Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальная история нарциссизма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В прошлом выпуске «Гештальт-96» в моей статье «Динамическая концепция личности в гештальттерапии» я постарался представить наиболее важные положения динамической концепции личности. Основное содержание этой концепции в том, что у каждого человека мы можем наблюдать три типа поведенческих реакций, соответствующих трем основным личностным патологиям, описанных в аналитически ориентированном подходе: это шизоидная алчность, пограничная (невротическая) личность и нарцистическая личность. Личностно ориентированная психотерапия - это явление современной культуры, поэтому как и всякое явление культуры, оно подвержено моде - явлениям массового характера. И таким явлением по общей оценке психотерапевтов в конце нашего века является нарциссизм. Фактически, нарцисические нарушения являются наиболее типичными нарушениями для конца 20 века и столь же распространены как и истерические нарушения в конце 19 века. Так что в той или иной форме каждая наша психотерапевтическая работа с клиентом включает в себя работу с его нарциссизмом. У каждого человека есть нарцистическая составляющая его личности, и эта составляющая находит свое выражение через соответствующие нарцистические реакции (или не находит). С моей точки зрения, существование этих трех основных составляющих связано с переживанием некоторых условий жизни разумным существом или, если угодно, мета-потребностей. Так, например, одно из первых обстоятельств жизни, с которыми должен справляться человек, и, следовательно, формировать некоторую мета-потребность, является отличие смерти от жизни и постоянное присутствие смерти, постоянная опасность, связанная с изменениями как в организме, так и среде. Если вы вспомните крик маленького ребенка в возрасте от о до 2 месяцев, то основным содержанием этого крика является ужас, потому что у данного организма еще нет знания о том, что данное нарушение границ не означает кровотечение и смерть, а только то, что ребенок описался, и задачей организма является удержаться от изменений на сколько это возможно, и как-то пережить чувство ужаса, с тем, чтобы оказаться дееспособным. В этой фазе развития закладываются основные особенности шизоидной составляющей личности. Следующая фаза наступает после 2 месяцев и описывается как комплекс оживления. На этом этапе ребенок обнаруживает, что его благополучие связано с присутствием другого организма и с переживанием зависимости. В этот период формируются особенности невротической составляющей личности, связанные с переживанием зависимости от другого или от каких бы то ни было обстоятельств, замещающих присутствие другого человека. Следующий этап связан с развитием способности к манипулированию предметами, людьми, объектами внешнего и внутреннего мира. Именно это соответствует периоду формирования нарцистической составляющей личности. В контексте данного подхода шизоидность, невротизм и нарциссизм не являются психиатрическими или психологическими диагнозами, а являются некоторым предельным выражением реальных условии жизни всякого человека. Если вы вспомните миф о нарциссе, то наверняка сможете ответить, какая основная потребность привела Нарцисса смотреть на собственное отражение в водоеме. Вообще-то, это была здоровая, хорошая потребность в прекрасном, в гармонии. Каждый из нас имеет врожденное чувство гармонии, которое связано с тем, что в период до рождения все в этом мире было сбалансировано, интегрировано, все в атом мире было гармонично. Впоследствии гармония была утрачена и дальнейшие манипуляции с внутренним и внешним миром человек проводит именно для того, чтобы попытаться восстановить рту гармонию. Иногда эту гармонию удается восстановить, когда ребенок начинает сосать соску или собственный палец, добывая себе игрушку, которая ему понравилась, или начиная самостоятельно передвигаться. Это продвижение вперед диктуется нарцистической проекцией - представлением о том, что где-то есть эта утраченная гармония, и в расчете на это ребенок учится передвигаться как взрослый, в надежде, что способность к передвижению сможет вернуть ему гармонию, затем разговаривать, писать, читать, затем идет в школу и рассчитывает, что теперь он будет в гармоничной хорошей жизни, после школы продолжает учиться в институте, надеясь, что там вернут эту утраченную гармонию, затем поступает на работу, надеясь, что там-то уже все серьезно, организует семью не такую как у родителей, а такую, которая была 6м хорошей, и так далее. Нарцистический путь развития - это путь соблазнения, гипероценивания и последующего обесценивания - разочарования. Таков путь развития нарцистической составляющей, и таков путь развития в целом нашей Цивилизации в настоящее время. Нарцистическую составляющую личности характеризуют такие качества как переживание грандиозности или ничтожества, или если точнее, одновременное переживание грандиозности и ничтожества. В нарцистическом состоянии человек склонен ставить чрезмерные задачи, оценивать свои возможности как безграничные, вообще думать о себе в стиле бытовой мании величия либо переживать собственное ничтожество в сравнении с кем-то или чем-то. Незавершенной задачей развития нарцистической личности в целом и соответственно тем переживанием, которое является крайне сложным для нарцистической составляющей, является эмпатическая индивидуализация. Это неспособность человека сопереживать другому человеку и в то же время чувствовать себя отдельной личностью. Иначе говоря, как полностью принадлежать к семье, к своей группе, к своей организации и в то же время оставаться индивидуальностью. Больше всего для нарцистической личности является важным избежать опыта унижения. Нарциссу очень страшно встретиться с фактом, что его жизнь и его действия не имеют особого значения для других. Пугающими эмоциями для нарцистической личности являются социальные чувства отрицательного знака, такие как зависть, стыд, вина и другие. Люди с очень выраженным нарцистическим радикалом даже вообще начинают отрицать, что у них имеются такие чувства. Несколько слов про социальные чувства. Социальные чувства - это некоторые переживания, связанные с присутствием другого человека. Так, например, для стыда необходимо наличие того, кто делает что-то неправильно, и того, кто видит это и знает, как надо делать правильно. Для зависти это наличие человека, у которого присутствует что-то, что у другого отсутствует. Социальные чувства возникают только на стадии манипулирования, потому что они сами возникают вследствие манипулирования ребенком. Социальные чувства являются важнейшими объектами психотерапевтической работы, обязательно, связанной с работой с нарцистической составляющей личности. Нарцистическая составляющая личности является носителем не только негативных социальных чувств, но и позитивных, таких как гордость, уважение, признание. Основными формами психологической защиты являются отрицание проблемы, вытеснение (дефлексия), проекция и эготизм. Отношения с другими характеризуются тем, что их обязательно нужно оценить и обесценить и поведение в терапии человека с выраженным нарцистическим радикалом характеризуется обесцениванием работы психотерапевта (наши занятия мне ничего не дают), либо обесцениванием собственной активности (вы работаете, а я ничего с этим не могу поделать). Еще одной особенностью нарцистического поведения в терапии является сдерживание. Задачей является удерживать себя, удерживать свои чувства, свои мысли в рамках взаимодействия с терапевтом. Основным содержанием нарциссизма, по мнению А. Лоуэна, является отрицание действительного Я, отрицание действительного содержания своих чувств, желаний, представления о своем месте в мире. Т. Рубин, психоаналитик и писатель, сказал: «Нарцистическая личность создает свой собственный мир и верит, что весь мир - это его мир». Согласно теории объектных отношений, по мнению Розенфельда, нарцистическая личность «могущественно интроецирует примитивную основную часть объекта, и/или проецирует свою личность за такой объект, и таким образом отвергает любые различия и разделения между собой и объектом. Очень важной характеристикой нарцистического поведения оказывается, с точки зрения последователей теории объектных отношений, избегание зависти. Поэтому, если ваш клиент отрицает, что ему знакомо чувство зависти, вы можете предполагать, что перед вами выраженный случай клинического нарциссизма. Такие люди имеют высоко идеализированное представление о себе и удивительную способность отрицать все, что интерферирует с такой идеальной картинкой. Они могут очень легко и незаметно ассимилировать ценности других людей и их идеи и декларировать их как свои собственные. Или наоборот, могут бессознательно обесценивать или разрушать все, что они получают от других (поскольку в другом случае они встретились бы с невыносимой завистью). Поэтому их жизни сопутствует хроническое чувство неудовлетворения, с которым они получают что бы то ни было от других. Хайнц Кохуг обозначал эти нарушения как «биполярное я» и обозначал, что один полюс этого биполярного я связан с ядерной грандиозностью Я и соответственно с ядерной грандиозностью раннего возраста, доэдиповой фазой, в которой его грандиозное Я как бы уравновешивало весь мир. Кохуг использовал термин «трагический человек», чтобы подчеркнуть психопатологию нарциссизма, в отличие от «виновного человека» - связано с эдиповой психопатологией. Навынос, нет смысла далее углубляться в психоаналитические описания нарциссизма, а в большей степени сосредоточиться на том, как нарцистические реакции могут быть увидены в гештальттерапии. Важной особенностью нарцистической личности является такой же способ обращения с собой, как с окружающим миром, попытка манипулировать своими чувствами так же как объектами окружающего мира. Чувства - это не то, что делается, это то, что случается, то, что происходит помимо нашей воли и является неподконтрольным. Нарцистический способ реагирования - отрицание собственных чувств, отрицание переживаний, либо подмена разнообразных переживаний одним и тем же стандартным набором. Вполне нарцистической идеей является идея управления собой, волевая регулящия. Чувства случаются в теле и поэтому еще одной особенностью, связанной с нарцистическими характеристиками, является обращение со своим телом как с объектом, манипуляция со своим телом, оздоровление своего тела, развитие определенных качеств своего тела, исправление других качеств, когда Я является грандиозным, гораздо большим, чем мое тело. Поэтому игнорирование определенного телесного опыта - типичная черта нарцистического поведения. Фактически все проявления нарцистической части личности связаны с переживанием собственной неудовлетворенности, негармоничности. В своей индивидуальной или групповой терапевтической работе мы очень часто сталкиваемся с проявлениями этой части личности. Например, это проявляется, когда мимика человека, с которым я работаю, его поза меняются, но он отрицает изменение своего состояния. Можно проделать несколько очень простых действий, чтобы почувствовать свою нарцистическую часть. Я предлагаю проделать простое упражнение (в моих учебных программах я предлагаю выполнять это упражнение в тройках, чтобы были люди, которые могли бы заметить что-то со стороны и дать правдивую обратную связь.) Не имеет смысла выполнять его в одиночку. Сначала я прошу написать имена трех людей, которые сыграли в вашей жизни очень важную роль, людей, которых вы цените или любите. Затем попытайтесь представить себе этих людей по очереди, встаньте и поклонитесь, вначале одному, потом другому, а потом третьему. И пусть люди, которые видят это, расскажут о том, кому по их мнению были адресованы эти поклоны, как вы выглядели. Смысл этого эксперимента в том, чтобы столкнуть нарцистическую идеализацию других людей с собственной нарцистической идеализацией. В случае выраженной нарцистической реакции люди вообще всячески отказываются выполнять это действие и говорят, что они вообще не могут кланяться. В том случае, если это действие проводится успешно, то вместо нарцистической составляющей занимает невротическая и человек сталкивается с чувствами благодарности, привязанности, симпатии. Это позволяет освободить чувства, которые удерживались в нарцистической позиции и часто сопровождается слезами, которые в этом случае являются скорее слезами облегчения, когда нет необходимости удерживать свою сверхзначимость, сверхкомпетентность перед человеком, к которому ты действительно благодарен, привязан. Возможность не фиксироваться на своей нарцистической части является необходимой для терапевта и поэтому в своих программах подготовки гештальттерапевтов я предлагаю много упражнений, позволяющих перейти от переживания могущества или ничтожества, конкуренции, сверхконтроля к переживаниям привязанности, признательности, близости или обратиться к переживаниям безопасности или небезопасности, доверия или недоверия, цельности или хаоса. Поскольку задачей психотерапевта, терапевтической установкой при работе с нарцистической частью является сохранение присутствия невротической и шизоидных составляющих личности терапевта. Надо, сохраняя поддержку, показать пациенту как он закрыт в грандиозной системе и не верит, что его могут поддержать. Самое важное в этой позиции - сохранить способность к поддержке и в то же время сохранить свое собственное отличие, индивидуальность. То есть продемонстрировать, что задача эмпатической индивидуализации, о чем я говорил в начале этой статьи, вполне разрешима.
ИРИНА ФЕДОРУС
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.013 с.) |