Модель формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры



В педагогических исследованиях разработка модели решения конкретных учебно-воспитательных задач – прием достаточно распространённый. Проанализировав ряд методологических и исследовательских работ [8], мы пришли к следующим выводам: 1) единого подхода к разработке (формированию) моделей у исследователей нет, структуры предлагаемых моделей часто значительно отличаются друг от друга; 2) содержание моделей обусловливается, как правило, предметом, целью и задачами исследования; 3) структура и содержание моделей не всегда соотносятся с учебными программами, являются некими дополнениями, перегружающими учебные программы.

Особый интерес в контексте проводимого исследования представляли работы Е.А. Байер, Д.С. Алхасова, В.Н. Казанцева, О.А. Кухтарева, В.В. Находкина, Н.Н. Платонова, Т.И. Чедовой, в которых предприняты попытки создания моделей (программ, технологий) формирования волевых (нравственно-волевых) качеств средствами физической культуры (на уроках физической культуры) [3]. Каждый из этих авторов представляет свой подход к выявлению роли средств физической культуры в формировании волевых качеств школьников и предлагаемые ими модели значительно отличаются друг от друга по форме, но, по сути, одинаковы. Все эти авторы пытаются найти наиболее результативные средства физической культуры, ими, как правило, выступают физические упражнения, среди них выбираются те, которые, по их мнению, оказывают наибольшее влияние на формирование того или иного качества (например, у Чедовой Т.И. это гимнастические упражнения, у Находкина В.В. это спортивные игры). То есть, осуществляются попытки найти универсальное средство решения сложнейшей и многогранной проблемы формирования волевых качеств у школьников.

С одной стороны с таким подходом можно согласиться. Действительно, например, спортивные игры формируют у человека многие волевые качества. Но, с другой стороны, такой подход представляется несколько упрощенным. Дело в том, что одни и те же физические упражнения, как доказано современными исследованиями [16], у разных людей формируют волевые качества в разной степени. То есть неким универсальным «волшебным» средством они не являются. Поэтому мы предположили, что главным является не то, какие средства для формирования конкретных волевых качеств применяются (в той или иной степени они все способствуют их формированию), а как они применяются, при каких условиях применения максимально реализуются возможности средств физической культуры для формирования волевых качеств.

На основе вышеизложенного мы разработали следующие положения:

– структурно такая модель должна повторять основные компоненты учебно-воспитательного процесса учащихся подросткового возраста и включать в себя определение методологических подходов, принципов, целей и задач, ориентировочной основы действий педагогов, организацию и осуществление работы по формированию волевых качеств у подростков, мониторинг за ее выполнением;

– содержательно обусловливаться нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение физической культуры в школе в период получения основного общего образования;

– основные компоненты модели должны обеспечивать ее направленность на конкретизацию и акцентуацию деятельности педагогов физического воспитания по формированию волевых качеств у подростков в рамках принятых в конкретной образовательной организации учебных программ физической культуры, планов воспитательной работы, их проведение должно создавать условия результативной реализации возможностей средств физической культуры, рассмотренных нами в предыдущем параграфе.

Представляем разработку модели формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры.

Выбор системного подхода обусловлен тем, что процесс формирования волевых качеств у подростков – не некий самостоятельный и обособленный процесс, а компонент целостного учебно-воспитательного процесса, который может быть рассмотрен как системный в его рамках. Деятельностный подход избран потому, что формирование волевых качеств осуществляется в процессе приобретения подростками двигательных знаний, умений и навыков посредством использования средств физической культуры, то есть в сфере физической деятельности.

В целях разработки модели формирования волевых качеств у подростков системный подход применяется нами как общенаучная основа ее создания. Реализация системных идей осуществляется через понятие «система», которому к настоящему времени дано немало определений, в том числе и в педагогической науке. Воспользуемся определением В.Н. Садовского, которое, на наш взгляд, является наиболее полным в контексте разработки модели формирования волевых качеств у подростков.

В.Н. Садовский [14] предложил использовать логический закон обратного отношения объема и содержания имен и последовательно раскрывать содержание данного понятия через взаимосвязанную совокупность признаков. Согласно этому закону, добавление каждого нового признака все более ограничивает класс объектов, попадающих под определение «система», но вместе с тем расширяет их содержательную характеристику. В результате получается иерархия признаков, которая с избытком покрывает все системные объекты. На основе этого положения выделяем возможные системные признаки модели формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры, оставив в стороне дискуссию о том, какие из них являются исходными для нашего понимания модели как системы.

Под моделью формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры мы понимаем систему, представляющую собой набор элементов, характеризующихся следующими признаками:

1) элементы модели условно отграничены от внешней среды, что необходимо для их выделения и анализа;

2) данный набор не является окончательным, из него можно как изымать, так и добавлять отдельные элементы; 3) между элементами осуществляется взаимосвязь и взаимодействие (взаимосодействие) по типу функциональных систем;

4) элементы модели существуют и функционируют по отдельности благодаря существованию целого (всей модели);

5) существует системообразующий фактор, объединяющий элементы модели и обеспечивающий их функционирование.

В связи с таким пониманием модели как системы считаем необходимым уточнить использование категорий «компонент» и «элемент». Компонент модели представляет собой любую ее часть, причастную к достижению цели и обеспечивающую выполнение определенной функции. Минимальный компонент модели, т.е. неделимый далее при выбранном способе расчленения, называется элементом. Такой подход мы позаимствовали у В.А. Якунина: «… для системы элементы заранее не задаются, они выделяются и выбираются в процессе членения, причем каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с задаваемыми критериями. … Выбор же задаваемого критерия определяется задачами, целями исследования, особым подходом или точкой зрения исследователя» [15].

Таким образом, модель формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры – это не жестко детерминированный объект с фиксированной структурой, для которой изначально известны инвариантные элементы. В зависимости от ситуации применения в ней могут быть задействованы разнообразные элементы.

Важными положениями избранного подхода для разработки и реализации модели формирования волевых качеств у подростков являются функциональный характер данной системы, ее синергизм, наличие системообразующего фактора.

Целью создания модели формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры является решение существующей актуальной задачи. При этом мы осознаем, что формирование волевых качеств у подростков – это объективный процесс, он интенсивно протекает в этот период жизни человека, и в большей или меньшей степени результативности основные волевые качества у подростков сформируются. Поэтому цель модели не в том, чтобы запустить этот процесс, а в том, чтобы управлять им, активизировать работу педагогов, родителей, да и самих подростков по формированию волевых качеств, достичь большей предсказуемости результатов.

Объектом любой деятельности называют материальный или идеальный предмет (состояние), использование или изменение которого ведет к созданию материального или идеального продукта, удовлетворяющего определенную потребность субъекта деятельности [11]. Поэтому в нашем случае объектом создания является модель формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры, а не процесс формирования волевых качеств. В то же время объектом реализации модели выступает процесс формирования волевых качеств у подростков.

Таким образом, выбор деятельностного подхода в качестве методологического основания позволяет рассмотреть процесс создания модели формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры, выявить основные требования к компонентам в ходе ее реализации.

Предлагаемая нами модель структурно повторяет компоненты учебно-воспитательного процесса (методологические подходы, цели, задачи, ориентировочная основа действий, содержание, организация, мониторинг хода и результатов), а содержательно строго детерминирована нормативноправовыми документами, регламентирующими деятельность образовательной организации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под волевой регуляцией понимается высшая личностная форма произвольной регуляции. Функция волевой регуляции заключается в овладении своими психическими процессами и поведением для решения задач, которые личность принимает как свои собственные в соответствии со своими ценностно-смысловыми установками. Волевая регуляция проявляется в волевых действиях – действиях внутренних или внешних, подчиненных сознательной цели, связанной либо с несколькими противоречащими друг другу мотивами личности, либо с отсутствием или дефицитом актуально переживаемого мотива необходимого действия, либо с наличием препятствий. Совокупность волевых действий составляет волевое поведение или волевую активность личности.

Волевая регуляция является специфически человеческой формой психической регуляции, формирующейся прижизненно в процессе реальной совместной деятельности человека в системе общественных отношений. Исходная предпосылка в развитии волевой регуляции – необходимость организации собственной активности в соответствии с требованиями, предъявляемыми со стороны совместной деятельности, осуществляемой в коллективе других людей. Движущей силой развития волевой регуляции в онтогенезе являются противоречия между возможностями волевой регуляции личности и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны осуществляемой им деятельности. Разрешение этих противоречий приводит к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности.

Волевая регуляция есть функция, в исполнении которой на разных этапах онтогенеза могут принимать участие различные психические процессы, структуры и механизмы. Одним из основных психологических механизмов волевой регуляции в зрелом возрасте является намеренная регуляция побуждения к действию на основе произвольной мотивации, когда человек намеренно создаёт дополнительное побуждение (торможение) к действию через намеренное изменение смысла действия. Волевая регуляция деятельности имеет место лишь тогда, когда человек сам сознательно оценивает стоящие перед ним цели как личностно значимые. В процессе освоения различных видов деятельности у человека складывается устойчивый способ организации волевых действий, который проявляется как в форме отдельных волевых качеств личности, так и в форме индивидуального стиля волевой регуляции, предполагающего определённое соотношение волевых качеств. В отличие от других индивидуальных особенностей личности волевые качества проявляются исключительно в личностно значимых ситуациях.

Волевая регуляция формируется в процессе решения человеком жизненных задач, которые в начале перед ним ставит общество, в лице родителей, учителей, учебного или трудового коллектива. В зрелом возрасте на первый план в развитии волевой регуляции выходят задачи, которые человек сам ставит перед собой, принимая те или иные вызовы, которые бросает ему жизнь. Решал эти задачи, человек сам выбирает для себя приоритетные области развития, формируя тем самым спою судьбу и собственный неповторимый стиль волевой регуляции. Не пассивно претерпевая жизненные трудности, а активно решая жизненные задачи, человек накапливает опыт, необходимый для формирования веры в собственные возможности и богатой мотивационной-смысловой сферы личности, составляющих основу волевой регуляции.

Студенческий возраст находится на стыке двух возрастных периодов: периода поздней юности и периода ранней зрелости. В период поздней юности (младшие курсы) происходит активное освоение новой по форме и содержанию учебной деятельности. К старшим курсам процесс адаптации к учебной деятельности в ВУЗе завершается, однако, перед личностью встают новые задачи. Это задачи периода ранней зрелости: последующее включение в трудовую деятельность, выбор спутника жизни, создание семьи и т.д. Необходимость перестройки собственной активности в соответствии с новыми объективными условиями приводит к росту требований, предъявляемых к волевой регуляции человека со стороны учебной и других видов деятельности. Устранение противоречия между наличным уровнем развития волевой регуляции и этими требованиями приводит к формированию определённых волевых качеств, вместе образующих единую динамическую систему волевой регуляции или индивидуальный стиль волевой регуляции.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 119- 130.

2. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3. С. 60-69.

3. Быкова Е.А. Особенности развития волевых качеств у студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2017, № 1 (17). С. 98-103.

4. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2019. № 7. С. 76-79.

5. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе, Кишинев. МНО, Кишин. госуни-тет им. В. И. Ленина. 2017. С. 3-17.

6. Иванников В.А. Воля // Национальный психологический журнал. 2017. № 1. С. 97-102

7. Иванников В.А. Воля миф или реальность // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 70-73.

8. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Тбилиси. 2017. 36 с.

9. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 2018. Том 10. № 2. С. 46-56.

10. Калин В.К., Панченко В.И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 93 – 100

11. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций, М.: Айриспресс, 2015. 240 с.

12. Касаткина Д.А. Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности // Акмеология. 2017 № 4 (44). С. 82-86.

13. Кедярова Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: психология. 2018. № 1. С. 40-46.

14. Кирсанов В.М. Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (101). С. 67-72.

15. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М: «Академия». 2017. 350 с.

16. Макарова Н.Г. Гендерные различия в проявлении самоконтроля у мужчин и женщин // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: психология и педагогика. 2019. № 3. С. 21-26.

17. Митина О. В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений // экспериментальная психология. 2018. № 1. С. 131–148.

18. Монроз А. В. Структура волевых качеств детей дошкольного и младшего школьного // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 21-29

19. Моросанова В. И., Щебланова Е. И., Бондаренко И. Н., Сидиков В. А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осозанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского Университета. Серия. 14. Психология. 20177. № 3. С. 18-33.

20. Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 30-38.

21. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детеей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение. 2017. С. 358-395.

22. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл. 2014. 608 с.

23. Осин Е. Н. Факторная структура и демографические корреляты показателей Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) // Психологические исследования. Электронный журнал. 2017.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.033 с.)