Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Структура госбюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Структура госбюджета.



 

В смешанной экономикерыночный механизм дополняется активным государственным регулированием. Решение общенациональных экономических проблем может быть обеспечено лишь в том случае, если у государства есть собственные финансовые рычаги. Финансы- это система денежных ресурсов государства, фирм, местных органов власти и общественных организаций. Отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств называют финансовыми отношениями.

Государственные финансы – это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). Ведущим звеном финансовой системы является бюджет государства. Государственный бюджет - это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Так, консолидированный бюджет страны включает в себя государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований.

Бюджетные системы развитых стран основаны на следующих основных принципах:

- единство бюджетной системы страны; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- сбалансированность бюджетов;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Государственные бюджеты сроком на один год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В государственном бюджете устанавливаются доходы и расходы государства, а также прогнозируемый уровень инфляции и ВВП. Никакие другие документы - программы, заявления, обещания – так не раскрывают действительных намерений правительства, как это способен сделать государственный бюджет.

Структура доходов и расходов бюджета принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой (рис.14-1).

Рис. 14 -1. Структура доходов и расходов госбюджета

Доходы государственного бюджета формируются за счёт налоговых поступлений с доходов, капитала, товаров и услуг и неналоговых доходов (например, доходы от государственной собственности, приватизации, и т.д.).

В расходах государственного бюджета можно выделить несколько блоков:

- расходы на национальную оборона и содержание государственного аппарата. Сюда входят расходы на национальную оборону и вооружение, функционирование органов власти и международную деятельность, суды и правоохранительную деятельность, обслуживание государственного долга;

- расходы на социальное развитие, которые включают в себя расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику;

- расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т. д.;

- финансовая помощь нижестоящим бюджетам.

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

 

Налоговая система, ее основные элементы: налог, налогооблагаемая база, налоговая ставка, налоговые льготы. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональный налог. Прогрессивный и регрессивный налоги. Чистые налоги

Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов.

Налогообложение прошло длительный путь развития от жертвоприношений и десятины до НДС, впервые появившегося во Франции в 1954 г. Налог - это обязательный, принудительный и безэквивалентный платёж в денежной форме, взимаемый государством с домохозяйств и фирм, с физических и юридических лиц.

Налоги выполняют стимулирующую, регулирующую, распределительную и фискальную функции.

Налоговый механизм используется как инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние НТП, т. е. налоги выполняют стимулирующую и регулирующую функции.

Налоговые поступления позволяют государству решать государственные задачи: направлять финансовые средства на национальную оборону, социальную политику, образование и т. п. В этом случае реализуется распределительная функция налогов.

Каждый налог содержит следующие элементы:         

- субъект налога (налогоплательщик) – физические или юридические лица;

- объект налогообложения – то, что облагается налогом (доход, товары и услуги, собственность, капитал);

- налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т. д.)

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. Например, необлагаемый минимум (пороговая величина объекта, полностью освобожденная от налога) и инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа, предоставляемая в целях стимулирования инвестиционной активности и обновления основного капитала).

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода, капитала и собственности физических и юридических лиц (прямая форма обложения). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара или услуги и являются налогами на потребителей. Например, это НДС, налог с продаж, акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Рис. 14-2. Динамика налоговых поступлений для пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогов

Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определённое назначение.

В зависимости от того, в распоряжение какого органа власти поступают налоги, различают федеральные налоги, налоги субъекта федерации и местные налоги.

Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными (рис. 14-2). Такое деление базируется на соотношении между налоговой ставкой и доходом (или другим объектом налогообложения): прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения; регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения; пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения.

При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном - тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.

Совокупность взимаемых государством налогов, платежей, а также формы и методы их построения образуют налоговую систему. Как правило, она строится по формуле: ядро плюс специальные и целевые налоги. Ядро представляет собой несколько наиболее крупных налогов на те объекты, которые выражают конечные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Оно обеспечивает основную массу денежных доходов государства. Специальные налоги учитывают наличие разнообразных второстепенных доходных объектов, они дополняют функциональные возможности ядра налоговой системы.

Каковы границы налогообложения, каков тот допустимый уровень налоговых ставок, который не сказался бы отрицательно на экономике?

Американский экономист А. Лаффер установил и показал с помощью графика зависимость доходов бюджета от налоговых ставок на прибыль и зарплату. Кривая Лаффера демонстрирует, что существует оптимальный уровень налоговой ставки, при котором налоговые поступления в бюджет максимизируются. В случаях, когда этот уровень выше оптимального, эффективность налогообложения падает. Лаффер писал: ²Люди основывают свои поступки на стимулах. Когда вы изменяете эти стимулы, они изменяют своё поведение. Люди не работают для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли человек или сидит на пляже... Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов от уклонения от них².

Рис. 14-3 иллюстрирует кривую Лаффера, где t - средний уровень налоговых ставок, Д - среднегодовой (долгосрочный) показатель объема налоговых поступлений. Точка А показывает налоговый оптимум, при котором налоговые поступления государству достигают максимума (Д2).

Предположим, что налоговые ставки снижены с уровня t1 до t2. Хотя ближайшим результатом более либеральной налоговой политики станет временное падение объема налоговых поступлений, но в долгосрочном периоде улучшатся условия инвестирования, вырастет производство, занятость, а вслед за этим - масса доходов, подлежащих налогообложению. Начнут расти и доходы государства (Д2 > Д1).

         Рис. 14-3. Кривая Лаффера

Определить точно величину такой ставки для каждого налога чрезвычайно сложно, но есть признаки, по которым можно судить, превышена ли ²критическая точка² налогообложения:

- при очередном повышении налоговой ставки или увеличения числа налогов поступления в бюджет растут непропорционально медленно или вообще сокращаются;

- снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, снижается уровень и качество жизни домохозяйств;

- растет теневая экономика, одной из характерных черт которой является уклонение от уплаты налогов.

Налоги выполняют всё более важную роль в макроэкономическом регулировании, о чём свидетельствует увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВВП в большинстве высокоразвитых стран.

Изменяя налоговую политику, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Различают две основных концепции налоговой политики:

1. Политика, обеспечивающая благоприятный налоговый климат бизнесу. Однако это может привести к ограничению социальных программ, так как налоговые поступления в краткосрочном периоде сокращаются.

2. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите, когда налоговые доходы направляются на реализацию различных социальных программ. Такая политика может привести к раскручиванию инфляционной спирали.

Как подтверждает практика, налоговые регуляторы действуют эффективно лишь в том случае, если они встроены в целостную программу экономического и социального развития страны.

Налоговая система России сочетает в себе принципы двух налоговых систем: американской - где акцент сделан на подоходном принципе налогообложения, и европейской - на обложение оборота товаров и услуг в форме налога на добавленную стоимость. В России существует три уровня системы налогообложения: федеральные, региональные и местные налоги. Однако бюджетное устройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой к доходной части соответствующих бюджетов.

Налоговая система России 1990-е гг. отличалась излишне фискальным характером; отсутствием должного стимулирования отечественного товаропроизводителя; чрезмерным налогообложением прибыли и, в то же время, низким налогообложением имущества; высоким налогообложением физических лиц при небольшой, по сравнению с высокоразвитыми странами, оплате труда; частыми изменениями отдельных налогов, их ставок, порядка уплаты; чрезвычайно низким налогообложением природных ресурсов.

С поэтапным введением, начиная с 2002 г., Налогового Кодекса РФ уменьшено общее количество налогов, снижены ставки на основные виды налогов, такие как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС) и др.

Начавшийся переход от политики максимальных налогов к политике экономического развития предполагает дальнейшее постепенное ослабление общего налогового бремени, снижение налоговой нагрузки, прежде всего, на фонд оплаты туда, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов бюджетов всех уровней и стабильности налоговой системы в целом.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.019 с.)