Конспект классного часа на тему 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект классного часа на тему



Конспект классного часа на тему

«Урок медиабезопасности»

«Предупреждён – значит вооружён»

  Цель: Способствовать формированию знаний о правилах безопасного пове-дения в совре- менной информационной среде, в частности – сети Интернет.

Задачи:

1. Заставить задуматься о своем месте в этом мире.

2. Познакомить видами Интернет-угроз и противоправных посягательствах в сети Интер- нет.

3. Познакомить студентов с правилами медиабезопасности, с сайтами по-мощи в случае Интернет-угроз.

4. Сформировать чувство ответственности за свое пребывание в Интернет, за воспитание будущих поколений.

5. Продемонстрировать методику проведения подобных занятий для студентов. Оборудование: анкеты для студентов, памятки для студентов, презентация, видеофрагмен- ты («Безопасность в Интернете», «Развлечения и безопасность в Интернете», социальный ролик «Безопасный Интернет-детям!»), проектор, ПК.

Используемые понятия:

«Интернет-угроза» - действие в сети Интернет, которое причиняет вред пользователю Интернета путем опубликования или пересылки не-коей информации, а также Интернет- коммуникация, направленная на причинение вреда собеседнику в Сети.

«Секта» - религиозная организация.

«Вербовка», «Вербовать» - найти желающего на выполнение каких-либо работ.

«Киберунижение» – распространение унижающей достоинство чело-века информации (изображение, видео, текста) в Интернете, а также использование Интернета для оскорбле- ний и травли.

«Экстремистские группировки» - организованные группы людей, занимающиеся пре- ступной и опасной для людей деятельностью (напри-мер: убийство, нанесение тяжких теле- сных повреждений, массовые беспорядки, терроризм)

Терроризм – массовое устрашение либо уничтожение людей.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Нашу встречу с вами я хочу начать со следующего стихотворения: Ты есть, я есть, он есть,

А жизнь у каждого своя.

И ей цена – достоинство и честь, Есть возраст переходных лет, Какой бы сложной не была она. Для многих начинается рассвет, А кто-то погружается во тьму.

Ты есть, я есть, он есть,

Лишь вместе мы сумеем зло пресечь И сохранить достоинство, чтоб жить.

2. Сообщение темы, цели, задач занятия.

- Сегодня наш классный час называется «Урок медиабезопасности». Как вы полагаете, о чем мы на этом уроке поговорим? (ответы студентов)

А кто может сказать, что такое медиабезопасноть? (ответы студентов)

Слово «медиабезопасность» сочетает в себе два термина – медиаграмотность и информаци- онная безопасность.

В международном праве «Медиаграмотность - грамотное использование детьми и их


преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критиче- ского анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг». В россий- ском законодательстве «Информационная безопасность детей – это состояние защищен- ности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию». Такие понятия появились благодаря инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, который сказал:

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать».

Я думаю, что каждый хочет жить в мире и безопасности, а это значит, что на душе будет радостно и спокойно. Мы не зря поднимаем сегодня этот вопрос. Как было бы здорово, если бы каждый человек соблюдал все правила приличия, был бы всегда доброжелателен. Но, к сожалению, так не бывает. И очень часто по чьей-то вине, нарушается мир другого человека. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию». В связи с этим, каждый пользователь должен знать о правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде,

способной нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Не многие знают, что более 80% вербовочного процесса детей, подростков и молодых лю-дей проходит через Интернет! Сегодня мы рассмотрим наиболее распространённые виды Интернет-угроз, через которые злоумышленники воздействуют на человека, а так же уз- наем о способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной сотовой связи. Ведь недаром поговорка гласит: «Предупреждён – значит вооружён».

3. Работа по теоретической части занятия.

Интернет – это не только пространство для поиска информации, ведения личной пере- писки, знакомства с новыми людьми и общения, это еще и источник опасности, которую можно предотвратить.

Для это нужно быть осведомленным о видах угроз, исходящих из Сети. Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:

• Угроза заражения вредоносным ПО.

• Доступ к нежелательному содержимому. Это насилие, наркотики порнография, страни- цы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убий- ствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплываю- щие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

• Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов, электронной почты или социальных сетей. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить молодежь выдать личную информацию.

• Неконтролируемые покупки в Интернет-магазинах.

Подростки и молодые люди в возрасте 18-20 лет являются наиболее уязвимой группой и подвергаются наибольшей опасности. Они стремятся исследовать свою сексуальность, уйти из-под контроля родителей и завязать новые отношения вне семьи. Несмотря на то, что общение в Интернете может быть полностью анонимным, они больше подвержены опасно- сти, даже если до конца не осознают возможные последствия.


Наиболее уязвимыми для злоумышленников являются следующие категории молодых людей:

• новички в Интернете, не знакомые с сетевым этикетом;

• недружелюбные пользователи;

• те, кто стремится попробовать все новое, связанное с острыми ощущениями;

• активно ищущие внимания и привязанности;

• бунтари;

• одинокие или брошенные;

• любопытные;

• испытывающие проблемы с сексуальной ориентацией;

• те, кого взрослые могут легко обмануть;

• те, кого привлекает субкультура, выходящая за рамки понимания их родителей. Современный Интернет называют большой душеловкой? Как она работает? Мошенничество в Интернете существует столько же, сколько и сама Всемирная Сеть. На просторах Интернета оно подстерегает нас везде: в электронной почте, социальных сетях, на различных сайтах. Из года в год злоумышленники придумывают всё новые и новые уловки, направ- ленные на то, чтобы обмануть своих потенциальных жертв. В отличие от таких интернет- угроз, как вирусы, троянские программы, программы-шпионы, СМС-блокеры, спам и др…, мошенничество примечательно тем, что мишень злумышленника – не компьютер, а человек у которого, как известно, свои слабости (н-р, страх, любопытство, легковерность…). Чело-век в наше время стал товаром. Рынок живого товара сейчас догоняет обороты наркотиков. Поэтому, только сам пользователь может сделать свою жизнь в виртуальном пространстве безопасной.

По статистике, число детей и подростков – пользователей Интернета в России составляет около 14 млн. человек, из которых две трети выходят в Интернет ежедневно. Возраст начала самостоятельной работы в Сети для российских детей сейчас составляет 10 лет. Примерно 30% детей, пользующихся Интернетом, проводят в Сети ежедневно более трех часов в день. Чтобы узнать, какова картина наших пользователей Интернета, проведем анонимное анкетирование. У каждого из вас есть анкета. Заполните ее. (заполняют и сдают). А теперь проанализируйте свои ответы: если вы получили больше ответов «ДА», то вам следует за- думаться над тем, что вы подвергаетесь серьезной опасности не только стать жертвой угроз

Интернета, но и иметь серьезную степень Интернет-зависимости.

- Как Вы думаете, какие угрозы в сети Интернет существуют для Вас? (ответы студентов). Верно. Рассмотрим некоторые из них.

1. При общении в Сети у каждого обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья. Такая форма общения очень часто привлекает преступников, т.к. различия киберб- преступлений от традиционных реальных преступных посягательств обусловлены особен- ностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огром- ной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Так очень легко завладеть вниманием собеседника, применяя приемы психологического воздействия, так называемый кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в ча- тах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое много- кратно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). (видеофрагмент

«Безопасность в Интернете»).

Наиболее опасными видами кибербуллинга являются киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг — видеоролики с записями реальных сцен насилия.

Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение человека до самоубийства путем психологического насилия.

Для безопасности несовершеннолетнего особую угрозу представляют личные встречи с


виртуальными знакомыми в реальной жизни, о которых никто может ничего не знать.

2. Опасная для молодежи информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера. Не случайно сегодня очень часто возникает вопрос об участии молодых людей славянской, национальности никогда не бывавших в восточных странах, в незаконных террористических организациях и готовящих террористические акции на территории России. Одной из причин такой ситуации – это вовлечение этой части молодежи в незаконные действия путем Интернет-вербовки.

3. Особую опасность представляют для незрелой психики несовершеннолетних электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.

Вот один из примеров: Оксана познакомилась в соц сетях с обаятельной девушкой. Раз- говорились, девушка пригласила Оксану прийти на вечеринку «Истинных сестер»: «У нас так здорово, мы так дружны и очень интересно проводим время». Оксана согласилась и через несколько дней попала в сомнительную компанию, где надо было в обнаженном виде совершать странные обряды. Но члены секты под угрозой смерти запретили Оксане об этом кому-нибудь рассказывать. Оксана стала замкнутой и задумчивой, перестала хорошо учиться, с родителями почти не разговаривала. Ее постоянно мучил вопрос: как покинуть секту?

4. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мо- шенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетнего пользователя взрослые преступники могут с использованием электронных ресурсов втянуть в совершение антиобщественных, противоправных, в том числе уголовно-наказуемых деяний. Известны случаи вовлечения подростков через Интернет:

• в действия, носящие оскорбительный и клеветнический характер;

• в экстремистскую деятельность;

• в преступную деятельность по изготовлению и сбыту наркотических средств и психотропных веществ и склонению к их потреблению несовершеннолетних, незаконному обороту оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

Вам следует знать, что указанные общественно опасные деяния, независимо от того, совершаются ли они с применением традиционных способов и средств или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, уголовно наказуемы, в том числе для под- ростков, достигших установленного законом возраста уголовной ответственности (16 лет, а за отдельные виды преступлений – с 14 лет).

5. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей подростковой психики. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка такие действия есть не что иное, как криминальная, в том числе коммерческая эксплуатация ребенка.

6. Киберунижение и кибертравля. Они чаще встречаются в социальных сетях, на форумах и в чатах; для кибертравли используются также электронная почта и онлайн-мессенджеры (например, Аська, СМСки). Опасность распространения унижающей человека информа- ции заключается в том, что в отличие от «обычного» унижения, сцены, изображающие сам процесс унижения, распространяются на неограниченный круг лиц. Таким образом, такие видео или фото могут быть доступны будущим друзьям и знакомым даже в случае переезда в другой город. Еще одна опасность заключается в том, что на данный момент удалить все экземпляры унижающих текстов или изображений из Интернета почти невозможно – ничто не мешает кому-то сохранить их на своем компьютере и опубликовать в Сети повторно даже через несколько лет.

Это не полный перечень тех опасностей, которые могут подстерегать вас в Интернете. Самое главное уметь применять элементарные правила безопасности в Интернете. (видеоф- рагмент «Развлечения и безопасность в Интернете»). Чтобы знать, как поступить, предлагаем вам свод правил поведения в Интернете (памятки для студентов).

А что делать, если вы уже подверглись угрозе со стороны Интернет-мошенников или


стали членом Интернет-клубов сомнительного характера, или у вас проявляются признаки Интернет-зависимости? В этом случае есть возможность обратиться в службу «Горячей линии» Центра безопасного Интернета в России. На «Горячую линию» можно попасть круглосуточно, набрав адрес www.saferunet.ru и нажав на красную кнопку «Горячая линия». Горячая линия принимает сообщения по следующим категориям противоправного контента:

- сексуальная эксплуатация несовершеннолетних;

- вовлечение детей в сексуальную деятельность (grooming);

- расизм, национализм, иные формы ксенофобии;

- киберунижение и кибертравля;

- сцены насилия над детьми;

- пропаганда и распространение наркотиков;

- пропаганда и публичное оправдание терроризма.

Отправка сообщения на «Горячую линию» производится анонимно и бесплатно. При этом могут быть не только текстовые формы обращения, но и пересылка ссылок на нежелательные ресурсы, которые могут быть оценены специалистами и закрыты.

Еще одним средством помощи детям и их родителям в области Интернету-гроз является линия помощи «Дети онлайн» – служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.

Обратиться на «Линию помощи» можно по телефону или через Интернет (все сведения у вас есть в правилах). На «Линии помощи» психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Фонда развиия Интернет, прошедшие специальную подготовку по психологическому и информационному консультированию по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.

В ряде случаев сотрудники «Линии помощи» перенаправляют поступивший запрос или рекомендует позвонившим самим обратиться в другие организации, с которыми сотрудничает служба «Дети онлайн». К ним относятся: специализированные телефоны доверия, горячие Линии (в частности, Горячая Линия по приему сообщений о детской порнографии Фонда «Дружественный Рунет»), службы психологической и социальной помощи, органы МВД (в частности, управление «К», которое занимается расследованиями в области кибер- преступности).

В Оренбургской области работают также региональные службы помощи и детские теле- фоны доверия.

Владение правилами медиабезопасности являются важной составляющей каждого чело- века, так как вы все в будущем кто-то учитель, а кто-то родитель. На вас будет лежать от- ветственность за воспитание будущих поколений. Чтобы ваши дети росли в безопасности, научите их самым элементарным правилам пользования сетью, расскажите о возможных угрозах и будьте всегда рядом, если у него возникают какие-то проблемы. (видеофрагмент

«Социальный ролик «Безопасный Интернет – детям!»).

В этом могут помочь специальные программы контентной фильтрации, т.е. программы, фильтрующие сайты и ресурсы Интернета на наличие нежелательной информации и огра- ничивающие возможность их просмотра. На рынке программных ресурсов на сегодняшний день существует множество программ выполняющих, так называемую функцию Родитель- ского контроля. Наибольшей популярностью пользуются антивирусные программы, содер- жащие такую функцию. Они удобны тем, что позволяют защитить компьютер не только от вредоносных программ, но и ограничить время пребывания в сети и доступ ребенка к неже- лательным сайтам. Это такие продукты как Антивирус Касперского Security или Crystal, Dr Web Security и другие. Есть и программы, созданные специально для ограничения контента.

6. Итог

Современный мир, который вас окружает, сложен и труден. Нужно быть очень умным, осторожным, сообразительным, чтобы жить в нем. Безопасность в этом мире зависит от


каждого из нас, прежде всего, от отношения к самому себе.

Природа создала всё для того, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чи- стую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья.

5. Рефлексия.

И в заключении я попрошу тех, кому этот урок стал интересным, полезным и кто считает, что Интернет должен стать для нас другом, хором сказать «Я за безопасный Интернет!». Всем спасибо.

Приложение 1.

Анкета для обучающихся

№ п/п Вопрос Да Нет
1. Часто ли вы замечаете, что находитесь в Интернете дольше запланированного времени?    
2. Часто ли вы откладываете свои домашние дела из-за необходимости находиться в Интернете?    
3. Используете ли вы смайлики в обычной, не электрон- ной переписке?    
4. Думаете ли вы, что без Интернета ваша жизнь стала бы скучна и неинтересна?    
5. Находите ли вы себя усиленно думающим: «Чего бы еще поискать в Сети?»    
6. Читая книгу, ищите ли вы полосу прокрутки с правой стороны, чтобы прокрутить текст?    
7. Вы быстрее вспоминаете адрес своей странички в Ин- тернете, чем номер мобильного телефона?    
8. Часто ли вы говорите себе: «Еще несколько минут и выхожу», находясь в Интернете?    

Приложение 2.

Памятка для обучающихся

1. Основные правила безопасности в Интернете

Вы должны это знать:

* При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

* Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.

* Если вы получили нежелательное письмо от незнакомых людей, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.

* Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

* Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя по отношению к вам неподобающим образом, сообщите об этом.

* Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите родителям. Родители самые близкие люди, они вас выслушают, помогут и защитят.

* Не желательно размещать персональную информацию в Интернете. Персональная ин- формация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.


* Не размещайте фото или видеоматериалы, содержащую изображение других лиц, без их согласия. Помните, если вы публикуете фото или видео в Интернете — каждый может по- смотреть их.

* Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

* Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)

* Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

* Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с ко-торыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!

* Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел. Можно обратиться за по- мощью по адресам:

• «Горячая линия» Центра безопасного Интернета в России круглосуточно по адресу www. saferunet.ru, нажав на кнопку «Горячая линия»;

Линия помощи «Дети онлайн» – служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.

Обратиться на «Линию помощи» можно:

по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское). по электронной почте helpline@detionline.com

на сайте www.detionline.com

• Единый детский Телефон Доверия - 8-800-200-01-22

• Региональная база службы «Детский телефон доверия» г. Оренбург - 64-63-07

• Горячая линия помощи детям и подросткам «Мы рядом!» г. Оренбург - 36-45-55

* Если вы встретили Интернет-ресурсы с агрессивным или незаконным содержанием, сооб- щите в полицию, к модератору ресурса или Роскомнадзор (заполнив специальную форму).

2. Памятка по безопасному поведению в Интернете

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Ин- тернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

•По возможности не сообщайте свои личные данные: имя, номер телефона, адрес прожи- вания или учебы, любимые места отдыха или проведения досуга. Помните, что всё, что вы о себе сообщите в социальных сетях, чатах или форумах, может быть доступно, прочтено и использовано любым человеком в мире: Интернет прозрачен и глобален.

•Никогда не сообщайте в открытых источниках конфиденциальные данные: пароли или номера кредитных карт, пин-коды и другую финансовую информацию.

•При регистрации на интернетстраницах используйте нейтральное имя, а если потребу- ется выбрать пароль, используйте комбинацию из строчных и заглавных букв и цифр, по возможности сложную.

•Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас сму- щение или тревогу. И советуйтесь по сложным ситуациям, когда вы сталкиваетесь с чем-то необычным.

•Используйте защитные программы, антивирусы, фильтры электронной почты, програм- мы для блокирования спама и нежелательных сообщений.

•Будьте сдержаны и, по возможности, вежливы в интернет-общении. Прекращайте лю- бые контакты с теми, кто начинает задавать вам вопросы раздражающие, личного характера или содержащие сексуальные намеки. Обязательно расскажите об этом родителям.


Конспект урока по теме

«Информационная безопасность»

Цель: формирование представления об информационной безопасности.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятием информационной безопасности

- рассмотреть различные угрозы информационной безопасности развивающие:

- совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог

- определить план действий для предотвращения угрозы информаци-онной безопасности

воспитывающие:

- воспитывать ответственность за свои действия

План урока:

I. Организационный момент

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала

IV. Практическая часть. Первичное закрепление знаний

V. Домашнее задание

VI. Итог урока.

Оборудование и методические материалы: Мультимедийный проектор, ПК на РМУ, пре- зентация, набор карточек, памятка для обучающихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к усвоению нового материала

- Тема урока «Информационная безопасность».

- Цель урока: Формирование представления об информационной без-опасности.

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала

- Что такое «информационная безопасность»?

Дети высказывают свое мнение, как они понимают этот термин. Обобщая, учитель со- общает определение, которое записывается в тетрадь

Информационная безопасность - это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или ее владельцам.

- Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что пред- ставляет угрозу информационной безопасности?

Дети делают свои предположения и определяются 7 направлений:

1. Кража личных данных, утечка информации

2. Вирусы, черви, трояны

3. Спам

4. Хакеры

5. Авторское право, нелицензионное ПО

6. Мошенничество

7. Дезинформация

- Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к про- гнозированию и предотвращению таких воздействий. Давайте разделимся на группы и уста- новим, какие действия нужно предпри-нять, чтобы обезопасить себя от таких воздействий. Работа группами по карточкам, обсуждение - 10 минут, затем представители от каж- дой группы сообщают всем свои методы защиты (принимая или оспаривая), учитель при-

нимает участие в обсуждении - разрабатывается памятка


Кража личных данных, утечка информации

• старайтесь не «светить» номер кредитки в Сети;

• совершая онлайновую покупку, обращайте внимание на защищенность канала передачи данных;

• отслеживайте файлы cookies на жестком диске, регулярно прове-ряйте их принадлежность и удаляйте подозрительные.


 


Приложение 1.


Вирусы, черви, трояны

• приобретите хороший антивирусный пакет, установите его в ре-жиме максимальной без- опасности, и своевременно обновляйте;

Спам

• не сообщайте посторонним ваш адрес электронной почты, осо-бенно тот, который предо- ставлен провайдером или особенно важен для вас;

• пользуйтесь почтовыми серверами с установленными фильтрами.

Хакеры

• никогда не храните пароли на винчестере (даже в зашифрованном виде), не ленитесь каж- дый раз набирать их вручную;

• отсоединяйтесь от Internet при подозрении на хакерскую атаку, запускайте антивирусную программу, изменяйте пароли;

• старайтесь меньше пользоваться общедоступными программами сомнительного проис- хождения;

• просматривайте чаще системный реестр на предмет подозритель-ных записей;

• обязательно делайте резервные копии данных на дискеты или CD R/RW; Авторское право, нелицензионное ПО

• укрепление законодательной базы;

• пресекайте попытки воровства вашего творчества;

• используйте только лицензионное ПО. Мошенничество (денежное надувательство).

• просто будьте более скептичными и менее доверчивыми. Дезинформация.

• разумный скептицизм плюс ее проверка в других средствах массовой информации.

- Рассмотрим, как можно защитить информацию из своего файла от посторонних глаз, защитить файл от изменений.

Демонстрируется презентация.

Создание текстового файла, который требует пароль при открытии

1. Необходимо нажать в строке меню Сервис / Параметры

2. Появится окно Параметры, выбрать вкладку Безопасность

3. В поле Пароль для открытия файла ввести пароль, нажать Ок

4. Появится окно о подтверждении

5. Внимание!!! Не забудьте свой пароль!

Создание текстового файла, который не позволяет вносить изме-нения

1. Необходимо нажать в строке меню Сервис / Защитить документ

2. Появится справой стороны панель Защита документа

3. В поле Ограничение на редактирование поставить галочку и указать вариант Только чтение

4. Нажать кнопку Да, включить защиту.

IV. Практическая часть. Первичное закрепление знаний

Создайте файлы:

• Работа 1, который требует пароль для открытия

• Работа 2, который не позволяет вносить изменения в файл Обучающиеся создают и сохраняют файлы с необходимым условием

V. Домашнее задание

- Выучить записи в тетради. Ознакомить друзей с памяткой.


Суть: Ваша персональная информация может оказаться в чужих руках, что грозит печальными последствиями, вплоть до серьезного последствия.

Факты: Если у вас есть кредитная карта и банковский счет, то весьма собланительно выгля дит перспектива оплаты услуг Internet-магазинов в режиме on-line. Действительно, это ведь так удобно! Таким образом, в Европе за прошлый год счета «облегчились» на 533 млн $.

Защита:

2  группа Вирусы.

Суть: На ваш компьютер могут напасть вредоносные программы, уничтожающие данные или приводящие к неработоспособности всего компьютера.

Факты: Вирусов стоит бояться и в оффлайновой жизни, но на просторах Internet распространение вирусов может выливаться в настоящие эпидемии. Коварные создатели вредоносных программ используют почтовые сообщения. Приходится быть осторожными с про- граммами, которые вы скачиваете из Internet.

Защита:

3  группа Спам.

Суть: Ваш почтовый ящик начинает переполняться несанкционированными рекламными сообщениями, делая практически невозможной нормальную обработку электронной почты. Факты: Ленивые и неудачные торговцы, вместо того, чтобы заняться повышением уровня своих товаров и услуг, стремятся делать бизнес на некачественной рекламе.

Защита:

4  группа Хакеры.

Суть: В ваш компьютер могут проникнуть из Internet с целью кражи личной информации либо для использования вашего компьютера в качестве плацдарма для дальнейших атак.

Факты: Всего лишь пару лет можно было успокоить домашних пользователей, что хакерам нужен доступ только на крупные, мощные машины – теперь времена изменились. Даже ин- формация о подключении к Internet-провайдеру (телефон+логин+пароль) – лакомая добыча для хакера.

Защита:

 

Приложение 2.

Памятка для обучающихся

БУДЬ БДИТЕЛЕН!

Утечка или кража личных данных.

старайтесь не «светить» номер кредитки в Сети;

совершая онлайновую покупку, обращайте внимание на защищенность ка-нала передачи данных;

отслеживайте файлы cookies на жестком диске, регулярно проверяйте их принадлеж- ность и удаляйте подозрительные.

Вирусы.

приобретите хороший антивирусный пакет, установите его в режиме максимальной безопасности, и своевременно обновляйте;

Спам.

не сообщайте посторонним ваш адрес электронной почты, особенно тот, ко-торый пре- доставлен провайдером или особенно важен для вас;

пользуйтесь почтовыми серверами с установленными фильтрами.

Хакеры.


никогда не храните пароли на винчестере (даже в зашифрованном виде), не ленитесь каждый раз набирать их вручную;

отсоединяйтесь от Internet при подозрении на хакерскую атаку, запускайте антивирус- ную программу, изменяйте пароли;

старайтесь меньше пользоваться общедоступными программами сомни-тельного про- исхождения;

просматривайте чаще системный реестр на предмет подозрительных запи-сей;

обязательно делайте резервные копии данных на дискеты или CD R/RW.

Нарушение авторского права.

укрепление законодательной базы;

пресекайте попытки воровства вашего творчества.

Вероятность дезинформации.

разумный скептицизм плюс ее проверка в других средствах массовой ин-формации.

Денежное надувательство.

просто будьте более скептичными и менее доверчивыми.

Конспект урока по теме

«Безопасность в сети Интернет»

Цель урока: Познакомить с приемами безопасной работы в сети Интернет.

Задачи: Образовательные: Находить нужную информацию в сети Интенет, научить применять полученные знания в проектной деятельности.

Развивающие: Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся инфор- мацию.

Воспитательные: развивать навыки работы в группе, формировать сознательность и вни- мание к информационно безопасности, прививать навыки безопасного использования сети Интернет.

Оборудование: компьютер с доступом в Интернет, видеопроектор, экран

План урока:

1. Организационный момент

2. Вступление в тему

3. Плюсы и минусы Интернета

4. Советы безопасности

5. Работа в группах

6. Подведение итогов

Ход урока:

Организационный момент.

2) Вступление в тему

Слово учителя: Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расши- рило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И не когда-то, а прямо сейчас.

В повседневной жизни каждый из вас сталкивался с Интернетом. А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет? (ученики дают определение).

Интернет – всемирная глобальная компьютерная сеть для хранения и передачи инфор- мации. Просмотр видеоролика: «Знакомство с Интернетом»: http://www.youtube.com/ watch?v=DOaxn1JB7vE

Что из этого вы уже знали? Что было новым для вас? (ответы учащихся) Для чего вы ис- пользуете Интернет? (ответы учащихся)

Всегда ли безопасно использовать всемирную сеть?


3) Плюсы и минусы Интернета

Давайте немного подумаем, сейчас на доске у нас появятся высказывания, вы должны привести аргументы за или против.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.205 с.)