровне начального общего образования (в курсе «Окружающий мир»), и курсом «История России» на уровнях основного общего и среднего общего образования. Исторические сведения на уровне начального общего образования даются в определённой взаимосвязи (история семьи, села, города, страны) и закладывают пропедевтические основы для дальнейшего изучения истории. Однако в настоящее время ни ФГОС начального общего образования, ни примерная программа предмета «Окружающий мир» не содержат конкретизацию (перечень) событий общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды, имён выдающихся людей. В ходе реализации Концепции необходимо конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о выделении из курса «Окружающий мир» в 4 классе курса «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа.

5. Для повышения качества учебников по истории необходимо продолжить проведение экспертизы их содержания на предмет соответствия историко-культурному стандарту с привлечением специалистов Российского исторического общества.

6. Не первый год в профессиональном сообществе обсуждается вопрос об итоговой аттестации по истории России. Историю в качестве предмета по выбору для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) выбирает примерно каждый пятый выпускник. В будущем необходимо проводить анализ результатов государственной аттестации, чтобы принимать меры по их совершенствованию.

Минпросвещения России и Рособрнадзору совместно с РИО и Ассоциацией учителей истории и обществознания необходимо выработать план действий по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников на уровнях основного общего и среднего общего образования. В качестве пилотного проекта целесообразно  введение для всех выпускников обязательной контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА.

7. Значительный  потенциал повышения  качества преподавания истории заложен в        совершенствовании    системы   повышения квалификации учителей, профессиональной переподготовке. Необходимо принять меры к совершенствованию подготовки учителей истории в  педагогических вузах. Опираясь    на    позитивный   опыт               субъектов Федерации, следует принять меры к налаживанию на федеральном уровне эффективной системы                  качественной                       подготовки           и                 аттестации


специалистов институтов развития образования, повышения квалификации учителей истории, формированию механизмов привлечения специалистов-историков и представителей предметной дидактики к поиску и реализации новых форматов обучения, созданию дополнительной учебно-методической литературы, в том числе адресованной педагогам-практикам в рамках повышения квалификации учителей/преподавателей истории, профессиональной переподготовки педагогов в данной области. Активнее обобщать и использовать на всех уровнях передовой педагогический опыт учителей/преподавателей истории из регионов.

 

4.2. Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной организации

Курс «История России» изучается в рамках предмета «История» на уровнях основного общего образования в 6–9 классах и среднего общего образования в 10–11 классах. Он занимает не менее 2/3 общего объёма материала и часов, отведённых на изучение предмета «История».

Вместе с тем первое обращение к истории России в школе происходит на уровне начального общего образования в рамках курса

«Окружающий мир». При изучении входящих в этот курс рассказов по истории России должна происходить социализация обучающихся путём формирования элементарных историко-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности. Знания по истории должны быть представлены во взаимосвязи истории страны и истории города, села, своей семьи. Структура и содержание этого курса должны выстраиваться в логическом соответствии с основными принципами Концепции и Историко-культурного стандарта.

В основной школе изучается история России с древнейших времён до 1914 года. Здесь должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, её месте в мировой истории. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи, человека и т.д. Это способствует самоидентификации обучающихся как граждан своей страны, жителей края, города, представителей определённых этнических и религиозных общностей. Обучающиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.

Историческое образование в старших классах средней школы имеет дифференцированный характер.


Курс «История России» на уровне среднего общего образования включает учебный материал периода 1914–2020 гг., изучаемый на базовом или углублённом уровне.

На базовом уровне старшей ступени образования курс «История России» является обязательным предметом для всех профилей обучения.

При углублённом изучении предмета «История» в 10–11 классах предусматривается также повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времён до 1914 года».

 

Речь идёт об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира. Предусмотрена укрупнённая синхронизация учебных курсов по всеобщей и отечественной истории (см. Приложение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.012 с.)