Эластичность спроса и предложения: понятие, факторы, воздействующие на неё. Показатели эластичности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса и предложения: понятие, факторы, воздействующие на неё. Показатели эластичности.



3.6. Равновесие на рынке и равновесная цена. Излишки потребителя и производителя. Дефицит и избыток. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия). Механизм поддержания рыночного равновесия. Достоинства и ограниченность механизма "невидимой руки" рынка.

 

3.1. Рынок. Конкуренция и ее виды. Кругообороты благ и доходов. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода при чистом капитализме.

Исторически первым типом организации общественного хозяйства является натуральное хозяйство, которое состоит из изолированных хозяйственных единиц, обеспечивающих себя всем необходимым. Все, что производится в этих хозяйствах, в них же и потребляется. Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются в натуральном хозяйстве производителем, который одновременно выступает как потребитель.

Главные черты этого типа хозяйства - замкнутость, универсальный ручной труд, низкая производительность труда, ограниченность потребления, отсутствие предпосылок для экономического роста. Примерами натурального хозяйства могут быть община, патриархальное семейное хозяйство, рабовладельческие и феодальные поместья. В современном мире натуральное хозяйство перестало быть господствующей формой организации общественного производства, хотя и сохраняется в развивающихся странах, где часть населения связана с натуральным или полунатуральным производством.

Более развитым и сложным типом организации хозяйства является рыночное хозяйство, как система товарного производства и рыночного обмена, т. е. система, при которой блага производятся не для собственного потребления, а для купли-продажи на рынке, становятся товарами. Основными признаками рыночного хозяйства являются: 1) экономическая свобода участников производственного процесса; 2) наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей; 3) максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности; 4) регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен. Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются в этой системе исходя из требований рынка.

Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом субъекты, стремящиеся к одинаковой цели - максимизации дохода, прибыли, к сохранению и улучшению своего положения на рынке.

Для возникновения рыночного хозяйства необходимы следующие условия: во-первых, общественное разделение труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей.

Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности труда, экономии рабочего времени.

Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной и другими формами собственности, требует возмездности и эквивалентности в обмене продуктами.

Западные экономические школы разделение труда между товаропроизводителями, их специализацию объясняют рационализмом в экономическом поведении людей, их склонностью к обмену при ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. Стремясь лучше удовлетворить свои потребности при этих предпосылках, преследуя свои частные интересы, люди действуют по принципу: дай мне то, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе. Являясь собственниками производственных ресурсов, производители рассчитывают не на благотворительность, а на возмездный и эквивалентный характер отношений между собой: каждый стремится получить, по меньшей мере, столько же, сколько предлагает другим для обмена. Преследуя свою выгоду, человек ²невидимой рукой², по образному выражению А. Смита, направляется к другой цели - удовлетворению потребностей других членов общества.

Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, производители сами решают, что производить (т.е. как распределить ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами). Они перестают производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, пользующихся спросом товаров и услуг. Таким образом, чистое рыночное хозяйство - это самонастраивающаяся система.

Понятие ²рыночное хозяйство² является синонимом понятия ²рынок² в широком смысле слова (можно сказать: “Россия вступила в рынок”).

Понятие ²рынок² в узком смысле используется для разграничения рынков по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т. п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т. д.

Стоимость и цена.

В трактовке основных понятий рыночного хозяйства - товар и стоимость - между представителями основных экономических школ существуют разногласия.

По мнению К. Маркса, товаром является продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи на рынке. Товар имеет два главных свойства: потребительную стоимость (или полезность) и стоимость.

Неоклассическая теория определяет товар несколько иначе. С ее точки зрения, товар есть экономическое благо, которое имеется в ограниченном количестве, предназначено для обмена и на которое предъявлен спрос.В марксистском определении товара редкость вообще не упоминается, тогда как у неоклассиков товаром может быть лишь благо, имеющееся в ограниченном количестве независимо от его трудового или нетрудового происхождения.

Товары обмениваются друг на друга в определенных пропорциях. Стоимость, как считали экономисты XIX в., есть та объективная, не зависящая от воли участников товарообмена основа, которая и определяет эти пропорции. Её величина складывается из: 1) стоимости потребленных материально-вещественных ресурсов, включающей текущие материальные затраты (расходы на потребленные предметы труда) и амортизацию (износ средств труда в денежном выражении), и 2) чистого продукта, созданного в процессе производства данного товара. Экономисты расходились в вопросе о природе чистого продукта. Так, согласно теории трех факторов производства, выдвинутой французским экономистом Ж.-Б. Сэем, каждый из факторов производства создает определенные элементычистого продукта: труд - зарплату, капитал – прибыль и процент, земля - ренту. При этом труд не участвует в создании прибыли.

К. Маркс также придерживался факторного (ресурсного) подхода в объяснении природы стоимости товара, но считал, что чистый продукт создает только рабочая сила, живой труд наемных рабочих. Часть чистого продукта затем они получают в форме зарплаты, фонда жизненных средств для восстановления своей способности снова трудиться. Другую часть чистого продукта в форме прибыли, включающей в себя и предпринимательский доход, и процент, и ренту, безвозмездно присваивают капиталисты, эксплуатируя, таким образом, наемных рабочих.

Иначе подходили к проблеме стоимости маржиналисты, или сторонники теории предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и другие ученые конца XIX - начала XX вв.). Если сторонники марксистской трудовой теории стоимости рассматривали стоимость как объективное свойство товара, создаваемое в производстве и проявляющееся на рынке, то маржиналисты (слово ²marginal² означает предельный) считали стоимость субъективным явлением, отражающим отношение человека к вещи. Заменяя понятие ²стоимость² понятием ²ценность², они выводили ценность товара из его полезности (потребительной стоимости) для человека. По их мнению, ²трудовая² стоимость - это фантом, т. е. нечто не существующее, а оценка потребителями того или иного товара зависит исключительно от его полезности.

Согласно закону немецкого экономиста Г. Госсена, ценность товара определяется полезностью последней единицы блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность, т.е. ценность измеряется предельной полезностью данного товара. По мере удовлетворения потребности степень её насыщения растет, а полезность каждой последующей единицы блага падает (например, при жажде полезность первого стакана воды наибольшая, но эта полезность падает от стакана к стакану).

Неоклассическое направление, основанное А. Маршаллом, соединяет при определении меновых пропорций теорию предельной полезности и теорию трудовой стоимости. Неоклассики исходят из необходимости учета взаимодействия различных рыночных сил, влияющих на стоимость или цену (принципиальных различий в этих терминах они не видят) - спроса (предельной полезности) и предложения (издержек производства). Рыночная цена, по мнению А. Маршалла, определяется и полезностью, и издержками производства. При этом неоклассики признают участие всех факторов производства в создании стоимости (цены) товара.

Появление во второй половине ХХ века концепций ²человеческого капитала², ²демократизации собственности², ²экономики участия² показывает, что неоклассической школой признается роль рабочей силы, наемного труда в создании прибыли. Тем самым происходит сближение некогда диаметрально противоположных точек зрения - марксистской и немарксистских.

Ресурсы
Труд
Земля
Капитал
Предпринимательский  талант
Зарплата
Рента
Процент
Нормальная прибыль
Экономическая прибыль
Материальные затраты
Амортизация
Чистый продукт
Добавленная стоимость
Стоимость (цена)
Рис. 3–1. Стоимость (цена) товара согласно неоклассическому подходу

 

Таким образом, важнейшими составными элементами стоимости (цены) товара являются: 1) материальные затраты предметов труда, 2) амортизация (износ средств труда) и 3) чистый продукт. Амортизация и чистый продукт представляют собой добавленную стоимость - часть стоимости товара за вычетом текущих материальных затрат предметов труда (рис 3-1).

Товары в принципе могут обмениваться непосредственно друг на друга (натуральный обмен, бартер). Однако на определенном этапе развития рыночных отношений стали использоваться деньги, что привело к повышению эффективности обмена.  В современном рыночном хозяйстве деньги – это все то, что выполняет функции денег, т. е. это средства (наличность, чековые и другие вклады, государственные ценные бумаги), обладающие наибольшей ликвидностью (способностью быстро и легко обмениваться на любой другой товар без потери части своей стоимости).

Для современных теорий денег характерно, что сущность денег выводится из их функций, а их стоимость, или цена - из их покупательной способности. Обычно рассматриваются три функции денег: 1) мера стоимости, 2) средство обращения и 3) средство сбережения капитала и богатства. Первая функция – стоимость всех товаров и услуг - оценивается в деньгах, вторая функция - деньги выступают посредником при купле и продаже товаров и услуг, третья функция - деньги являются удобной формой хранения капитала и богатства.

Современные деньги - это ²декретные деньги², т. е. деньги, выпускаемые и гарантируемые государством, и доверие к ним определяется доверием к нему, а не их собственной стоимостью.

 

3.3. Спрос, его виды. Детерминанты спроса. Закон спроса.Эффект дохода и эффект замещения.

Спрос (D, demand) - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобретать все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени.

Рис. 3 – 2. Закон спроса
0         Qd1 Qd2             Qd
D 0
P1 P2  
A
В
P
Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов всех потребителей данного товара, услуги на рынке. Величина спроса показывает количество спрашиваемого товара при данной цене. Соотношение между понятиями “спрос” и “величина спроса” наглядно показывает график кривой спроса (рис. 3-2). Если по вертикальной оси отложить все возможные варианты цены (P) на товар, а по горизонтальной - количества спрашиваемого товара(Q) при данных ценах, то получим кривую спроса - D0 как множество точек, которое выражает все возможные сочетания цен и величин спрашиваемого товара в данный период. Каждая точка на кривой спроса (А, В) показывает определенную величину спроса, т.е. количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить по данной цене. При прочих равных условиях, снижение цены вызывает увеличение количества спроса на товар (Qd2 > Qd1), и наоборот. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и величиной спроса на него.

Обратную зависимость между величиной спроса на товар и его ценой можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены (что равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже (если подешевели летом яблоки, то сократится спрос на бананы, апельсины, мандарины, так как станут приобретать яблоки). Эффект дохода и эффект замещения определяют нисходящий характер кривой спроса, т.е. по мере снижения цены увеличивается величина спроса.

К факторам, изменяющим спрос, относятся: 

1) потребительские вкусы и предпочтения;

2) число потребителей на рынке;

3) доходы потребителей;

4) цены на другие товары;

5) ожидания потребителей.

Эти факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его. Увеличение или уменьшение спроса означает, что при любой из возможных цен товара покупатели готовы купить его больше или меньше, либо что прежние количества товара они готовы купить по более высо-кой (низкой) цене. Изменение спроса на графике выражается в виде сдвига кривой спроса: при увеличении спроса - вправо, от D0 к D1 (рис. 3-3), а при уменьшении спроса - влево, от D0 к D2 (рис. 3-4).

D 1
P
Рис. 3 – 3. Увеличение спроса
0               Qd 1 Qd2 Qd1 ` Qd2 ` Qd
D 0
P1 P2  
P3 P4  
Увеличение спроса означает, что при любой из возможных цен потребители (покупатели) могут и готовы купить больше товара или купить те же количества товара по более высоким ценам. На графике увеличение спроса приводит к сдвигу кривой спроса вправо от D0 к D1 (рис. 3-3). Например, товар стал модным, и поэтому потребители теперь могут и готовы купить по цене P1 не количество Qd1, а большее количество Qd1 ` или купить прежнее количество Qd1 по более высокой цене P3. А при цене P2 потребители могут и готовы купить не количество Qd2, а большее количество Qd2` или купить прежнее количество товара Qd2 по более высокой цене P4.

D 0
Рис. 3 – 4. Уменьшение спроса
0      Qd2 ` Qd1 ` Qd2Qd1             Qd
D 2
P4 P3  
P
P2 P1  
Уменьшение спроса означает, что при любой из воз-

можных цен

потребители (покупатели)

могут и готовы купить меньше товара или купить те же количества товара по более низкой цене. На графике уменьшение спроса приводит к сдвигу кривой спроса влево от D0 к D2 (рис. 3-4). Например, товар вышел из моды. Если раньше при цене P1 потребители хотели и могли купить количество Qd1, то теперь они могут и готовы купить только количество Qd1` или купить то же количество Qd1 по более низкой цене P3 как уценённый товар. А при цене P2 потребители могут и готовы купить не количество Qd2, а меньшее - Qd2` или купить то же количество Qd2 по более низкой цене P4.

Важно различать два понятия – ²изменение спроса² и ²изменение величины спроса². Изменение величины спроса изображается на графике перемещением из одной точки заданной кривой спроса в другую точку этой же самой кривой (рис. 3-2). Речь идет о реакции покупателей на изменение цены данного товара при прочих равных условиях. Что касается изменения спроса, то оно изображается сдвигом самой кривой спроса вправо при увеличении спроса (рис. 3-3) или влево при его уменьшении (рис. 3-4). Таким образом, покупатели реагируют на факторы, которые не связаны с изменением цены данного товара.

Рассмотрим более подробно влияние доходов потребителей и цен других товаров на спрос. Изменение доходов покупателей влияет на спрос, но направление изменений зависит от категории товаров. В современном рыночном хозяйстве выделяют нормальные товары, которые потребляет основная часть населения, и товары низшей категории, предназначенные для бедных и малообеспеченных. Зависимость между изменением спроса на нормальные товары (например, новый холодильник, расходы на отдых) и изменением доходов прямая, а в случае же с товарами низшей категории (субпродукты, подержанные вещи) - обратная. С ростом доходов спрос на них уменьшается и наоборот.

Цены на другие товары, влияя на поведение потребителей, также изменяют спрос. Направление изменения при этом зависит от вида товара - является ли он взаимодополняемым или взаимозаменяемым. 

Взаимодополняемые (сопряженные) товары - это товары, которые потребляются вместе. Взаимосвязь между спросом на данный товар и ценой сопряженного товара обратная. Если, например, резко снизились цены на видеомагнитофоны, то спрос на видеокассеты вырастет.

Взаимозаменяемые товары могут использоваться один вместо другого. Взаимосвязь между изменением цены взаимозаменяемого товара и изменением спроса на данный товар прямая. Если цена на куриное мясо упала, то при прочих равных условиях спрос на говядину уменьшится.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.024 с.)