Дискреционная стимулирующая и сдерживающая бюджетно-финансовая политика: понятие, основные методы. Основные концепции бюджетно-финансовой политики. Кривая Лаффера. Внешний и внутренний долг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискреционная стимулирующая и сдерживающая бюджетно-финансовая политика: понятие, основные методы. Основные концепции бюджетно-финансовой политики. Кривая Лаффера. Внешний и внутренний долг.



Государство постоянно должно контролировать соотношение своих доходов и расходов, проводя определённую бюджетно-финансовую политику. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, поддержания макроэкономической стабильности: борьбы с кризисами, безработицей и инфляцией. Если образуется и растет бюджетный дефицит, это может быть сигналом ²заболевания² экономики. Причины возникновения дефицита таковы:

1. Циклический спад производства, который влечет за собой снижение ВВП и, соответственно, уменьшает налоговые поступления и увеличивает трансфертные выплаты. Дефицит, вызванный такими причинами, называется циклическим.

2. Изменения в налоговой политике и политике текущих расходов бюджета. Если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (например, в период предвыборной кампании возрастают социальные расходы), то образуется структурный дефицит.

Бездефицитность бюджета сама по себе не означает еще ²здоровья² экономики. Кроме того, всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован ежегодно, однако этот подход не учитывает фазы экономического цикла, на котором находится экономика. В период спада доходы государственного бюджета сокращаются, поэтому для поддержания сбалансированности бюджета государство должно понизить государственные расходы и повысить налоги. Это, в свою очередь, может способствовать углублению спада в экономике.

2. Государственный бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла. В период спада для борьбы с безработицей государство должно проводить стимулирующую бюджетно-финансовую политику, а в период подъема - сдерживающую бюджетно-финансовую политику для борьбы с инфляцией (см. табл. 14-1).

Таблица 14-1

Бюджетно-финансовая политика в ходе экономического цикла

Методы бюджетно-финансовой политики Период спада. Стимулирующая бюджетно-финансовая политика. Период подъема. Сдерживающая бюджетно-финансовая политика.
1. государственные расходы; увеличиваются уменьшаются
2. налоговые поступления; уменьшаются увеличиваются
3. соотношение доходов и расходов бюджетный дефицит бюджетный профицит

 

Ограниченность этого подхода заключается в том, что не учитывается различная продолжительность фаз спада и подъема.

3. Основной целью экономической политики государства, в частности бюджетно-финансовой политики, является обеспечение экономического роста, экономической и социальной стабильности. Эти цели могут быть достигнуты как в условиях бюджетного дефицита, так и при сбалансированности бюджета. Ограниченность этого подхода заключается в том, что при его реализации может превышена предельно допустимая величина бюджетного дефицита, которая составляет порядка 2% от ВВП.

Проиллюстрируем стимулирующую и сдерживающую бюджетно-финансовую политику с помощью модели «Совокупный спрос – совокупное предложение».

                                  AS        AD0      AD1     0               Qy0 ® Qy1             Qy Рис 14-4. Стимулирующая бюджетно-финансовая политика    
Стимулирующая бюджетно-финансовая политика проводится в условиях спада, поэтому для анализа выбран кейнсианский отрезок кривой АS (рис. 14-4). Увеличение государственных расходов и уменьшение налогов, которое в свою очередь, вызывает увеличение потребительских расходов, или сочетание этих двух мер, приводит к росту совокупных расходов и совокупного спроса, что на графике выражается сдвигом кривой AD0 к пунктирной линии. Однако из-за действия эффекта мультипликатора к реальный объем внутреннего производства увеличится в большей степени с Qy0 ® Qy1.

Следует отметить, что для того, чтобы увеличить потребление на определенную величину, правительство должно уменьшить налоги на величину, превышающую эту сумму.

Например, правительство планирует увеличить реальный объем внутреннего производства на 20 млрд. долл., МРС =0,8. Как должны измениться а) государственные расходы; б) налоговые поступления?

а) ∆ВВП=20 млрд.долл.,

М=1/(1-МРС)= 1/(1-0,8)=5

Эффект мультипликатора выражается формулой: ∆ВВП = ∆АЕ*М или для нашего случая ∆ВВП = ∆G *М. Отсюда ∆G =∆ВВП/М. Подставим соответствующие значения и получим ∆G=20/5= 4 млрд. долл.

Ответ: для того чтобы увеличить реальный объем внутреннего производства на 20 млрд. долл., государственные расходы нужно увеличить на 4 млрд. долл.

б) Очевидно, что для того чтобы увеличить ВВП на 20 млрд. долл. необходимо при М=5 увеличить потребительские расходы на 4 млрд. долл. (∆С =∆ВВП/М, ∆С= 20/5= 4 млрд. долл.).

Государство влияет на увеличение потребительских расходов через уменьшение налогов. Чтобы потребительские расходы возросли на 4 млрд. долл., располагаемый доход должен увеличиться на 5 млрд. долл, так как%

 ∆DI = ∆С/ МРС. Подставим соответствующие значения: 

∆DI= 4/0,8=5 млрд. долл.

Для увеличения располагаемого дохода на 5 млрд. долл. государство должно уменьшить налоговые поступления на 5 млрд. долл.

∆Т= -5 млрд. долл.

Ответ: для увеличения реального объема внутреннего производства на 20 млрд. долл. государство должно уменьшить налоговые поступления на 5 млрд. долл.

Сдерживающая бюджетно-финансовая политика проводится в период подъема для борьбы с инфляцией, поэтому для графического анализа выбираем классический отрезок кривой АS (рис. 14-5.).

Р         AD0 AS             AD1 P0    P1                                ←                                         0                  Qy0        Qy     Рис. 14-5. Сдерживающая бюджетно-финансовая политика    
Уменьшение государственных расходов и повышение налогов, которое в свою очередь, вызывает уменьшение потребительских расходов, или сочетание этих двух мер, приводит к уменьшению совокупных расходов и совокупного спроса, что на графике выражается сдвигом кривой AD0 к пунктирной линии. Однако из-за действия эффекта мультипликатора номинальный ВВП сократится в большей степени, что позволит стабилизировать уровень цен (рис. 14-5).

Выбор стабилизирующих мер зависит от того, каких взглядов на роль государства в экономике придерживается правительство. Так, сторонники увеличения роли государства при проведении стимулирующей бюджетно-финансовой политики предпочтут увеличение государственных расходов, а при проведении сдерживающей фискальной политики – увеличение налогов. Напротив, сторонники сокращения роли государства в экономике при проведении стимулирующей бюджетно-финансовой политики предпочтут уменьшение налогов, а при проведении сдерживающей политики – снижение государственных расходов.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

1. Экономический спад, в ходе которого доходы госбюджета снижаются, а расходы остаются на прежнем уровне или возрастают, в том числе за счет трансфертов;

2. Изменение структуры государственного бюджета, например рост расходов при неизменных доходах или уменьшение доходов при неизменных расходах.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо сокращение государственных расходов или рост налоговых поступлений.

Степень влияния бюджетного дефицита на экономику зависит от источников его покрытия. Для покрытия бюджетного дефицита используются:

- денежная эмиссия, она предпочтительнее для борьбы со спадом в экономике, но может сопровождаться инфляцией;

- займы, однако, повышение внутренних займов ведет к увеличению спроса на деньги и как следствие, при неизменной денежной массе к росту процентной ставки, что в свою очередь может привести к сокращению валовых внутренних частных инвестиций, т.е. к вытеснению частных инвесторов.

Одним из важнейших последствий дефицита является рост государственного долга.

Различают внешний государственный долг – это долг государства в иностранной валюте и внутренний государственный долг - это долг в национальной валюте. Более тяжким бременем для экономики является рост внешнего долга. В 2004 г. внешний долг РФ снизился и составил около 104 млрд. долл. Основными последствиями роста внешнего долга являются:

- возможность дефолта (отказ государства платить по своим долгам);

- снижение международного авторитета страны, усиление зависимости от стран-кредиторов;

- усиление неравенства в доходах. Например, в США 30% дохода по государственным облигациям получают 5% американцев с наивысшими доходами;

- рост темпов инфляции;

- ухудшение инвестиционного климата.

Влияние бюджетного профицита на инфляцию как инструмента сдерживающей фискальной политики зависит от способов его использования: более благоприятно для борьбы с инфляцией изъятие из обращения, менее благоприятно использование профицита для погашения внутреннего государственного долга. Помимо государственных расходов важным инструментом фискальной политики является манипулирование налогами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.013 с.)